Компьютерные интерфейсы в кино — эволюция воображения

TL; DR. Мы пытались охватить многое, поэтому статья получилась пугающе объемной. Но, надеюсь, познавательной. А еще под нее ностальгировать можно.

ed6297c628e44b7bb55607575fdbffae.pngУ интерфейсов в поп-культуре — целая история, которая заслуживает отдельного внимания. Сегодня поговорим о том, как люди представляли и изображали интерфейсы в кино. Приоритет будет за компьютерами (от домашних до бортовых) однако стоит понимать, что любая система, с помощью которой человек взаимодействует с другой системой — это интерфейс.

Первые проблески Когда жанр научной фантастики только-только пришел на экраны, на дворе занимался 20-й век. Первый фильм жанра, «Путешествие на Луну», был вдохновлен произведением Жюля Верна.Сейчас трудно представить, но этот пионер «космического» sci-fi обошелся без говорящих голограмм в рубке звездного крейсера, вращабельных объемных карт, мельтешащих данных, проецируемых на стекло «умного шлема». Всего, без чего мы научную фантастику отвыкли воспринимать.

[embedded content]Фильм «Путешествие на Луну», режиссер Жорж Мельес, 1902 год

Жанр к этому времени еще не накопил собственную «базу знаний», набор устоявшихся образов, из которых потом вырастутк десятки фантастических фильмов, книг, мультфильмов и видеоигр.

Отправная точка Как и любая вымышленная система, эта должна была иметь под собой основу. Если для фэнтези базой и источником вдохновения послужила (в основном) европейская мифология, то для НФ это — технический прогресс. Любая фантастическая литература базируется на своей мета-вселенной: наборе клише, которые все авторы условились принимать за основу. Для классического фэнтези это орки и эльфы, седобородые волшебники в конических шляпах, вымышленные континенты как обязательное место действия, несуществующие языки, магия и тому подобное. В научной фантастике также очень живая система клише: телепортация, сверхсветовые скорости, путешествия во времени, голографическая связь, лазерное оружие, человекоподобные роботы, футуристичные компьютерные программы…

Двадцатый век — век вычислительных машин и электроники, ядерного оружия и первого космического полета. Воинственный и воодушевленный, устремленный только в будущее. Именно научно-технический прогресс и подталкивал авторов на создание качественной научной фантастики. А мир НФ постепенно вбирал в себя изобретения века и домысливал их.На картинках — изобретения начала XX века и источники вдохновения: гидролокатор (сонар), радар, электрокардиограф, гирокомпас, терменвокс, счетчик Гейгера, иконоскоп…

328f8f96b3fc4209bf8d31edf6d7039a.png 5f2045d16d764a7c986fcc28a08060d3.png 65f86b5539f54d0db0f016e16a69cbbb.png 6e3e32081cdd477ca9d229edecf72833.png fbb52a22602c4fe9bad19f3b0493ae57.png dc2d4f75d6b542b2895c2ec509cb9030.png cc124b201daa4f619b6d5ab7972f481b.png Ретрофутуризм Первые НФ-фильмы радуют смелым полетом мысли. Типичный компьютер здесь похож на бабушкин сервант с вентилями, верньерами и рубильниками, а то, что он показывает пользователю (если вообще показывает) — на работы художников-конструктивистов.530f54d0b6b046dca080a1ac4f90a80a.png 5b189012dd3a41f3b58011bbd6df38ec.png 5e69433a3f314401acdc886414b82339.png 0620f10eeb5e4847a1133611792c1f5b.png Кадры из фильма Raumpatrouille Orion, 1966Уже здесь явно прослеживаются главные мотивы космической фантастики: большой круглый стол в рубке командования, на который проецируются графические данные. Интерфейс фантастичный более, чем полностью, — ведь никто пока не щупал «настоящие» компьютерные интерфейсы.

Но вспомните легендарный «Энтерпрайз» или пару последних «звездных» НФ — многое изменилось? Мы еще дойдем до футуристичных UI (они так и называются, FUI), а пока что следующий этап эволюции киношных интерфейсов.

Зеленая консоль восьмидесятых С появлением первых ПК все в очередной раз почувствовали, что значит «будущее сегодня». Героем дня становится не космический капитан, а хакер, которого видят как непременного компьютерного волшебника. Такого волшебника, который может, введя html-теги в командной строке, заставить примитивную текстовую ОС вдруг выдавать цветные фотографии, цветные линии и многоугольники.И, конечно же, секретную информацию спецслужб.

[embedded content]Характерные атрибуты компьютерных интерфейсов для фильмов этого времени:

Зеленая командная строка на черном экране. Появление букв по одной, как будто бы вместо ПК их выдавала не очень расторопная наборщица. Писк и треск — ведь компьютер должен был излучать неизвестность и даже угрозу. Быстрое клацание по клавишам (чтобы показать виртуозность хакера). Экраны загрузки, больше похожие на скринсейверы, и показывающие, что сейчас что-то случится. Эпичное ACCESS DENIED и ACCESS GRANTED (именно заглавными) как единственный способ показать хоть какое-то движение среди однообразных символов Взрывающиеся мониторы. С восьмидесятых все знают, что если вовремя не ввести правильный пароль, детонирует С4, встроенная в любой монитор по умолчанию. 9deabfcdc3ee4a0185c70b3d4ddf56b7.pngКлише c access denied/granted настолько укоренилось, что успешно эксплуатируется до сих пор. Кадр из сериала «Революция», 2012–2014. Говорят, код реальный, взятый с гитхаба, и правда относится к распознаванию отпечатков.

Интерфейсы — типичные представители эпохи:

d948653ff5f548f79de17273b566c030.png«Трон», оригинальный фильм 1982 года.

212d469e1bbf494288db7beaec3b8047.png«Трон: наследие», ремейк 2010-го

b5c600c09f75457ea7d21db0e93944e9.png«Мозговой штурм», 1983 год

15943400a9ef42f2b5843506e4019931.png«Крепкий Орешек», 1988

Любопытно, что создатели сериала LOST, действие которого происходит в нулевых, ставят «тот самый терминал» с зелеными буквами в бункере Dharma Initiative, которая базировалась на острове как раз в конце семидесятых.

ab303348f8584bff8034a77ac52f3061.jpg«Остаться в живых», 2004–2010.

В игре Fallout, которая воссоздает атмосферу «киберпанка пятидесятых», тоже активно эксплуатируется стилистика зеленой консоли:

11a51fb1d311446f8a4048d23a655051.pngFallout 3, 2008

Однако фантастические интерфейсы в 80-х никуда не исчезли. Наиболее знаковый пример эпохи — НФ-фильм «Трон», который очень смел в плане дизайна интерфейсов. По сути речь даже не о компьютерном интерфейсе, а о виртуальной реальности, качественно ином уровне взаимодействия.

d0fd167de3d0436daec12d79432f3ed6.pngФантастический интерфейс с пакмэном в «Троне»: узнаете эти вращающиеся круги? Выберите любой современный НФ-фильм и дождитесь, когда дело дойдет до компьютерных технологий ;)

Фильм во много предопределил представления об «интерфейсах будущего» не только в кино девяностых. Этот вектор не изменился до сих пор.

Графические оболочки девяностых Девяностые прошли под девизом «персональный компьютер в каждый дом». Киношники тоже сменили скучные монохромные закорючки на полноценные графические интерфейсы. Однако методы хакерских атак остались прежними (зато внешне они стали куда эффектнее):

[embedded content]На видео в фильме Universal Soldier: The Return умный компьютер печатает «Hello, doctor Cotner…» —, но вместо зеленой консоли перед нами «красивый» Times New Roman на фоне стандартной текстуры «зеленый мрамор» из Power Point.

Почему-то мастера по спецэффектам того времени не считали приличным показывать настоящие программы или ОС, пусть даже действие фильма происходило в суровом настоящем.

Отличительные черты киноэпохи:

Визуализация всего подряд. Если это подбор пароля — то пусть он будет походить на компьютерную игру, а не на унылую консоль. Досье как символ эпохи. Все помнят этот поиск по базе данным ЦРУ, где картинки мелькают с частотой пять штук в секунду. Показывая, видимо, что база правда большая. Окна, иконки, анимация. Фундаментальные вещи современных интерфейсов. Глитч-эффект. Фотография, которую вдруг корежит и дергает, дает зрителю почувствовать, что что-то идет не так. Прогресс-бары. Ставшее мемом окно «uploading virus». Который, вероятно, взорвет мониторы всем супостатам. Но по законам жанра как таймер часовой бомбы останавливается на предпоследней секунде, так и прогресс-бар зависает на 98%. f1840959baf948989513ba98ffa4aa34.pngТипичное досье из «Эйса Вентуры», 1994

2fea1f90d6c84a989a6118d523f052e8.png«Флаббер», 1997

053bdec2095a48eb9da87dc5729fbb50.pngБиометрические показатели в «Тринадцатом этаже», 1999

6892cdfc55dd4f6c901da6c2c378300a.pngНепременная визуализация в «Бэтмен возвращается» (1992), а еще так показывали, в каком месте пробит энергетический щит звездолета.

51dd4a266ab045bd93d8b312082a7dbc.pngГолактеко опасносте! «Пятый элемент», 1997

В кино девяностых появляются зачатки «современного футуризма»: биометрические показатели, тепловые карты на экранах компьютеров, вращающиеся 3d-модели. И еще один важный элемент, который предопределит внешний вид киношных интерфейсов будущего — виртуальная реальность («Джонни-мнемоник», «Газонокосильщик»)

[embedded content]Джонни-мнемоник, 1995

Настоящие программы для настоящего времени Следующий этап эволюции кино-интерфейсов — это максимальное приближение оных к реальности. Или же демонстрация реальных программ в кадре. Зачем заново проектировать видеомессенджер, браузер или операционную систему, если и без этого существует масса вариантов? c6408b014cfe44e1aeafbc1dcc9ed17a.pngТру-винда в «Идентификации Борна», 2002

f7db6df6de6d4ac88a2f2a5aac4d04af.pngХолмс применяет дедукцию к десятку вполне настоящих ноутбуков, «Шерлок», 2010

992cee1b74104df9968ebfb7080678d7.png57c17c367906458fbad5a7f55c17b187.pngАгент Кэрри Мэтисон открывает на своем броненоутбуке WordPad и нам всем знакомый видеоплеер, «Родина», 2011

8dcfda9ca71d403ab1727769252d8b58.jpgГрегори Хаус, по всей видимости, использует специализированный медицинский софт (но вполне правдоподобный), «Доктор Хаус», 2004–2012

4f898192ad074e79bcb3394e4dc4bc88.pngВполне обычный Safari и сайт в нем, «На расстоянии любви», 2011

2e69239805c54a349fd41a6f961cbf33.pngВ «Железном человеке 2» (2010) арабские интерфейсы застряли где-то между 80-ми и 90-ми

Этот пласт кино-культуры наименее интересный, ведь нас интересуют именно киношные интерфейсы.

Futuristic User Interface (FUI) Мы возвращаемся к sci-fi, только на этот раз современному. Разработка компьютерных интерфейсов для кино настолько востребована, что для этого даже есть отдельная профессия.Особое внимание нужно уделить футуристичным интерфейсам — именно в научной фантастике они ценны сами по себе, ведь они создают необходимый антураж. Кроме того, НФ часто выступала в роли пророка, предсказывая появление гаджетов и машин. Может, интерфейсы из sci-fi скоро окажутся на наших персоналках?

Для ленивых: видео ниже на 99,9% описывает внешний вид и поведение любого футуристичного интрефейса в современном кино:

[embedded content]

Характерные черты современных FUI:

Море информации. Одновременно на мониторе выводится динамика по десяткам показателей, строятся графики, рисуются круговые диаграммы, пишется неведомый код, крутятся объемные модели и что только не происходит. Биометрика. Показатели живых организмов интересны с точки зрения визуализации: тепловые карты, модели скелетов и тканей, раскрашенные цепочки ДНК. Гипердинамичность. Здесь нет вообще ничего статичного. Очеловечивание интерфейса. Странно не иметь на борту звездолета говорящий AI, когда даже твой смартфон слушается голоса. Управление голосом. Наименее затратный в плане кинобюджета вариант, использовался еще в Star Trek. Управление жестами. Виртуальная реальность, только наоборот: голографическая проекция полностью интерактивна, ее можно крутить, приближать отдельные участки и вообще творить техномагию. Контрастные яркие цвета на черном фоне. Все «интерфейсы будущего» выполнены именно в этой гамме. Причина: голографическая объемная модель будет наиболее заметной, если будет кислотно-зеленой или ядовито-голубой. Но правило почему-то работает и для обычных компьютерных программ — может, это дань восьмидесятым? Отличный пример, показывающий, как разрабатываются интерфейсы для нужд sci-fi:

[embedded content]

Типичные представители жанра:

eaa4be20430540bb8394900a11571989.png«Стартрек: возмездие», 2013

8993bf8c118c42cbbc61b8fa7862740a.pngСнова инфографика, «Тор: царство тьмы», 2013

ecc9f16baf0f41c6998d8b9cbcc9f825.png«Джек Райан: теория хаоса», 2013

57ad6d143597437d8d264970142e6dd8.pngВ «Обливионе» (2013) интерфейсы уже выглядят относительно упорядоченно и логично.

118c0f5e52e74c68bed2befd432e345c.pngHUD или интерфейс-внутри-шлема, «Игра Эндера», 2013

c4d685ca75cd419989e08728b59b0ac7.pngИнтерфейс из «Войны миров Z» (2013) больше похож на окно профессионального софта для музыкантов.

9bd528a518ab4b40ad6d8e0085dc4c96.pngТони Старк, конечно, гений, но даже ему тяжко воспринимать все это обилие данных. Даже Терминатору с его красно-черным UI было попроще! «Железный человек 3», 2013

a76b1e7549af4c9681a78fb3692d7b76.pngВ сериале «Грань» (2008–2013) Джей Джей Абрамс, режиссер LOST«а (и грядущих Star Wars), отошел от примитивных текстовых ОС, теперь интерфейсы достойны капитанского мостика космического корабля.

Подобные интерфейсы повально встречаются в играх (уж где, а там очень любят клише).

c49f4da2f655449f84ebcf620cd8717f.pngВ Splinter Cell: Blacklist тоже нашлось место «настольным интерфейсам»

86dae8cfffa345089b4090e8cef50e6d.pngВ Mass Effect Джон Шепард перемещается по игровому миру, выбирая точки на огромной объемной карте спиральной галактики.

02ec2211d37245dc841727de80cf5d56.pngВ Star Craft II: Wings of Liberty брутальный Джим Рейнор принимает решения за круглым столом, глядя на зеленую проекцию

dbfce316eda84b68a710cb8372523d06.pngВ Star Wars: Old Republic задумчивый Ситх слушает голограмму своего владыки — это отсылка к классической киносаге.

После таких кадров глядя на центр управления кораблем из «Интерстеллара» хочется крикнуть: «Скучно!»: 6699d35503ed4e7fba4673cee175b8bd.jpg

Интерфейсы будущего обычно настолько сложны и напичканы динамично меняющейся информацией, что типичный пользователь такого продукта должен выглядеть, вероятнее всего, так:

[embedded content]

Вне фантастики Между тем, пока фантасты воображают, как будут выглядеть интерфейсы через сотни лет, крупные игроки софтверного рынка тоже делают прогнозы. Правда, на сроки поменьше — лет на пять.[embedded content]Прогноз Microsoft, все довольно логично.

Понятно, что первоочередное назначение UI в кино — произвести эффект. Но совершенно нелогичным кажется использование в научной фантастике интерфейсов, которые вообще никак не коррелируют с текущими трендами упрощения.

Андрей Мануилов, дизайнер интерфейсов: В кино зачастую никто не думает о юзабилити интерфейсов, которые окружают героев — просто стараются сделать «красиво». Притом, режиссёры и сценаристы, вдохновлённые классикой фантастики, оставляют нас в беспросветном мире летающих полосок, столбцов и круговых диаграмм одного-двух цветов. То, что сегодня качественные интерфейсы активно проникают в веб и мобайл, со временем заставит создателей кинолент посмотреть на «кнопки и иконки» иначе. Парадигма, когда экран завален неведомой информацией, должна скоро смениться. «Интернет вещей» — это то, что нас ждёт повсеместно уже завтра. Один из основных принципов — преподнесение минимума информации пользователю за раз, в угоду полезности и актуальности этой информации. Он и должен получить развитие в научной фантастике на экранах.

Посмотрим, что нам преподнесут кино-новинки в ближайший год. А нам бы пока с голосовым управлением справиться ;)[embedded content]

Ссылки Productivity Future Vision, Microsoft, 2009 — прогноз о развитии интерфейсов будущего.Live, Work, Play, Microsoft, 2013 — интеграция физических и виртуальных объектов.Watch Your Day in 2020, Corning — прогноз на 2020 год от производителя высокотехнологичного стекла.Хакеры на экране, Habrahabr.Эстетика футуристических интерфейсов — потрясающая, глубоко проработанная статья.Сборник интерфейсов в поп-культуре: кино, сериалах, играх.Сборник кинокадров с интерфейсами.Сборник FUI в кино и аниме.Лучшие злодеи-компьютеры в кино.О разработке интерфейсов, много ссылок на книги и курсы.Устройства Apple в мультфильмах Мэтта Гроунинга.

© Habrahabr.ru