Офис Apple в Москве: как я с нуля стал экспертом и попал на приватную вечеринку для разработчиков

Это будет история из 2018 года, когда у Apple был большой офис в Москве, где иногда проводились закрытые мероприятия для разработчиков, на одно из которых меня компания пригласила лично. Приложулю я сделал, можно сказать, в одного (она была про путешествия), но если бы я пошел устраиваться разработчиком на хотя бы миддла в мобильную контору, то врядли бы меня наняли, ха ха.

Где-то на вечеринке

Где-то на вечеринке

Но все же оказался я там по делу и заслуженно (графики будут), поэтому давайте обо всем по порядку.

Обозначение проблемы

Краткая предыстория звучит так: у меня есть два самых больших увлечения в жизни — это программирование (не как спорт, а как инструмент) и путешествия. И с помощью первого мне хотелось порешать свою боль со вторым, а именно — если ваш формат отдыха это не олл инклюзив с трансфером в аэропорту (ничего не имею против него), а максимальное количество передвижений, то вам наверняка знакомо насколько вымораживает подготовка любой более-менее сложной поездки.

И если для поездок по Европе или Юго-Восточной Азии наверняка можно позвонить какому-нибудь своему другу, то для Йоханнесбурга или Каракаса таких друзей уже так просто не найти.

Я безумно люблю общественный транспорт, потому что когда ты залетаешь, например, в тарахтящий джипни Панамы с пухленькими метисами вокруг, то, без шуток, погружение в местный быт поднимается на другой уровень.

Это сильно не для всех, и я это прекрасно понимаю, но такая странная любовь еще сильнее усложняет конкретно мою подготовку к таким поездкам.

Создание сайта мечты

Мне всегда припекало если не решить задачу такой подготовки, то максимально ее облегчить, поэтому вооружившись желанием и закатав рукава, я взялся за дельце.

Цель этой статьи не полное описание того процесса (он тянет на отдельную статью), а все же описание вечеринки от Apple (спойлер: она была крутая), поэтому я сокращу историю до просто детального описанием важных вех, чтобы было понятно, почему и как я туда все же попал.

По итогу получился туристический сайт, на котором при помощи технических хитростей, капельки магии и парочки нанятых редакторов на фрилансе, удалось попасть в достаточно жирненький класс низкоуровневых поисковых запросов, которые в итоге смогли как дать трафик по этим запросам, так и подтянуть в целом сайт до посещаемости примерно в 2000–4000 человек в сутки.

Статистика за 2017 год

Статистика за 2017 год

Денег на сменяющихся редакторов было потрачено много (собственных денег, имеется ввиду; для бизнеса это были сущие копейки, а сейчас я бы потратил на них вообще бы баксов 20 — стоимость подписки на одну известную LLMку, лол), вложено любви и собственных разработческих усилий тоже много, но на именно продвижение потрачено примерно 0 рублей.

Настоящий self-made, ну.

И да, это все развивалось исключительно как хобби, на которое тратилось по несколько часов в день. Партнерки, конечно же, на сайте я повесил, но в сторону инвесторов и реального стартапа я не думал прям совсем, я и без того чувствовал себя неплохо.

Вообщем, сайтик начал работать и даже пусть неидеально, но начал помогать в решении поставленной изначально задачи. Следующим логическим шагом стало заворачивание всей инфы в приложение, чтобы все было доступно офлайн, потому что часто эта инфа нужна именно тогда, когда интернета нет.

Тогда я совершенно ничего (прям совсем) не знал про мобильную разработку, поэтому понимал, что тянуть в одного эту историю не выйдет и предложил другу вписаться в эту тему с разделением 50/50 (с меня все, с него разработка). Друг был ios-синьором.

Потратив вместе примерно полгода и не добившись примерно ничего (потому что разработка двигалась ооочень медленно, ибо для него это тоже было хобби), я вооружился в отношении результатов известным мемом с микки-маусом и решил, что сделаю все сам.

Вы же поняли, да?

Вы же поняли, да?

Создание приложения мечты

Всю взрослую жизнь я программировал и проектировал веб, ну и изредко касался тонкого десктопа и железок, а про мобильную разработку не знал вообще ничего. Но это меня совершенно не пугало, потому что начинать с нуля больновато, но я искренне считаю, что программирование — это такое «состояние души», и если ты умеешь делать это хорошо и глубоко понимаешь что именно стоит за буквами, то переехать на другой язык/фреймворк/архитектуру вопрос лишь некоторого времени и желания.

Hello world получилось написать быстро, но осознать специфику мобилок и принципы — на все это добро ушло месяца два. Где-то на половине пути я решил посмотреть, есть ли готовые наработки по офлайн картам и обнаружил, что один известный холдинг выложил аж целиком одно из самых популярных приложений такого рода в оперсорс.

Я им пользовался, внутри как пользователь хорошо знал, но представления о прекрасном для него были немного другие, поэтому решено было отфоркаться, все перекрасить и встроиться в него.

С прилетом! Мой ламповый форк известных карт

С прилетом! Мой ламповый форк известных карт

Здесь открылся портал в Нарнию, потому что пришлось разобрать монструозное количество сложнейшего кода, написанного на обычном и легаси Objective-C и с начинающимся переходом на Swift, было крайне много низкоуровневой специфики, стороннего софта и особенностей сборки конкретно этого проекта.

Скорее всего, мой написанный код был еще хуже любого написанного там, лол, но у него было две супер силы — он работал, решал задачу и делал оба действия быстро.

Приложение ушло в народ.

Заветное приглашение из ниоткуда

Я сильно переделал UI, перерисовал с фрилансовым иллюстратором все изображения внутри, добавил маскота на все важные действия — жутко милого котика, добавил офлайн инфу о городах, и для топовых городов подборки топовых мест с их описаниями (и сразу с геоточками на офлайн-карте). В вебе было api, на которое ходило приложение и получало такие подборки, а затем любую можно было скачать себе в телефон, чтобы пользоваться офлайн.

Набор маскотов на разные действия внутри приложения, это был 2018 год, а значит за бортом был ЧМ по футболу

Набор маскотов на разные действия внутри приложения, это был 2018 год, а значит за бортом был ЧМ по футболу

На сайте сделал уведомление, что всегда можно скачать приложение с офлайн картами и аналогичной сайту инфой внутри.

И приложение начали скачивать.

Им начали пользоваться, и даже ставить ему пятерки.

Статистика активности приложения за 2018 год

Статистика активности приложения за 2018 год

Кажется, это вполне неплохой результат для приложения, которым занимались два человека на полставочки, которое финансово не продвигалось и у которого есть явная «сезонность» (люди не путешествуют весь год). Но здесь так же учтена и андройд-версия, которую я так же потом сделал, ну потому что надо было, ну.

Чуть позже была опробована «монетизация»: некоторые подборки становились доступны для скачивания за 30–50 рублей. Задачи заработать не было, я умею в математику и прекрасно понимал, какие объемы продаж нужны, чтобы это хотя бы оплатило хостинг (у меня нафаршированный ds) и вышло за рамки «прилетела выплата за месяц, можно сходить в бар».

Задача была максимально экспериментировать и разобрать всю внутреннюю механику, и она была выполнена с блеском.

Все как-то шло своим чередом, редактор в админке составляла и обновляла подборки, иногда я что-то тюнил, но вот однажды свежим осенним утром я̶ ̶в̶ы̶г̶о̶р̶е̶л̶(̶л̶о̶о̶л̶)̶ мне позвонили с лондонского номера, и как истинный интроверт, я его не поднял.

Но они звонили еще и еще, я не поднимал, а чуть позже все-таки обнаружил заветное письмо.

Письмо счастья от Apple

Письмо счастья от Apple

Конечно же, идти было надо. И я пошел.

Само мероприятие

Вот обозначенный план мероприятия и давайте пройдемся с моими комментариями по нему.
10:00 a.m. • Check-in
10:30 a.m. • Welcome
10:35 a.m. • Creating Great App Experiences
11:55 a.m. • How Apple Can Help
12:05 p.m. • Succeeding On The App Store
12:30 p.m. • Lunch
1:30 p.m. • Consultations
5:30 p.m. • Workshop Close

10:00 a.m. • Check-in
10:30 a.m. • Welcome
Офис находился прямо напротив Кремля и (судя по интернету) занимал около 4 тыс. квадратных метров. Его весь не показывали, все мероприятие было зажато в небольшом пространстве: небольшой ресепшн, уголок с кофе/чаем и две комнаты, общей вместимостью человек на 25 каждая.

Примерно столько же разработчиков и было на мероприятии.

10:35 a.m. • Creating Great App Experiences
Почти полтора часа с яркими презами о том, что Apple считает по настоящему крутым в плане UX и на что ставит ставку на следующие годы. Самые большие блоки были следующие: AR/VR, мобильные ML-инструменты и 3D-эффекты в играх.

11:55 a.m. • How Apple Can Help
12:05 p.m. • Succeeding On The App Store

Получасовой урок о том, как работает команда модерации, как попасть в фичеринг (продвижение вас самим аппстором), как оформлять и упаковывать приложения, нюансы внутреннего алгоритма поиска и этапы формирования списков из разряда «Топ-10 приложений таких-то» или «Приложение дня».

Чтобы примерно передать уровень деталей, вот риторический вопрос: какое приложение AppStore покажет первым при одинаковом поисковом скоринге двух проектов, у одного из которых много пятерок и отзывов, а у другого их меньше, рейтинг хуже, но есть платные подписки? Ответ не так очевиден, как кажется.

Фактически, это была секция про ASO+ (ASO это как SEO, но для мобилок), которая была жутко интересна как сама по себе, так и тем, что после нее был обед. Я не шучу, это был огромный плюс, потому что следующий час можно было за обедом спокойно обдумать все сказанное и подготовиться к самой крутой части мероприятия.

12:30 p.m. • Lunch
Кормили абсолютно ок, но не звездно. Несколько горячих, закуски и канапе, кофе-чай и тортики. Для бесплатно — то, что надо.

1:30 p.m. — 5:30 p.m.• Consultations
Четыре часа свободного общения с экспертами!

Формат был идеален. Было несколько заморских экспертов из разных частей экосистемы Apple, а именно: технарь, продуктолог, эксперт по выходу на рынки других стран, эксперт в продвижении и ASO, дизайнер и команда русскоязычных редакторов. У каждого эксперта был отдельный стол, по мере освобождения очереди можно было садиться к любому и задавать любые вопросы и получать честный развернутый ответ.

Эксперты уже были поверхностно ознакомлены со всеми присутствующими проектами, что облегчало, прости господи, онбординг и можно было сразу переходить к делу. Можно было прям открыть приложение и совместно обсудить какие-то вещи.

Время с каждый экспертом было ограничено только общим таймингом мероприятия, поэтому завершив с одним можно было перейти к другому, после чего снова вернуться к прошлому с уже новым возникшим вопросом. В итоге все присутствующие лавировали между столами и экспертами, прокачиваясь во всех интересующих вопросах от первоисточника.

Если для чего-то точно и стоило делать свое приложение, то, блин, для вот этого. Это было очень полезно, потому что из первых рук все самое интересное и без купюр.

И это тот случай, когда зашел мобильным джуном, а вышел экспертом, ха ха.

Было круто.

Выводы

Я не знаю, насколько это массовое и уникальное мероприятие. Возможно, такое проводилось каждый день и регулярно отбирались разработчики и команды на прокачку, тогда ценность моего посещения такого мероприятия для общего социума немного снижается.

Фото там просили не делать, да как-то и не хотелось, атсмофера была про другое.

Я узнал очень много интересного, зайдя туда как инди-разработчик с проектом, к которому практически никогда не относился серьезно. Для меня весь этот движ с самого начала был интересен сам по себе, был хобби (у меня все ок с основной работкой) и никогда не был «идеей стартапа на миллиард», хотя, возможно, из него и можно было вытащить сильно больше, чем было проделано.

За все время, что я этим занимался — я, впринципе, поездил всюду, где хотел, вплоть до блицкриг-кругосветки, поэтому первоначальная задача была с блеском решена. И где-то через полгода после мероприятия мой фокус окончательно сместился с этого проекта, поэтому он был отпущен в вольное плавание: как-то работая, что-то там принося. Я перестал за ним следить. Потом случился ковид, который сильно подсушил всю туристическую отрасль и активность упала совсем драматически.

Продлевать ту лицензию разработчика и восстанавливать приложение после ковида в аппсторе я не стал, потому что следить за актуальностью всей инфы уже совершенно нет желания. Но, может быть, по ностальгии и восстановлю, все же там несколько тысяч пятерок и под несколько сотен позитивных отзывов. Сайт работает, но за его актуальностью и за статой я уже тоже не слежу, закрывать нет смысла, ибо многое там так и осталось актуальным, ну уж точно сравнимо с тем, с чем до сих пор конкурирует в поисковой выдаче.

В процессе всего этого действия от идеи и до окончания я получил феноменальное количество разностороннего опыта, самый плюс которого — он останется со мной навсегда на всех других начинаниях.

Я не хочу называть сам проект: во-первых, у меня не хватает кармы, чтобы упоминать внешние проекты, а во-вторых, суть статьи совершенно не про то.

Она про то, что если захотеть сделать крутую штуку, вложить в нее много сил и мыслить нестандартно, то все получится. Если гореть идеей, а не денежными знаками, то в процессе можно получить много наиглубочайшего удовольствия.

А если не гореть идеями, не хотеть делать крутые штуки или если не вкладывать в них душу, то тогда зачем мы вообще здесь собрались? ツ

P.S.: Если вам зашло, то предлагаю еще одну мою околопутешественную тему, но уже на стыке с AI и ML:

Приключение SAM в Японии или как компьютерное зрение видит гейшу

и совсем без путешествий:

Ключевой навык успешной карьеры в ИТ или 8 заблуждений на проектах

Спасибо!

© Habrahabr.ru