Йон фон Течнер: Google умышленно ставит палки в колёса новому браузеру Vivaldi, как раньше она «давила» Opera

70ee256879e54cdb9ccf3cd3603b2eaf.jpg
По словам фон Течнера, эти ссылки были добавлены на сайт по требованию Google

Йон фон Течнер, создатель веб-браузера Opera, обрушился с обвинениями в адрес компании Google. По его словам, поисковый гигант специально препятствует распространению его нового браузера Vivaldi. По словам инженера, обладая монополией в поиске и рекламе, Google «показывает неспособность противостоять соблазну злоупотреблению властью». Йон фон Течнер объяснил свою позицию в статье «Мои друзья в Google: пришло время снова не быть злом» (My friends at Google: it is time to return to not being evil), которая опубликована в официальном блоге Vivaldi.
Йон фон Течнер пишет, что знает компанию Google очень давно. Он вспоминает, что в Opera они первыми добавили поиск Google в интерфейс браузера. В то время Google действительно была гиковской компанией, а её основатели Ларри и Сергей оставляли приятное впечатление настоящих увлечённых ребят. В каком-то смысле Opera даже помогла Google раскрутиться в те времена, когда она была достаточно популярным браузером, а Google — новым никому не известным поисковиком.

Но со временем ситуация изменилась. Google начал расти, сблизился с Mozilla и интегрировался в Firefox, запустил новые сервисы вроде Google Docs. «И тогда мы увидели тёмную сторону Google, — пишет фон Течнер — Не только эти новые сервисы были сделаны несовместимыми с Opera, но они прямо подталкивали пользователей к смене браузера». Ради миллионов своих пользователей браузеру Opera пришлось прятать свой user agent, только так сервисы Google нормально работали в норвежском браузере. Но ситуация только ухудшилась, когда Google выпустил свой браузер Chrome.

В 2011 году Йон фон Течнер из-за разногласий с советом директоров и менеджментом покинул компанию Opera Software, а в августе 2014-го года основал компанию Vivaldi Technologies, которая выпустила новый браузер Vivaldi. В него обещали включены многие возможности, присутствовавшие в браузере Opera до 15 версии. Ряд функций, вроде боковой панели и режима отображения картинок на веб-странице хотели непосредственно сделать по образцу Opera 12, последней классической версии Opera. К сожалению, до сих пор не все планы реализованы, так что Vivaldi во многом похожа на обычный клон Chrome.

Браузер Vivaldi сделан на базе Chromium и работает на движке WebKit и KHTML. Всё это свободные проекты, разработку которых возглавляет Google. Можно было подумать, что уж теперь никаких проблем с загрузкой сервисов Google не возникнет. Но реальность оказалась иной. Как говорит фон Течнер, им по-прежнему приходится скрывать user agent, а ситуация с компанией Google «достигла нового дна».

Теперь Google начала давить на конкурента не только через блокировку самого браузера в своих сервисах, но ещё и заблокировала без предупреждения аккаунт Vivaldi в Google AdWords. В ответ на справедливое возмущение представители Google ответили, что для восстановления аккаунта в Google AdWords компания Vivaldi должна изменить содержимое своего сайта (как показано на первом скриншоте).

После почти трёх месяцев переговоров аккаунт в AdWords всё-таки восстановили, но Йон фон Течнер считает эти события неслучайными. Он подозревает, что Google умышленно ставит им палки в колёса и блокирует конкурента по надуманным причинам.

Исландский программист даже догадывается, почему Google заблокировала их аккаунт в конце мая. По совпадению, это случилось через два дня после его выступления на Oslo Freedom Forum, где он выступил с критикой Facebook и Google за излишне пристальную слежку за пользователями и массовый сбор персональных данных. Тогда он призвал к запрету трекинга местоположения, который осуществляют Facebook и Google. И через два дня Google забанила его аккаунт. «Было ли это просто совпадением? — задаётся он вопросом. — Или это преднамеренная акция, чтобы отправить нам сообщение?»

Основатель Vivaldi показал журналистам Wired копии писем, которые ему присылали из Google. Там требовали, чтобы Vivaldi добавила ссылки на EULA (лицензионное соглашение пользователя) «в рамках каждой кнопки на загрузку программы». Это довольно странное требование, пишет фон Течнер, учитывая, что и сама Google не всегда его соблюдает.

948ae8d35f7b469e924659fa4fea5d3d.png

Справедливости ради нужно отметить, что Google не обязана соблюдать это требование AdWords, потому что на её страницах нет рекламы AdWords, да и вообще по этой причине блокируют многие аккаунты AdWords, в том числе принадлежащие компаниям, которые никак не конкурируют с Google.

Йон фон Течнер говорит, что проблема не в самих конкретных требованиях, а в той форме, в какой их преподносила Google: агрессивно, с блокировкой без предупреждения и при том, что сама Google их не выполняет. Программист с печалью констатирует, что сейчас Google уже не та гиковская, позитивная компания, какой была раньше.

© Geektimes