Код в стиле Ruby: грамотно, красиво и рационально. Пример для начинающих

image

Это перевод поста Майкла МакКи. Майкл — профессиональный программист, который время от времени делится своим опытом и навыками с коллегами, как начинающими кодерами, так и профессионалами.

Большинство программистов в последнюю очередь думают об эстетике кода, который они создают. Конечно, общих правил придерживаются почти все. Но что, если пойти дальше? Хороший код, в первую очередь, должен работать. Но я считаю, что у него должен быть свой стиль, это касается не только содержания, но и формы.

Skillbox рекомендует: Практический годовой курс «PHP-разработчик с нуля до PRO».
Напоминаем: для всех читателей «Хабра» — скидка 10 000 рублей при записи на любой курс Skillbox по промокоду «Хабр».


На самом деле это не так. Вот некоторые проблемы, с которыми сталкиваются все начинающие программисты, которые занимаются самообразованием. Про это есть тонны статей и заметок, но я хочу рассказать, как оформить код визуально так, чтобы он был не только корректным, но и неплохо выглядел со стороны. Я считаю, что самовыражаться можно не только в изобразительном искусстве — это можно делать всегда и везде.

Для меня очень важна организация работы, а также ее визуальная форма. Ruby — отличный вариант языка программирования, как будто специально сделанный, чтобы отвечать моим требованиям, поскольку позволяет делать то, что мы хотим, без всяких проблем. Он гибкий, стильный и логичный.

Давайте рассмотрим этот пример.

446d41af4402a42a4ecce12d6d46e004.png

Даже начинающий программист поймет, что здесь не так. На этот код просто больно смотреть. А вот исправленный вариант, который выглядит уже получше.

6122bbb7721a5459adc95430c9dbebdf.png

Уф! Намного лучше. Теперь мы видим, что к чему относится и каким образом. Но и этот код можно улучшить. Декларирование attr_reader и attr_accessor можно сделать еще более выразительным.

c73ec207bcb0655395db307fa6a1ca64.png

Объявление каждого нового атрибута с новой строки гораздо легче воспринимается. Теперь у нас есть список атрибутов, которые присвоены каждому аксессору. Можно пойти и дальше.

fbbdac3de8f25c5b17a7a017db7ac9f1.png

Здесь уже легко понять, где есть только возможность чтения, где — и чтения, и записи.

Давайте теперь посмотрим на следующую часть этого класса — метод инициализации. Здесь можно сделать много чего.

953570c7b234a30606cebc2e3e1a913f.png

В принципе, код читаем, вроде бы все хорошо. Но можно сделать и лучше.

3e1d2ee57da93ca7980066e68fe3a290.png

Если проставить все операторы присваивания в одну колонку, получается весьма неплохо. Глядя на этот код, легко сказать, что, как и почему будет работать.

Давайте посмотрим, как теперь будет выглядеть InvoiceItem целиком.

7a2f80a99dd87f57ae07083d758d8175.png

Теперь у нас есть класс, который легко читаем и понятен с первого взгляда. Присваивания легко подбираются, аксессоры атрибутов просто использовать.

Какие еще есть возможности оптимизации нашего кода? В большинстве случаев в самом начале изучения программирования написание тестов может вызывать проблемы из-за отсутствия нужных знаний. Время тратится на создание фейковых данных. В этом нет ничего ужасного, но во многих случаях это приводит к созданию больших массивов сложно читаемого текста. Давайте посмотрим вот на это.

4241404f5191e334630edb5f46b01201.png

Ох, блин. Здесь в самом начале создается новый репозиторий для хранения классов транзакций. Всего их три, каждый используется для теста, попадания в хеш для более позднего использования. Причем для класса, который мы собираемся создавать, требуется немало атрибутов. Каждый из них имеет довольно длинное имя и значение. Что можно улучшить так, чтобы код выглядел хорошо?

Все просто.

32d0cf86c8bf5a7cb82ecaf52457991a.png

Мы разбили каждый из этих хешей с разрывом строки при каждом новом объявлении значения. Кроме того, использован тот же метод, что и при оптимизации InvoiceTeam. Теперь в редакторе без проблем можно видеть все тестовые данные в довольно узкой области обзора. Мы можем видеть значения ключей. Если нужно, их можно изменить без скроллинга туда-сюда.

Аналогичную стратегию можно использовать, когда мы работаем с большим количеством атрибутов.

471fb21b7437ac63c2409dbd1846a382.png

В этом случае мы не видим всей структуры кода, по крайней мере, в текущей области просмотра. Для того, чтобы увидеть атрибуты, нужно постоянно скролить, что не слишком удобно. Давайте исправим это так же, как мы уже сделали выше, в примере с хешами.

a407bd2d08d40d826edd4fd5f59dbcaf.png

Новый код читаем — и гораздо более human friendly, если так можно выразиться. У нас ясно видны все атрибуты и присваивания. Возможный дебаггинг становится проще. Что-то может пойти не так, и потом выяснять, что и почему не работает, будет сложно, если не привести код к «красивому» виду.

Когда мы пишем программы, нельзя забывать: важно не только то, чтобы они работали корректно, но еще и то, чтобы принцип их функционирования был понятен коллегам, если это потребуется. Код должен быть логичным, разбитым на абзацы, предложения и структурные разделы.

Ну и в конце — мой любимый пример для Ruby. Давайте его рассмотрим.

ed11bd2a627b583e2e160d6a818ab42d.png

Давайте возьмем каждый элемент из animals и применим метод capitalize. Это выглядит неплохо, но еще лучше то, что код можно немного сократить и сделать его более читаемым для человека.

04ded6410e5c7f542b04e2fad9699f16.png

Подобный метод работает во многих случаях и я рекомендую его использовать по возможности.

В целом, статью можно назвать тривиальной, но она дает возможность новичку понять красоту кода. То есть сам код должен быть не только рабочим, но еще и понятным — пускай даже в том случае, когда программа пишется только для себя. Если выработать привычку создавать красивый работающий код, это может помочь вашему профессиональному росту.

Skillbox рекомендует:

© Habrahabr.ru