Искусство управлять: обзор лучших докладов с Teamlead Conf 2018. Часть 2

Как вырастить сотрудника с нуля, как мотивировать, как найти тимлида, как построить диалог, как предотвратить уход целой команды? Ответы — в очередной подборке лучших докладов с нашей TeamLead Conf 2018, доступ к полному комплекту видеозаписей с которой мы только что открыли на нашем YouTube-канале.
 
a95ef880fd61ab60044467f1f85c763c.jpg

По праву сказать, конференция получилась по настоящему сочной, а в воздухе витал целый клубок знаний и идей, которые спикеры принесли с собой, чтобы передать всем слушателям.

Ниже краткий обзор шести лучших докладов, а по этой ссылке подборка видеозаписей всех выступлений с нашей февральской конференции. И не забудьте подписаться на обновления!
 

Методы мотивации сотрудников. Способы выращивания сотрудников с нуля



Андрей Минкин из Mad Devs с энтузиазмом заявил, что стал тимлидом просто потому, что хотел больше боли. Основная задача, которая стояла перед ним как перед тимлидом — подобно опытному агроному, который выводит новые сорта растений, научиться выращивать сотрудников для своей компании. Весь доклад — это по сути история о том, как из полноценного нуля можно получить программиста.
 
Итак, какова цель?
Без денег вырастить классного бойца из человека, у которого совершенно нет опыта.
 
Что придумали?
Программу стажировки, где сотрудники получают знания за еду.
 
Как это работает?
Набирают студентов, начинают грузить их реальными задачами и давить сроками, но при этом дают фидбэк и всячески помогают выйти из депрессии, если что-то идет не так.

На первый взгляд, отличная система, которая должна работать и для компании и для студентов. Но главный вопрос в том, что при этом чувствует стажер? Ответ можно найти на следующей картинке.

a2567faa335e7c009283e54a62aae7d5.jpg

Стажер действительно страдает: он находится в подвешенном состоянии и не уверен, возьмут его в штат или нет, а если и возьмут, то когда. Как бонус, на него еще давят родители, и со временем эта ситуация приводит к тому, что мотивация к работе пропадает напрочь.

Андрей уверен, что страдания стажера — это головная боль тимлида, поэтому применяя метод выращивания новых кадров через стажировку нужно придерживаться следующих правил:

  1. Процесс стажировки нужно делать более прозрачным.
  2. Стажеру нужно знать, когда это кончится.
  3. Компенсировать отсутствие денег можно всякими ништяками.
  4. Нужно научить стажера работать в команде, задавать вопросы.
  5. Необходимо поддерживать все начинания молодого сотрудника, отвечать на его вопросы и иногда даже становится для него кем-то большим, чем просто ментор.
  6. Сразу учить работать хорошо, потому что плохо само получится: прививать культуру написания тестов и документации, учить ответственности.
  7. Помнить, что ментор для стажера является примером для подражания, поэтому надо соответствовать.


 Больше деталей — в видеозаписи.
 

Забудь слово «ошибка»



Технический евангелист Григорий Петров из компании Voximplant рассказал про то, как тимлиду научиться разговаривать с разработчиками.

Основная идея в том, что все люди воспринимают мир по-разному. Данная мысль кажется банальной, но, как известно, все гениальное просто.

Для тимлида главное — понимать, что в голове у разработчика. Например, когда менеджер прибегает к разработчику со словами «креш», «все пропало», он невольно атакует разработчика и последний начинает всячески защищаться.

f56d6e30e5fd78c62b916530d135977e.jpg

Разработчик — это особое существо, к которому нужен определенный подход. Поэтому при постановке задачи не стоит надеяться на телепатию и на то, что разработчик сам обо всем догадается. Формулировать задачу нужно от результата и заранее устанавливать критерий выполненности, обсуждая его. После того, как задача поставлена, хорошо бы попросить разработчика рассказать задачу своими словами.

Один эксперимент, проведенный с племенем химба из Намибии, показал, что люди данного племени не различают синий цвет. Когда членам племени химба показали круг, состоящий из зеленых квадратов и одного синего, они не смогли определить, который из них синий. Поэтому, ведя беседу с разработчиком, следует задуматься, из какого он племени!

9454f0cc8595a8f46d4ea2fae6b6b988.jpg
Источник: factroom.ru/life/blue-color
 
При общении с разработчиком следует:

  1. Забыть слово «ошибка», потому что оно работает как красная тряпка для быка, и исключить слова, которые имеют негативный подтекст.
  2. Использовать однозначные формулировки.
  3. Не использовать гуманитарные слова и оценки.
  4. И все это — без фанатизма.


 Остальные детали выступления можно найти в соответствующей видеозаписи.
 

«Мы уходим всей командой…»  



Ольга Давыдова (ГК ЦФТ) в своем докладе с позиции HR рассказывает, как быть и что делать, если из компании уходит целая команда. Действительно, последнее время в IT-компаниях уход целой команды считается явлением распространенным.

В один прекрасный солнечный день к вам приходит сотрудник и под хештегом #покапока объявляет вам о том, что он, а за ним и еще несколько человек, покидают компанию.

53693a5610aee2f12aa0dae8a86f0cfa.jpg

Основной упор в докладе делается на то, как можно предотвратить такую ситуацию, ну, а если она уже произошла, то чем и как удержать сотрудников.

Для начала стоит попробовать воспринять сложившуюся ситуацию как флешмоб — ребятам элементарно не хватает внимания и нужно выяснить все их проблемы и недовольства с помощью exit-интервью. Также важно определить того самого зачинщика массового бегства и понять, что им движет. К этой ситуации как нельзя лучше подходит выражение: «отпустить нельзя удержать» и только вы можете решить, как расставить запятые, выяснив мотивы беглецов и определив для себя риски.

А избежать подобных ситуаций помогут несколько советов:

  1. С людьми нужно говорить. Стоит сделать коммуникации частью производственного цикла.
  2. Ретроспективы и индивидуальные встречи определенно приносят свои плоды.
  3. Лучше заранее подумать о мотивах, чем потом разгребать: принято считать, что программиста могут побудить на уход либо деньги, либо скука. Необходимо заботиться о членах команды в процессе работы, а не когда все они уже стоят с чемоданами в дверях.


Разумеется, это не все. Остальное в соответствующей видеозаписи.
 

В поисках тимлида: долго, дорого и никаких гарантий!



 Александр Зиза, представляющий Алетейя Бизнес, считает, что у каждой компании свое видение тимлида и свои задачи для него. Когда сотрудник работает программистом, он думает только о том, как сделать продукт. Когда тот же самый сотрудник становится тимлидом, он начинает думать о том, как сделать продукт сложнее, качественнее, с наименьшими усилиями, то есть он начинает масштабировать знания. Это и является сущностной ролью тимлида в компании.

А в чем же истинные задачи тимлида?

  • отделить технологии от практики;
  • выстроить собственные правила игры, а не копировать чужие;
  • использовать свои сильные стороны, а не бороться со слабостями;
  • держать фокус на деталях.


В своем докладе Александр призывает в первую очередь услышать себя и понять, чего хотите именно вы. Нельзя научиться быть тимлидом, пока вы не попадете на эту роль. Каждому хорошему тимлиду нужен личный управленческий опыт. Когда вы только вступаете на путь тим-лидерства, ожидаемо с вами должна произойти некая трансформация (ваших идей, взглядов, поведения). Без трансформации не будет дальнейшего развития.
 
А вот и советы для тимлида:

  • сразу выбирайте компанию, в которой можно вырасти;
  • как только вы стали тимлидом, начинайте готовить приемника: передача знаний — очень полезная вещь;
  • меняйте свой рабочий контекст — будьте с теми, кто может поделиться управленческим опытом;
  • обучайтесь проводить коучинг;
  • учитесь решать управленческие задачи у доски, чертите схемы и вовлекайте в этот процесс всю команду.


Восемь стратагем тимлида



Артур Орлов (АвтоТрансИнфо), выросший в свое время в управленца из технической специальности, поделился хитрыми методами, помогающими тимлиду в его работе.

29fd70ed762ff01bfbf62754da0a4008.jpg

  1. Не будьте жадиной — учите других людей. Хороший тимлид не должен тащить все на себе. Он должен научиться делегировать задачи другим членам команды. Иначе тимлид становится тем самым героем, которого в одиночку кидают на амбразуру. И не важно, в Тайланде сейчас этот герой или на Майорке.
  2. Принцип «разделяй и властвуй» уже не работает. Когда команда наполнена узкими специалистами, начинается перекос задач. Тимлид должен участвовать в найме людей и по возможности набирать full stack разработчиков, а существующих — мотивировать на развитие в близкие отрасли.
  3. Когда задачи сообразны компетенциям, то не возникает обманутых ожиданий.
  4. Формируйте культуру бесстрашных ошибок. Не стоит рубить голову программисту, если он сделал что-то не так. Нужно обсудить, как исправить ошибку и избежать аналогичных проблем в будущем.
  5. Подумайте обо всех и дайте всем удобные инструменты для работы: комфорт превыше всего.
  6. Разработка и тестирование — это одна команда. Не стоит искать ответ на вопрос «кто виноват», стоит подумать, что делать.
  7. Команду объединяют разговоры: все проблемы должны обсуждаться, чтобы они не переросли в огромный ком проблем, которые уже нельзя решить.
  8. Если ты тимлид, так будь им. Неси ответственность за всю команду.


И помните: конечная цель тимлида — уйти в нирвану и стать ненужным своей команде.

Кто такие тимлиды, и какова их реальная задача?  



Никита Быков из компании Kodix затронул тему того, кто такой тимлид на самом деле.

39e5700c7b10d89230b32ff7ba93a14b.jpg

Важно не ошибиться с выбором человека на роль тимлида. Никита считает, что готовить тимлида стоит из middle разработчика, подкидывая ему специальные задания. И в тот момент, когда вы будете решать сделать его senior или дать ему роль тимлида, вы уже точно поймете, способен ли он выполнять управленческие задачи.

Тимлид должен уметь донести до команды конечную цель, а также работать с командой: объяснить каждому члену команды его задачу и задачи его коллег. Ведь не бывает успешного тимлида без успешной команды и успешности продукта, над которым он работал.

4e4a05bb8bbf8ac65fc8eb60708b3c22.jpg

О тимлидах тоже надо заботиться, поэтому чтобы тимлид не сгорел на работе, нужно систематизировать поток задач, которые сыпятся на тимлида, вести единую систему приоритетов и оценки задачи, чтобы не бросаться на все и сразу, и оценивать задачи вместе с командой.

Надеемся, что эти доклады помогли вам понять, под каким соусом подается тимлид, сколько соли и перца стоит добавлять в блюдо под названием проектная команда и как научиться готовить знаменитый на IT-кухне десерт, состоящий из задач, ретроспектив и утренних митингов.
 
Напомним, что видеозаписи всех остальных докладов можно найти в специальном плей-листе на YouTube.

Чуть больше месяца остается до Saint TeamLead Conf. Встречаемся на второй нашей конференции для тимлидов и о тимлидах в Санкт-Петербурге 24 и 25 сентября.

© Habrahabr.ru