Кейноут WWDC 2018

Вчера в Сан Хосе, Калифорния, открылась WWDC 2018 — WorldWide Developer Conference, Всемирная Конференция Разработчиков, которые разрабатывают приложения для различных платформ Apple. Конференция традиционно открывается главной презентацией (кейноут), на которой топ-менеджеры компании «крупными мазками» обрисовывают стратегическое движение на ближайший год по развитию платформ компании.

Платформ на данный момент у компании четыре: iOS, watchOS, tvOS и macOS. Собственно, открывая кейноут, Тим Кук сразу уточнил, что презентация будет сфокусирована именно на новинках программного обеспечения, из чего можно было сделать вывод, что новых айфонов и Маков ждать на презентации не стоит (в этот момент половина зала встала и вышла). Я не буду в этой заметке пересказывать все, что показали на презентации — к этому моменту вы это могли и в трансляции посмотреть, и в новостях увидеть, но я отмечу то, что показалось интересным мне, и дополню это комментариями со своей перспективой.

Кейноут на WWDC имеет странный статус. Теоретически это конференция разработчиков, но исторически сложилось, что кейноут смотрят как любую другую публичную презентацию Apple — в том числе и обычные пользователи. Плюс на презентации присутствуют сотни журналистов из различных стран, которым не так интересно писать про какие-то непонятные новые фреймворки и API, поэтому компании приходится балансировать анонсы между тем, что будет интересно разработчикам, присутствующим на презентации, и тем, что будет интересно обычным пользователям. А уже после кейноута начинается самое интересное — технические детали новинок, благодаря которым разработчики смогут разрабатывать инновационные приложения для платформ Apple.

iOS
Apple начала с iOS как своей самой главной платформы, на которой работают сотни миллионов iPhone и iPad. Не удержавшись от того, чтобы не пнуть Android о темпах переходов пользователей на новые версии операционных систем (у iOS 81% пользователей пользуются последней версией системы, в то время как у Android — 6%), Apple рассказала, что большой фокус новой версии ОС (iOS 12) будет на производительности. (Подозреваю, что и на стабильности работы тоже, но не может же Apple со сцены говорить о том, что их система имела недостатки, которые теперь исправляются). Поэтому iOS 12 будет доступна для всех устройств, на которые можно было устанавливать iOS 11 (то есть вплоть до iPhone 5s, вышедшего 5 лет назад), при этом она будет во многих операциях существенно быстрее.

Жалобы на то, что iOS с каждым обновлением замедляется на старых устройствах, раздаются часто. Частично это можно исправить, заменив изношенную батарейку, но и система обрастает новыми функциями и сервисами, и разработчикам операционной системы может просто не хватать времени на нужные оптимизации. Похоже, наконец-то разработчики Apple это время нашли, так что очень интересно будет сравнить iOS 11 и iOS 12 на тех устройствах, где iOS 11 тормозила (в случае с бета-версиями это может быть не так заметно, потому что они как раз недостаточно оптимизированы, поэтому лучше подождать финальную версию). Интересно, как это отразится на продажах новых устройств, если даже старые устройства внезапно вместо превращения в тыкву вдруг станут прекрасными каретами? Но у Apple однозначно появится дополнительный аргумент против производителей смартфонов с Android, которые зачастую перестают производить апдейты для своих телефонов уже через два года после их выпуска.

Дальше большой фокус был на дополненной реальности, фанатом которой является Тим Кук (нам-то и с обычной реальностью непросто разобраться, а еще дополненная!). Тут и новый формат для 3D-объектов, который сразу поддержали несколько крупных компаний (Adobe, Autodesk, и другие), и приложение для измерения объектов (прощайте, масса приложений-линеек), и улучшения ARKit с улучшенной детекцией объектов, и реалистичным рендерингом, и в том числе — с общим просмотром сцен в дополненной реальности. AR, несмотря на активный энтузиазм Apple, Google, Facebook и других компаний, как-то пока не вышел за пределы своей ниши: немножко игр и приложений для размещения мебели в интерьере недостаточно для массовости технологии. Демонстрация поддержки нового ARKit с конструктором LEGO в многопользовательском режиме однозначно была впечатляющей (хотя, подозреваю, многие родители предпочтут, чтобы ребёнок игрался с реальным LEGO, а не с iPad), но хочется чего-то, что могло бы быть применимо в ежедневной деятельности. Возможно, AR в iOS — это промежуточный шаг к какому-то новому устройству, где она будет более уместной для ежедневного использования (кх… очки… кх), но там ещё придётся какое-то время подождать. Но в любом случае, AR — это перспективное и потенциально интересное направление, вызывающее большой интерес у разработчиков.

Жалобы на некоторую, скажем так, простоту Siri слышали, наверно, все. Я пока в этом не уверен, но есть ощущение, что Siri с выходом iOS 12 (и других систем) станет существенно «умнее». Похоже, что на базе приложения Workflow, которое Apple приобрела какое-то время назад, Apple строит «автоматизационную» платформу для скриптования различных действий Siri. С помощью простого визуального редактора даже обычные пользователи смогут создавать себе удобные сценарии, которые будут хорошо вписываться именно в их индивидуальные жизненные ситуации. Более того, интеграция Siri со сторонними приложениями через shortcuts (сильно напомнившая мне skills у Амазоновской Alexa), позволит расширить навыки Siri и сделать её гораздо более универсальным ассистентом. Пока что отставание Siri от конкурентов, несмотря на то, что она была первой, слишком очевидно, и Apple явно пытается решить эту проблему. То, что Siri будет расширяться за счёт сторонних разработчиков, однозначно порадовало аудиторию в зале.

Большая часть презентации была посвящена «цифровому здоровью». Люди, как известно, существа слабые, и поэтому им нужна помощь специалистов для того, чтобы ограничить время, которое люди проводят, уткнувшись в экран смартфона. Создатели платформы в этом случае — это лучший вариант, поскольку сама iOS предоставляет ограниченные возможности для сторонних разработчиков по реализации подобной функциональности. Причем функциональность «цифрового здоровья» включает в себя не только инструменты самоконтроля, но и инструменты родительского контроля, что, безусловно, порадует родителей и в то же время расстроит детей. Эта функциональность давно должна была появиться в iOS, так что это как раз тот случай, когда лучше позже, чем никогда. Интересно, приведёт ли это к тому, что подростки начнут требовать себе смартфоны на Android? (например, в США iPhone очень популярен среди подростковых пользователей, но если родители начнут их ограничивать, реакция может быть непредсказуемой. Хотя ну куда они денутся?)

Коммуникационная часть iOS получила ожидаемое эволюционное развитие:
— новые анимодзи, причём с поддержкой высунутого языка и подмаргивания! — я уверен, это будет часто используемая функциональность
— виртуальные аватары «memoji», которые можно создавать из того, что камера просканировала в лице пользователя. Это уже было у Samsung, кажется, но решение Apple выглядит симпатичней и элегантней. Как будто у калифорнийской компании есть вкус, что ли, не знаю
— FaceTime наконец-то научился делать групповые звонки (до 32 участников), причём с применением всех этих анимодзи-мимодзи и прочих эффектов, которые появятся в iOS 12.


Я такой старый, что помню групповые видеозвонки в iChat

Была еще часть, посвящённая улучшениям Photos — лучший поиск, подсказки при поиске, улучшенный анализ фото, автоматические рекомендации по общему доступу к фотографиям, и все это с помощью машинного обучения на устройстве, которое в том числе распространяется и на фото в облачной библиотеке. Все это — камень в огород Google Photos, так что посмотрим, насколько далеко он залетит.

watchOS
Нащупанная жила фитнеса и здоровья в Apple Watch даёт хорошие результаты — Apple продолжает разрабатывать это направление, добавляя туда новые и, главное, востребованные функции. Стоило мне только на прошлой неделе написать о том, что было бы здорово иметь автоматическое определение упражнений (и их окончания), как вчера Apple анонсировала эту функциональность в новой версии операционной системы для часов. Новые упражнения — йога, хайкинг, улучшения анализа занятий бегом, соревнования между пользователями (социальный шаринг достижений в watchOS Apple определенно удался!) — все это делает Apple Watch еще более удобным гаджетом для любителей здорового образа жизни.

Интересно было увидеть возвращение функции walkie-talkie в Apple Watch. Apple, конечно, не стала говорить о том, что впервые мы об этой функции услышали ещё в сентябре 2015 года на анонсе первых Apple Watch, но затем эту функцию почему-то убрали:


Оригинальный анонс

А вот теперь вернули, и, мне кажется, это может быть ещё одним killer app часов, особенно если у вас версия с LTE в стране, где мобильные операторы это поддерживают.

Новые интерактивные уведомления, возможность говорить с Siri, просто подняв запястье, поддержка Siri-shortcuts в часах, подкасты — часы постепенно обрастают функциональностью, которая со временем может сделать телефон необязательным аксессуаром к часам. Особенно в этом плане мне понравилось появление WebKit — фреймворка для рендеринга веб-контента на часах. Правда, как читать большие странички на часах — не очень понятно, экранчик-то маленький, хотя там и будут по умолчанию страницы загружаться в режиме Reader.

tvOS
Это была самая короткая часть презентации. Хотя Apple TV и является ещё одной платформой для разработки, но для разработчиков в этом разделе прозвучал только один интересный комментарий: с момента выхода Apple TV 4K продажи приставки выросли на 50%, что означает рост потенциальной пользовательской базы приложений. Зато пользователям рассказали, что Apple TV в новой версии tvOS получит поддержку Dolby Atmos, а контент в iTunes Store будет «заменён» на версии, которые поддерживают этот формат. Остальные анонсы были больше актуальны для пользователей тех стран, где Apple TV активно развивается как медиа-приставка: телеканалы с прямой трансляцией, включая спортивные, интеграция с подпиской кабельных операторов, когда не потребуется даже вводить логины-пароли от учетных записей, и тд.


Космический скринсейвер — просто космос какой-то

Ну и, конечно, главная фича — это новый космический скринсейвер, снятый в сотрудничестве с МКС, который, я думаю, должен просто невероятно выглядеть на 4K OLED телевизорах.

macOS
Закрывала презентацию еще одна большая платформа Apple — операционная система для Маков. Новая версия получила название пустыни в штате Калифорния — Mojave (хорошо, что не Death Valley), а главной визуальной фишкой новой версии стал темный режим экрана, когда интерфейс операционной системы и приложений становится очень темным (примерно как сейчас режим темного меню). При этом десктопная картинка пустыни может меняться на протяжении дня, в зависимости от времени суток (подозреваю, там может быть просто несколько десятков картинок, постепенно трансформирующихся друг в друга). Ожидаемо, эта штука вызвала большой восторг у разработчиков, а когда им показали темный Xcode, в зале наблюдались бурные овации.

Но и без темного режима в новой macOS оказалось множество интересных новых функций:
— «уборка» файлов на рабочем столе в удобные «стопки»
— новый метод просмотра файлов в окне Finder c возможностью базового редактирования файлов прямо в Finder
— Улучшения работы скриншотов и снятия видео с экрана
— Интеграция передачи фотографий с камеры iPhone на Мак (не знаю, мой внутренний параноик напрягся, раз теперь Мак может удаленно активировать камеру на мобильном устройстве)
— и много другого.

Что мне особенно понравилось — это расширение функциональности безопасности в macOS, когда приложениям придётся запрашивать доступ к различным пользовательским данным на компьютере (местоположение, фото, календарь, камера, микрофон, данные браузера Safari, база почты, и тд). Правда, не очень понятно, будет ли это относиться ко всем приложениям на Маке, или же только к тем, которые устанавливаются через Mac App Store; подозреваю, что соответствующая сессия на конференции даст ответ на этот вопрос.

Параноики вроде меня оценят то, что теперь по умолчанию Apple будет блокировать кнопки шаринга в социальные сети, которые в том числе используются и для того, чтобы следить за пользователями. Проиллюстрировала это Apple, разумеется, скриншотом, на котором кнопка facebook.com хотела собирать пользовательские данные — намёк на продолжающуюся историю с Facebook, рекламная бизнес-модель которого предусматривает сбор максимального большого количества информации о пользователях. Обновление также обеспечит минимизацию «цифрового отпечатка» устройства пользователя, что должно снизить шансы на идентификацию пользователя при просмотре сайтов в интернете. Конфигурация компьютера, которая сообщается сайтам, информация о шрифтах у пользователя — это зачастую те параметры, по которым рекламные сети стараются создавать уникальный идентификатор, и Apple будет им мешать это делать. Эта функциональность появится и в iOS. Очевидно одно: Apple очень не нравятся компании, бесплатные сервисы которых построен на рекламной модели. Декларация войны против подобных компаний?

Новый Mac App Store, который будет переделан по образу и подобию App Store для iOS, запущенного в прошлом году, вроде как тоже порадовал разработчиков. Изменения iOS App Store однозначно улучшили и обнаружение новых приложений, и показатели для разработчиков (скачивания, покупки), и есть надежда, что то же самое может произойти и с магазином приложений для macOS. Так что уже и Microsoft пообещала свой Office 365 в MAS, и Adobe — Lightroom CC, а там, глядишь, и остальные подтянутся.

Затем началась часть, от которой, подозреваю, обычные пользователи, смотрящие презентацию, начали зевать. Сначала Apple рассказывала про Metal, и как поддержка внешних графических ускорителей увеличивает скорость различных расчетов. А затем рассказчик перешёл на слайды о machine learning, который тоже может использовать внешние графические ускорители для обработки больших данных, создания и обучения моделей (Create ML как метод визуального создания моделей), что существенно сокращает время этих процессов. Core ML 2 даже без использования внешних графических ускорителей позволяет обрабатывать модели на 30% быстрее, при этом сильно снижая размеры получившихся моделей. Но эти слайды хорошо напомнили о том, что мы всё-таки находимся на конференции для разработчиков.

И тут Крейг Федериги рассказал о том, что мне показалось самым интересным из презентации длиной более 2 часов. Начал он с того, что сказал, что есть много слухов о том, что Apple собирается обьединить iOS и macOS. Разработчики в этот момент основательно напряглись — как будто в предвкушении неприятного сюрприза. Но Крейг «идеальные волосы» Федериги быстро всех успокоил, сказав, что Apple не собирается этого делать.

Вздох облегчения в зале был слышен очень хорошо. Речь идёт все же больше об постепенной унификации двух библиотек для написания интерфейсной части приложений для iOS и macOS. В iOS это UIKit, в macOS это AppKit; последний уходит корнями еще в NeXT, на базе которой была разработана Mac OS X, постепенно трансформировавшаяся в macOS. UIKit гораздо более молодой и современный. Это не означает, что интерфейсы будут похожи, визуальные компоненты в каждой операционной системе останутся свои.

Концептуально они схожи, но на уровне имплементации разработчики, которые пишут приложения для iOS и macOS, сталкиваются с определенными отличиями. И вот уже в этом году Apple начинает постепенную миграцию методов и подходов UIKit в AppKit, и некоторые из новых приложений в macOS Mojave будут написаны, используя наработки Apple в этом направлении. А в 2019 году это станет доступно и для сторонних разработчиков, что должно существенно облегчить и ускорить процесс переноса приложений с одной платформы на другую (c iOS на macOS и наоборот). Мне кажется, что это должно стать существенной встряской для платформы Мак и ее перспектив (а там, глядишь, и Mac на ARM подтянется, если скомбинировать историю с UIKit+AppKit с этой). Так что я ожидаю, что WWDC в 2019 году будет еще более интересной, чем эта.

Многие уже окрестили эту презентацию одной из самых скучных за многие годы. Конечно, это не мероприятие по анонсу нового iPhone, когда можно взять блестящий гаджет и покрутить его в руках, хотя мне и как пользователю, и разработчику, было очень интересно смотреть вчерашнюю презентацию. Кто-то жалуется, что нет громких и больших новых фич, от которых можно ахать и охать. Все знают шутку про «быстро, качественно, недорого, выберите два» (нет, не эти два!). Так и с разработкой: время ограничено, приходится приоритизировать, и зачастую при гонке за фичами в первую очередь страдает качество. Apple не может прямо сказать нам «мы делаем меньше фич, потому что сфокусируемся на качестве», но слухи, которые фигурировали в последнее время о том, что компания планирует сконцентрироваться на стабильности работы операционной системы, вполне стыкуются с тем, что было показано на конференции вчера. Иногда нужно притормозить, перевести дух, сконцентрироваться, а затем с новыми силами заняться большими делами. Так что WWDC 2018 еще не закончилась, а я уже с нетерпением жду WWDC 2019.

PS если вам показалось, что на кейноуте фич новых систем было мало, то нужно вспомнить, что кейноут — это еще не вся конференция, которая идёт всю неделю, а кейноут ограничен по времени. Например, на кейноут не успели рассказать о таких хоть и небольших, но интересных фичах iOS:
— Жесты iPhone X на iPad (свайп сверху — Центр Управления, свайп снизу — Home)
— Автозаполнение одноразовых паролей из текстовых сообщений в поля паролей
— Специальная поддержка менеджеров паролей для подсказок паролей в поле QuickType
— Общий доступ к паролям между рядом находящимися Mac и iOS-устройствами (типа того, как шарится пароль WiFi в iOS 11)
— Предупреждения о повторных использованиях одинаковых паролей
— Поиск паролей через Siri
— Улучшенная поддержка RAW в iOS
— Похоже, появится поддержка второго лица в Face ID — «In addition to continuously learning how you look, Face ID can recognize an alternative appearance.»
— Улучшенный алгоритм портретного режима

Вот еще интересное в macOS:
— возможность настройки места сохранения скриншотов (раньше это можно было сделать через команду в терминале)
— возможность обрезания видео в QuckLook

В tvOS:
— шаринг паролей с iOS-устройств

Поделиться:

© alexmak.net