Как научить продажника говорить с разработчиками

Думаю, пользователи «Хабра» не раз сталкивались с менеджерами по продажам. Это такие ребята, для которых законы логики и физики носят рекомендательный характер. Специально для них я решил написать несколько простых примеров, как надо и как не надо общаться с разработчиками, дизайнерами, инженерами и другими специалистами.

Без обид, желаю всем добра и взаимопонимания!

8529616868d143958fbc4df2ae2df80f.png

Поиграем с договоренностями и сроками


Как неправильно: «Я уже пообещал клиенту, что справимся за два месяца вместо года. Придется немного ускориться. Может быть бесплатная пицца поднимет вам настроение?»

Какие мысли это вызывает: Представляю сцену из фильма «Техасская резня бензопилой». Если распилить продажника на две части, то продажи удвоятся, ведь так?

Как правильно: «Уважаемые разработчики, что реально сделать за два месяца?»

Как неправильно: «Мы считали, что затраты будут 1М, но придется сделать все за 0,4М и еще клиент хочет дополнительный функционал!»

Какие мысли это вызывает:
 — Отлично, давайте наймем аутсорсеров из Бангладеш.
 — А они там разве знают Java?
 — Не уверен — они пока ищут того, кто знает английский. Зато, очень дешево!

Как правильно: «Уважаемые разработчики, что реально сделать за 0,4М?»

Как неправильно: «Это же очевидно, что эта кнопочка должна махать крылышками, хрюкать и при этом выполнять запрос на портал gosuslugi через API. Нужно доделать ее, как мы договаривались!»

Какие мысли это вызывает: Мы тут всей командой уже год ждем когда же закончатся ваши запасы галлюциногенов. Но похоже вы подрабатываете на химическом заводе.

Как правильно: «Вот ТЗ на доработку, давайте оценим.»

Пример из жизни:
Заказчик решил разработать с нуля типа свой Skype, только лучше. Продажник верил, что мы сможем, ведь один его знакомый стримил Майдан, и все работало, а еще он нашел полно готовых модулей для передачи видео- и аудиопотоков. Аналитик на встрече потребовал исследовательский этап со стартовым бюджетом. Проект двинулся, но продажник что-то приуныл. Ведь проценты совсем не те, а клиенту разбили его Full HD мечту! И не важно, что доморощенный скайп лагал, как черепашка без ножек.

Гиперактивность, назойливость и пропадание


Как неправильно: Письмо в пятницу в 18:30: «Нужно до понедельника приготовить слайды, конец света, горим!!!»

Какие мысли это вызывает:
Ок, спросили: «А про что слайды?», — и ждем уже месяц ответа, звонили, напоминали, умоляли. Не могут придумать про что слайды.

Как неправильно: Снова письмо в пятницу в 18:30: «Конец света, горим нужны те самые слайды, они должны быть про холодец и щебень»

Какие мысли это вызывает: Мы уже поняли, что вы пишите с химического завода, но все же, что это за чертов щебень?
Ответ: «Уважаемые коллеги, нахожусь в отпуске, буду недоступен две недели»

Как правильно: «Уважаемые дизайнеры, пришлите образец брифа по слайдам — не могу понять, что хочет от нас клиент.»

Примеры из жизни:
 — Мы предложили клиенту на мероприятие дополненную реальность, чтобы «Вжух! И на небе комета», маски, как в Masqrd, только брендированные, стримы в Instagram через наше приложение и свой FindFace c Shazam-ом. Надо это всё быстро посчитать! Бюджет неизвестен, но вы сильно не разгоняйтесь. На разработку будет 2 месяца.
Прошел месяц…
 — Ну, что вы где? Что говорит клиент?
 — А мы ему продали тент и батут, и еще живых кенгуру. Но мы обязательно предложим ему диджитл в следующий раз.

Спутанность сознания (образное мышление)


Как неправильно: «Мы продали клиенту систему за 10М рублей, в нее будет интегрирован прокат горных велосипедов с магазином деревянных костылей. Поскольку инвалиды редко ездят на горных велосипедах, мы предложили добавить приложение для слепых детей. Как бонус продали интеграцию веселого шиномонтажа с геймификацией: пока ты сидишь в очереди, тебя развлекают радостные клоуны!»

Какие мысли это вызывает: Оооо боги! За какие грехи я здесь? Почему вы не устроили меня главным технологом на химический завод?

Как правильно: «Уважаемые разработчики, вот вам ТЗ на прокат велосипедов, остальное обсудим после завершения MVP.»

Примеры из жизни:
Клиент: «Мы хотим делать обучающие трансляции! Это должно быть очень качественно! Съемка со всех ракурсов. Ну, вы понимаете! Но так, чтобы это было вот прямо очень просто. Одной кнопкой! Рынок — готов, хотим запуститься до нового года».
Продажник: «Дро-о-о-о-н! Они летают и снимают! Давайте начнем с интеграции с дроном!»
Клиент: «Точно! Дрон будет летать за мной по сцене во время нашей презентации и каждый сможет подключить свой VR-шлем, чтобы посмотреть на меня от первого лица.»

Вера в единорогов


Как неправильно: «Ну вы же профессионалы! Вы же должны знать, как сделать интеграцию горных велосипедов, костылей, шиномонтажных клоунов и слепых детей?»

Какие мысли это вызывает: Разбудите меня, я же сплю? Ведь правда? Правда же я сплю! Ну пожалуйста! Пускай будет будто бы я сплю и сейчас проснусь.

Как правильно: «Уважаемые разработчики, вот вам ТЗ на велокостылешиноклоуны, оцените реализуемость.»

Примеры из жизни:
 — В ХХХском департаменте мы договорились собирать плату за штрафы, прошел год, штрафы не приходят, все нарушают бесплатно, главный гаишник очень недоволен!
 — Нужно еще немного подождать — студенты, которых вы наняли, уже научились выводить «Hello world» на принтере для писем со штрафами. Скоро за камеру возьмутся.

Врать, когда вообще не надо врать


Как неправильно: «Так вот, я пообещал клиенту, что у нас полно знакомых клоунов и спецов по костылям. Найдите срочно мне таких!»

Какие мысли это вызывает: Знаете, как минимум, один лютый клоун у нас точно есть. А вот, специалистов по костылям вам теперь придется поискать новых. Мы увольняемся, оставляем вам в наследство склад велосипедов в нашем репозитории.

Как правильно: «Боюсь соврать клиенту, поэтому решил проконсультироваться с вами: предоставляем ли мы костыли, велосипеды и клоунов?»

Примеры из жизни:
 — У нас 30 разработчиков в штате!
 — А годовой оборот, вы говорили, три миллиона, да? Они у вас что, по 7 т.р. в месяц получают?

— Мы такое уже много раз делали!
 — Хмм… другие подрядчики нам говорили, что такого в природе не существует.

Улучшим лучшее, ускорим быстрое


Как неправильно: «Давайте переделаем этот уже утвержденный макет. Ведь он станет еще лучше и клиент полюбит нас еще больше.

Какие мысли это вызывает: Сделай добро и получи новые 20 раундов правок в подарок!

Как правильно: «Я знаю как сделать этот макет лучше. Я верю, что это поможет мне лучше продавать. Кто-нибудь тут готов мне его помочь переделать? Только не кидайте в меня мебелью, я забыл дома каску.»

Примеры из жизни:
 — Пришлите мне обновленный макет
 — Он не готов, правки вносит дизайнер, обещает через пару дней!
 — Как, а разве аналитик не внес их прямо на встрече с клиентом?
 — Что? Нет! Он делал скриншоты и рамочками выделял места правок. Он не правил дизайн! Правда!

Нужно постараться


Как неправильно:
 — У нас нет ТЗ!
 — Нужно постараться!
 — Бюджета не хватит на этот функционал!
 — Нужно постараться!
 — В эти сроки невозможно уложиться
 — Нужно постараться!

Какие мысли это вызывает:
 — Нет сил, как же хочется придушить вас!
 — Нужно поста…оааа….кхе… кхе…

Как правильно: «Давайте вместе подумаем, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.»

Примеры из жизни:
 — XXXэнерго хочет подключиться к нашей платежной системе, чтобы выставлять счета и автоплатежи. Я пообещал, что мы бесплатно им автоматизируем бизнес-процессы, если подключатся.
 — А что у них там, 1С?
 — Нет, у них все на бумаге пока.
 — Но мы же агрегатор микро-платежей! Мы никогда не внедряли ERP на электростанциях!
 — Я верю, что вы справитесь, надо постараться!

Заключение


Надеюсь, что продажникам стало хоть чуточку понятнее, как их понимают те, кому теперь придется все это разгребать.
Почаще повторяйте себе: «Деда Мороза — нет. Подарки под ёлку кладут родители. Разработчики — не волшебники, и не умеют доставать готовые проекты для клиентов из большого черного цилиндра».

На «Хабре» много разработчиков, дизайнеров и других специалистов, с которыми часто сталкиваются менеджеры по продажам. Давайте поможем сэйлзам правильно с нами разговаривать.

Пишите в комменты свои кейсы с продажниками: как надо, что думаете, как не надо — обсудим.

Комментарии (1)

  • 28 декабря 2016 в 10:45

    0

    Только вчера наблюдал все стадии) У меня еще прекрасный кейс с отпиливанием власти в ИТ продажником, который разворачивается прямо на моих глазах. Напишу в личку.

© Habrahabr.ru