Как будет продавать ваши персональные данные стартап, в который вложил 70м рублей ФРИИ

В Коммерсант вышел материал об инвестиции государственным фондом ФРИИ 70 миллионов рублей в стартап IDX (Identity Exchange). Миссия стартапа — создание площадки для продажи персональной информации о физических и юридических лицах. Разберемся в том, что предлагает IDX.

1e5c0599d5bc4301bac73c5bcd5afe54.jpg
Суть сервиса в том, что компания-партнер IDX, которой пользователь однажды уже передал свои данные, может верифицировать их достоверность по запросу другой организации. При этом IDX не передает между партнерами сами данные, а производит сверку цифровых подписей и хэшей зашифрованных сведений.

Клиент проходит процедуру идентификации, например, при личном визите в офис. Компания поставщик данных для IDX (далее «компания А») продает информацию о пройденной идентификации другим участникам рынка.
«IDX устроен как шлюз, там нет персональных данных, значит, нет и рисков их утечки», — подтверждает директор по эксплуатации «Акадо Телеком» Михаил Медриш. «Мы можем участвовать в проекте как поставщик информации о достоверности данных и сами заинтересованы в услугах, поскольку наши потенциальные клиенты могут быть уже идентифицированы в других сетях», — объясняет он смысл сотрудничества с IDX.

Акадо является поставщиком информации для IDX о своих клиентах, компанией А.
Риск утечки данных при использовании системы сведен к нулю, утверждает представитель ФРИИ. В основе платформы лежит математический метод «доказательства с нулевым разглашением» (Zero-knowledge proof), использование которого позволяет убедиться в достоверности полученной информации без ее расшифровки, пояснил он.

Рассмотрим процесс продажи компанией А персональных данных клиента с использованием шлюза IDX. Предположим структуру профиля пользователя:
{
  "passport":12345,
  "first_name": "Igor",
  "last_name": "Barinov",
  "dob_day": 1970,
  "dob_month":01,
  "dob_day":01,
  "active": true
}

Компания Б, запрашивающая информацию, формирует группы атрибутов по интересующему клиенту, хеширует их и отправляет через шлюз IDX всем участникам, продающим персональные данные.

Пример запрашиваемой информации:

hash (passport+first_name+last_name+dob_year+dob_month+dob_day).

Подставим значения из структуры:
sha2(12345IgorBarinov19700101)

Получаем хеш:
f3d34b680defecbc9e1916faed596aedde723289c21b3c671952239f81437661

Компания А, обладающая сведениями о клиенте, подтверждает наличие записи и возвращает в ответе метаданные, которые с ФИО и паспортом будут являться частью персональных данных, но в случае ZKP (Zero Knowledge Proofs) — нет.
Например,
{"request":"f3d34b680defecbc9e1916faed596aedde723289c21b3c671952239f81437661",
"dead":false,
"phone_number":"5555555555"
}

и подписывает структуру своим приватным ключом. Шлюз IDX переправляет ответ продавца персональных данных покупателю персональных данных и учитывает факт сделки. Покупатель данных проверяет публичным ключом целостность сообщения и адресата. Биллинг IDX списывает с баланса покупателя персональных данных оплату продавцу персональных данных и комиссию.

Краткие выводы:
 — используя скрытие данные в хешированных структурах, стартап IDX организует площадку по торговле персональными данными.
 — государственный фонд финансирует компанию, организующую такую площадку
 — зная персональные данные пользователя, третье лицо может легально получить данные и метаданные по всем используемым пользователем сервисам, чьи провайдеры продают персональную информацию через шлюз IDX

Disclaimer: автор не имеет отношения к компании IDX, Акадо, ФРИИ и соображения о принципах работы основаны на OSINT (открытых данных).

Комментарии (3)

  • 25 декабря 2016 в 00:07

    +1

    А как найти сайт компании в которую проинвестировали 70 мм рублей? Или как поднять миллион долларов без сайта.

  • 25 декабря 2016 в 00:23

    +1

    Получается покупатель верифицирует даннные Которые у него уже есть?

    • 25 декабря 2016 в 00:31

      0

      Покупатель верифицирует факт, что данные, которые у него есть, есть и продавца + получает дополнительные атрибуты, которые он может не знать. Например, запрашивая ФИО и номер паспорта, которые он знает, получает в ответ подтверждение этого знания + номер телефона, который он не знал.

      Об этом в Коммерсанте написано так:

      Стоимость единичной идентификации данных для бизнеса в IDX варьируется от 5 до 200 руб. и зависит от объема информации и ее детализации.

© Habrahabr.ru