.NET Standard Library – адекватный стандарт?

Всякий раз, когда в текущем процессе появляются отклонения, надо задать следующие вопросы: «Это случилось потому, что у нас не было стандарта? Это случилось потому, что мы не следовали стандарту? Это случилось потому, что стандарт не был адекватным?»
Масааки Имаи (автор концепции Кайдзен)

image

Кроссплатформенность — одно из основных требований для приложения на рынке. Большая часть современных языков программирования кроссплатформенны, однако, почти на всех языках разработчик сталкивается с проблемой совместимости его ПО с той или иной системой. Приходится компилировать свой проект под конкретную операционную систему или вести разработку проекта под среду исполнения интерпретируемого языка.

Среда исполнения .NET позволяет разрабатывать кроссплатформенное ПО используя промежуточный код (байт код). .NET выглядит лучшим, на мой взгляд, решением для разработки кроссплатформенного ПО. Однако, как и у всех других, у этого решения есть свои недостатки. Их призван устранить .NET Standard.

Как это было


Рассмотри несколько платформ .NET. Во-первых, .NET Framework — доступна только под Windows, нельзя запустить среду исполнения на других операционных системах. Во-вторых, Mono/Xamarin — это действительно кроссплатформенное решение, поддерживающее Mac, IOS, Android. Из недостатков — отсутствие полной совместимости с .NET Framework, вследствие чего приходится вырезать куски кода из проекта при портировании в Mono/Xamarin. Ещё одна платформа, которая появилась совсем недавно — .NET Core. Она позволяет разрабатывать и запускать серверное кроссплатформенное ПО под Windows, Linux, Mac, Docker.

Даже при большом разнообразии и покрытии операционных систем, разрабатываемая программа может быть не кроссплатформенной, т.к. сами платформы совместимы не полностью. Решение есть — разрабатываем ядро полностью совместимое со всеми платформами и дописываем недостающие части. А как определить, что совместимо, а что нет? Остаётся только тратить время на изучение документаций и API этих платформ.

Portable Class Library — предок .Net Standard Library


Portable Class Library (PCL) — инструмент для разработки кроссплатформенной библиотеки. При создании проекта необходимо выбрать список платформ и приступить к разработке. Изначально PCL поддерживала только Windows и Windows Phone. Вскорости Microsoft приобрел Xamarin, что сразу привнесло поддержку Xamarin в PCL. По мере разработки .NET Core, также появилась поддержка этой платформы в PCL. Платформ становится всё больше — следовательно PCL, как пересечение платформ, становится всё меньше. Microsoft решила предложить альтернативное решение.

Новая платформа .NET Standard Library


Microsoft добавляет новую платформу .NET Standard Library. Первая мысль: «теперь нужно ещё больше читать документации, чтобы проект работал и на этой платформе тоже». Как оказалось, это не так. .NET Standard Library — формальный набор спецификаций общих интерфейсов других платформ: .NET Core, .NET Framework, Mono/Xamarin и остальных. Библиотеки, удовлетворяющие спецификациям .NET Standard, могут быть использованы на различных платформах .NET. Фактически, Standard гарантирует возможность использования библиотек в разных средах исполнения, он приносит универсальность, которой так не хватало, в экосистему .NET.

.NET Standard изменяет архитектуру приложений, он располагается как слой между общей инфраструктурой .NET и конечными платформами.

image

Выделить кроссплатформенное ядро приложения стало гораздо проще. Достаточно, чтобы ядро собиралось под Standard. Также, в этом ядре можно использовать любые другие библиотеки .NET Standard. Новая прослойка является куратором для будущих платформ. Новые платформы должны будут соответствовать .NET Standard, а не наоборот, как это было с PCL.

Свой Standard под каждую платформу


.NET Standard Library различаются по версиям — каждая версия имеет полную совместимость с следующей (что нельзя сказать о PCL). Обратной совместимости нет. При выборе более высокой версии будет доступно большее количество API для разработки библиотеки. Однако, это означает, что меньше платформ будут поддерживать разрабатываемую библиотеку. Ниже приведена таблица разных версий .NET Standard (таблица составлена для Release версии .NET Standard).
Target Platform Name Alias
.NET Standard netstandard 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6
.NET Core netcoreapp 1.0
.NET Framework net 4.5 4.5.2
4.5.1
4.6 4.6.1 4.6.2 4.6.3
Universal Windows Platform uap 10.0
Windows win 8.0 8.1
Windows Phone wpa 8.1
Windows Phone Silverlight wp 8.1
8.0
Mono/Xamarin Platforms *
Mono *

В первой строке приведены номера версий .NET Standard Library. В каждой следующей строке указана платформа и версия, которая может использовать библиотеку, написанную с использованием соответствующего Standard. Стрелки указывают на совместимость данной версии Standard с следующей ячейкой в той же строке.

Примеры:

  1. Если библиотека удовлетворяет спецификациям .NET Standard 1.3, то она может быть использована только на платформах: .NET Framework 4.6 (и более новыми), .NET Core, Universal Windows Platform 10 (UWP) и Mono/Xamarin.
  2. Если библиотека пишется под Standard 1.3, то в ней можно использовать другие библиотеки, которые написаны с использованием версий Standard: 1.0, 1.1, 1.2, 1.3.

Понимание .NET Standard Library


.NET Standard Library можно представить в виде абстрактных множеств, каждое следующие будет содержать предыдущее и добавлять, что-то своё, покрывая больше кода платформ .NET. Соответственно, их размер будет увеличиваться по мере увеличения номера версии.

image

C каждой новой версией функционал ядра приложения будет расти, однако, многие возможности «полноценных» платформ будут не доступны. Посмотрим на изображения других множеств: .NET Framework, .NET Core, Mono/Xamarin:

imageimageimage

.NET Standard одной и той же версии покрывает идентичное множество кода этих платформ. И находиться целиком внутри их пересечения. Ядро приложения будет находиться внутри центрального круга. Само приложение лучше разделить на три части для реализации поддержки других платформ. Таким образом, готовый продукт будет работать сразу на трёх платформах и на нескольких операционных системах.

imageimage

Плюсы использования .NET Standard Library:


  • Кроссплатформенность, несколько платформ .NET, несколько операционных систем.
  • Поддержка кода — проект будет проще поддерживать после релиза, добавляя в него новый функционал без портирования.
  • Гарантия работы — очередная библиотека из Nuget под .NET Standard точно будет работать на нескольких операционных системах.

Минусы использования .NET Standard Library:


  • Ограничения по функционалу из коробки — .NET Standard продолжает развиваться.
  • Сложности с переносом под .NET Standard уже существующих проектов.

Заключение


.NET Standard Library является хорошей заменой неудобной библиотеки Portable Class Library. Standard Library гораздо лучше в плане кроссплатформенности. Теперь можно без больших проблем выделить кроссплатформенное ядро приложения или разработать кроссплатформенную библиотеку, удовлетворяющие спецификациям .NET Standard. Затем написать нужные интерфейсы под необходимые операционные системы и получить готовый продукт.

Комментарии (12)

  • 7 ноября 2016 в 17:13

    +1

    Эта совместимость гарантируется на бинарном уровне или на уровне API?
    • 7 ноября 2016 в 17:19

      0

      Похоже, глупость спросил. Ибо если не бинарная совместимость, то как мы сможем использовать одну и ту же библиотеку под разными целевыми платформами.
      • 7 ноября 2016 в 19:10

        0

        О какой бинарной совместимости вы ведете речь, если все сборки это метаданных + код на IL? Они собственно везде одинаковые.
        • 7 ноября 2016 в 20:23

          0

          Ну для тех же Windows 8.1 и Windows Phone 8.1 совместимость по API была на неплохом уровне. Но вот на бинарном была печаль. Отсюда была подпорка в виде Shared проектов, кодовая база которых использовалась в целевых платформах.
          код на IL

          Так при одинаковом API работы с файлами код на IL (реализация этого самого API) для той же WP8.1 может разительно отличаться от Win8.1. Ну точнее не может, а так оно и было, скорее всего.
          • 7 ноября 2016 в 21:16

            0

            .NET Standart — это как старый PCL, но в уже серьезном таком виде. Вы же PCL когда/если писали там код одинаковый для всех этих платформ. Я вот о чем речь веду. Конечно исключая варианты условной компиляции.

            Если писать либу под .NET Standart — гарантируется, что она будет работать на всех платформах, которые поддерживают версию стандарта вами указанного.

  • 7 ноября 2016 в 17:53

    0

    Что такое платформа win? Которая версии 8.0 и 8.1. И чем она отличатся от .Net Framework?

    • 7 ноября 2016 в 19:07

      0

      Это та что была предшественницей UWP.
  • 7 ноября 2016 в 19:43

    0

    Есть подозрение, что это WinRT вызовы которые стали доступны для вызова в Windows 8/8.1, например Windows.Storage
  • 7 ноября 2016 в 20:00

    0

    А где это реально указывается? Это проекты типа '.Net Standart` теперь можно создавать или что?
    • 7 ноября 2016 в 21:02

      0

      В файле project.json. Да, по умолчанию в .net core все class library создаются под netstandart1.6.
      • 7 ноября 2016 в 21:16

        0

        Я наверно чего-то не понимаю, но project.json же только для dotNet_Core? А остальные?
        • 7 ноября 2016 в 21:24 (комментарий был изменён)

          0

          Да с введением всех этих стандартов путаница усилилась. И надо время, что бы разобраться теперь во всем что MS и сообщество сделали за эти пару лет. Особенно вся хрень с переименованиями платформ, стандартов, металиб и т.п.

          Вы можете создать проект .netCore указать, что весь код совместим с netstandart1.6 и собрать его. Потом, сборку — вы можете использовать во всех проектах, которые будут совместимы с netstandart1.6 в том числе и c .NET Framework.

© Habrahabr.ru