Осенний квест в 12 тысяч км., или как мы везли промышленный кондиционер в Якутию

Привет, Хабр! Я — Дмитрий Хлопов, руководитель направления сервисной поддержки инженерных и мультимедийных систем в компании КРОК. Мои коллеги часто делятся с сообществом не выдуманными историями из профессиональной жизни. Сегодня я добавлю еще один сюжет. Ситуация требовала впихнуть невпихуемое, быстро доставить на объект и провести монтаж в условиях, близких к экстремальным. Под катом — подробности, как это было: весело, холодно, и, главное, все работает.

Вскрытие покажет

Мы обслуживаем объекты одной крупной компании почти 20 лет. В основном это инженерная инфраструктура (ИБП, ДГУ, кондиционеры) региональных центров управления. Здесь аккумулируется информация с дорожных объектов, на которых ведутся работы. Всего по стране 35 таких центров. Несколько объектов расположены в Якутии. Регион большой, временами до ближайшего центра — много верст по очень непростой дороге, если таковая вообще имеется. 

Поэтому, если из-за отказа систем охлаждения накрывается серверная, работа прекращается, и сроки восстановления непрогнозируемы из-за территориальных и климатических особенностей. Так, конечно, не бывает: в случае даже грандиозного факапа подключается резервное кондиционирование,   и у сервисной службы есть немного времени оценить ситуацию и поменять оборудование.

Далее будут фотографии с другого выезда, которые позволяют понять атмосферу этого дивного места

Далее будут фотографии с другого выезда, которые позволяют понять атмосферу этого дивного места

Так случилось, что на одном из объектов, в 500 км от Якутска  и 1400 км от Магадана, по трассе «Колыма» в пос. Теплый Ключ «умер» промышленный кондиционер. Включился резервный.  Наши ребята приехали на место, провели диагностику и определили, что ремонт не поможет — надо менять. Нашли вариант замены.  Но действовать надо было оперативно: до Нового года успеть закупить оборудование, оформить его, придумать, как доставить, установить. На дворе конец ноября.

Еду в Магадан!

Промышленный кондиционер весит порядка 350 кг. Обычно такое оборудование мы везем фурой — если это зима, и лед на Лене и Алдане (двух реках по пути к Теплому Ключу) встает так, что может выдержать вес фуры. Навигацию по льду открывает МЧС, когда сочтет нужным. Мостов через Алдан и Лену по трассе Колыма нет.  Предвидится один, но его пока только строят.  

Купить промышленный кондиционер и необходимые для замены материалы поближе к Магадану или Якутску не получится (оборудование специфическое). Поэтому в нашем случае можно было везти только самолетом из Москвы до Магадана (потому что грузовые самолеты необходимого нам размера не летают в Якутск), а оттуда — почти полторы тысячи километров на микроавтобусе по трассе «Калыма».

7cfccb3c82071cd4661d218b31159466.jpg

Нужно отметить, что в высоту кондиционер больше 2 метров, и занести его в грузовой отсек транспортного самолета (любого из доступных у перевозчиков) невозможно — он туда не влезет. Дело в том, что этот кондиционер можно перевозить только вертикально: если его перевернуть или положить горизонтально, из компрессора вытечет масло, а это может привести к тому, что оборудование просто не запустится.  

Ловкость рук и никакого мошенничества

В итоге одна часть нашей креативной команды разбирала кондиционер, отдельно упаковывая компрессор в коробку, вентилятор и другие навесные элементы. В результате уложенный горизонтально кондиционер поместился в самолет. Остальные его части, включая внешний блок, расположились рядом. Демонтированный контроллер — «мозг» кондея, — летел фактически бизнес-классом: в ручной клади инженеров, которые с набором инструментов летели на место встречать оборудование. Им предстояло прибыть заранее и договориться со специально обученными людьми, которые согласились бы отвезти кондиционер в том же разобранном состоянии за 1500 км, до Теплого Ключа. Нужно было еще закупить все необходимое для монтажа, в том числе технический газ. Управились за несколько дней: удалось договориться с водителем японского микроавтобуса, у которого был опыт подобных поездок.

Усть-Нера и вечность

Кондиционер со всеми пирогами прилетел. Теперь предстоял двухдневный путь по колымскому тракту в сторону Теплого Ключа. Еще, конечно, не зима по местным меркам, но и не жарко: днем минус 25, ночью — на 10 градусов ниже.  На этой трассе нет возможности остановиться на ночлег  в населенных пунктах, просто потому что негде.  Кроме большой деревни по дороге — в тысяче километрах от Магадана, — с романтичным названием Усть-Нера. Можно, конечно, заночевать на трассе в машине, но так себе идея: местные советуют всегда, особенно когда холодно, доезжать до какого-либо населенного места.

В деревеньке есть гостевой дом.  Если повезет с комнатой, удобства будут не на улице.  Но везет не всегда. Здесь же есть местный аэропортик, который используется редко , от силы пару месяцев в году для легкомоторной авиации. Усть-Нера — место действительно красивое (см. фото), кругом во всех смыслах дикая природа, прииски, людей нет. И подходящее, чтобы переночевать и доехать до места.

aed63f470880e4099a26bc383aa1439d.jpeg

Не слишком Теплый Ключ

На этом объекте мы работаем преимущественно не летом, поэтому название звучит иронично. Коллегам предстояло восстановить проектную схему: работающий аварийный кондиционер вернуть в резерв, а сломанный заменить, собрав привезенный по новой. Задача штатная, но несколько усложнялась  необходимостью работы на улице при минус 30: требовалось  повесить внешний блок и спаять «зимний комплект» фреонового контура. Чтобы паять на улице в такой мороз, баллоны с газом нужно разогревать до комнатной температуры, иначе пропан на холоде превращается в жидкость. Делали три сварочных шва за несколько минут — и возвращались в помещение греться и греть баллоны. Поэтому варили в несколько этапов. За сутки справились. Счастливый заказчик жал руку, топил ребятам баню, приглашал приезжать еще. В следующем году предстоят профилактические работы. Так что обещали быть.

80a16c1ee153da7118badedba7200593.jpg

А у вас были похожие прецеденты? Приходилось ли восстанавливать оборудование в необычных местах или в экстремальных условиях? Пишите в комментариях и делитесь фото.

© Habrahabr.ru