Моя работа — ждать IT-катастрофы

f5830962230403c563c8968784350cdd.jpegЛучшее, что может случиться, — это если результаты того, что я делаю, никогда и никому не пригодятся. Можно сказать, что я профессиональный параноик: моя задача — разрабатывать планы действий на случай чрезвычайных ситуаций и обучать людей грамотно реагировать в таких случаях. Зачем это нужно? Довольно просто — чтобы в случае непредвиденных ситуаций всегда была страховка. Вот, например, знаете что будет, если землетрясение уничтожит основной московский ЦОД? Сработает автоматика и перебросит часть сервисов на другие ЦОДы. Всё то, что было active-active, продолжит работу (это базовые функции сети, вроде звонков и SMS). Затем включается базовый сценарий реакции. Сразу после происшествия формируются команды восстановления из специально обученных людей на объекте, имеющих подготовку по всем аспектам работы этого объекта. Например, из инженера на смене, охранника, системного администратора и так далее. Они бросают все свои текущие дела и занимаются только восстановлением. В течение первых 10 минут «бронзовая» команда восстановления анализирует ситуацию. На 11-й минуте руководитель команды докладывает команде более высокого уровня («серебряной», как правило, не присутствующей на объекте), например, главному инженеру и руководителю подразделения. «Серебряная» команда принимает решение на своём уровне. В нашем случае проблема явно особенно важная, поэтому команда связывается с «золотой» командой — руководителями самого высокого уровня. На принятие решения о том, что ситуация является чрезвычайной, уходит ещё 10 минут (это очень быстро). В течение ещё 5 минут активируются составленные нами планы аварийного восстановления. Руководители «бронзовых» команд собирают людей и идут восстанавливать, что могут, на месте. Параллельно собирается кризисный комитет, включающий известных специалистов, описанных в плане на этот случай. Далее кризисный комитет взаимодействует с HR, PR, безопасниками и другими службами. В частности, совершенно точно PR к этому моменту будет остро нуждаться в информации — абоненты уже полчаса без мобильного из интернета, нужно выступить с данными о сроках восстановления. Разворачивается резервная точка. В течение 20–30 минут восстанавливается инфраструктурный слой. Затем идет восстановление СУБД и там, где надо, восстановление из архива с ленты. Далее — восстановление приложений (от получаса до дня). Параллельно в течение первого часа проверяется, как всё переехало. Затем появляются детальные отчёты. План аварийного восстановления заканчивается, и мы снова «засыпаем» до следующей ситуации. Читать дальше →

© Habrahabr.ru