Клетка XVII. Гипноз

f7c619e4b2bad8d4f325277d20fbb718.PNG

Изменённые состояния сознания (ИСС). В предшествующих публикациях автором рассматривалось понятие сознания и то каким оно бывает, перечислялись основные научные концепции сознания, что в сознании изучается. Перечислялись свойства человеческого сознания и его функции, инвазивные и неинвазивные методы изучения сознания, методы моделирования функционирования мозга, указывались предпосылки для разработки теории сознания. Назывались уровни и виды состояния сознания, измененные состояния. В последнем перечне среди прочих назывался гипноз, о котором подробнее речь пойдет ниже. В предыдущей статье читатели ознакомились с одним примечательным ИСС — кома. В предлагаемой настоящей работе вниманию читателей предлагается другое не менее замечательное ИСС. Ознакомиться с гипнозом и его не совсем обычными проявлениями предлагает автор. Рассматриваются вопросы, связанные с ИСС: как человек вводится в состояние гипноза, каким бывает гипноз и шире — какими бывают ИСС, т. е. затрагивается вопрос о моделях, классификациях ИСС и некоторые другие вопросы. Удивительные вещи вытворяют клетки нашего мозга, и не только они при реализациях ИСС. Хотелось бы получить вразумительные объяснения всего происходящего, но увы — наука к этому пока не готова.

Цель публикации в первую очередь образовательная, познавательная, популяризация науки, а также стремление привлечь в ряды исследователей, в науку приток новых молодых умов, вызвать в таких умах стремление к поиску ответов на возникающие вопросы.  Масштабность темы требует ввести разумные ограничения на излагаемый материал после краткого панорамного ее рассмотрения.

Введение

Транс (от фр. transir «оцепенеть» ← лат. transire «переходить границы чего-либо») — ряд
 изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистски-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации. Транс связывают с изменёнными состояниями сознания (Чарльз Тарт), и это становится всё более принятым. Внушение,  сугге́стия — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

Суггестия, или внушение — это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждения к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а не на его волю и разум.

Типы трансов

Согласно М. Эриксону следует различать 3 вида транса, которые позже были дополнены.

1.   Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т. д.).
2.   Углублённый транс (обычно называют гипнозом) — намеренное усиление и продление по времени естественного феномена — транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека.
3.   Сомнамбулический транс — глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведёт себя как не находящийся в трансе.
4. Боевой транс;
5. Гипноз;
6. Изменённое состояние сознания;
7. Катарсис;
8. Нирвана;
9. Одержимость;
10. Сатори;
11. Эйфория.

Базовые техники наведения и поддержания транса

Традиционно различают два направления деятельности психолога с клиентами в трансовом состоянии: сопровождение и ведение. Действуя в этих широких направлениях, психолог обычно применяет различные техники:
Сопровождение нацелено на то, чтобы помочь человеку полнее погрузиться в свои воспоминания и субъективный опыт, сделать его более подробным (увидеть образы, услышать звуки, испытать телесные ощущения, пережить эмоции и т. д.). 

Ведение — создание нового опыта у клиента на базе имеющегося, на основе предложенного психологом сюжета для транса.
Сопровождение в приятном воспоминании.
Ратификация (подтверждение того, что психолог видит, замечает, что человек входит в транс, по минимальным признакам, сделанное в виде высказывания, одобряющего (как подкрепление),  
— облегчает вхождение человека в транс и поддерживает трансовое состояние.
Диссоциация — целый ряд техник, позволяющих клиенту разделиться (например, с частью собственного тела, посмотреть на себя со стороны, из другого места, или времени):
Релятивизация — введение дополнительной степени свободы в утверждениях при общении с клиентом,  

Сигналинг (пальцевой идеомоторный сигналинг). Ле Крон в 1952 году предложил использовать идеомоторные движения пальцами для общения с человеком, находящемся в трансе (поставить так называемые «сигналы» на пальцы — «да», «нет», «не знаю», «не хочу говорить»).
Гармонизация с клиентом (подстройка) — эта техника используется для создания и поддержания контакта с клиентом.
Использование многоуровневого языка (при коммуникации с клиентом,  адресация обращения психологом как к сознанию, так и к бессознательному клиента;
Говорение на языке клиента.
Самогипноз.

Изменённое состояние сознания (ИСС)
Модели ИСС
·          дискретные — Чарльз Тарт,
·          континуальные или непрерывные — Колин Мартиндэйл (англ. Colin Martindale),
·          дискретно-континуальные или смежные — Адольф Диттрих (нем. Adolph Dittrich).

Классификация ИСС

Назовем четыре базисных шкалы независимых друг от друга изменений, происходящих с сознанием человека:
·        изменение эмоциональных состояний;
·        изменение восприятия мира;
·        изменение волевого самоконтроля;
·        изменение самоосознания и самоотождествлённости личности.

Последняя шкала наиболее изучена С. Гроффом. Он выделяет 5 типов переживаний:

1.     переживание эмбриона и плода;
2.     архаическое переживание сложных мифологических эпизодов;
3.     соматические эффекты;
4.     сознание Универсального Разума;
5. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота.

Одной из причин возникновения ИСС является стресс, испытываемый человеком. Научный подход предполагает экспериментирование, требующее моделирования транса и стресса. В основу такого моделирования положено внушение, воздействующее на испытуемого.

Стресс. Стресс можно определить, как состояние беспокойства или психического напряжения, вызванное трудной ситуацией. Стресс является естественной реакцией человека, которая фокусирует его внимание на возникающих в повседневной жизни проблемах или угрозах. Состояние стресса в той или иной степени испытывает каждый человек и вреден не сам стресс, а его избыток.  Легкий стресс — естественная часть жизни человека. Лучший способ защиты и профилактики последствий стресса — здоровый образ жизни!   ООН считает стресс на рабочем месте «чумой XXI века». Полное освобождение от стрессов вызывает скуку, апатию, снижает мотивацию к труду и получению знаний, общий тонус организма.

Стресс развивается в несколько этапов. Существует три основных стадии стресса: стадия тревоги, стадия адаптации и стадия истощения.

1. Стадия тревоги проявляется как реакция организма на раздражители. В формировании этой реакции участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. Проблем с пищеварением и рост простудных заболеваний можно избежать,  если есть возможность быстро разрешить ситуацию или проявить естественную реакцию (например, физическую активность).

2. Стадия адаптации подразумевает сбалансированный расход адаптационных резервов организма. В этой стадии стресса продолжается функционирование и мобилизация защитных систем организма, исчезают психологические проявления стресса, такие как тревога, агрессия.

3. Стадия истощения. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии можно спровоцировать развитие серьезного заболевания.

Рисунок ниже иллюстрирует физиологические механизмы стресса

Рисунок 1 - Физиологические механизмы стресса

Рисунок 1 — Физиологические механизмы стресса

Виды стресса
В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.

Физиологический стресс возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре.
Психологический стресс провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями.
Эмоциональный стресс представляет собой примерно то же, что и психологический.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время.

Причины стресса могут быть весьма разнообразны:
— физическое напряжение;
— проблемы в семье;
— однообразная монотонная деятельность;
— беспокойство, иногда беспричинное;
— неблагоприятные условия окружающей среды.

Возможные симптомы стресса:

1) Перепады артериального давления, нарушение сердечного ритма, подавленность, апатия.
2) Расстройство аппетита, иногда — резкое повышение аппетита.
3) Сбои в работе дыхательной системы: ощущение нехватки воздуха, частые простудные заболевания.
4) Мышечные напряжения, судороги, иногда возникают боли в спине, нарушения сна.
5) Высыпания на коже, аллергические реакции.
6) Частые головные боли и боли в груди, раздражительность (гнев) по малейшему поводу.
7) Хроническая усталость, пессимизм, навязчивые мысли, тревожность.
8) Забывчивость,  неспособность расслабляться,  пассивность.
9) Сниженная работоспособность.
10) Рассеянность, ухудшение памяти и способности к концентрации внимания, замедление темпа мыслительных процессов.

Профилактика стресса может включать в себя следующее:
1. Регулярные физические упражнения. Для развития дыхательной системы рекомендуются занятия танцами, плаванием, бегом.
2. Правильное питание. Массаж. Водные процедуры
3. Ввести правильный распорядок дня, приближенный к естественным биоритмам человека. Одно из таких изменений — ложиться спать не позднее 23:00 часов.
4. Релаксация. Необходимо давать организму восстановить силы. Для этого стоит выделить хотя бы один час в день. Можно заняться дыхательной гимнастикой, послушать приятную музыку.

Мы привели краткую характеристику стресса, его плюсы и минусы, а теперь скажем о моделировании стресса и стрессовых ситуаций, которое необходимо выполнять в определенных случаях.

Во-первых, это необходимо для тренировки специалистов, сталкивающихся в своей деятельности с сильнейшим стрессом. Доказано, что самый сильный стресс мы испытываем при возникновении реальной угрозы для жизни. Спецподразделения антитеррора, пожарные команды, наконец, акванавты, космонавты, которые могут подвергнуться, например, ситуации декомпрессии в спускаемом аппарате.

Такой стресс возникает в реальных боевых условиях штурма боевых позиций, но там речь о моделировании не идет, кровь на анализ не сдают, энцефалограмму у участников не снимают. В то же время необходимо выявлять объективные механизмы развития стресса чрезвычайно важно. Важно не только определить — вот сейчас этот человек утратил свои волевые качества, но и понять, и предвидеть, что с ним будет происходить дальше. В Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины (ГНИИИАиКМ) создавался специальный секретный отряд испытателей.

Фото - Отряд испытателей 1983 года. 1-й ряд -руководящий состав  Управления Института и отряда

Фото — Отряд испытателей 1983 года. 1-й ряд -руководящий состав Управления Института и отряда

В приказе № 118 от 14 июля 1953 г. основными видами проводимых испытаний перечислялись:
1.      Воздействие ускорений (пилотажные перегрузки, ударные перегрузки, вестибулярные воздействия), невесомости в параболических полетах, длительной гипокинезии (ограниченной подвижности).
2.     Воздействие резких изменений барометрического давления (декомпрессия, разреженная атмосфера) и плавных изменений барометрического давления, и давления в системе дыхания. 

3.     Воздействие высоких и низких температур, повышенной влажности, тепловой радиации.
4.     Воздействие вибраций и шумов.
5.     Воздействие малых доз ионизирующих излучений.
6.     Воздействие химических веществ.

7.     Экспериментальное изучение летной деятельности в реальном полете, на пилотажных тренажерах и специальных стендах в условиях воздействия экстремальных психофизиологических факторов, в том числе с имитацией аварийных ситуаций.
8.     Длительная изоляция (исследования в сурдокамере), сильные психические и/или информационные воздействия, пребывание в условиях, нарушающих нормальный отдых.

9.     Испытания спецснаряжения летных экипажей, образцов полетной одежды летчиков и космонавтов, технического состава.
10.  Испытания продовольственных и питьевых рационов.
11.  Испытания средств спасения и выживания в различных климатогеографических зонах, в воде; акклиматизация в условиях высокогорья.

Проведение указанных испытаний диктовалось особенностями исторического периода становления отечественной авиационной и космической медицины в послевоенные годы. Эксперименты условно подразделялись на особо опасные — экстремального воздействия: высотные, взрывной высотной декомпрессии, действие ускорений.

И психофизиологические, которые первоначально не считались экспериментами с максимальным воздействием. Практика показала, что все эксперименты являются опасными в разной степени не только для здоровья, но и для жизни.

Фото - Испытатель перед подъемом «на высоту» в барокамере в штатном летном снаряжении: высотном компенсирующем костюме и защитном шлеме.

Фото — Испытатель перед подъемом «на высоту» в барокамере в штатном летном снаряжении: высотном компенсирующем костюме и защитном шлеме.

В части экспериментов использовался гипноз. В институте была разработана методика и моделировалось состояние стресса. Испытателя погружали в гипнотический транс, а далее необходимо было перевести его в так называемое постгипнотическое состояние. У человека открыты глаза, он может двигаться и управлять техникой, в том числе и достаточно сложной. Гипноз вводит определенную программу действий человека и программу эмоционального состояния, в котором он работает. В данном случае эмоциональное состояние испытуемого имитирует его пребывание в космосе в невесомости. Важно было определить также сколько времени может находиться человек без дополнительного подкрепления в состоянии постгипноза.

В какой-то момент испытатель говорит: у меня руки опять стали привычного земного веса. Это сразу видно и по показаниям контролирующих приборов, датчиков, закрепленных на теле. Понятно, что в отряд отбирались испытатели по суровым тестам, среди которых был, например, тест на суггестию. Испытатели — это высоковнушаемые люди.

Задачей, которая была поставлена перед испытателем под гипнозом стала работа с манипулятором. Требовалось перемещать предметы, точно устанавливать их по заранее нанесенным меткам.

В результате было доказано, что человек способен выполнять данные действия с манипулятором даже в невесомости. были выработаны рекомендации, как готовить экипажи космических кораблей (КК).

Сможет ли космонавт управлять этим манипулятором? Насколько большие отличия в двигательных навыках человека возникнут в условиях невесомости по сравнению с обычным его состоянием? Чтобы выяснить это, использовали метод, предложенный Л.П. Гримаком. Удавалось исследовать возникающие в организме биохимические, электрофизиологические процессы и процессы энергообмена. 

Моделировалась ситуация взрывной декомпрессии: когда случается разгерметизация самолета или спускаемого с орбиты модуля. Моделирование выполнялось на тренажере — макете спускаемого модуля. В модели никакой реальной декомпрессии не наступало. Но для испытателя, который прежде уже физически испытывал на себе подобное внешнее воздействие, знал, каковы ощущения, каковы его последствия, декомпрессия создавалась психически.

Благодаря применению гипнотерапии испытатель полностью верил, что он задыхается, что ему не хватает кислорода. За ходом эксперимента, где испытатель борется с «разгерметизацией», тщательно наблюдали и фиксировали параметры состояния его организма, якобы подвергшегося воздействию стресса. Целая бригада врачей присутствовала в эксперименте, молодые психологи впервые наблюдали подобное. Они видели, что творится с человеком, которому внушили это состояние, видели судороги, потерю сознания… На них самих это производило очень сильное впечатление.

Другой эксперимент связан с режимом «непрерывной деятельности» испытателя. Этот режим отрабатывается и космонавтами, как и ситуация выживания в разных климатических условиях и зонах. Такие тренировки на выживание иногда можно увидеть в документальных фильмах о покорителях космоса. Но испытания, связанные с режимом непрерывной деятельности, широкому зрителю не показывают никогда. Это трехсуточный эксперимент, при котором человек лишается сна и должен постоянно чем-то активно заниматься.

Трое суток — это и есть предел человеческих возможностей. Здесь для разработчика теста важно было понять, что чувствует человек в подобной ситуации, как у него после долгих часов непрерывного бодрствования начинает «сносить крышу». А сносит крышу реально, — когда возникают различного рода видения, когда человек сидит, а ему кажется, что он передвигается…

То есть целый ряд психических особенностей сопровождает такой эксперимент. При этом внещнее воздействие на психику способно коренным образом все изменить. Проверялось, какой из методов позволяет испытуемому в большей степени сохранить работоспособность при возникновении столь экстремальной для его организма ситуации.

По ходу проведения многосуточных экспериментов проверялись различные способы нормализации состояния испытателей, изолированных в сурдокамере. Начиная от показа им эротических фильмов и заканчивая применением фармакологических препаратов. Оказалось, что самым действенным средством взбодриться является аутогенная тренировка — метод психической саморегуляции. Именно он давал лучший эффект повышения работоспособности: человек мог продолжать активную деятельность, хотя перед тем был уже, как говорится «готов». Эротические фильмы тоже давали неплохой результат.

Заключение

Погружение человека в состояние транса способствует переводу его сознания в некоторое другое для него не совсем обычное, измененное. Часто такой переход осуществляется с участием другого человека-гипнотизера.

Возможен переход в измененное состояние и самостоятельно без участия постороннего лица. Лунатизм (сомнамбулизм) — состояние, при котором ребенок (или взрослый) во время сна начинает двигаться и выполнять определенные действия. Обусловлено изменением работы нервной системы и активацией ее двигательных центров в «бессознательном» положении.

Переход в ИСС может быть полезен при тренировках в процессе обучения определенным действиям. Например, в гипнотическом и постгипнотическом состояниях человек может испытывать ощущения невесомости и действовать в соответствии с этими ощущениями, тренироваться.

ИСС позволяют экспериментально выявлять пределы возможностей человеческого организма.

Литература

1. Гинзбург М. Р., Яковлева М. Е. Эриксоновский гипноз: систематический курс. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 312 с. — ISBN 978–5–9770–0397–2.Hoffman, Kay. The Trance Workbook: understanding & using the power of altered states / translated by Elfie Homann, Clive Williams, and Dr. Christliebe El Mogharbel; translation edited by Laurel Ornitz. — 1998. — ISBN 0–8069–1765–2.
3.Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Уильям Джеймс.
4.Изменённые состояния и культура: хрестоматия / авт.-сост. О.В. Гордеева. — СПб.:  Питер, 2009. — 336 с. — ISBN 978–5–388–00318–8.
5.Козлов В. В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 544 с. — ISBN 5–89939–040–6.Мордвинцева Л. П. Изменённые состояния сознания: современные исследования: научно-аналитический обзор. — М., 1995.
7.Антти Ревонсуо. Изменённые состояния сознания // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З.С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978–5–459–01116–6.
8. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: интерсознание в психоанализе. — М.: Когито-Центр, 2010. — 304 с. — ISBN 978–5–89353–271–5.
9.Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: психология и лингвистика. — СПб.: Издательский дом Ювента; Филологический ф-т СПбГУ, 2000.
10.Спивак Д. Л. Изменённые состояния массового сознания. — СПб.: Гарт-Курсив, Фонд «Ленинградская галерея», 1996.
11.Спивак Д. Л. Лингвистика изменённых состояний сознания. — Л.:  Наука, 1986.
12.Тарт Ч. Изменённые состояния сознания. — М.:  Эксмо, 2003.
13. Dittrich A. Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (ASCs) in Humans // Pharmacopsychiatry, 1998, vol. 31, Suppl. 2, № 7. — P. 80–84.
14. Volume 1: History, Culture, and the Humanities // Altering Consciousness: Multidisciplinary Perspectives / Edited by Etzel Cardeña and Michael Winkelman. — Praeger, 2011. — 401 p. — ISBN 978–0–313–38308–3.
16.Volume 2: Biological and Psychological Perspectives // Altering Consciousness: Multidisciplinary Perspectives / Edited by Etzel Cardeña and Michael Winkelman. — Praeger, 2011. — 399 p. — ISBN 978–0–313–38308–3.
17. Военная медицина России: к 210-летию Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации / [ГВМУ МО РФ]; под ред. А.Я. Фисуна. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: Реноме, 2015. — 91 с.
18. Жданько И.М. Научно-исследовательскому испытательному центру авиационно-космической медицины и военной эргономики 80 лет : Главная задача максимальная мобилизация творческих ресурсов / И.М. Жданько // Авиапанорама. — 2015. — № 3. — С. 41–47.
19. Институт медико-биологических проблем: полвека на службе науке и человеку в Космосе и на Земле / Под ред. Григорьева А.И. и Ушакова И. Б. — М.: Научная книга, 2014. — 487 с.
20. Научно-исследовательскому испытательному центру авиационно-космической медицины и военной эргономики — 85 лет.
21. Сарапас Б.С. Развитие системы медицинского обеспечения ВВС, подготовки и усовершенствования военных врачей / Б.С. Сарапас, С.К. Грищенков // под ред. проф. Шелепова А. М. — СПб.: Изд-во «Техномаркет», 2007. — 83 с.
22. Чиж И.М. Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Министерства обороны РФ: вехи истории / И.М. Чиж [и др.] // Воен.-мед. журн. — 2000. — № 10. — С. 4–9.

© Habrahabr.ru