Как научиться проведению ICO

geek.png

Криптоэкономика интересна тем, в ней фундаментально нет вообще ничего нового, но то, что есть — совершенно непонятное. Терра инкогнита в чистом виде. Прогуливаясь по криптомитапам мы всё больше убеждаемся, что порог требований к инвест-проектам с приходом криптовалют упал (инвесторы — неквалифицированные), а посему у стартаперов просто нет шансов сделать бизнес (хотя денег поднять можно). Это грустный вывод, конечно, но давайте посмотрим, какие у криптостартапера вообще есть возможности сделать всё правильно.


1. Следовать шаблонной методике

Методика тут одна, она очень подробно изложена и обновляется гражданином Chris McCann из популярной венчурной компании Greylock Partners. Можно пройти эти шаги, и вы сделаете всё точно так же, как весь мир, ну, а если непонятно — можно сходить на русскоязычные курсы, их тоже развелось немало (ссылок давать не будем).

Казалось бы, отличный путь. Но чему там учат? Повторению схемы: «сайт — WP — раздел инвестора — legal — медиакампания на 2–3 месяца — профит» (ок, WP и legal в последнее время поменялись местами). Но камон, откуда в вашей голове (и кошельке) столько английского, профильных знаний, денег и друзей, чтобы вот взять и сделать интересный всему миру продукт? Хотя стоп, пока что даже не сделать, а для начала донести до зрителей его идею и воодушевить их проголосовать крипторублём.

Люди вон питчи для TED по полгода готовят, чтобы за 15 минут идея слушателям зашла, но даже после этого 100.000 просмотров своей видеозаписи получают несколько процентов выступавших. Так на TED питчиться проще — там перед живой аудиторией стараются, а у крипто-проекта вообще непонятно кто с той стороны монитора сидит. Тем не менее, методика с существенной вероятностью позволяет что-то там собрать, но в обмен, как правило, утопить репутацию — свою и команды. Проект назовут «скамом», вы уедете на пару лет в тёплые моря, инвесторы спишут убытки. А что, тоже бизнес-опыт.

Но что делать, если у вас есть идея стартапа, которая реально вдохновляет заниматься её вдолгую, построить бизнес? Инновационная экосистема сейчас в России неплохо развита, Та, конечно, почти все (включая инвесторов) неопытные, но податься есть куда. На любом уровне зрелости вашего проекта — от идеи до международной экспансии — есть те, кто поможет, подтолкнёт и говорят они на русском. Удивительно, но фандрайзинг в криптовалюте (более сложный в реализации, если что) кажется стартаперам простым и туда идут те, кто не нашли фиатных денег.

Думаете, ICO поможет? Нет. Методика там неподходящая. У неё есть два основных минуса: (1) нет пошагового алгоритма встраивания токена в экономику проекта (а токен это деньги, которые без рынка (и участников на нём) в принципе никому не нужны — мы об этом писали) и (2) идея проекта не приобрела последователей, потому что сообщество не созрело (3 месяца агрессивной медиа-кампании привлечёт только инвесторов, а не участников вашего собственного рынка). К чему это приводит? Правильно, к слову «скам». Если непонятно, смотрите: проект собрал целевую сумму (как — по методике за счёт скидок на монеты для инвесторов), потом токены выпустил на биржу и… они не торгуются. Как правило, монеты даже падают в цене. Потому что у вас продукта нет, одни обещания, а пока вы его построите, торговать токенами просто некому. Нет подъёмной силы интереса к деньгам — т.н. «активных торговых позиций» (один хочет купить, другой — продать). Попробуйте ещё ошибиться в исполнении плана развития проекта или изменить в нём состав этапов — ожидания у далких инвесторов, сидящих в ваших монетах вдолгую, окончательно испортятся и ваши токены попытаются скинуть по любой цене. Опять приходим к тому, что вы потеряли репутацию (мы же уже не делали скам, правильно?)

Добро пожаловать в мир equity financing, где ваша компания либо создаёт нормальные ожидания акционеров, либо её акции становятся мусорными.

Ок, методика она одна, другой нет. Но ведь есть же успешные проекты, которые и собрали денег, и монеты у них растут. Тогда остаётся…


2. Заниматься крипто-вуайеризмом

На наш взгляд, это самый правильный способ. Во-первых, там уже виден комплект готовой кампании, все материалы. Во-вторых, можно «примерить» какие-то участки документов или трюки на себя. В-третьих, записаться в каналы связи и задавать свои вопросы поддержке. В принципе, узнать, как что у проекта устроено или будет сделано — реально. Тут есть плохая новость: если вы из той же ниши, что и ваш визави, то он уже собирает средства, а вы — нет. К сожалению, криптоденег пока рождается сильно меньше, чем верхних планок сбора у проектов. И когда ваш проект выйдёт на рынок, разогреть инвестиционный интерес будет несколько сложнее.

Мысль о неудаче быть вторым — спорная, но на самом деле дублей уже сейчас просто куча. Например, мы сейчас занимаемся сборкой бизнес-модели для одного проекта в области недвижимости и смотрим за всеми известными ICO в этой теме. Примерно с июля 2017 года идеи стали копироваться (потому что кончились). Смотрите сами:


  • propy.io, rexmls.com (трансграничная торговля недвижимостью, международная база ОН, классифайд)
  • squarex.io, bitrent.io (краудсорсинг строительства)
  • sqpay.io, real.markets (инвестиции в коммерческую недвижимость)
  • bloquid.ru (токены, выпускаемый в залог недвижимости)
  • relest.io (аукцион ставок на аренду недвижимости)
  • realt.uk, atlant.io (p2p-аренда типа AirBnB)
  • bitproperty.io (распределенный REIT (Real Estate Investment Trust — ипотечный инвестиционный траст)
  • alt.estate, reidao.io (повышение ликвидности продаж жилой недвижимости путём дробления на токены)

Видите — уже по два участника? А может, и по три, надо перепроверить рынок…

Понятно, что сделать конкурента на пустом рынке вообще не проблема — выживет сильнейший. Но если бы это были конкуренты… Если присмотреться, разница между проектами есть — в реализации, но не в бизнес-модели. Мы на днях выпустим статью с анализом криптомемасика «fat protocol», о котором пока достаточно знать лишь одно: копикет чьей-то бизнес-модели в блокчейне обречён на смерть. Ну вот так. Рады будем ошибиться, кстати.

Ладно, всё-таки главный недостаток у метода промышленной разведки такой — никто не знает, жизнеспособная ли вообще эта история. Пусть даже её упаковали красиво, но это позволит лишь собрать первичные средства, но совсем не факт, что стартап станет бизнесом.

Хорошо, что делать? Например, можно…


3. Обратиться к аналитикам

Уж они-то инвестируют, рейтинги делают, всё такое. Ну вот, например, 4 частных подборки с аналитикой криптопроектов (раз, два, три, четыре), найдите ещё, если нужно.

Конечно же, такие таблицы для изучения почти бесполезны, потому что: (1) содержат субъективные оценки авторов (которые, читай — могут быть ошибочными), (2) сделаны для совершенно других целей (выбрать монеты для инвестирования / следить за монетами в портфеле) и (3) практически не раскрывают причин успеха одних команд и неудач других.

Понятно, почему так. Ведь что такое стартап? Это проект, в котором некая группа специалистов (=команда) должна использовать для строительства машины (=бизнес-модели) по производству целевой ценности =(продукт). Где тут в скобках деньги? Их нет. В результате, конечно же. Если думать о баунти, курсе биткоина и Сан-Тропе, а не о деле.

P.S. Мы тут подумали вот над чем. А не устроить нам ленту с описаниями бизнес-моделей, какие они есть на свете? Их всего-то штук 70–80. Без лонгридов, зато часто. Что думаете?

© Geektimes