Кто убивает мое производство одежды?

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с владельцем швейного производства в Подмосковье Евгением Апачевым.

11 лет мое производство шьет спецодежду для врачей и стюардесс, жилеты для неотапливаемых складов Вайлдберриз, и другую униформу. 10 человек на 150 кв.м в Подмосковье отшивают одежды на 1,5 млн в месяц. Сегодня мы переживаем не самые лучшие времена, как и вся отрасль, и вот почему.

В статье расскажу, как я не понял языка откатов, чем страшен женский алкоголизм, сколько можно заработать, когда одеваешь завод, и какие проблемы вас ждут на швейном производстве, если вы не Коко Шанель.

Я – справа.

Я — справа.

Но прежде чем перейти к проблемам, коротко расскажу о своем производстве.

Швейное производство с нуля

Швейное производство — не первый мой бизнес. Я с партнером занимался электромонтажом, и как-то у нашего текущего заказчика подрядчик не справлялся с поставкой спецодежды. Мы увидели в этом новую возможность и перепродали партию одежды. Неплохо заработали и решили, что если купить свои машинки это будет еще выгодней.

Сейчас на нас работает 10 человек и стоит оборудования на 2 млн ₽.

Сейчас на нас работает 10 человек и стоит оборудования на 2 млн ₽.

На старте швейного производства можно обойтись оборудованием на 1,3 млн ₽. Оборудования немало, потому что даже, чтобы сшить обычный свитшот вам понадобится 3 машинки. Прямострочка сшивает, распошивалка вшивает манжеты и воротник, а оверлок делает боковые швы и сшивает рукав.

А полный перечень для начала своего производства можно посмотреть ниже.

Всего это 1 355 000 вложений.

Всего это 1 355 000 вложений.

Но купить материалы, снять помещение и закупить оборудование не самое сложное. Если планируете открыть свое швейное производство, первое о чем стоит подумать — где брать людей. Но об этом позже.

Сбыт

Сначала заказы шли хорошо, потому что всем было интересно протестировать нового производителя.

Закупщики

Обычно наш заказчик — закупщик. Это не как в маленьких компаниях, где просто кому-то говорят: «Да сходи, купи что-то». Это отдельный специально обученный человек. Он ведет реестр надежных поставщиков и решает, кому отдать заказ. И главное в этой нише быть знакомыми с закупщиками или с офис-менеджерами, которые являются внутренними заказчиками для закупщика.

В закупках крупных компаний все очень консервативно, они не склонны к резким поворотам. Это на WB мы смотрим и: «О, беру!». Закупщики стараются работать годами, потому что их задача достигать цели и если фирма выполняет обязательства, то менять такого контрагента они будут крайне нехотя.

Мы можем уже не работать с заказчиком, а нам до сих пор звонят по запросам:

— А вот перчатки вы делаете? Можете нам продать срочно? А то у нас нету.

— Не, мы перчатки не производим.

— Но, может вы знаете, где достать?

Откаты

Закупщики сами строят отношения, им важно, чтобы их работа хорошо выполнялась, чтобы их внутренние клиенты были довольны. Намеки на откаты я почти не встречаю.

Но тут нужно сделать оговорку, что я не понимаю язык откатов. Возможно те, кто так работают, просто видят, что я не понимаю нужный язык и поэтому не идут ко мне.

Возможно, я пропускаю мимо ушей фразу: «Знаете, я уже 2 года не могу купить себе новую машину…». Возможно, мир на самом деле устроен по-другому.

Госзакупки

Как только в госзакупках появился критерий самое дешевое — самое лучшее, стало возможно шить из мусора и побеждать в тендере. Или сажать людей в подвале, обманывать с зарплатой, выгонять, и поэтому побеждать в тендере, и как-то на этом зарабатывать.

Есть авантюристы, которые выигрывают тендеры без швейных производств, а потом бегают по рынку и пытаются продать. Ко мне прибегают и говорят:

— Сошьете медицинскую куртку за 650 рублей вместе с тканью?

— А ее невозможно сшить за 650. Не сошьем, до свидания.

Были истории, где до тендера 3 посредника, а в конце бедные люди на производстве не справляются и работают в минус.

Реклама

Рекламируемся мы в Яндекс.Директ и на картах, запрос «спецодежда на заказ».

Иногда оттуда приходят стартаперы или дизайнеры, которые хотят сшить 500 лётных комбинезонов для перепродажи.

На WB выходить неинтересно, потому что невозможно конкурировать с ребятами, которые в черную привезли одежду из Китая.

Мы шьем много видов изделий. Но оборудование покупали аккуратно.

Например, к нам с рекламы приходит заказчик, которому нужно 500 джинсов. А чтобы быстро сшить джинсы, нужна двунитка. Это машинка, которая сразу шьет две строки, если делать на однострочной, то это будет криво и долго. Если такой заказ с рекламы был один, мы от него отказывались, а вот если заказов на изделие, под которое требуется новое оборудование, приходили с периодичностью, то докупали машинки.

Сколько стоит 1 изделие?

Небольшое швейное производство требует каждый раз разрабатывать оптимальную схему пошива.

Начальник производства, как тренер на хоккейном поле под каждый заказ ищет оптимальный производственный процесс.

Начальник производства, как тренер на хоккейном поле под каждый заказ ищет оптимальный производственный процесс.

Найти тех, кто организует процесс гораздо легче, чем швею, которая будет делать руками вперед-назад 8 часов 5 дней в неделю.

Если шьем изделие, где много операций, то швея делает изделие целиком, потому что не хватает людей. Если операций 2–3, то мы стараемся организовать конвейер.

Если операций 2-3, то мы стараемся организовать конвейер.

Если операций 2–3, то мы стараемся организовать конвейер.

Мы шьем то, что не купить в магазине. На WB можно купить медкуртку за 600 ₽, сделано в Китае из какой-то ткани, не хочу плохо говорить.

А под заказ, определенного фасона, ткани, в корпоративном стиле, будет стоит 2500 ₽. у таких, как мы.

А под заказ, определенного фасона, ткани, в корпоративном стиле, будет стоит 2500 ₽. у таких, как мы.

Обычно себестоимость по нашим изделиям выглядит так:

Примерная себестоимость по популярным изделиям

Примерная себестоимость по популярным изделиям

Но сумма постоянных расходов в единице изделия будет очень зависеть от количества произведенных изделий в целом. А это зависит от того, как много заказов ты получишь.

Если заказов много, то себестоимость ниже, а вот если заказов мало, то предприятие спокойно будет работать в убыток, и такое регулярно случается.

Расходы швейного производства

Аренда — 70 000 ₽

Сейчас конкуренция за швей такая, что некоторые швейные производства открываются в торговых центрах. Снаружи висят красивые тряпки, а внутри швеи в тапках и трениках. Женщины часто без машин, поэтому расположение сильно влияет, пойдут ли они к вам работать. В подвалах уже даже иностранцы могут согласиться работать только за большие деньги.

Зарплаты — 700 000 ₽

В нише есть 2 способа оплачивать работу: сделка и зарплата. Сделку у нас в городе очень любят собственницы, которые шьют сами. Они берут интересные заказы, созывают подружек с призывом: «Девочки, шьем!», месяц плотно работают, зарабатывают по 100к, следующий месяц отходят.

А второй тип — это завод, как у нас. Есть зарплата, есть премиальная часть.

Есть заказ или нет, уже никого не волнует, люди ходят на работу по расписанию, а я беру риски на себя. Никого не интересует, как дальше извернусь, зарплату 1-го и 15-го без задержек.

За производственный процесс отвечает начальник производства. Он – офицер, принимает решения, может не находиться всегда на производстве.

За производственный процесс отвечает начальник производства. Он — офицер, принимает решения, может не находиться всегда на производстве.

Мастер — это самая опытная швея, она разбирает ситуации, выясняет почему так, она же следит за качеством.

На производстве работает 10 человек. Меньше всех зарабатывают упаковщицы (30к), потом идут швеи (40к), потом мастер и вышивальщица, потом закройщица, потом начальник производства. Кадры, охрана труда и бухгалтерия на аутсорсе, их работу тоже считаю в зарплатный фонд.

Потери — 10 000 ₽.

Обычно брак — это неумышленное действие, это недостаток обучения, оснастки. Человек не хочет производить брак. У нас действует правило: не принимать брак, не производить брак, не передавать брак. Если в коллективе нормальная атмосфера, а за брак не штрафуют, когда девушки видят, что получили брак, не передают его дальше. Нам этих правил хватает, чтобы в коробке получать минимум брака.

А полный расходник выглядит так:

bb6b32f63074828f39065e9ad80d9f27.png

Сколько можно заработать на швейном производстве?

Обычно считается, что треть от продажной цены изделия — это материалы, еще треть — это постоянные расходы, а последняя треть — это налоги, потери, маркетинг и прибыль. Но из-за описанных кадровых проблем у нас на обороте в 1,5 млн на постоянные расходы уходит 790к, вместо 500к. Поэтому в месяц с нашим средним оборотом в 1,5 млн в месяц чистыми остается порядка 100–120к. На двоих партнеров.

Так выглядят текущие фин. итоги:

Средний оборот месяца.

Средний оборот месяца.

А почему так? Нужно ответить на вопрос из заголовка.

Проблемы швейного производства

Швея — непрестижная профессия

Самая большая боль швейного производства — это люди. Из 30 выпускниц швейного техникума, только 2 девушки идут работать швеей. Я помогал одному такому техникуму и когда я сказал: «У меня есть вакансия!» это не волновало абсолютно никого. Работать швеёй на производстве не престижно. Девушки быстрее идут пилить маникюр или делать ресницы.

Швея — это рабочая специальность. Ты 8 часов 5 дней в неделю делаешь движения вперед-назад.

Заправляешь ткань, нажимаешь педаль, машинка все делает сама.

Заправляешь ткань, нажимаешь педаль, машинка все делает сама.

Это механический, тяжелый, очень скучный труд. В этом нет творчества. Каждый день ты повторяешь одно и то же. Ногти сделал, можешь запилить селфачок в нельзяграм, какой прекрасный человек, в красивом наряде, красивые ногти, цвета, вроде красивая жизнь в красивом месте.

А швейное предприятие — это шумно, мусор, обед по расписанию.

Шить на производстве – это не домоводство, где женщина-домохозяйка, не спеша, шьет дочке красивое платье. За 1 смену проф. швея может сшить 10 брюк, это огромная скорость.

Шить на производстве — это не домоводство, где женщина-домохозяйка, не спеша, шьет дочке красивое платье. За 1 смену проф. швея может сшить 10 брюк, это огромная скорость.

Работу можно сравнить со сбором урожая. Сложно ли собирать морковку? Несложно. Выдернул, отряхнул землю, убрал в ящик. Но это всегда в позе, спина затекает, мозг свободен, нужно выполнять план.

Поэтому в условиях кадрового голода мы рады необразованным и хотя бы немного умеющим шить женщинам.

Курс доллара

Все держалось на иностранной рабочей силе. Но с изменением курса доллара у мигрантов перестала сходиться математика проживания в России. Теперь приезжие просят очень заметные зарплаты (70–80к для начала, но потом хотят больше).

Борьба за кадры

Мы конкурируем за кадры с:

— Пятерочкой и Вайлдберриз. Где, как и у нас на производстве, платят рабочему по 40к.

— С Москвой. От Ступино до столицы — 100 км. В Москве платят 70–80к швеям.

Женский алкоголизм

Учитывая все сложности работы в швейной отрасли, женщины пьют. Кто мало зарабатывает, подвержен стрессу: на стиральную машинку не хватает, а на бутылку пива хватает.

Люди не выходят на смены, уходят в запои, пьют на рабочем месте, выходят пьяными, кодируются, все понимают, хотят вернуться, но у них уже зависимость. Говорят: «Я все, завязала», но работать не могут, не потому что похмелье, а потому что после запоев нервная система уже не справляется и руки трясутся.

Берешь непьющую, а она начинает пить. На пьющих уже глаз наметан, их просто не нанимаешь.

Ты разговариваешь с ней: «Так, какой у тебя дальше план? Ты прекращаешь? или дальше не сможешь здесь работать».

А расставаться всегда сложно, только обучение нового сотрудника 2–3 месяца, плюс потери из-за простоя.

Чтобы справляться, мы используем все, что можно. Если можно задержать сроки — задерживаем, если можно попросить сотрудников задержаться — просим. Так выглядит обычный день начальника производства: «Да е-мае, Наташа в запое, как сегодня будем решать эту ситуацию?»

На фото руководитель производства действует личным примером.

На фото руководитель производства действует личным примером.

Маркировка

Швейное производство шьет себе шьет, и тут появляется агентство, которое говорит: «Теперь на каждое изделие вы должны покупать у нас коды». А для этого нужно купить ПО, подписки, принтер этикеток, и все настроить. Нам же нужно существовать, поэтому платите нам.

Проблема не только в разовых затратах, проблема в том, что внутри бизнеса появляется еще один бизнес-процесс. Сам код недорого стоит, но систему надо поддерживать, швея это делать не может, и как будто на это должен появиться отдельный человек. А новая область требует постоянного контроля. Бухгалтер перегружен и новую задачу возьмет только за еще +5к к зарплате. Ведь раньше этих действий не было, а теперь это появилось.

На фото – бирки, теперь к ним добавляются QR-коды

На фото — бирки, теперь к ним добавляются QR-коды

Финал

Если что я не жалуюсь, мы работаем, в этом месяце покупаем новую швейную машинку за 300к.

Заводы не встанут, все хорошо.

Заводы не встанут, все хорошо.

P.S Швейный бизнес-план для гаража Стива Джобса

В 2021-м мы думали о покупке доли на чулочно-носочной фабрике. И посчитали бизнес-план.

Чтобы связать чулок или носок с рисунком или без, нужна всего одна машина. Она чередует нитки и получается рисунок.

Логику чередования задают в специальной программе на компьютере, которая для человека выглядит как обычный графический редактор. Качество, плотность и ощущения от носка, задает нить и их набор.

Логику чередования задают в специальной программе на компьютере, которая для человека выглядит как обычный графический редактор. Качество, плотность и ощущения от носка, задает нить и их набор.

Потом другая машина их зашивает. Еще одна машина и оснастка помогает гладить и упаковывать. Всё очень просто. В условном гараже Стива Джобса, это все вполне поместится и можно производить носки.

Когда посмотрели выкладки, решили, что не стоит. Долгий возврат инвестиций, а следовательно, большие риски.

Когда посмотрели выкладки, решили, что не стоит. Долгий возврат инвестиций, а следовательно, большие риски.

Титры

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся» на основе интервью с владельцем швейного производства Евгением Апачевым.

Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Вы прочитаете: как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как правильно склеить картон, чтобы продать его на маркетплейсах на 50 млн в год, как фермер потратил 250 млн в деревне, почему умирает производство пельменей в провинции, почему таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн и другие истории

© Habrahabr.ru