История Vercel 2009-2013гг. Первый стартап Гильермо. Learnboost

Первый стартап, первые крупные инвестиции, первые разработки. Образовательная платформа, ставшая одной из самых технологичных компаний своего времени.

13148d87eac423cd9c3b267c37fe2e32.jpg

LearnBoost — это онлайн-инструмент, позволяющий эффективно управлять классом. В нём учителя, ученики и их родители могли посмотреть оценки, проверить посещаемость, различные отчёты и планы, а также обращаться и редактировать эти и другие сущности платформы в любое время.

LearnBoost решала проблемы каждого участника учебного процесса, дополняя это качеством, удобством и скоростью, получив большое преимущество по этим характеристикам относительно существующих на тот момент конкурентов, а многие платные решения по сей день не могут достигнуть уровня, поставляемого в бесплатном тарифе данной платформы. Несмотря на это, в 2019 году LearnBoost прекратил свою деятельность.

В этой части речь пойдёт о том, как и кем создавалась эта компания, о её принципах и достижениях.

Предпосылки и вводная часть.

Чтобы понять причины создания и потенциальную прибыль данного стартапа нужно немного погрузиться в сферу государственных услуг к 2010 году. Крупнейшим университетом в Америке в 2010 году стал Университет Феникса, в котором на тот момент обучалось порядка полумиллиона студентов, а доходы составили $4,5 млрд. Основным отличием университета было то, что большая часть обучения проводилась онлайн.

В те годы в государственных учреждениях продолжался болезненный и дорогостоящий переход на электронный учёт. Это была попытка создать информационные системы для образовательных учреждений, в которых будет возможность выполнять следующие задачи:

  1. Поступление;

  2. Расписание и план занятий;

  3. Посещаемость;

  4. Оценки;

  5. Дисциплинарные меры;

  6. Здоровье учащихся.

В 2010 году была предпринята попытка стандартизировать сам процесс образования, выстроив новую систему требований к знаниям и их оценки. Созданный стандарт, под названием Common Core State Standards, был принят 41 (из 50 штатов) и округом Колумбия.

Для решения этих задач создавались онлайн системы, позволяющие учителям, администратором, родителям и учащимся получать доступ к этим данным с любого компьютера. Первыми на этом рынке были компании:

  • Blackboard (выпускаемые одноименной компанией из Вашингтона, округ Колумбия) Используется в России в университетах: СПБГУ, ВШЭ, ЛГУ им. Пушкина, КАИ и др.

  • PowerSchool (выпускаемые компанией Pearson Education из Нью-Джерси, являются лидерами на этом рынке).

Эти компании заняли лидерство на рынке, но их ценовая политика была крайне высокая, развитие было медленным, а сами сервисы были неудобные (по словам Рафаэля Корралеса).

Также на рынке было как минимум одно бесплатное приложение для журналов успеваемости — Engrade,  созданное группой богатых интернет-предпринимателей из Сан-Диего и насчитывающее более 250 000 пользователей. Другим недорогим конкурентом был MyGradebook который за $50 в год предлагал урезанный функционал от PowerSchool.

В 2010 году в этот рынок вошла компания LearnBoost, созданная Рафаэлем Корралесом (Rafael Corrales), Тианом Лу (Thianh Lu) и Гильермо Раухом.

Зарождение компании

LearnBoost зарождалась параллельно по двум фронтам — с одной стороны студент второго курса Гарвардской школы бизнеса (ГШБ) Рафаэль Корралес, а с другой совместная работа Гильермо Рауха и Тиана Лу. Совершенно не знакомые друг с другом, но движимые общей целью — сделать сферу образования лучше.

Рафаэль Корралес

Рафаэль, как и многие другие студенты ГШБ ещё во время обучения загорелся идеей начать свой стартап и самой подходящей ему темой была сфера образования. Историю развития стартапа Рафаэлем можно начать с 2009 года, когда он учился на втором курсе аспирантуры.

«Я пошёл на второй год и сказал, что хочу начать что-то в сфере образования, на стыке образования и технологий … По сути, я купил «Четыре шага к озарению» (The four steps to the epiphany) и выполнил все шаги, описанные в этой книге. Я сел (обсуждать сферу образования) с 30–40 разными учителями, администраторами и людьми, которые были экспертами в области образования.»

Узнав потребности преподавательского состава, он продумал план и, прежде чем идти к инвесторам и искать сооснователей, решил разработать прототип приложения. Для этого Рафаэль брал ссуды (от ГШБ), а когда долгов стало слишком много стал платить из своего кармана, нанял двух недорогих разработчиков на аутсорсинг по рекомендации знакомого, которые разработали первый прототип. Альфа-версия была лишь минимально жизнеспособным продуктом (MVP) и включала в себя только зачётную книжку (журнал).

Причины успеха в поиске инвесторов по мнению Рафаэля:

  1. Блог стал неожиданной точкой привлечения инвесторов. Знакомые и родственники инвесторов читали его блог. Так он познакомился с инвестором из Бессемер.

  2. Он был отличником, горел желанием открыть свой стартап. Это привлекало профессоров, которые были знакомы с инвесторами.

  3. Связи. Знакомства по советам профессором, при общении с учителями, со знакомыми знакомых. Так, в конце совещаний он спрашивал — есть ли люди, с которыми они могли бы его познакомить, и впоследствии знакомился с ними, даже если эти люди изначально казались совершенно неуместными (хотя зачастую именно такие люди и были самыми ценными).

Так, профессор Рафаэля — Карим Лахани (Karim Lakhani) заинтересовался начинаниями Рафаэля, поддерживал его и давал ему советы, а также познакомил его со своим другом — Харпером Ридом (Harper Reed). Рид стал ментором и ангелом ещё на этапе идей и представил Рафаэля своим друзьям, одним из которых был Бабак Ниви (Babak Nivi).

e0537694e1282eb8aa3e0d94768fdb9f.png

Ниви в 2010 году был одним из сооснователей AngelList — сервиса, объединяющего венчурных капиталистов и ангелов со всего мира.

Эти ангелы внесли серьёзный вклад в развитие бизнеса. Они были полезны не просто как инвесторы, но и как менторы, которые могут дать дельные советы, помочь решить вопросы и привлечь новых инвесторов.

Харпер Рид работал техническим директором президентской компании Барака Обамы с апреля 2011 года до выборов в ноябре 2012 года. Центральным компонентом этой работы был Проект Нарвал (Narwhal), централизованная база данных избирательной компании. Рид помог создать команду разработчиков из таких технологических компаний, как Twitter, Google, Facebook, Craigslist, Quora, Orbitz и Threadless. Целью программы было связать всю информацию об избирателях так, чтобы каждый собранный факт был доступен всем звеньям кампании. Данная информация значительно повышала возможности агитирования.

Гильермо Раух и Тиан Лу

Совместно они создавали сервис LearnBoost, образовательную платформу для средних школ, веб ПО для учащихся, родителей, учителей и администраторов классов K-12. В нём были инструменты для совместной работы в реальном времени, онлайн-журналы успеваемости для учителей и родителей с быстрым доступом к оценкам и отслеживанием успеваемости учеников.

Гильермо отвечал за техническую составляющую, а Тиан по большей части за дизайн интерфейсов и дизайн продукта. Они базировались в лаборатории DogPatch Labs. Райан Спун, руководитель DogPatch в Сан-Франциско писал о них в блоге и считал их начинание очень перспективным.

DogPatch по сути был бизнес-инкубатором в лучшем проявлении этого термина, и однозначно заслуживает внимания в этом разделе.

DogPatch Labs

На тот момент (2010 г.) в офисе в Сан-Франциско базировалось около 65 предпринимателей, а в сумме с участниками из других регионов и выпускниками порядка 300. Во многом этот список состоял из участников с опытом работы в Google, Yahoo, eBay, Microsoft, Zynga, Slide, Facebook, Imeem и других лидеров IT сферы.

00ea0fc960050c75d308c54231296700.jpg

Все резиденты находились на разных стадиях от концепции до получения прибыли и были примерно разделены на инженерные и коммерческие компании.

Стартапы на время «обучения» (6 месяцев) получали следующие привилегии:

  1. Сообщество

    • другие резиденты, это такие же начинающие предприниматели, имеющие большой опыт в разных сферах;

    • люди в DogPatch это не только его резиденты, но и участники постоянных встреч и мероприятий;

    • ряд резидентов или приходящих гостей это состоявшиеся компании, такие как etherpad, cardpool, learnboost (среди многих других, о которых вы, возможно, не слышали).

  2. Доступ к инвесторам

    • к Polaris приходили инвесторы, интересующиеся у Райана Спуна о различных проектах, также и сам Polaris являлся инвестором;

    • в лабораторию приходили многие ведущие бизнес-ангелы, что делало знакомство с ними значительно проще.

  3. Наставничество

    • резиденты Dogpatch это не просто начинающие предприниматели — это специалисты в своей сфере, которые могут дать советы и помочь в решении различных проблем;

    • в Dogpatch не было официальных наставников и Polaris управлял им в режиме «невмешательства», тем не менее, они проводили мероприятия и участвовали в качестве гостей.

  4. События

    • встречи и тематические мероприятия резидентов;

    • вечера ангелов, демонстрационные дни или встречи с основными партнёрами и спикерами (Facebook, TechCrunch, Venturebeat, Robert Scoble, Hiten Shah / KISSmetrics и др.);

    • одни из лучших конференций в Сан-Франциско.

  5. Офис и его расположение

    • большое и светлое рабочее пространство, в котором можно решить задачи совместно с другими резидентами или прийти поздно ночью поработать в тишине (если никто не спит на диване);

    • вид из окна на канал Мишн-Крик;

    • рядом находилось депо Калтрейн и множество небольших кафе и кофеен.

  6. Плюшки

4eb31449e909ce754fdbcbd245438eec.jpg

Знакомство

Как уже говорилось, Райан Спун, вёл блог лаборатории и в статье про запуск нового потока лаборатории, среди прочих резидентов, он упомянул LearnBoost — «образовательную платформу для средних школ». Среди знакомых Рафаэля были те, кто отслеживали деятельность лаборатории и после данной статьи, сказали ему, что эта компания занимается чем-то похожим на то, что делает Рафаэль. Рафаэль к тому моменту уже привлёк инвестиции на альфа версию своего продукта и планировал в ближайшее время закрывать раунд. Он написал Гильермо и Тиану электронные письма с предложением встретиться и обсудить сферу образования в целом. Ожидаемая 15-минутная встреча для беседы об образовании в целом, превратилась в несколько часов мозгового штурма над тем, что они втроём смогут сделать вместе.

Совместная работа принесла плоды уже к июлю 2010 года. На следующем раунде они привлекли 4 венчурных инвестора.

Бизнес составляющая

Платные продукты, пусть и недорогие обрекают государственные учреждения на бесконечную бюрократию. Бизнес-план Рафаэля состоял из привлечения как можно большего числа пользователей за счёт бесплатного тарифа с базовым функционалом, которые в свою очередь будут рекомендовать руководству покупку дополнительных функций, а также рассказывать о самом сервисе своим знакомым. Тем самым, продукт, создав вирусный эффект, мог бы распространятся пропорционально. То есть по сути, Рафаэль собирался использовать стратегию вирусного маркетинга (которую Дэвид Скок сформирует в следующем, 2011 году).

Изначально сервис был только на английском и испанском языках. LearnBoost быстро выходил на внешние рынки и уже в 2011 году он поддерживал 5 языков (английский, французский, испанский, португальский и нидерландский), в 2012 году — 14 языков, а в 2013 году — 21 язык. Также у платформы была полноценная интеграция с сервисами Google Disk и Google Calendar.

Возможности платформы LearnBoost

Возможности платформы LearnBoost

Техническая составляющая

Вместе они смогли собрать команду из лучших специалистов, за счёт чего небольшой стартап LearnBoost стал одной из самых технологичных компаний своего времени.

Так, например, на июль 2011 года топ пользователей в GitHub по подписчикам выглядел следующим образом:

  1. Facebook (21,677 подписчиков проекта в 52 общедоступных репозиториях)

  2. LearnBoost (7,223 подписчиков проекта в 25 общедоступных репозиториях)

  3. GitHub (6,767 подписчиков проекта в 28 общедоступных репозиториях)

Но, а самой команде и её главных разработках будет посвящена следующая статье.

Инвестиции

Первые инвестиции компания LearnBoost получила от инвесторов из списка AngelList, а именно от: Джордж Закари **(**George Zachary, инвестировал в Twitter) и Джефф Фагнан (Jeff Fagnan, инвестировал в Songbird). Джордж впоследствии познакомил других членов списка с этим стартапом, которые в свою очередь также инвестировали: Билл Ли (Bill Lee, инвестор в Tesla Motors), Джеймс Хонг (James Hong, инвестор в Slide), Осман Лараки (Othman Laraki, основатель Mixer Labs). Также были инвестиции и от частных лиц, не являющихся членами данного списка — RRE (инвестор в Venmo) и Bessemer (инвестор в Postini).

В июле 2010 года компания получила инвестиции в размере $975000 от Bessemer Venture Partners, Charles River Ventures, RRE Ventures и Atlas Venture. В мае 2011 года компания привлекла $1,9 млн.

В следующий раз в новостях большого рынка компания появится в 2013 году, но до этого момента в жизни Гильермо случился ещё один стартап — CloudUp, над которым они с командой активно работали последний год.

© Habrahabr.ru