Китай готов к длительным полетам на орбитальных станциях

В конце прошлой недели официальные представители Китайского национального космического управления объявили об успехе эксперимента по дозаправке орбитальной станции «Тяньгун-2» с грузового корабля «Тяньчжоу-1». Таким образом, Китай благополучно проверил все технологии для проведения длительных пилотируемых полетов на орбитальных станциях.

2a5d35038b164eee9fd0e063d8f09297.jpg
«Тяньчжоу-1» за мгновения до стыковки, кадр из видео CCTV4
Грузовой корабль «Тяньчжоу-1» был запущен 20 апреля в 11:41 UTC (на космодроме Вэньчан по местному времени уже наступила ночь). Это был второй старт ракеты-носителя «Великий поход-7», впервые запущенной в 2016 году. Грузовой корабль массой 12 910 кг стал самой тяжелой полезной нагрузкой, когда-либо выведенной Китаем на орбиту.

Спустя двое суток, 22 апреля грузовой корабль в автоматическом режиме сблизился со станцией «Тяньгун-2» и состыковался в 4:16 UTC. В начале видео в ускоренном режиме показывается сближение грузовика со станцией и выход на ось стыковки, затем видео переходит в реальный масштаб времени и показывает финальное сближение и стыковку. Автоматическое сближение началось на расстоянии 52 км и проходило в несколько этапов — грузовой корабль последовательно приближался и останавливался на расстоянии 5000, 400, 120 и 30 метров. Утверждается, что автоматическая система стыковки работает в радио- и оптическом диапазонах и использует радары и лазеры.

Любопытно, что грузовой отсек «Тяньчжоу-1» загрузили контейнерами, очевидно, с макетами грузов. Разгружать их, по имеющейся информации, никто не собирается — новых пилотируемых пусков на «Тяньгун-2» не планируется.

9d4286103bb049ef8df1d56399e90920.jpg
Внутри «Тяньчжоу-1», кадр из трансляции стыковки

Конструктивно грузовой корабль и станция похожи, что говорит о том, что «Тяньчжоу» делался на базе орбитальных станций «Тяньгун». Длина «Тяньчжоу» составляет 10,4 метра, диаметр грузового отсека — 3,35 метра, максимальная масса — 13 500 кг (ограничена грузоподъемностью носителя «Великий поход-7»), а объем грузового отсека составлят 15 кубометров. Также пишут, что для грузового корабля придумали три варианта оснащения — с одним герметичным отсеком, с одним негерметичным отсеком и смешанный с герметичным и негерметичным отсеками.

cf6a108769e142119c51cce5b22edcab.jpg
«Тяньчжоу-1» и «Тяньгун-2», рисунок Китайского космического агентства

Для дозаправки использовались четыре разъема — по одному для топлива и окислителя и два для газа наддува баков.

4de9e8f36bfa4ae5ae028387b4318cf5.jpg
Разъемы вокруг стыковочного устройства, фото chinaspaceflight.com

9126b1d872904878b7350e284613e4eb.jpg
Предположительно схема пневмогидравлической системы грузовика и станции, фото Синьхуа

По озвученным планам, «Тяньчжоу-1» отстыкуется от станции и попробует состыковаться снова и дозаправить ее второй раз в июне. Затем он снова отстыкуется и проверит технологию быстрого сближения со станцией, похожую на российскую шестичасовую схему, использующуюся с 2012 года. А после этого заправит станцию в третий раз.
Успешные испытания грузового корабля «Тяньчжоу-1» закончили второй из трех этапов китайской пилотируемой космической программы. Первый этап был успешно выполнен в 2003 году, когда на орбиту отправился первый китайский космонавт Ян Ливэй. А третий этап представляет из себя строительство модульной станции, аналогичной «Миру» или МКС, и длительные вахты экипажей на ней. Грузовой корабль — ключ к длительным полетам на орбитальных станциях, потому что он позволяет привозить припасы, расходные материалы и эксперименты для экипажа и топливо для поддержания орбиты станции. Как ожидается, базовый блок «Тяньхэ» модульной китайской станции отправится на орбиту в 2019 году, и на тот же год запланирован запуск второго грузового корабля «Тяьчжоу».

© Geektimes