НАСА отметило год работы телескопа «Джеймс Уэбб», показав фото ближайшей к Земле области звёздообразования

8fc6c3d84f0acf7b15dccb33f59531d4.png

Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА) отметило первую годовщину научной работы телескопа «Джеймс Уэбб». В честь этого события ведомство опубликовало снимок облачного комплекса Ро Змееносца, который находится на расстоянии 390 световых лет от Земли. Это ближайшая к планете область звёздообразования.

На фото — около 50 молодых звёзд, масса каждой из которых сравнима с массой Солнца. Самые тёмные области — самые плотные, где толстые пылевые коконы всё ещё формируют протозвезды. Огромные биполярные струи молекулярного водорода, представленные красным цветом, доминируют на изображении, появляясь горизонтально в верхней трети фото и вертикально справа. Это происходит, когда звезда впервые прорывается через свою родную оболочку из космической пыли. Светящаяся пещера в нижней половине изображения — единственная звезда на фото, которая значительно массивнее Солнца.

«Всего за один год телескоп «Джеймс Уэбб» изменил представление человечества о космосе, впервые заглянув в пылевые облака и увидев свет из дальних уголков Вселенной. Каждое новое изображение — это новое открытие, позволяющее учёным всего мира задавать вопросы и отвечать на них, о чём они раньше не могли мечтать», — отметил глава НАСА Билл Нельсон.

До запуска «Джеймса Уэбба» астрономы знали лишь о небольшой горстке галактик, существовавших в первый миллиард лет после Большого взрыва. За последний год подтвердили сотни таких галактик — больших и более ярких, чем ожидалось, наполненных формирующимися звёздами, вращающимися вокруг сверхмассивных чёрных дыр.

Уже сейчас определено расписание работы телескопа на следующий год: около 5 тыс. часов основного времени наблюдений посвятят ряду проектов, связанных с формированием галактик, химией звёзд, поведением чёрных дыр, крупномасштабной структурой Вселенной. Многие из этих проектов более амбициозные, чем в прошлом году, так как теперь учёные знают, на что способен телескоп.

«Джеймс Уэбб» — самый большой и самый мощный космический телескоп в мире. Его стоимость — $10 млрд. Хотя телескоп отправили в космос 25 декабря 2021 года, его команда отмечает годовщину только сегодня, поскольку немало времени ушло на развёртывание зеркала и ввод аппарата в эксплуатацию.