Как молодым специалистам устроиться в IT-компанию

imageКак-то раз коллеги из отдела HR i-Free обратились ко мне с просьбой написать небольшую статью для молодых специалистов, которые стремятся устроиться в IT-компанию. Причины, побудившие их это сделать в целом понятны, в компании основным нанимателем молодых специалистов является отдел под моим управлением, мы берем только что закончивших вуз ребят (а иногда и студентов последних курсов), и у нас они проходят некий курс «молодого бойца».Естественно, я не претендую на объективность, а лишь хочу дать несколько советов для тех, кто хочет начать свой путь с работы в IT-компании. Статья выражает сугубо моё мнение о том, как нанимать молодого специалиста, и очень надеюсь, что кому-то из студентов старших курсов сей краткий опус поможет в будущей карьере.В общем, тех, кому интересно, прошу под кат.

В качестве небольшой преамбулы: кто я и чем занимаюсь. Меня зовут Илья, и внутри i-Free я выполняю множество ролей, одна из которых заключается в руководстве группой мониторинга и технической поддержки. И нет, это не колл-центр, такого рода поддержкой клиентов мы не занимаемся, основная наша функция — обеспечение бесперебойной работы наших сервисов и, как следствие, оказание нашим клиентам максимально качественных услуг. Для этого у нашей компании есть собственная система мониторинга (в основе лежит сторонняя система мониторинга Zabbix), которая на основании десятков тысяч метрик принимает решение о работоспособности/неработоспособности того или иного сервиса. Естественно, сама по себе система подобна сферическому коню в вакууме, и тут в ход вступают инженеры мониторинга, которые круглосуточно следят за сообщениями системы и решают возникшие проблемы.

Стоит отдавать себе отчет, что инженер мониторинга — это лишь первая (точнее одна из возможных) ступенька в IT-карьере. И внутри i-Free есть отработанный процесс по обучению и повышению инженеров мониторинга до следующей ступени. Собственно, за время моей работы выходцы из команды мониторинга выросли до высококвалифицированных специалистов во всех IT областях, таких как разработка, тестирование, администрирование, техническая экспертиза и анализ. Работая в большой компании и находясь в процессе обмена профессиональными знаниями, каждый из новичков может выбрать для себя дальнейший путь развития. Не вдаваясь в детали процесса обучения и повышения квалификации (так как это само по себе тянет на отдельную полноценную статью, а то и две), хочется отметить один нюанс: в группу мониторинга постоянно нужны новые люди, то есть рекрутинг практически не прекращается.

Вот на основании своего многолетнего опыта и хочется дать несколько полезных (надеюсь) советов.

Как составить резюме. Тут рекомендация простая: google + поисковый запрос «как составить резюме» в помощь. Там уже умные люди всё по тысяче раз расписали и объяснили. Но отдельно остановлюсь на следующем подпункте.

ЧТО написать в резюме новичку. Если человеку с десятилетнем стажем основной проблемой при составлении резюме является выделение самого главного, чтобы вложиться в формат документа, то для студента старших курсов вопрос, что же написать (и самое главное, что не писать) в резюме встаёт в полный рост, так как у типового студента старших курсов, технические знания в IT сугубо университетские, то есть по большей части теоретические.

Тут можно порекомендовать несколько моментов:

Не пиши того, чего не знаешь. Услышав набор слов «Java, ООП» или «mongo, модно, стильно, молодёжно», не надо бросаться писать эти слова в резюме. Тебя о них обязательно спросят и, если ты не сможешь показать хотя бы базовое владение тематикой, то сразу же испортишь мнение о себе. Указывай уровень своих знаний. Например, изучив в университете C#, не стесняйся написать в скобках что-то вида: «в рамках университетской программы написал калькулятор и небольшую игру». Если была подработка в IT сфере, даже неофициальная, смело вноси в резюме. Для нанимателя это может быть интересно. Мы всегда на это смотрим. По аналогии: если ты дома пытался развиваться в IT сфере вне вузовских рамок, то смело пиши это в резюме. Например, опыт по поднятию linux + apache, чтобы развернуть собственный сайт достоин занесению в резюме молодого специалиста. Наконец, резюме составлено и отправлено во все интересные места. Далее с высокой степенью вероятности наступит следующий этап: телефонный разговор с рекрутером компании. Тут всё довольно просто, если звонок поступил, то наиболее вероятно, что ваше резюме посмотрел ваш возможный руководитель и подтвердил своё желание с вами пообщаться. Поэтому рекрутер звонит вам с двумя целями: проверить вашу адекватность и назначить встречу. Так что не тушуйтесь и будьте самими собой. Технические вопросы на этом этапе вряд ли станут задавать. Отмечу, что описанный сценарий хоть и типовой, но возможны отличия, например, несколько телефонных собеседований, в том числе и технических, так как каждая компания создает собственный процесс найма людей, максимально эффективных именно для них.

Вот настал день собеседования, и вы едете на встречу со своим потенциальным руководителем. Важный, хоть и банальный момент: не опаздывайте, лучше придите заранее. Опаздывать, в принципе, не очень вежливо, а молодому специалисту особенно не рекомендуется.Итак, вы приехали на встречу, рекрутер проводил вас в переговорку, а там вас уже ждут. И вот тут мы вплотную подходим к вопросу: «как же вести себя на собеседовании?».

Так и подмывает сказать, «не волнуйтесь», но это ересь. Волнение — это нормально. Собеседование это определенного рода психологический стресс, и волнение однозначно будет. Но, как бы это банально ни звучало, постарайтесь справиться со своим волнением. Хотя, если не справитесь, то ничего страшного, с другой стороны сидят люди, которые тоже когда-то были молодыми специалистами, и они еще помнят, как это было. Но помните, что чем больше людей вас собеседует, тем тяжелее вам будет. Несколько советов из личной практики собеседования:

Если вы волнуетесь или стесняетесь, и это вам мешает, то попросите у ваших собеседников дать вам пару минут, чтобы успокоится. Вам обязательно дадут такую возможность, может быть, угостят кофе и спросят что-то отвлеченное: цель собеседования проверить ваши знания и потенциал, но никак не вогнать вас в психологическую яму. Не говорите того, чего вы не знаете. Даже если вы умеете говорить это убедительно, не надо этого делать. Не поленитесь узнать о компании перед собеседованием. Зайдите на их сайт, почитайте вики, посмотрите статьи на Хабре, погуглите. Не забудьте согласовать тонкие моменты вроде зарплаты, испытательного срока, возможных повышений сразу, на собеседовании. Не стоит откладывать подобное на потом. Важное для студентов: обязательно обговаривайте график своей учебы на собеседовании! Иногда потенциальный работодатель может об этом забыть. Перед собеседованием надо подкачать общую IT эрудицию. На последнем пункте остановлюсь подробнее. Что я вкладываю в это фразу? IT эрудиция — это некий базовый набор знаний и терминов, которыми должен обладать любой уважающий себя айтишник. Ниже приведу список того, о чем стоит иметь представление:

Базовая терминология: транзакции, индексы и т.д. Операционные системы. Помните о существовании не только Windows семейства, но также о Unix подобных системах. Файловые системы. Есть целая куча файловых систем под каждым семейством ОС, стоит понимать, чем каждая из них отличается от другой. В области теории сетей: понимание четырехуровневой модели TCP/IP. Знание транспортных протоколов TCP и UDP, и в чем они глобально между собой отличаются и для каких целей каждый из них применим. В области разработки: Принципы ООП. Примеры языков, построенных на этих принципах. Что такое функциональные языки программирования, а что такое процедурные языки программирования. Примеры тоже неплохо помнить. Понимание функционирования объектно-реляционных (SQL) баз данных. Но также стоит помнить о существовании NoSQL баз данных. И хотя бы теоретически знать об их плюсах и минусах. Если я что-то забыл, то просьба поправить меня в комментариях, обязательно отредактируем список.

Пару слов о том, как обычно проходит собеседование на должность инженера группы мониторинга и технической поддержки. Собеседование проводят втроем: рекрутер от HR, ведущий инженер или руководитель группы, технический специалист. Вопросы в основном задают по тем областям знаний, что указаны в резюме, так как для нас в первую очередь важен потенциал соискателя, а не его знания. При проверке делается упор на проверку обучаемости молодого специалиста. Если он прилежный студент, то в прежде всего спрашивают то, что дают в ВУЗе, если же он самоучка-практик, то тогда задают практические вопросы. А в самом конце обязательно дается логическая задача, для решения которой не требуется каких-то специфических знаний, и «триада» обязательно смотрит на то, как эту задачу решают.В принципе, при найме студентов и выпускников, мы в первую очередь смотрим на его потенциал, то есть насколько хорошим специалистом он может стать перспективе, а не на то, что он знает сейчас. Потому что научить мы всегда сможем, благо процессы обучения и проверки знаний в группе мониторинга i-Free выстроены уже давноНу и напоследок, если вам отказали! В этом нет ничего страшного, то, что вам отказали, не значит, что вы плохой или что у вас нет будущего в этой сфере! Ни в коем разе! Каждая компания руководствуется своими принципами при найме сотрудников, а каждый руководитель оперирует некими своими критериями, которые могут изменяться с течением времени. Попросите рекрутеров рассказать об ошибках на собеседовании, какие области знаний следует подтянуть. Это поможет в будущих собеседованиях. Ну и бывают нюансы, связанные с целями самого работодателя. Например, однажды мы отказывали отличному соискателю только из-за того, что он overqualified, так как через полгода работы мы бы не смогли обеспечить ему необходимый уровень мотивации.Удачи, друзья! Всё у вас получится! А с вопросами добро пожаловать в комментарии.

© Habrahabr.ru