Креативность для аналитика данных: нужна ли, как проявляется и как развивать

Нужна ли аналитику креативность? Работодатели, похоже, считают, что нет или что креативность не важна. Например, на hh.ru всего 10 вакансий «с креативностью» по всей России на момент написания статьи. И только в двух из них (Ozon и «Ростелеком») говорят напрямую, что креативность нужна.

Я работаю с данными почти 20 лет, и из них семь набирала и растила джунов, три — наставник в Практикуме на курсе «Аналитик данных». Предлагаю вместе подумать, а нужна ли нам креативность, как проверить, есть ли она, можно ли её чем-то заменить и как прокачать.

07c6ba2c6ebc8e3461fa666c1c4d2c38.png

Что такое креативность

Начать предлагаю с аналитика данных :) Будем считать, что это человек, который способен каким-то образом ответить на вопрос «кто типичный покупатель магазина N». Неважно, каким инструментом, неважно, на какие вопросы этот человек отвечает сейчас. Важно: он умеет уточнить запрос, понять, какие признаки ему нужны, оценить качество данных, выбрать подходящие методы для ответа на запрос, адекватно моменту показать результаты работы (табличка, презентация, проект в юпитере и т.п.). Deal?

С креативностью будет посложнее. Определений у неё много (Дональд Дж. Треффингер насчитал более 100). В бытовом смысле их ещё больше. 

Чтобы говорить об одном и том же, предлагаю ориентироваться на модель 4К для оценки креативности продукта. В моей вольной интерпретации «на дата-аналитический» она будет выглядеть так:

  • мини-К. На этом уровне что-то новое и оригинальное происходит только для меня и только для меня имеет ценность. Например, я сделала свой первый учебный проект;

  • малая-К. Здесь уже новизна и оригинальность оценивается другим и, возможно, имеет сравнительную оценку. Например, я сделала техзадание, в котором были дивергентные задачи, и прошла конкурс на вакансию. Примеры таких задач из реальных техзаданий: предложите метрики для анализа платёжной дисциплины абонентов; предложите варианты персонализации для каждого кластера покупателей; придумайте дополнительные признаки; предложите принцип, по которому будет изменяться бюджет на продвижение; исходя из специфики нашего продукта, выберите и отобразите на дашборде 4 основные метрики для финансового директора компании; предложите мероприятия по работе с пропущенными значениями; и мое любимое и частенько встречающееся — найдите инсайты;

  • про-К. Как правило, проявляется на высоком профессиональном уровне, несёт ценность на уровне рынка, профессии. Это могут быть аналитики / группы аналитиков, которые являются авторами чего-то нового: фреймворки, библиотеки, исследования и др., признанные другими аналитиками;

  • большая-К. Выдающиеся работы, которые войдут или уже вошли в историю.

Как проверить себя

Если препарировать креативность и попытаться оценить аналитика, а не его продукт, выглядеть это может примерно так (примерно — потому что в этом вопросе нет одного мнения):  

  1. Есть ли у вас интерес к дивергентным задачам? На мой взгляд, именно с этого начинается потенциально крутой аналитик. Я набирала джунов во времена, когда профессии «аналитик данных» еще не существовало и максимум, что ты мог написать в вакансии, —  «готовность изучать SQL» (даже не «знать», т.к. на тот момент знали его только люди из разработки). Только на испытательном сроке ты и соискатель начинали понимать, туда ли он пришел. Спустя годы, отрефлексировав свои ошибки в найме, могу сказать, что выстрелили (прошли испытательный срок, двигались по профлестнице) только люди с интересом к дивергентным задачам. Всё остальное, даже если не было на момент найма, приложилось со временем.

    Как проверить себя: очередной блок в вашем учебном проекте звучит как «найдите что-то интересное, поисследуйте» — что вы ощущаете?

  2. Оригинальность мышления — способность придумывать нестандартные идеи.

    Как проверить себя: на нашем исходном запросе (кто типичный покупатель магазина N?) заказчик говорит, что все стандартные признаки — соцдем, покупки — уже у него есть, нужно найти новые инсайты. Можете придумать?

  3. Продуктивность мышления — способность придумывать большое количество идей.

    Как проверить себя: вы остановились на одной идее в пункте 2?  

  4. Легкость ассоциирования — способность бегло извлекать и комбинировать отдалённые ассоциации. А гибкость мышления — способность применять разнообразные стратегии для решения проблем.

    Как проверить себя: если у вас больше одной идеи в пункте 2, различаются ли они или вы копали в одну сторону? Они близки к изначальному стимулу, который я дала (соцдем, покупки)?

  5. Толерантность к неопределённости — способность размышлять над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия принятого решения.

    Как проверить себя: вас смущало отсутствие четких вводных?

Конечно, есть и различные тесты со своими достоинствами и недостатками:

  • основанные на процессе (дорисовать, придумать ассоциации и т.п.), например, тест Торренса;  

  • тесты самооценки креативности;  

  • оценка окружающими (коллеги, сокурсники);

  • оценка креативности продукта (например, вашего проекта, дашборда и т.п.) экспертами.

Чем «заменить» креативность

Ладно, я проверил себя и понял, что креативность у меня отсутствует. Шеф, усё пропало Конечно, речь пойдёт о конкретных ситуациях, не о замене креативности как таковой, но выход есть:

  1. Банальный: искать работу без креативности. На наш изначальный вопрос может быть заказчик, который чётко сформулирует задачу. У меня есть предположение, что когда работодатели пишут в вакансии слово «ad hoc», намекают на потребность в креативности. О креативности напрямую, как мы уже видели, никто не пишет. А по тем техзаданиям на джуниор-вакансии, которые у меня есть, можно прикинуть, что дивергентные задачи (как место проявления креативности) дают только около 30% работодателей.

  2. Брать огромным багажом знаний: изучать бизнес-кейсы и научную литературу. Если вы человек из ритейла, скорей всего вы на нашей задаче вспомнили из своего опыта столько вариантов, что креативность и доставать не пришлось.

  3. Проявлять любознательность. Например, маркетинговому аналитику стоит посмотреть и на другие виды аналитики (товарная, поведенческая, продуктовая и др.) и адаптировать идеи оттуда.

  4. Общаться. Пока писала статью, побывала на Data Fusion. Один из спикеров для поиска идей уровня большая-К предлагал общение с учёными-математиками. Я от себя для идей уровня малая-К предложу общаться с пользователями. Мы с выпускниками Практикума как-то взяли 1-е место на гео-хакатоне от Wildberries, не являясь гео-аналитиками. Возможно, когда-нибудь напишу об этом побольше, но одним из важных вех нашего участия было как раз общение с пользователями ПВЗ (нашими знакомыми из разных городов). Это позволило нам как генерировать идеи, так и кайфануть эмоционально.

  5. Пользоваться креативными методологиями: CRAFT, Латеральное мышление, JTBD, Дизайн-мышление, ТРИЗ. 

Две мои настольные книги:

  • «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори. Настольная книга приёмов и инструментов дизайн-мышления». Мартин Томич, Кара Ригли и др.

  • «Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач». Генрих Альтшуллер.

  1. Качать креативность :)

Как прокачать креативность

Если смотреть на креативность в препарированном виде, наверное, наибольшую сложность вызывает интерес к дивергентным задачам и толерантность к неопределённости. Что-то заставить себя делать, не заставляя, — реальный вызов.

Интерес к дивергентным задачам можно повысить с помощью стратегий, направленных на стимулирование любопытства, мотивации и вовлечённости:

  1. Адаптируйте задачи в соответствии с вашими интересами. В реальном мире: поиск работодателя, про которого вам интересно.

  2. Обеспечьте себя автономией. Предоставьте себе возможность самостоятельно решать задачи, хотя бы в бытовом плане (как отметить праздник, что подарить, куда поехать).

  3. Хвалите себя за каждую придуманную штуку. Найдите способ кричать «я крут», который работает для вас и адекватен моменту. Мой любимый вариант — положить в копилку «что я расскажу на собеседовании».

  4. Создавайте себе благоприятную среду. В первое время несите свои креативные решения в поддерживающую среду с конструктивной и положительной обратной связью. Где её можно найти: в близком окружении (семья, друзья), на учёбе (интересный кейс: студентка начала вести телеграм-канал для своих и себя), мозговые штурмы в какой угодно среде (тут сам метод генерации идей не подразумевает критики). 

Важно: создавайте такую среду сами! Как интроверт интровертам: не сдерживайтесь, похвалите то, что вам нравится, ваш порыв может сотворить чудо. 

  1. Сделайте решение дивергентных задач привычкой. Например, придумывайте »5 невозможных вещей до завтрака».

Про толерантность к неопределённости в последнее время говорят много, поэтому я совсем чуть-чуть и ближе к аналитическому:

  1. Примите как данность, что неопределённость в нашей профессии существует. Попробуйте полюбить её. Мы, аналитики, существуем и хорошо стОим, в том числе из-за того, что существует неопределённость.

  2. Давайте себя время на креативность и только потом запускайте критическое мышление. Например, первые 20 минут после того, как я знакомлюсь с задачей, представляю себе, что у меня есть все ресурсы на свете, и фантазирую от души.

  3. Развивайте навыки адаптации. Замечательно, если в вашей учёбе или работе что-то меняется (есть разные данные, задачи, команды, заказчики). Навык придет с опытом.

  4. Попробуйте осознать свой масштаб и научитесь декомпозировать задачу на комфортные вам подзадачи. Это могут быть как подзадачи «в крупную клетку»: загрузка, предобработка, исследование, результат заказчику, — так и максимально мелкое. На примере предобработки по каждому признаку ставим отдельную подзадачу: тип данных, пропуски, выбросы вниз, выбросы вверх, разнообразие, производные признаки и т.д.

Заключение

Итак, нужна ли аналитику данных креативность? Складывается впечатление, что без малой-К не обойтись?

Я бы подошла к этому вопросу с другой стороны — чего хотите вы? В конце концов, мы тут сменой профессии занимаемся, чтобы найти себя, а не кого-то другого. Вы хотите придумывать новое или нет? Думаю, найдётся и то, и другое, а чаще всего будет микс (выехать только на креативности, боюсь, не получится).

© Habrahabr.ru