Как главный хакатон в России стёр 2000 наград, и как предотвратить это снова

«Цифровой прорыв» — главный хакатон в России. Это проект правительства. Он работает с 2019 года, и там участвуют 50 тысяч человек в год. Летом 2023 они удалили свой сайт, который был первоисточником, подтверждающим более 2000 наград в разных хакатонах и кейсах. Причина — они объединились с хакатоном по искусственному интеллекту, два сайта было слишком много, и они сделали редирект с первого домена на второй, а сохранение данных их не заботило. Мою команду это тоже задело.

Этот пример учит правильному обращению с информацией. Чтобы предотвратить такое в будущем, вот чек‑листы для организаторов, администраторов, журналистов и, конечно, призёров.

1. Что должен делать организатор

Вы управляете хакатоном? Вам и в голову не придёт удалять данные, поэтому вы думаете, что они в безопасности. Но у того, кто вас сменит, могут быть другие планы, и всё, о чём вы заботитесь, может быть уничтожено.

Поэтому

Распространите важные данные за пределы своего влияния.

1.1. Выдавайте бумажные дипломы

В Цифровом прорыве все дипломы были картинками и PDF без цифровой подписи, чтобы подтвердить подлинность:

Конечно, кто угодно может нарисовать себе такой диплом, поменяв имя. Поэтому ни для каких доказательств он не годится. А вот бумажным дипломам доверяют.

Это приятно — устранять бумагу из бюрократических процессов, если вы руководите проектом. Но нужно заходить с другой стороны. Бумагу нужно устранять из документов, которые вы принимаете, а не выдаёте. Выдавать нужно как раз то, что кто угодно принимает, потому что вы не знаете, где, когда и для чего ваши призёры будут использовать эти дипломы.

1.2. Публикуйте все имена в пресс-релизах

Когда отправляете пресс‑релиз, хочется написать там только названия команд‑победителей. Это кратко и по делу. Но так участники не получат упоминаний, а упоминания понадобятся им, а не командам.

Из ваших пресс‑релизов сделают новости, которые останутся на разных сайтах надолго. Это отличный бэкап для наград, если сайт хакатона будет удалён. Используйте этот бэкап, чтобы сохранить имена. Если кому‑то текст с именами покажется слишком длинным, пусть журналисты сокращают, но это будет их поступок, а не ваш.

Забота об участниках показывает, кто вы есть. Хакатон сделали, чтобы помочь участникам найти свой путь в жизни и в профессии и в результате этого улучшить индустрию. Механика и процессы соревнований лишь служат этой цели. В больших системах легко закопаться в процессах и решить, что главное — это впечатляющие статистики. Это не так. Люди притягиваются к тем, кто видит их за системами и целями.

1.3. Публикуйте имена в каналах, которые трудно очистить

Вряд ли у кого‑то было намерение удалить данные. Сайт хакатона удалили, потому что он требовал поддержки, а домен — ценный ресурс. Скорее всего, это была тактическая ошибка, а не план.

Но есть каналы, где информация просто хранится в истории, не требуя поддержки, и они обычно переживают такие катастрофы: YouTube, Telegram, ВКонтакте и другие. Когда Цифровой прорыв переформатировали, в этих каналах пошли посты с новым дизайном, но старые тоже сохранились. Однако, там нет имён:

Да, формат пресс‑релиза или поста может не позволять написать десятки или сотни имён. Но можно прикрепить файл к посту. Он не будет отвлекать в ленте, но сохранит имена для истории, и это прекрасное доказательство наград.

1.4. Убедитесь, что важные страницы попали в архив

Когда сайт умирает, на archive.org часто сохраняются старые копии. Но у Цифрового прорыва многие внутренние страницы с победителями не попали в архив.

Когда публикуете что‑то важное, через некоторое время зайдите на archive.org и проверьте, добрался ли их робот до ваших страниц. Можно вручную попросить его добавить страницу в архив, но это не стратегическое решение. Лучше проверьте и упростите навигацию на сайте, чтобы роботу было проще. Если вы полагаетесь на ручное архивирование, то однажды вы забудете его сделать.

1.5. Сделайте ленту новостей на сайте

У сайта Цифрового прорыва была структура дерева: хакатоны и кейсы в них. Так удобно искать результаты, но это будет сложно перенести на другой движок, если следующий руководитель захочет новый сайт.

Параллельно с этим деревом ведите простую ленту новостей со всей важной информацией. И если дерево будет сложно мигрировать, то, может быть, они перенесут хотя бы линейный список документов‑новостей. Лучше, чем ничего.

1.6. Предупреждайте об удалении сайта

Если удаляете важный сайт, предупреждайте хотя бы за полгода и напоминайте об этом часто. Люди могут захотеть заархивировать страницы ещё какими‑нибудь сервисами (см. далее).

1.7. Мигрируйте данные

Если меняете движок, то посмотрите, что можно вытащить со старого сайта. Если у важной информации нелинейная структура документов, пусть кто‑то напишет скрипт, который экспортирует данные в линейную коллекцию новостей.

1.8. Выдавайте любые письма

Если кто‑то пострадал от миграции, выдавайте им письма с любым содержанием, о котором они попросят (в том числе с критериями оценки, с составом жюри, и пр.). Вы не знаете, куда призёры будут предоставлять эти письма, и какие там требования.

В Цифровом прорыве ответили, что не могут выдать письмо, потому что новый руководитель не уполномочен подписывать ничего по старым наградам.

Не позорьтесь так.

2. Что должен делать системный администратор

2.1. Сопротивляйтесь решению удалить сайт

Если руководитель просит вас уничтожить первоисточник важной информации, не спешите. Убедитесь, что он понимает последствия. Покажите ему эту статью.

2.2. Убедитесь, что важные страницы попали в архив

См. выше совет организатору.

2.3. Сохраните себе резервную копию

Возможно, однажды руководитель поймёт масштаб беды и попросит вас восстановить данные. Может быть, пройдут месяцы или даже годы. К тому времени в самой организации может не остаться резервных копий. И вы всех спасёте, если на звонок через 5 лет ответите: «Да, конечно, могу восстановить», даже если уже не будете там работать.

Вероятно, я бы и не спрашивал руководителя разрешение оставить себе копию —, но это зависит от его представлений о мире. Я бы утащил копию, даже если бы мне это напрямую запретили — только удалил бы из своей копии пароли, телефоны и прочее, что призёры не хотели бы оставить в моих руках.

Цель хакатона — мотивировать и помогать развиваться людям в отрасли. Иногда руководство ошибается и вредит достижению этой цели, демотивируя молодых людей, у которых в жизни ещё мало поддержки. И это плохая картинка. В моменты таких событий спросите себя, для чего вы пришли на эту работу.

3. Что должны делать журналисты

3.1. Публикуйте имена участников

Вот пришёл пресс‑релиз, и он длинный. Имена призёров будто бы разбавляют его. Если оставить только названия команд и города, будет более эпично.

В этот момент вспомните все аргументы для организатора за то, чтобы выделять людей. Вы влияете на то, останутся имена в истории или нет. Не подведите призёров, которые почти не спали ночами. Найдите способ и эпично написать, и людей поддержать. Это и есть работа хорошего журналиста.

3.2. Требуйте имена, если их нет

Во многих пресс‑релизах командных соревнований нет имён участников. Требуйте у пресс‑службы более подробный текст. Может быть, они дадут вам ссылку на более детальные результаты и попросят самих взять имена оттуда. Сделайте это, но отправьте им ссылку на эту статью и объясните, почему имена должны быть в релизе. Пресс‑служба может не задумываться о важности участников, но так постепенно начнёт.

4. Что должны делать призёры

Доказать вашу награду — это ваша работа. Никогда не рассчитывайте на то, что описано выше. Более того, рассчитывайте на то, что ничего из этого не будет сделано.

4.1. Получите бумажные подтверждения сразу

Если вам дали только цифровой диплом, попросите и бумажный тоже. Оказывается, мне могли выдать бумажное письмо по горячим следам. Но я попросил его слишком поздно, когда руководство уже поменялось. Просите сразу и не ждите, когда оно вам понадобится.

4.2. Архивируйте важные страницы

Когда результаты опубликовали, подождите немного и проверьте, сохранил ли их archive.org. Если нет, вручную попросите его это сделать.

4.3. Не доверяйте archive.org

Archive.org популярен, но он часто глючит с сайтами и динамической загрузкой данных. Архивная страница может выглядеть нормально, а потом перестать работать. Это случилось почти со всеми страницами Цифрового прорыва:

Оригинальная страница (теперь редиректит): https://leadersofdigital.ru/event/63008/case/740611Неработающая архивная копия: https://web.archive.org/web/20221018130616/https://leadersofdigital.ru/event/63008/case/740611

Здесь интересно, что копия 2022 года запрашивает документ 2023 года, сохранённый, когда сайт уже не работал. Это видно на вкладке Network. Запрос вернул не JSON, а HTML‑страницу после редиректа на новый домен, поэтому JavaScript выдал ошибку.

Это явно баг на archive.org, и он часто встречается в копиях других сайтов тоже. Например, вот архивная копия 2020 года страницы со статистикой загрузки пакета PHP:

0245b69aeaf525913d337a86e215c4df.png

Статистика наверху действительно из 2020 года, но график идёт до ноября 2023. Во вкладке Network видно, что был запрошен all.json от 2020 года, но archive.org ответил 302 редиректом на документ из копии 2023 года.

Я не знаю, почему archive.org так делает. И я не нашёл простого способа сообщить об этом баге. Но этот баг даёт важнейшее осознание: мы зависим от archive.org точно так же, как и от оригинальных сайтов — то, с чем он призван справиться. Хорошо, что этот урок мы выучили сейчас на некритичных данных — это не страница с призёрами (та и вовсе не попала в архив). Могло быть хуже, если бы кто‑то потерял деньги из‑за поломки какой‑нибудь копии, на которую рассчитывают.

Решение — использовать разные сервисы архивации страниц, которым доверяет международная бюрократия.

Попробуйте эти:

В отличие от archive.org эти сервисы не сохраняют все сайты подряд. Их нужно вручную просить. Вот кто‑то догадался заархивировать страницу с результатами своего кейса на Цифровом прорыве, а я — нет:

An archived page with podium places at another hack.

An archived page with podium places at another hack.

4.5. Просите журналистов написать о вас

В регионах журналисты скучают. Если ваша команда получила федеральную награду, они с радостью напишут об этом и упомянут вас. Вот лишь несколько из сотен региональных публикаций о местных командах с Цифрового прорыва:

Журналисты рады писать о ваших победах. Просто они не следят за нишевыми соревнованиями. Расскажите им.

4.6. Ищите дополнительные упоминания на соревновании

Во время хакатонов журналисты берут интервью у участников и особенно у призёров. Никогда не упускайте такую возможность, даже если это отвлекает от работы. Попросите журналистов включить ваше имя и название команды в титры. Так вы сможете доказать своё призовое место, если в других источниках будет только название команды. Один мой друг выступил с целой лекцией для Цифрового прорыва — плюс одно упоминание. Ищите такие возможности.

4.7. Станьте ментором или амбассадором следующих соревнований

Во многих хакатонах прошлых призёров зовут стать амбассадорами. Вы иногда общаетесь с журналистами и помогаете продвигать соревнования, а они продвигают вас.

Резюме

Иногда некомпетентные люди приходят в руководство проектом, и получается так:

Midjourney:

Midjourney: «hordes of orcs are storming the IT infrastructure of Russia»

Сопротивляйтесь этому и продвигайте рациональность.

Перевод сокращён, чтобы соответствовать правилам Хабра. Оригинал.

Не пропускайте мои статьи, подпишитесь здесь и добавляйтесь в Телеграм‑каналы:

P.S.: Тому, кто принял решение удалить сайт Цифрового прорыва

Я много спрашивал, чьё именно решение это было — просто для интереса. Никто мне не ответил. Поэтому вам не нужно публично отступать от принятого решения, чтобы восстановить сайт. Пожалуйста, сделайте это. Если вам нужен трафик на новый хакатон — есть много способов, оверлей на старом сайте — самый простой.

Я уже решил свои задачи, для которых мне нужно было подтверждение моей награды. Но ещё 2000 человек — не решили. И многие из них даже не знают, что этого подтверждения больше нет.

Помогите людям, пожалуйста. «Россия — страна возможностей» — это ведь для них?

© Habrahabr.ru