Jancy — скриптовый язык для системных/сетевых программистов

jancyЗачем вообще создавать новый язык программирования? Их уже существует невероятное количество — по моему твёрдому убеждению, значительно больше, чем надо. И наверняка далеко не последнюю роль в данном положении вещей играет то, что создание компиляторов — это невероятно увлекательный процесс. С поправкой на арбузы и свиные хрящики — это вообще одна из самых «вкусных» работ, о которых может мечтать увлечённый программист.Непередаваемо здоровским является цветочно-конфетный период — первый этап изучения теории компиляторов по толстым умным книжкам, и — тут же! — её применения на практике, в своём собственном языке. Даже печальная перспектива того, что создатель языка вполне может оказаться его единственным пользователем, не способна перевесить радость творчества и остановить сферического-в-вакууме компиляторного Кулибина. Разумеется, если удовлетворение собственного интереса является не только важной, но и единственной движущей силой всего процесса — вышеописанная перспектива с неизбежностью будет воплощена в жизнь. Но даже если это и НЕ единственная причина создания нового языка — перспектива стать одиноким пользователем своего творения всё равно имеет шансы реализоваться.Мой цветочно-конфетный период романа с компиляторами и радости от ваяния своих первых языков закончился уже очень давно. Можно сказать, что свои отношения я узаконил узами священного брака: компиляторы, отладчики и средства разработки — это моя основная работа в Tibbo со всеми вытекающими последствиями (да-да, в том числе и в виде насыщения предметом, увеличения процента рутинных задач и т.д.) Поэтому мотивация создания своего скриптового языка программирования у меня была отличная от банального удовлетворения собственного интереса.

Если максимально кратко сформулировать практическую сторону моей лично и нашей (как компании) мотивации, то она будет звучать так: мы хотели иметь встраиваемый скриптовый движок с указателями на структуры и безопасной адресной арифметикой. Такого не нашлось. И мы сделали язык Jancy («between-Java-and-C»), в котором есть и С-совместимые структуры, и указатели с безопасной арифметикой, и многое-многое другое: Уникальные возможности

Безопасные указатели и адресная арифметика; Беспрецендентный для скриптовых языков уровень совместимости исходных кодов с C/C++; Реактивное программирование (reactive programming) — одна из первых реализаций в императивном языке (а не в виде библиотек); Встроенный генератор лексеров/сканнеров. Принципы дизайнаОбъектно-ориентированный язык с C-подобным синтаксисом; Бинарная ABI (application-binary-interface) совместимость с C/C++; Автоматическое управление памятью через точную сборку мусора (accurate garbage collection); LLVM в качестве backend. Другие значимые особенностиИсключения как синтаксический сахар над моделью кодов ошибок. Свойства (properties) — самая полная реализация; Мультикасты (multicasts) и события (events), включая слабые, от которых необязательно отписываться; Множественное наследование; Const-корректность; Поддержка парадигмы RAII (resource-acquisition-is-initialization); Локальная память потоков (thread local storage); Частичное применение (partial application) для функций и свойств; Оператор планирования (schedule operator) для создания указателей на функции, которые гарантированно будут вызваны в заданном окружении (например, в нужном рабочем потоке); Перечисления для битовых флагов (bitflag enums); Perl-подобное форматирование строк; Более полный список возможностей с примерами использования можно посмотреть тут: http://tibbo.com/jancy/features.html Прежде всего, мы писали язык для самих себя — Jancy используется в проекте IO Ninja в качестве встроенного скриптового языка. Однако, если он оказался полезен нам, мы скромно надеемся, что он вполне может помочь и другим. Надежда эта прежде всего опирается на три сильнейшие стороны Jancy, в которых наш язык обладает реальным преимуществом перед аналогами.1. Высокий уровень совместимости с C/C++Это относится и к бинарной ABI-совместимости, и к совместимости на уровне исходных кодов. Плюсов здесь много: это и бесшовное подключение существующих C-библиотек, и портирование кода с C/C++ с помощью копипастинга и последующих косметических правок (а иногда и вообще без них), и лёгкость создания на C/C++ новых библиотек для использования из Jancy-скриптов, и эффективность встраивания Jancy-движка в C/C++ приложение и т.д.

2. Удобные средства для IO-программированияТут я прежде всего говорю, во-первых, о поддержке указателей и адресной арифметики, идеально подходящих для разбора и генерации бинарных пакетов, и, во-вторых, о генераторе лексеров (причём инкрементальных, т.е. применимых к разбору IO потоков, приходящих по кускам). Сюда же можно отнести частичное применение и оператор планирования, которые вместе позволяют, например, создать обработчик завершения (completion routine) с захваченными контекстыми аргументами; при этом он будет автоматически вызван в нужном рабочем потоке.

3. Удобные средства для UI-программированияДва слова: реактивное программирование. Уверен, что в ближайшем будущем поддержка реактивности — на уровне языка или же в форме костылей вроде препроцессоров и библиотек — станет неотъемлемой частью любой системы разработки пользовательских интерфейсов (UI). Jancy предлагает реактивность «из коробки», причём, по моему мнению, в совершенно интуитивной форме. Помимо реактивности, Jancy поддерживает всевозможные вариации свойств и событий, что также помогает строить красивые фреймворки пользовательского интерфейса.

При этом, несмотря на примечательные возможности пункта номер три, мы пока не позиционируем Jancy как язык разработки пользовательского интерфейса. Задача-максимум на данный момент — стать скриптовым языком для низкоуровневого IO программирования, т.е. инструментом системного/сетевого программиста/хакера.

А теперь — слайды! ©

Совместимость это всегда хорошо, а совместимость с де-факто языком-стандартом системного программирования — это просто здорово, не правда ли? Jancy-скрипты JIT-компилируются и могут быть напрямую вызваны из программы на C/С++, равно как и напрямую вызывать C/C++ функции. Это означает, что после правильного описания типов данных и прототипов функций в скриптах Jancy и приложении на C++ становится возможно передавать данные естественным образом, через аргументы функций и возвращаемые значения.

Объявляем и используем функции из скрипта на Jancy:

bool foo ( char charArg, int intArg, double doubleArg );

bar (int x) { bool result = foo ('a', x, 3.1415); // … } Пишем реализацию на C/C++: bool foo ( char charArg, int intArg, double doubelArg ) { // … return true; } Подключаем перед JIT-компиляцией скрипта: class MyLib: public jnc: StdLib { public: JNC_BEGIN_LIB () JNC_FUNCTION («foo», foo) JNC_LIB (jnc: StdLib) JNC_END_LIB () };

// … MyLib: mapFunctions (&module); Готово! Никакой упаковки/распаковки variant-подобных контейнеров, явного заталкивания аргументов на стек виртуальной машины и т.д. — всё работает напрямую. На сегодняшний момент Jancy поддерживает все основные модели вызовов (calling conventions): cdecl (Microsoft/gcc) stdcall (Microsoft/gcc) Microsoft x64 System V В обратную сторону — вызов Jancy из C++ — всё так же просто: typedef void Bar (int); Bar* bar = (Bar*) module.getFunctionByName («bar»)→getMachineCode (); bar (100); Как насчёт вызова системных функций и динамических библиотек (dll/so)? Не вопрос! Jancy предлагает бесшовную интеграцию с динамическими библиотеками: library User32 { int stdcall MessageBoxA ( intptr hwnd, char const thin* text, char const thin* caption, int flags ); // … }

// … User32 user32; user32.load («user32.dll»); user32.lib.MessageBoxA (0, «Message Text», «Message Caption», 0×00000040); При этом разрешение имён будет производиться по мере обращения, а найденные адреса будут кэшироваться (напоминает DELAYLOAD, с поправкой на явную загрузку самого модуля). Обработка ошибок при загрузке и разрешении имён производится стандартным для Jancy методом псевдо-исключений (подробнее см. следующий раздел).Динамический поиск по имени (GetProcAddress/dlsym), разумеется, также возможен — хотя и не столь элегантен, как предыдущий подход.

Пример typedef int cdecl Printf ( char const thin* format, … );

jnc.Library msvcrt; msvcrt.load («msvcrt.dll»);

Printf thin* printf;

unsafe { printf = (Printf thin*) msvcrt.getFunction («printf»); }

printf («function 'printf' is found at 0x%p\n», printf); Другим немаловажным следствием высокой степени совместимости между Jancy и C/C++ является возможность копипастить из общедоступных источников (таких как Linux, React OS или других проектов с открытым исходным кодом) и использовать определения заголовков коммуникационных протоколов на языке C: enum IpProtocol: uint8_t { Icmp = 1, Tcp = 6, Udp = 17, }

struct IpHdr { uint8_t m_headerLength: 4; uint8_t m_version: 4; uint8_t m_typeOfService; bigendian uint16_t m_totalLength; uint16_t m_identification; uint16_t m_flags; uint8_t m_timeToLive; IpProtocol m_protocol; bigendian uint16_t m_headerChecksum; uint32_t m_srcAddress; uint32_t m_dstAddress; } Кстати, обратите внимание на поддержку целочисленных типов с обратным порядком следования байтов (bigendians). Это, конечно, далеко не масштабное нововведение, но оно здорово упрощает описание и работу с заголовками сетевых протоколов — здесь обратный порядок следования байтов встречается повсеместно. Как это ни парадоксально, но одним из следствий ABI-совместимости с C/C++ стал отказ от привычной для C++ программистов модели исключений. Дело в том, что такие исключения совершенно не подходят для мультиязыкового стека вызовов (хотя, конечно, список объективных претензий к C++-подобным исключениям этим не исчерпывается — горячие споры «за» и «против» исключений всплывают на программистских ресурсах с регулярностью, которой можно только позавидовать).Так или иначе, в Jancy используется гибридная модель. В основе её лежит проверка возвращаемых значений, но компилятор избавляет от необходимости делать это вручную. В итоге всё выглядит почти как исключения в C++ или Java, но при этом поведение программы при ошибках на порядок более прозрачно и предсказуемо, а поддержка исключений при межязыковых взаимодействиях (таких, как вызов функций C++ из скриптов на Jancy и наоборот) становится настолько простой, насколько это вообще возможно.

bool foo (int a) throws { if (a < -100 || a > 200) // invalid argument { jnc.setStringError («detailed-description-of-error»); return false; }

// … return true; } Возвращаемые значения функций, помеченных модификатором throws, будут трактоваться как коды ошибок. В Jancy приняты интуитивные условия ошибки для стандартных типов: false для булева типа, null для указателей, -1 для беззнаковых целых, и Помимо этого, в данной модели разработчик волен выбирать, как именно обрабатывать ошибки в каждом конкретном случае. Иногда это удобнее делать проверкой кода возврата вручную, иногда — использовать семантику исключений. В Jancy — при вызове одной и той же функции! — можно делать и так и так, в зависимости от ситуации.

bar () { foo (10); // can use exception semantics… foo (-20);

catch: printf ($«error caught: $(jnc.getLastError ().m_description)\n»); // handle error }

baz (int x) { bool result = try foo (x); // …or manual error-code check if (! result) { printf ($«error: $(jnc.getLastError ().m_description)\n»); // handle error } } Конструкция finally в большинстве языков традиционно ассоциируется с исключениями. Но в Jancy finally может быть добавлен в любой блок по желанию разработчика. В конце концов, убирать за собой надо даже если никаких ошибок не возникало, не правда ли? foo () { // nothing to do with exceptions here, just a 'finally' block to clean up finally: printf («foo () finalization\n»); } Конечно, допускается и более традиционное использование конструкции finally в случаях, когда исключения-таки ожидаются.Пример foo (char const* address) { try { open (address);

transact (1); transact (2); transact (3);

catch: addErrorToLog (jnc.getLastError ());

finally: close (); } }

Адресная арифметика в скриптовом языке — это то, ради чего всё собственно и затевалось.Указатели, при всей своей врождённой небезопасности, в явном или неявном виде являются частью любого языка. Ограничением доступных разработчику видов указателей и операций над ними можно значительно обезопасить язык, упростить обработку неблагоприятных ситуаций во время исполнения и даже отлавливать некорректные операции в момент компиляции при помощи статического анализа. Но если в игру вступает адресная арифметика, полностью переложить анализ на этап компиляции просто невозможно.

Чтобы всегда была возможность проверять корректность операций, указатели в Jancy по умолчанию толстые. Помимо адреса они также содержат валидатор — специальную структуру мета-данных, из которой можно получить информацию о разрешённом диапазоне адресов, типе данных, а также целочисленном уровене вложенности (scope level).

Формула безопасности указателей и адресной арифметики в Jancy такова:

проверка диапазонов при косвенных обращениях по указателям; проверка уровня вложенности при присвоениях указателей; проверка приводимости при присвоениях указателей. А как же производительность? Данный механизм не бесплатен и действительно выливается в определённые накладные расходы во время исполнения.Но во-первых, даже в самом наивном варианте, без каких-либо оптимизаций, два целочисленных сравнения для проверки диапазона или одно для проверки уровня вложенности — это не так страшно, особенно принимая во внимание JIT-компиляцию и тот факт, что Jancy — это всё-таки скриптовый язык.

Во-вторых, в дальнейшем с помощью статического анализа можно будет избавиться от многих ненужных проверок ещё на этапе компиляции. Ну и в-третьих, для критических по производительности участков кода уже сейчас можно использовать небезопасные (тонкие, thin) указатели без валидаторов — проверки при операциях с тонкими указателями не производятся.

Проверки допустимого диапазона адресов производятся как в случае явного использования указателя, так и в случае оператора индексации: foo ( char* p, size_t i ) { p += i; *p = 10; // <-- range is checked

static int a [] = { 10, 20, 30 }; int x = a [i]; // <-- range is checked } В случае указателей на стековые и потоковые переменные, необходимы также проверки уровня вложенности — для предотвращения утечки адресов за границы времён их жизни. Этот механизм работает даже в случае многоуровневых указателей, вроде указателей-на-структуры-с-указателями-на-структуры-и-т-д: int* g_p;

bar ( int** dst, int* src ) { *dst = src; // <-- scope level is checked }

baz () { int x; bar (g_p, &x); // <-- runtime error: scope level mismatch } Наконец, проверки приводимости призваны предотвратить разрушение самих валидаторов. Действительно, что если мы приведём создадим указатель на указатель, приведём его к указателю на char и затем байт за байтом затрём валидатор мусором? Jancy просто не даст это сделать: компилятор и runtime разрешают приведения только там, где это безопасно.Подробнее Jancy делит все типы на категории POD (plain-old-data) и не-POD. Понятие POD в Jancy несколько отличается от аналогичного в C++. Возможно, в этой связи стоило придумать новый термин, чтобы избежать путаницы, но в итоге я решил не плодить новые сокращения. Кроме того, мне кажется, что POD в Jancy гораздо точнее отражает смысл понятия "plain-old-data”.В Jancy POD – это данные без мета-данных. Их можно смело побайтно копировать и модифицировать и при этом ничего не сломать. Агрегация POD данных, будь то включения полей, наследование (тут отличие от C++) или объединение в массивы – тоже приводит к POD. Всё, что содержит мета-данные, а именно классы, безопасные указатели на данные и их любые агрегаты – это не-POD.

Компилятор Jancy разрешает приведения не-POD типов тогда и только тогда, когда в результате приведения не появляется возможность разрушить или подменить мета-данные. Для ситуаций, в которых на этапе компиляции это неизвестно (например, мы производим приведение к дочернему типу, так называемый downcast) — существует специальный оператор динамического приведения. Оператор динамического приведения компилируется в вызов встроенной функции, которая возвращает указатель на запрошенный тип, или null, если приведение невозможно.

Для примера подготовим тестовые типы, которые мы будем приводить друг к другу:

struct A { int m_a; }

struct B { int m_b; }

struct C: A, B { int m_c; }

struct D: C { char const* m_s; } Здесь A, B, C — это POD (причём последний тип не был бы POD в C++), D — не POD, т.к. этот тип содержит мета-данные в виде валидатора указателя m_s. Теперь рассмотрим возможные операции приведения.Приведения к родительским типам (upcast) всегда разрешены и не требуют явного оператора приведения ни для POD, ни для не-POD:

foo (D* d) { C* c = d; A* a = с; } POD-типы могут быть произвольно приведены друг к другу с помощью оператора приведения: bar (B* b) { char* p = (char*) b; C* c = (C*) b; // <-- unlike C++ no pointer shift } Приведения от POD-типов к не-POD-типам разрешены только в случае результирующего константного указателя: foo (D* d) { char* p = (char*) d; <-- error char const* p2 = (char const*) d; // OK } Приведение к дочерним типам (downcast) возможно с помощью оператора динамического приведения: bar (B* b) { D* d = dynamic (D*) b; A* a = dynamic (A*) b; // not a downcast, but still OK } Динамическое приведение возможно благодаря содержащемуся в указателе валидатору, а значит и информации о типе. Помимо динамического приведения, Jancy также предлагает операцию динамического определения размера, который доступен из того же валидатора — хотя это и не имеет отношения к безопасности указателей, в определенных ситуациях это очень удобно: foo (int* p) { size_t size = dynamic sizeof (*p); size_t count = dynamic countof (*p); }

//… bar () { int a [100]; foo (a); } Уважаемые хабровчание приглашаются поиграться с нашим online-компилятором и на деле опробовать, как всё это работает (читайте: попытаться подсунуть компилятору пример скрипта с указателеми, который его свалит ;)Подробнее про указатели в Jancy читать тут: http://tibbo.com/jancy/features/pointers.html

Безопасные указатели и адресная арифметика идеально подходят для разбора и генерации бинарных пакетов: dissectEthernet (void const* p) { io.EthernetHdr const* hdr = (io.EthernetHdr const*) p; switch (hdr.m_type) { case io.EthernetType.Ip: dissectIp (hdr + 1); break;

case io.EthernetType.Ip6: dissectIp6 (hdr + 1); break;

case io.EthernetType.Arp: dissectArp (hdr + 1); break;

// … } } Но существует и другой класс протоколов — протоколов, не полагающихся на бинарные заголовки и вместо этого использующих некий язык запросов/ответов. В этом случае для анализа IO-потоков требуется писать парсер данного языка. При этом надо озаботиться предварительной буферизацией данных — часто нет гарантии, что транспорт доставил сообщение целиком, а не по кусками.Поскольку данная задача является типовой в IO-программировании, Jancy предлагает встроенный инструмент для её решения. Функции-автоматы Jancy призваны облегчить первую и самую рутинную стадию написания любого парсера — создание лексера/сканнера. Работает это по принципу известных лексер-генераторов типа Lex, Flex, Ragel:

jnc.AutomatonResult automaton scanRx (jnc.Recognizer* recognizer) { %% «getOption» createToken (Token.GetOption);

%% «setOption» createToken (Token.SetOption);

%% «exit» createToken (Token.Exit);

%% [_\w][_\w\d]* createToken (Token.Identifier, recognizer.m_lexeme);

// … } Внутри функции-автомата описан список распознаваемых лексем в виде регулярных выражений. После описания каждой лексемы следует блок кода, который надо выполнить при её обнаружении во входном потоке. Вся эта кухня компилируется в табличный ДКА, состояние которого хранится во внешнем объекте jnc.Recognizer (указатель на этот объект передаётся в аргументе recognizer). В нём же накапливаются символы потенциальной лексемы, и он же неявно вызывает нашу функцию-автомат, выполняя при этом необходимые переходы между состояниями.Совокупность функции-автомата и этого управляющего объекта-распознавателя и представляет собой наш лексер. При этом данный лексер будет инкрементальным, то есть способным разбирать сообщения, приходящие по частям:

jnc.Recognizer recognizer (scanRx); // create recognizer object

try { recognizer.write («ge»); recognizer.write («tOp»); recognizer.write («tion»); recognizer.eof (); // notify recognizer about eof (this can trigger actions or errors)

catch: // handle recognition error } Отметим, что, как и в Ragel, возможно переключаться между разными функциями-автоматами, что позволяет, в частности, создавать контекстно-зависимые ключевые слова (или, если сказать по-другому, разбирать мульти-языковый вход).Пример jnc.AutomatonResult automaton scanGlobal (jnc.Recognizer* recognizer) { %% '#' recognizer.m_automatonFunc = scanPreprocessor; // switch to pp-specific keywords

// … }

jnc.AutomatonResult automaton scanPreprocessor (jnc.Recognizer* recognizer) { %% «if» createToken (Token.If);

%% «ifdef» createToken (Token.Ifdef);

// … %% '\n' recognizer.m_automatonFunc = scanGlobal; // switch back } Функции-автоматы с одной стороны, и безопасные указатели с адресной арифметикой с другой позволяют с удобством разбирать протоколы и IO-потоки любого типа. Несмотря на то, что программирование пользовательских интерфейсов (UI) не является главным назначением Jancy на данный момент, мы всё равно хотели бы продемонстрировать подход к реактивному программированию, который используется в Jancy — я считаю, что нам удалось найти оптимальный компромисс в сосуществовании императивного и декларативного начал в реактивном программировании. Рассказ об этом пойдёт в следующей статье.Тем временем мы приглашаем вас опробовать возможности языка Jancy (как описанные в данной статье, так и многие другие) на страничке живой демки компилятора. Также вы можете скачать, собрать и поиграться с библиотекой JIT-компилятора Jancy и примерами её использования — всё это доступно на страничке downloads.

© Habrahabr.ru