Китайские регуляторы хотят получать от ИТ-гигантов данные о потребительских кредитах

0d971f8871154d6cac9e7447cfeb6fe2.jpg

Китайские регулирующие органы, включая центральный банк, намерены обязать крупнейшие интернет-платформы страны передавать данные о кредитах в некую общенациональную структуру, курируемую Народным банком Китая (НБК). Эта структура будет предоставлять полученные данные банкам и другими финансовым организациям, чтобы они могли адекватно «оценивать риски и предотвращать чрезмерное заимствование». Нововведение может затронуть венчурную компанию Tencent — владельца мессенджера WeChat, а также интернет-магазин JD.com и финтех-компанию Джека Ма Ant Group.

Формально Пекин таким образом проявляет заботу о конечных пользователях кредитных инструментов, а также о небольших финансовых учреждениях, которых становятся всё более уязвимыми на фоне быстрого развития основных игроков финансового рынка.

Инициатива регуляторов также связана с тем, что Пекин опасается слабого контроля за рисками в небольших банках и их чрезмерной зависимости от таких платформ, как Ant, при поиске клиентов. Технологические компании взимают с банков высокие комиссии за обслуживание, располагая конфиденциальными данными огромного количества клиентов.

Ant Group владеет сервисом кредитного скоринга Sesame Credit, который предоставляет информацию о заёмщиках почти 100 банкам, получая комиссию в 30–40% от процентов по выданным с его помощью кредитам. Ant с помощью своего супераппа Alipay накопила данные более чем о миллиарде человек, многие из которых — молодые потребители, активно пользующиеся интернетом и не имеющие кредитных карт или кредитной истории в банках. Баланс потребительских кредитов Ant по состоянию на конец первого полугодия прошлого года составлял 263 млрд долларов или 21% всех краткосрочных потребительских кредитов, выданных в Китае.

По сравнению с Ant, у Tencent и JD.com относительно небольшой бизнес по потребительскому кредитованию. Подразделение JD.com, занимающееся финансовыми технологиями, JD Digits, управляет двумя платформами, Baitiao и Jintiao, имеющих 70 миллионов активных пользователей в год и получивших примерно 4,4 млрд юаней в первой половине 2020 года, а Tencent с 2015 года владеет сервисом микрокредитования Weilidai, выдавшем 460 миллионов кредитов на общую сумму более 3,7 трлн юаней на конец 2019 года.

План, в случае его реализации, фактически положит конец политике невмешательства правительства в деятельность интернет-гигантов. Сейчас крупные интернет-платформы, как правило, сопротивляются требованиям о передаче данных по кредитам. Обязательство делиться информацией о займах своих клиентов скажется на масштабах и прибыльности кредитного бизнеса китайских IT-гигантов. Однако Ant, JD.com и Tencent пока не комментируют данную инициативу.

Напомним, в конце декабря появилась информация, что власти Китая намерены нарастить своё участие в крупнейшей технологической и финансовой бизнес-империи КНР — Alibaba. Для этого они намеревались вынудить основателя Джека Ма продать акции. Сам миллиардер уже больше двух месяцев не появлялся на публике.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить очередную статью! Пишем не чаще двух раз в неделю и только по делу.  

© Habrahabr.ru