Комфортная работа в дата-центре

ai3u4t-jndvwfi10baskncx64ii.png

Что надо делать, чтобы монтаж или обычное обслуживание оборудования приносило только положительные эмоции? Всего лишь подготовиться к визиту в дата-центр и взять нужные инструменты. Мы расскажем о том, как сделать посещение дата-центра комфортным.

Одежда и обувь


Проведение работ в серверном помещении подразумевает под собой нахождение в особых климатических условиях. В серверных помещениях обычно присутствует условное разделение на две зоны: «холодный коридор» с температурой 23°С ± 2°С и «горячий коридор» температура в котором может достигать более 40°С.

Чтобы чувствовать себя комфортно в этих условиях, достаточно соблюсти несколько правил:

  • одежда должна быть легкой (футболка или рубашка с коротким рукавом);
  • обувь должна «дышать» и иметь нескользящую подошву;
  • беруши или наушники (в серверной всегда очень шумно);
  • худи или легкий свитер пригодится при нахождении в «холодном коридоре».


В идеальном варианте можно взять с собой сменную обувь, но если такой возможности нет, то в большинстве дата-центров предусмотрены специальные бахиляторы.

При проведении работ с серверным оборудованием рекомендуем временно снять кольца, часы и браслеты. Тяжелый сервер, зацепившийся за кольцо, с легкостью доставит неприятности в виде сломанного пальца или содранной кожи. Часы и браслеты могут зацепиться за какой-либо важный кабель и выдернуть его. Это особенно актуально для оптики, которую достаточно легко сломать.

Что взять с собой


Инструменты


Теперь рассмотрим все, что стоит взять с собой на случай монтажа оборудования или технических работ:

1. Качественная крестовая отвертка с длинной ручкой.

Большинство серверного оборудования монтируется с помощью болтов М5/М6 с крестообразным шлицем. Длинная ручка позволит закрутить болты даже при их неудобном расположении, например, сквозь кабельный органайзер.

2. Шуруповерт со сменным аккумулятором и набором бит.

Это потребуется, если планируется монтаж или демонтаж большого количества оборудования. Обязательно предусмотрите наличие в наборе бит звездочек разных размеров. Есть одна «ловушка» у некоторых видов серверного оборудования, под названием Torx Secure. Этим часто «грешит» компания IBM. Шлицы болтов имеют по центру штырек, который не дает воспользоваться стандартной битой со звездочкой. Для них нужно использовать вот такие биты:

akws2sghxzf81au7dy7x0yvfymg.jpeg

Небольшой лайфхак: чаще всего производители серверов вкладывают соответствующий инструмент в специальные пазы либо на задней части сервера, либо внутри него.

3. Ноутбук c зарядным устройством.

Чем он будет легче и компактнее, тем лучше. Желательно, чтобы время работы от батареи составляло минимум 1.5 часа. У ноутбука должна быть гигабитная сетевая карта, чтобы можно было подключаться к сетевому оборудованию и тестировать его на максимальной скорости.

Прекрасные мысли о том, какой ноутбук наиболее удобен для работы системного администратора очень подробно разобраны в статье пользователя sukhe — «Маленький ноутбук для системного администратора».

4. Кабель USB-to-COM с переходниками.

Большинство стандартного сетевого оборудования поддерживает управление посредством консольного порта. Как правило этот порт представляет собой либо классический COM-порт, либо разъем RJ-45.

5. Кримпер (обжимной инструмент) для RJ-45.

Чем качественнее, тем меньше шансов плохо обжать новую кроссировку. Можем посоветовать инструменты компании Fluke Networks, которые уже зарекомендовали себя и крайне удобны в использовании. Еще очень качественные кримперы производит компания KNIPEX.

v3rym6s-srank0tfhmykisrvtj0.jpeg

6. Кабельный тестер для витой пары.

Перед тем как включать кроссировки, особенно самостоятельно обжатые, рекомендуется проверить качество соединения с помощью тестера. На рынке есть множество видов таких приборов, однако предпочтительнее использовать тестеры, которые умеют определять длину каждой жилы, а также наличие проблем (перехлест жил или обрыв).

te-szv7nek2k40tvlggi_evcvio.jpeg

7. Прочные бокорезы.

Это один из самых необходимых для монтажа инструментов. Он применяется, чтобы перекусить какой-либо кабель, ровно отрезать жилы при обжиме, перерезать стяжки. Качественные бокорезы позволяют уменьшить время монтажа.

8. Антистатический браслет.

Любая электроника традиционно может быть выведена из строя статическим электричеством. Наиболее подвержены подобному воздействию модули памяти. Заземление решает эту проблему. Для этого достаточно надеть браслет на руку, а кабель от него прикрепить на любую оголенную металлическую часть серверной стойки. После этого статический заряд стечет с руки, позволяя выполнить операции с критичными элементами серверного оборудования без риска повреждения.

9. Инструмент для установки клетевых гаек.

Клетевые гайки M5/M6 одни из самых ходовых и популярных видов крепежа для серверного оборудования. У них есть только один серьезный недостаток — каждый, кто хотя бы несколько раз пробовал установить их в серверную стойку, сталкивался с проблемой. Если устанавливать их голыми руками, особенно в большом количестве, можно легко повредить пальцы.

Самое болезненное, это когда гайка срывается и один из ее усиков входит под ноготь — ощущения незабываемые. Чтобы этого избежать можно взять на вооружение соответствующий инструмент и не портить себе руки. Выглядит он очень просто:

cmesyroeallm8uqv08fce5cvo1o.jpeg

10. Маркиратор.

Позволит промаркировать серверное оборудование, для учета, а также для уменьшения путаницы. Правильно промаркированное оборудование удобно обслуживать. Мы расскажем об этом более детально в одной из следующих статей.

11. USB-хаб.

Часто бывает так, что USB-порты серверов заняты аппаратными ключами для программных продуктов. Если к такому серверу необходимо подключить еще дополнительные устройства, такие как флешка, клавиатура и мышь, то USB-портов чаще всего не хватает. USB-хаб легко решает эту проблему.

Опционально можно взять с собой специфические инструменты, такие как, например, крон-нож, но это уже будет зависеть от конкретной задачи.

Отдельно хочется отметить такую классную штуку, как Zalman ZM-VE400/VE500. Это устройство представляет собой USB-кейс для накопителей форм-фактора 2.5» с функцией монтирования любого ISO-образа. Оно эмулирует виртуальный CD/DVD-привод, который виден практически в любом BIOS/UEFI и позволяет отказаться от записи образов дисков.

Просто копируете любой образ в особую папку _ISO и подключаете к компьютеру или серверу. Сенсорными клавишами выбираете образ и нажимаете монтирование. После этого можно загружаться с образа, также как и с любого загрузочного носителя. С помощью такого устройства можно заранее собрать все образы в одном месте и использовать по ситуации.

Расходные материалы


Учитывая суть планируемых работ или монтажа, мы рекомендуем взять с собой:

1. Патчкорды нужной длины в нужном количестве.

В качестве альтернативы можно взять с собой достаточное количество сетевого кабеля и соответствующие разъемы (обычно это RJ-45). Всегда выбирайте качественного надежного производителя. Предпочтительнее, чтобы жилы были из меди, а не из омедненного алюминия.

2. Кабели питания с требуемыми разъемами.

Будет актуально, если планируется установка нового оборудования. Чаще всего используются кабели Schuko-C13 (для обычных блоков розеток) либо C13-C14 (для АВР или ИБП). Небольшой совет по выбору кабеля Schuko-C13: их лучше всего покупать не с прямым, а с Г-образным штепселем. Это обусловлено тем, что прямой штепсель гораздо проще выдрать из блока розеток, случайно зацепившись за кабель.

3. Термопаста и лопатка для нанесения.

Часто бывает, что вопрос о замене термопасты встает резко и когда к этому никто не готов. Дозирующий шприц с термопастой и лопаточка для ровного нанесения весят очень немного и поэтому лучше иметь их при себе. В случае необходимости замены, эта операция производится достаточно быстро.

4. Кабельные стяжки.

Пластиковые стяжки подойдут для организации медных кроссировок, а стяжки-липучки для оптики. Не следует брать слишком тонкие или слишком толстые стяжки, однако по длине они должны быть с запасом.

5. Изопропиловый спирт и нетканные салфетки.

Это будет очень важно, если потребуется чистка оптических кабелей. Изопропиловый спирт отлично очищает почти любые загрязнения, не оставляя разводов. Обработайте контактные площадки процессоров и оперативной памяти для стабильного соединения. Помните, что это ядовитая и легковоспламеняющаяся жидкость, поэтому соблюдайте меры предосторожности.

6. Комплекты болтов с клетевыми гайками M5/M6.

С помощью данного крепежа можно без проблем закрепить практически любое серверное оборудование в стойке.

Что может потребоваться


В случае отказов оборудования


Нередко бывает такая ситуация — выезд в дата-центр происходит по одной причине, например, для проведения работ, а в процессе работ обнаруживается, что часть оборудования отказала и требует срочной замены. Чаще всего выходят из строя дисковые накопители, блоки питания, оперативная память и вентиляторы.

Если у вас используется максимально однотипное оборудование, то рекомендуем иметь хотя бы по одной единице вышеуказанных комплектующих на случай экстренной замены.

Для экстренного восстановления данных


Основываясь на практическом опыте можно сказать, что любой диск, каким бы дорогим или качественным он не был, может выйти из строя в любой момент. Применительно к жестким дискам чаще всего есть возможность понять, что состояние близко к критическому, сняв показания S.M. A.R.T., и вовремя вывести его из работы. Что же взять с собой в дата-центр, если возникла проблема и необходимо срочно скопировать информацию со сбойного диска:

1. Адаптер USB-SATA.

Подобный адаптер поможет в простых случаях, когда используются SATA-диски. Использование такого адаптера поможет срочно перекачать какие-либо данные с диска на компьютер.

2. Адаптер дополнительного питания.

Если используются SATA-диски форм-фактора 3.5», то для подключения через адаптер, на диск нужно подать дополнительное питание (12 вольт + 5 вольт). Силы тока USB-шины недостаточно для раскрутки шпинделя подобного диска.

3. Док-станция на два диска с поддержкой режима копирования.

Это самый идеальный вариант для экстренного и скоростного копирования данных. Процесс копирования не будет требовать наличия компьютера, что достаточно удобно.

4. Запасные диски достаточной емкости.

Рекомендуется всегда иметь с собой один-два диска, емкостью превышающих емкость любого из дисков, установленных в серверное оборудование. Это даст возможность без труда сделать точную копию любого диска.

5. Пара USB-флешек.

Иногда для восстановления данных необходимо загрузить сервер с помощью какого-либо Live-дистрибутива, например, Clonezilla. Оптимальным вариантом как раз будет USB-носитель. Также он пригодится в случае непредвиденной переустановки операционной системы.

Заключение


Визит в дата-центр будет комфортнее, если заранее к нему подготовиться. Мы надеемся, что наши советы помогут не забыть нужные инструменты и сэкономят время посетителей. Для удобства мы подготовили небольшой чек-лист, который можно использовать для подготовки к поездке.

Если у Вас есть собственные лайфхаки, как сделать работу в ЦОД удобной — будем рады увидеть их в комментариях.

© Habrahabr.ru