Нейропоэт и другие попзвезды будущего

habr.png

В сети все больше появляется работ по рекуррентным и генеративными нейросетям, сносно справляющимся с такими задачами как сочинение стихов, генерация музыки и рисование картин (см. программы стилизации). Странно, что автоматизации при помощи нейросетей быстрее поддается как раз то, что казалось самым неподдающейся и чисто человеческим талантом — творчество. А вот научиться тому, что ловко делает любая животинка — двигаться в пространстве и манипулировать предметами — с этим как-то до сих пор плохо.

Но в любом случае миф прошлого века, что мы будем заниматься творчеством, а машины работать за нас («вкалывают роботы, а не человек» © Приключения электроника), как то рушится на глазах. Творчеством похоже будут как раз заниматься роботы, а вот мы, чернь, будем вкалывать на него, чтобы послушать его сладкие слуху песни и стихи. Бред? Но нейросеть уже сочиняет что-то не менее абсурдное, чем некоторые поэты. И в итоге наверняка научиться делать это лучше любого человека. Причем в разных стилях и направлениях. И мы не сможем это игнорировать — лучшее будет нам интереснее. Попзвездами совсем не отдаленного будущего будут не люди, а аватары с экрана, за которыми нейропоэт (бот), раздающий «автографы» в соцсети («тебе с приветом от нейропоэта»). Реалистичность 3D в кино позволяют представить видеотрансляции таких звезд с концертами, которых небыло в реальности.


Почему так? А вот почему. Надо признать, что творчество в виде словоплетства — это не высшая какая-то функция высшего же существа. Когда нет цели, вернее цель — что-то выдавить из себя, то справляется с ней и машина. По стихам «нейропоэта» видно, что смыслом они не обременены, в них нас интересуют только неожиданные, поэтому кажущиеся новыми для нас метафоры. Типа «колхозный ум». Но ни случайны. А в настоящем творчестве они далеко не случайны, а подчинены общей цели и идее произведения, реализуемой нетривиальным образом через аллюзии, метафоры, сюжет. Вот этого машина по прежнему не может. Например, написать рассказ с последовательным действием персонажей. Это и есть настоящее творчество.

Но, пример легкости, с которой нейросеть занимается словоплетством, а не сложным движением, показал, что построение движения к цели в новой ситуации — это гораздо более ложная задача. И решить ее удалось с трудом, с гораздо большими усилиями, чем создать нейропоэта, и не студентам МИФИ, и только в упрощенном виде (гугмобиль на дороге с разметкой). Лучшее достижение только у одной фирмы Boston Dnamics — примитивный бегущий ослик, умеющий держать равновесие. Робота с руками, ловко манипулирующего предметами, так и остался пока мечтой. Почему бы это?

© Habrahabr.ru