Как сделать простое техническое задание, и не потерять деньги и нервы

Привет, Хабр! Адресую эту статью себе более молодому и неопытному, а также всем, кто чувствует неуверенность в подходе к технической документации. Хотя если кому-то из зубров проектного дела она поможет, буду рад вдвойне.

Для составления ТЗ существует множество стандартов и спецификаций, но если молодые студии при разработке простенького интернет-магазина будут пытаться им соответствовать, то не успеют реализовать и пары проектов, как разорятся, закопавшись в кучу непонятных документов.

ggosry2ozazafihgotd8y1zplcs.jpeg

Что было раньше


Мы небольшая региональная компания, занимающаяся заказной веб-разработкой, которая, как и многие другие, в самом начале бралась за проекты, не особо представляя как их делать. Но подобный «вынужденный рост» крайне положительно сказался на членах команды, благодаря огромному желанию развиваться, и помог прокачать и скилы, и голову. Разработка становилась все качественнее, но техническое задание оставалось на самом низком уровне. Как и большинство начинающих студий, мы использовали обычный описательный подход к ТЗ: какие страницы, что должно отображаться, некоторые технические моменты, да и все, пожалуй.

5b3rad4lwaacr8ybqrbj9ugsyvq.png

На многих проектах это выливалось в следующие проблемы:

  1. Описан внешний вид, но не принцип работы. Простой пример с корзиной интернет-магазина. В ТЗ было написано «Кнопка «Оформить заказ». Но что должно произойти, когда пользователь нажал на эту кнопку? По каким правилам формируется номер заказа? Какой статус ему присваивается? Куда идет переадресация? А если один из товаров раскупили, пока пользователь оформлял заказ? На эти и многие другие вопросы в ТЗ ответов не было, а ведь это лишь один небольшой элемент. Подобные неописанные моменты приводили к спорам с Заказчиком, сильному выходу из бюджета и прочим неприятным последствиям.
  2. Отсутствие переиспользуемых блоков. На многих сайтах есть одинаковые блоки, используемые в разных местах, например, превью товара. Но данный блок в результате описывался в каждой странице. Это очень плохо по нескольким причинам. Во-первых, при необходимости изменения надо вносить сразу в нескольких местах, можно что-то упустить и будет несоответствие. Во-вторых, даже при одинаковых элементах в превью, заказчик может потребовать сделать их по-разному, что влечет за собой дополнительные затраты.
  3. ТЗ не коррелирует с задачами для команды. Чем дальше постановка задачи от реальности, тем ниже будет качество на выходе. Это еще одна проблема, которую хотелось решить.


Новый подход


Определившись с целями, мы разработали новую, довольно простую, но эффективную концепцию.

ТЗ состоит из следующих разделов:

  1. Введение
  2. Статика
  3. Динамика
  4. Задачи
  5. Административная панель
  6. Общие технические требования


От проекта к проекту состав этих разделов может меняться, но основная структура остается. Давайте разберем подробнее.

Введение и подготовка к реализации

  • Кратко описываем проект, его цели, ЦА, оставляем ссылки на предпроектную аналитику.
  • Описываем процесс инициализации проекта: настройку окружения для разработчиков и подход к разработке концепции дизайна для дизайнеров.
  • Принципы адаптивности или разбиения на версии. Последнее время в своей работе мы придерживаемся следующего принципа — «адаптивь все, что адаптивится». Иначе говоря, в начале работы над ТЗ мы понимаем, какой сложный функционал нам нужен (или может понадобиться в ближайшем будущем) и вместе с дизайнером и front-end разработчиком придумываем способы его заадаптивить. При новом подходе отрицательных результатов еще не было, поэтому отдельные версии описывать не приходилось.


Данный раздел преследует цель ввести команду в курс дела и подготовить почву для непосредственной разработки проекта.

Статика

Как мы все знаем, страницы могут содержать либо статическую информацию, либо динамическую, присылаемую с сервера. Подразделы статики — страницы проекта. Каждую страницу мы разбиваем на блоки. Если блок статический, то мы описываем его суть и вид контента. Например, описание одного из блоков страницы «О компании» может выглядеть так. «Основные преимущества компании. 5–6 иконок с описаниями.» Это очень краткое, но достаточное для точной оценки описание блока. При описании статики главная цель — задать четкие рамки. Сделать адаптив иконок не составит труда, а с графиком или таблицей все не так просто и однозначно. Но при этом нам не важно какие именно будут иконки и подписи к ним.

Если же страница содержит блок, который можно «вынести за скобки», то в месте его интеграции мы пишем «Интегрируется функционал «NAME», а сам функционал описываем в разделе «Динамика».

Помимо страниц Статика включает в себя описание pop-up и письма. На мой взгляд их нет смысла выносить в отдельный большой раздел и раздувать структуру.

Динамика

Все, что относится к динамике мы называем функционалом. Возможно, позже появится еще какое-то разделение, т.к. уже сейчас сюда относятся различные типы задач:

  1. Блок. В динамику выносим:
    • Блоки, используемые в разных частях сайта.
    • Блоки, которые имеет смысл оценивать отдельно. Во-первых, это упрощает и сам процесс оценки, и понимание заказчиком сложности отдельного элемента. Во-вторых, в эту категорию часто попадают блоки, которые не являются жизненно необходимыми для проекта, и при таком подходе их проще исключить из сметы.
    • Процессы, происходящие при определенном действии пользователя. В первую очередь сюда относятся действия, происходящие при оформлении заказа, оплате, добавлении в корзину и тд. Подобный функционал при развитии проекта часто дорабатывается, и так эти доработки намного удобнее описывать.
    • Интеграции сторонних сервисов. В зависимости от сложности интеграции, она может описываться как один функционал, или наоборот разбиваться на много разных для описания отдельных запросов.


Задачи

Этот раздел используется для работ, которые нельзя отнести ни к одному из других разделов: нарисовать баннер, установить счетчик метрики, спарсить товары и т.д.

Административная панель

Здесь описываем структуру, модели и поля. Разбиение идет по разделам, например, «Товары», «Каталог», «Заказы» и т.д. Описываем что разные роли пользователей могут просматривать, что редактировать.

Общие технические требования

Включает в себя довольно много подразделов, не все из которых действительно являются техническими требования, но опять же выносить их отдельно не имело смысла:

  1. SEO-требования к тегам и микроразметке
  2. Правила транслитерации
  3. Ручное и автоматическое тестирование
  4. Поддерживаемые браузеры


Новые версии


При описании новых версий необходимо вносить изменения в существующие элементы. Мы рассматривали следующие способы описания доработок: в начале каждого из разделов (Статика, Динамика, АП) писать «Доработка функционала «NAME», либо сделать отдельный раздел «Доработки», в котором в кучу будут свалены сразу все изменяющиеся задачи. Пока остановились на втором варианте, но это связано скорее удобством на конкретных проектах. В других условиях лучше подойдет первый способ.

После написания ТЗ на новую версию, мы сливаем их в одну, чтобы следующее можно было писать на основании одного документа.

Пример


Давайте для наглядности разберем структуру ТЗ на основе упрощенной страницы раздела каталога.

Статика


Страница «Раздел каталога»

Используется для отображения товаров, принадлежащих к разделу каталога любого уровня, кроме корневого.

Интегрируется следующий функционал:

  1. «Хлебные крошки»
  2. «Дерево каталога»
  3. «Фильтрация. Общие положения»
  4. «Фильтрация. Текст»
  5. «Фильтрация. Текст и изображение»
  6. «Фильтрация. Диапазон»
  7. «Сортировка. По умолчанию»
  8. «Сортировка. По возрастанию цены»
  9. «Сортировка. По убыванию цены»
  10. «Превью товара. Плитка»
  11. «Пагинация. Постраничная»
  12. «Текстовый блок». Интегрируется в виде блока для SEO-текста перед подвалом сайта


URL: /c/1745-name, где 1745- id текущей категории каталога, а name — транслитерированное название этой категории.

Динамика


Т.к страница содержит очень много интеграций, приведу примеры для двух самых интересных из них.

Функционал «Фильтрация. Общие положения»

Внешне фильтрация представляет собой ряд (или несколько рядов) кнопок с названием фильтра. При клике на кнопку открывается выпадающий список с чек-боксами со значениями фильтра (значениями соответствующей характеристики товара). Ширина выпадающего списка зависит от максимальной длины значения в этом списке. В видимой области выпадающего списка отображается не более 10 пунктов. Если значений фильтра больше, то появляется полоса прокрутки. Под значениями фильтра находится кнопка Применить. Если выбрано хотя бы одно значение и пользователь нажимает на кнопку Применить, вне области фильтра или на кнопку с названием фильтра, то:

  • выпадающий список закрывается, а фильтр применяется. В текущем разделе остаются только товары, соответствующие текущим активным фильтрам
  • название кнопки фильтра приобретает вид: «Название фильтра: K», где K — количество выбранных значений фильтра, если их 2 или больше, или «Название фильтра: значение», если было выбрано одно значение.
  • цвет кнопки фильтра меняется на вид используемого фильтра
  • в значениях других фильтров остаются только варианты, удовлетворяющие текущим активным фильтрам. Если в одном из неактивных фильтров остается одно значение, его кнопка приобретает вид неактивной, а название выводится в формате «Название фильтра: значение»
  • у всех активных фильтров после названия добавляется крестик, при клике на который сбрасывается только этот фильтр
  • пагинация сбрасывается


Если хотя бы один фильтр активен, после всех кнопок с фильтрами появляется кнопка «сбросить фильтры», при клике на которую значению всех фильтров сбрасываются.

При переходе из текущей категории в любую другую осуществляется проверка на совпадение активных фильтров и выбранных в них значений с соответствующими фильтрами и значениями категории, в которую был осуществлен переход. В новой выбранной категории активными остаются те фильтры и выбранные в них значения, которые совпали.

Фильтрация может интегрироваться 2 способами: динамически и статически. Динамическая интеграция позволяет задавать характеристику, по которой осуществляется фильтрация, в административной панели. Такие интеграции указываются без дополнительных параметров. Статическая интеграция применяется к странице по умолчанию. При описании интеграции указывается дополнительный параметр — характеристика, по которой осуществляется фильтрация.

Выбранные фильтры добавляются в URL посредством query-параметров.

Функционал «Превью товара. Плитка»

Представляет собой плитку (прямоугольник) с самой важной для пользователя информацией о товаре. В варианте плиткой ключевой информацией является изображение товара. Превью содержит:

  1. Цена (целое число в рублях РФ)
  2. Название товара
  3. Метка «В магазине» или «С витрины»
  4. Изображение
  5. Размер
  6. Кнопка «В корзину» (Интеграция функционала «Добавить в корзину»)
  7. Кнопка «В избранное» (Интеграция функционала «Добавить в избранное»)


При клике на любую область превью, кроме кнопки «В корзину» осуществляется переход на страницу товара.

На одной строке должно помещаться 3–4 плитки с превью товара.

Как вы видите, в данный функционал интегрируется другой, что позволяет делать очень удобные разбиения. Например, «Добавить в корзину» и «Добавить в избранное» используются и в карте товара.

Административная панель


Одна страница требует большого количества разделов АП, опишу один из них.

Товар

Список всех товаров с фильтрацией. При редактировании/добавлении товара доступны следующие поля:

  1. Название (текст)
  2. Бренд (радио)
  3. Изображения
  4. Цена (целое число)
  5. Описание (текстовый блок)
  6. Тип (магазин/витрина, радио)
  7. Состояние. Значение включает в себя Название (текст) и Пояснение (текст).
  8. Статус. Возможны варианты:
    1. на продаже
    2. на модерации
    3. на доработке
    4. отклонен
    5. продан
    6. не прошел проверку
    7. отменен Продавцом
  9. Размер с бирки (необязательное). Текстовое поле без валидации


Полей более 30 и, дабы не раздувать статью, опустим их.

Выводы


Плюсы нового подхода:

  1. Полнота. Данное ТЗ позволяет однозначно описывать требования, что является основным и необходимым параметром любого ТЗ.
  2. Понятность. Около половины наших клиентов не имеют на своей стороне технического специалиста и сталкиваются с разработкой впервые. Поэтому очень важно было сделать ТЗ максимально понятным и читаемым. И у нас получилось! Даже технически не подкованные клиенты понимают, как оно устроено, могут спокойно его читать и давать отличную обратную связь.
  3. Молекулярность. ТЗ полностью соответствует нашим требованиям к разбиению на отдельные элементы, что значительно упрощает и решает проблемы, описанные выше. Блоки ТЗ напрямую соответствуют задачам, которые выполняются разработчиками, что было встречено на ура. Также ТЗ отлично ложится на дизайн-систему (про нее статья выйдет уже на следующей неделе).
  4. Простота оценки и конфигурации сметы. Хорошо описанные и разбитые задачи стало просто и приятно оценивать. Если во время оценки мы понимаем, что требования неполные, то дописываем их. Под каждый проект (этап) делаем гугл таблицу, в которой заказчик может попробовать разные конфигурации проекта и определить наиболее подходящий для себя вариант по цене/функционалу.
  5. Взаимодействие с заказчиками поднялось на новый уровень. Внесенные изменения позволяют четко определить границы проекта. Если необходимо внести изменения относительно ТЗ, это оценивается как новая задача, хотя при старом подходе это вызывало много споров.
  6. Рентабельность. Т.к. это в первую очередь бизнес, данный показатель наравне с предыдущим является одним из самых важных. Детальная проработка позволила свести количество плохо оцененных задач к минимуму. Ни по одному из проектов, реализуемых по новому подходу, не было превышения бюджета.


Минусы:

  1. Внесение доработок. На одном из проектов было необходимо ввести статусы товаров. В итоге получилось огромное количество доработок по 2–3 строчки. Нельзя это назвать явным минусом, т.к. полното требований в приоритете, но и идеальным данных подход назвать нельзя.
  2. Сложность восприятия при автоматизации бизнес-процессов. Если взять бизнес-процессы некоторых компаний от момента продажи до получения товара покупателем, не всегда есть возможность (или необходимость на первых этапах) покрыть весь процесс за счет Статики, Динамики и АП, т.к. многие задачи выполняются вручную, обсуждаются с клиентами по телефону и т.д. Это немного усложняет восприятие ТЗ в чистом виде, и требует дополнительного описания процессов.
  3. Стоимость и время разработки. Продавать ТЗ, конечно, стало сложнее, ведь далеко не все при первом контакте с разработкой готовы платить за него 10–20% от проекта при том что многие наши конкуренты берут за него 10–20 тыс. Но подобная работа сполна окупается при реализации, снижая риски проекта и улучшая качество.


Плюсы нового подхода крайне положительно сказались на всех аспектах нашей работы и помогли выявить слабые места, на которые раньше не обращали внимание. Минусы же хоть и есть, но незначительные, особенно в сравнении с плюсами.
Каждый проект привносит что-то новое, шлифует углы и позволяет менять его к лучшему.

Мы настолько довольны результатом, что решили отказаться от стандартных тасктрекеров в пользу доработки Google Docs для полноценной работы с задачами на основе ТЗ. Если опыт будет удачным, напишем об этом отдельную статью. А пока ждем от вас объективную критику и советы, с надеждой, что кому-то эта статья помогла).

© Habrahabr.ru