Как аддитивные технологии меняют мир моды

image

Аддитивные технологии активно штурмуют мир высокой моды: 3D-печатная одежда, обувь и аксессуары всё чаще появляются на подиумах. Если раньше это были редкие коллекции, то сегодня практически каждый именитый дизайнер старается внедрить в свои продукты хотя бы небольшую 3D-печатную деталь.

Давно ли возникло направление 3D-fashion? Станут ли вещи, созданные на 3D-принтере, трендом повседневного лука? Какие дизайнеры экспериментируют с 3D-печатью в России?
Ответы на эти вопросы далее в статье.
Краткая история развития направления 3D-fashion

Направление 3D-fashion громко заявило о себе в 2011 году. Именно тогда дизайнеры добились успеха при создании оригинальной 3D-печатной обуви, а на Парижской неделе высокой моды Ирис ван Херпен презентовала коллекцию весенне-летних платьев, напечатанных на 3D-принтере. Это был успех. Все заговорили о новой технологии, которая перевернёт мир моды.

Но особого переворота не случилось. На тот момент 3D-печать была дорогостоящей технологией, поэтому экспериментировать могли только единицы. И они экспериментировали. И ещё как! В 2013 году, помимо коллекций с 3D-печатными моделями, было реализовано два интересных проекта. Американцы Майкл Шмидт и Фрэнсис Битонти напечатали платье для бурлеск-дивы Диты фон Тиз. А дизайнер из Китая Се Вэй Луном создал эпатажный наряд для Леди Гаги. Платья были откровенными и неудобными, зато зрелищными. Вау-эффект достигнут.

image

На новую технологию обратили внимание и известные обувные бренды. В 2013-м NIKE использовала 3D-печать, чтобы создать уникальную модель Vapor Laser Talon Cleat с практически невесомыми подошвами. Позже бренд создал кроссовки Zoom Superfly Flyknit, в которых спортсменка Эллисон Феликс завоевала золотую медаль на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. От массового производства обуви с 3D-печатной подошвой компания отказалась. Инициативу перехватила adidas.

image

Так как аддитивные технологии стали более доступными, их начали использовать не только известные дизайнеры, но и небольшие студии. В 2014-м массачусетская компания Nervous System создала на 3D-принтере гибкие украшения. Они состояли из тысяч оригинальных фрагментов, соединённых шарнирами. Позже, в 2016 году, студия поразила fashion-сообщество алым кинематическим платьем из чешуек. Оно идеально сидело по фигуре и эффектно реагировало на движения модели.

А что сейчас?

Мало кто верил, что 3D-печать покинет подмостки подиумов и выйдет в массы. Однако это случилось. Опишем лишь несколько 3D-fashion-проектов, реализованных за последние полгода.

Известный нью-йоркский дизайнер Алексис Уолш создаёт неповторимую одежду ручной работы, декорируя её с помощью 3D-печатных элементов. Она одна из немногих, кто специально обучался 3D-fashion-дизайну. Сотрудничала с Proenza Schouler и Lululemon Athletica Lab NYC. Её уникальные коллекции вызвали фурор в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Берлине. Всё идёт к тому, что в скором времени такая одежда станет трендом.

image

Кстати, скоро дизайнер посетит Москву и проведет Fashion показ своих творений.

Также, в онлайн-продаже появился полностью 3D-печатный жакет-бомбер от дизайнера из Тель-Авива Данит Пелег. Его можно заказать удалённо, подогнав размеры в виртуальной примерочной. Дизайнер планирует расширить список предлагаемой 3D-печатной одежды.

Известные производители одежды заинтересовались платьем Loom, которое напечатала молодая дизайнер из США Мария Алехандра Мора-Санчес. Оно сочетает в себе текстиль и аддитивные технологии, а главная его особенность — способность растягиваться, приспосабливаясь к движениям тела.

image

В начале лета студия aRks из Палермо презентовала коллекцию 3D-печатных бикини Coral. Купальники получились довольно откровенными, однако они достойны внимания, так как отвечают качествам эргономичности, экологичности и создавались точно по фигуре конкретной модели. Изделия довольно тонкие, что обеспечивает максимальный комфорт, а хлопковые вкладыши позволяют носить бикини как нижнее бельё.

Компания adidas запустила массовый выпуск 3D-печатной обуви. Пока партия небольшая — тираж модели Futurecraft 4D составит чуть более 100 тысяч пар. Важно, что использование аддитивных технологий позволило компании ускорить и удешевить процесс создания 3D-печатной подошвы, при этом она стала более прочной и гибкой. В будущем adidas хочет запустить онлайн-сервис заказа обуви по индивидуальным параметрам.

image

Также, во время неделе моды в Портленде покажут коллекцию 3D-печатных туфелек. Коллекция была создана местным дизайнером Сетом Аароном и стартапом Feetz, делающим на 3D-принтере обувь по индивидуальным заказам. Интересно, что модели напечатаны из материалов, полностью пригодных для повторной переработки. После показа посетители смогут отсканировать стопы и заказать инновационную обувь для себя. Её сделают и вышлют в течение нескольких недель.

Как развивается 3D-fashion-индустрия в России

Первой, кто стал использовать 3D-печать в модной индустрии России, была дизайнер Снежана Падерина. В 2014 году она реализовала fashion-проект по созданию одежды с 3D-печатными элементами. Сегодня модные коллекции дизайнера регулярно демонстрируются на подиумах Нью-Йорка. Её показы проходили в Метрополитен-музее на выставке «Мода в эпоху технологий», на конференции IoT Media Mash, модном событии Identities Fashion Show и т. д. Она всё так же экспериментирует с 3D-печатью, создавая уникальные вечерние и повседневные наряды. В октябре у жителей столицы также будет возможность увидеть работы воочию.

image

Не так давно отечественный стартап Try.Fit предложил революционную технологию виртуальной примерки обуви. Суть разработки — пользователь сканирует свою стопу и загружает данные в сеть, где специальная программа сравнивает 3D-скан стопы с колодкой конкретной пары обуви. Технологией уже заинтересовались такие бренды, как NIKE и New Balance, так как это поможет им существенно увеличить процент интернет-продаж. В России компания уже сотрудничает с adidas и «Эконикой».

Кроме того, сегодня в стране существует множество платформ 3D-печати, которые предлагают создать кастомизированные аксессуары или любые другие изделия под заказ. Среди них –3DPrintus. Одно из направлений деятельности компании — изготовление 3D-печатных ювелирных украшений.

По словам сооснователя 3DPrintus Константина Иванова, в России аддитивные технологии используются в основном на этапе моделирования одежды или обуви, а также для создания уникальных аксессуаров, украшений и мелких декоративных элементов. Также 3D-печать помогает дизайнерам быстрее находить новые формы и воплощать смелые идеи. О массовом производстве речь пока не идёт.

Однако есть и оптимисты. например, глава Национальной палаты моды Александр Шумский заявляет: «Сейчас рынок одежды в мире трансформируется и выходит на новый уровень, и «у России есть шанс встроиться в этот процесс», считает Шумский. Перспективными сегментами на этом рынке могут стать «умная» одежда, в которую встраиваются гаджеты, персонифицированное создание продукции или продажа виртуального дизайна, который потребитель сможет использовать для 3D-печати. Сейчас согласно концепции объем глобального рынка технологичной моды составляет около $100 млрд, к 2020 году он составит $300 млрд, а в 2035 году вырастет до $2,8 трлн.

Возможно, в скором времени процесс производства одежды и обуви будет состоять из моделирования изделия в редакторе, 3D-печати созданной модели и немедленной онлайн-продажи с налаженной доставкой. Ну что же. Подождем-увидим.

© Geektimes