Необразованная молодёжь. Ответ преподавателя-совместителя

habr.png

30 сентября пользователь aleshqqa1337 опубликовал искренний и, в целом, правильный пост Необразованная молодёжь. Я понял, что не могу не ответить. Писал комментарий, писал… И в итоге решил написать пост.


Кратко о себе (это важно): работаю программистом-исследователем в сфере ИБ. Сейчас в крупной российской компании, до этого в двух банках, ещё до этого в небольшой инновационной ИБ компании. Преподаю в МГТУ им.Баумана более 3-х лет… И тоже много что насмотрелся.


Тем не менее «угол зрения» aleshqqa1337 на мой взгляд немного не правильный. Это статья написана не для критики, а скорее для того чтобы дополнить картину того, что в целом происходит с техническим образованием в России.



Начнём издалека


Никого не хочу агитировать за советскую власть, речь не о политике, но в СССР:


  1. Была хоть и во многом убогая, но более самостоятельная экономика
  2. Эта экономика требовала большого количества кадров, в том числе интеллектуальных.


Это не значит, что в современной России все плохо. Просто очень многие отрасли экономики, в том числе технические сильно просели. В Бауманке есть очень много кафедр, которые объективно экономически не сильно востребованы. Что делать с преподавателями? Увольнять? Переобучать? Это больной и не праздный вопрос…


А что с русским IT? В лихие 90-е мало, ну реально мало людей из IT пошли именно в преподавательскую деятельность. Да и сейчас если и идут, то либо из-за того, что больше пойти не куда; либо из-за совмещения науки и образования («рыцари науки») либо как я — люди из отрасли, которые раз в неделю по вечерам читают студентикам и сеют доброе и вечное.


Итак, существует три типа преподавателей:


  1. «рыцари науки» — их очень мало, но они ещё есть. В том числе среди молодых. Их нужно занести в красную книгу и беречь
  2. штатные преподаватели. — к сожалению уровень их сильно и сильно падает. Это системная проблема.
  3. преподаватели совместители. — они есть, но нет политики их привлечения и удержания (об этом чуть ниже).


О зарплатах.


Предположим, что кто-то ну реально хочет именно преподавать.
Смотрите. Я работаю на 0.1 ставку и получаю 2000 рублей. Следовательно если бы работал бы на полную, то получал бы 20000. Если я не москвич и мне нужно снимать квартиру за условные 35000, то для того чтобы жить и питаться гречневой кашей нужно работать на две ставки. Поэтому без звания к.т.н. прожить вообще не возможно. Отсюда другая проблема — проседание отечественной науки, т.к. 95% кандидатский работ ну реально просто ужасны (цифра взята не из головы. Только 1/20 действительно хоть что-то из себя представляет). И все на это закрывают глаза. Отсюда обыкновенный цинизм так называемых «людей из науки» (не путать с «рыцарями науки»)


Я понимаю, что не хлебом единым сыт человек. Но для всего есть свои пределы. Если желудок прилипает к рёбрам — не до преподавания


О методе финансирования


Возвращаемся в страну советов. Раньше выделяли деньги на поток. Таким образом при отчислении студента не нужно было никому уменьшать премии. В современной России деньги выделяются на студента. И весьма неплохие, в зависимости от ВУЗ-а, кафедры это 50–150 т.₽ на нос!


Именно поэтому отчисление — крайняя мера даже в МГТУ… Как следствие — проседание образования.


О политике к преподавателям-совместителям


А её нет! Ну совсем нет. Например я уже три года преподаю и регулярно мне ставят пары где-нибудь в час дня. Я иду на кафедру (отпрашиваюсь с работы) и прошу поменять. Со скрипом, скандалами — меняют. И это продолжается из года в год. Ну зачем так делать? Один мой знакомый, успешный стартапер, просто устал и махнул рукой. Как следствие — кафедра потеряла талантливого человека из отрасли, который не одного студента «в люди вывел».


Говорят, что в новом вузе Московском Политехе, якобы, другая политика. Не знаю — поживем увидим.


О рыцарях науки


Именно эти люди дают фундаментальное образование. Ребята, поверьте — оно вам нужно. Но если вы студент — не сейчас. Вначале вы будите джуном, потом мидлом… И тут окажется, что без фундаментальных знаний вы будите вечным мидлом…


К сожалению этот вид людей, как я уже писал, исчезающе мал. Большая часть к.т.н. — шарлатаны, они «душат» и, давайте без фарисейства, ненавидят талантливых, способных молодых ученых. Прямо как по Карлу Марксы — классовые враги.


О бюрократии


На примере МГТУ. Начиная с отставки И.Б. Фёдорова с поста ректора МГТУ в Бауманке идут «бюрократические процессы». Об этом можно книгу написать, но говоря на пальцах бюрократы просто выжимают «рыцарей науки» на обочину. Объективно понять этот процесс снаружи нельзя — и там к.т.н и здесь к.т.н.


Доходит до смешного. Если ещё 5 лет назад можно было зайти в аудиторию и на птичьих правах собрать студентов и провести доп.семинар, то теперь нужно все и везде согласовывать. Кажется, что это правильно. Но на практике превращается просто в заунывный маскарад и я уже смирился. Талантливых студентов просто зову к себе в гости на работу, либо мы встречаемся в кафе — и работаем.


В других ВУЗ-ах по другому? Отвечу по-станиславски: «не верю!»


Об унижении рыцарей науки


Для поднятия жизненной мудрости (сейчас это модно называть soft skills) неоднократно бывал на бюрократических формальных сборищах. На них систематически и регулярно унижали «рыцарей науки». Говорили, что они неправильно преподают, неправильно ведут экзамены, занижают оценки, требовательны к отличникам и т.д. и т.п. На практике — это просто регулярная хитрожопая травля, чтобы уровень власти «рыцарей науки» свести к нулю и тем самым укрепить власть «бюрократии».


Это не имеет никакого отношения к образовательному процессу? Нет, имеет. Это закулисье. И именно «бюрократия» формирует политику


Потеря культуры


Долго думал, писать этот параграф или нет… Попил кофе и решил написать.
Понимаю, что многие читатели встретят мою точку зрения «в штыки», но все же — мы постепенно теряем культуру, в том числе и в IT.


Например замещаем русские слова иностранными там, где это не нужно.
Я не против слова «мониторинг» или слова «митап», т.к. аналогов им нет.
Даже не против слов «джун» и «мидл», хотя им можно найти аналог.
Но неделю назад услышал «многониточное программирование» вместо «многопоточного» и немножечко приуныл…


Мы смирились с введением в русскую речь выражений «поднять скилы», «запушить комит», «затеймплейтить модуль», «захардкоженная прога» и т.д.


Есть точка зрения, что речь не сказывается на профессиональном уровне. Лично я считаю, что это не так.


Что делать?


Опустим вопрос «кто виноват» — оставим его историкам и социологам и зададим более важный для будущего страны вопрос: что делать?


Выскажу свою (разумеется субъективную) точку зрения.


Будущее за следующими типами взаимодействия:


  1. Школы от компаний. Например ШАД Яндекса
  2. Некоммерческие образовательные организации. Например MoscowPython
  3. Система как в Звёздных Войнах: мастер --> падаван. Учитель — ученик.
  4. Свободные площадки для размещения образовательного и/или профессионального контента. Например Хабр


Что будет с классическим образованием? То что очень важно (военка, например) конечно выживет и останется. Остальное сильно измениться и по факту станет винегретом из вышеперечисленных четырех пунктов, только за государственный счет.


Что делать студентам?


Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Жестоко, согласен.


Но никак иначе. Самообразование, чтение хороших книг; знакомства со специалистами; посещение meet-up-ов.


Никто, нигде, ничему вас не научит. Никто вас не возьмет как кусок необработанной глины и не сделает из вас вазу. Вы сами должны учиться, сами искать где, что и от кого можно полезное получить.


Войти в IT трудно —, но можно. Все в ваших руках.
Успехов вам, ребята!

© Habrahabr.ru