Искренность — как худшее качество в IT-карьере? Или как меня уволили в первый же день на первой работе

Молодость и искренность

Молодость и искренность

Я завершил обучение в ВУЗе по специальности «Программирование» как раз в разгар лихих 90-х. И в некотором смысле нам повезло — весь костяк нашей группы был еще к концу пятого курса приглашен на работу в известную IT-компанию. Из лучших студентов нашей группы был сформирован отдел, начальником которого также стал мой одногруппник. Что тут могло пойти не так?

Нас предупредили, что IT-компания, в которой мы собираемся работать, серьезная. И перед началом работ мы пройдем обучение у лучших преподавателей с Израиля. Которые специально приедут к нам в провинциальный городок, исключительно ради нашей дополнительной специализации.

И вот, первый день работы/обучения. Мы, костяк нашей группы, сидим в новеньком специализированном компьютерном классе. Перед нами преподаватель из Израиля, великолепно говорящий по-русски. И, видимо, во мне включился студент. А надо отметить, что в своей группе у меня была социальная роль «пресс-секретаря» или «гласа народа». Именно я активно общался с преподавателями на лекциях. Само собой вежливо, и по ими же установленным правилам. Потому я сразу уточнил у преподавателя из Израиля — как можно задавать вопросы — по ходу, или в специально отведенное для этого время? Преподаватель особо отметил, что он прилетел к нам за тысячи километров, чтобы мы все хорошо поняли. Потому самым настоятельным образом потребовал от нас его перебивать и спрашивать, если хоть что не понятно. А дальше пошла лекция по разводке плат и низкоуровневой сборке какого-то специализированного оборудования. Нам, программистам кафедры прикладной математики!

Примерно так увидел Кандинский то самое занятие

Примерно так увидел Кандинский то самое занятие

Само собой, мне ничего не было понятно! И я засыпал его градом вопросов. Вначале преподаватель доброжелательно отвечал, потом не очень. Потом вообще стал злым и раздражительным. Мои одногруппники тоже ничего не понимали. Но они привыкли, что все подобные непонятки решаю я. Потому отдали инициативу в мои руки. На перерыве преподаватель отозвал будущего начальника моего отдела в уголок, и о чем-то там с ним пошептался. После чего начальник подошел ко мне, и сообщил печальную новость — что я, с точки зрения уважаемого специалиста из Израиля, не подхожу на эту должность из-за плохих знаний. И преподаватель требует меня уволить тут же. Но по нашей дружбе, мой начальник, вместо должности программиста предложил должность техника. По зарплате в два раза меньше, но потом, через пол-годика, научившись, может быть, меня переведут на программиста. Техником я быть не захотел, потому тут же уволился с этой компании. Не проработав и 2-х часов!

Уже значительно позже, через пару лет, я случайно узнал, что в этой Израильской IT-фирме произошла накладка. И они перепутали преподавателей. К нам прислали не того специалиста. Ему нужно было в другой отдел (разработки hardware). Потом, через месяц, разобрались, прислали другого преподавателя, который учил чему надо — скриптовому языку работы с промышленными контроллерами. Мне, естественно, никто не позвонил и ничего не предложил — уволили так уволили!

Самое смешное — объективно из всех нас я лучше всего подходил для этой работы. Т.к. реально уже на тот момент отработал стажером в двух фирмах по тематике промышленных контроллеров. Даже публикации на эту тему имел — по разработке эмулятора для одного популярного на тот момент контроллера.

Так я себе представлял тайные ночные занятия моих одногруппников по схемотехнике

Так я себе представлял тайные ночные занятия моих одногруппников по схемотехнике

И еще момент — почему молчали все остальные мои одногруппники? Они смотрели на слайды презентации по микросхемотехнике как бараны на новые ворота целую неделю и молчали. Сейчас то я понимаю, что они боялись разделить мою судьбу. А тогда, по молодости, реально думал, что, возможно, ранее они ночами в течении нескольких лет посещали тайные курсы схемотехников, про которые мне ничего не рассказывали!

Отдельно стоит упомянуть начальника — почему молчал он? Уже с возрастом, возможно, я понял его мотивы. Среди нас он был не лучшим профессионалом. Потому, скорее всего, он рассчитывал, что его подчиненные  поймут то что надо за него. А его дело маленькое — только приказы отдавать.

Также значительно позже я прочитал великолепнейшую статью Натальи Усковой «Организационные субкультуры: взгляд сквозь цветные стеклышки». Статья прям таки покорила своей лаконичностью и юмором относительно корпоративных субкультур. Автор выделяет три типа организационных субкультур:

  1. «Семья» — когда бизнес исторически создан семьей/одногруппниками/сослуживцами. Есть родоначальники бизнеса — «папа» и «мама». И их нужно боготворить.

  2. «Система» — когда старая, большая, неповоротливая и закостеневшая. Не потому что конкретная «система» такая, а потому что жизнь «системы» иной быть не может.

  3. «Партизанский отряд» — на грани нарушения закона и здравого смысла делать прорывы и всякое невообразимое.

Раса бюрократов

Раса бюрократов «Вогоны» из «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса лучше всего демонстрирует «темную сторону» «Системы»

На мой взгляд, в каждой субкультуре каждой организации есть своя «темная сторона» — некая квинтэссенция вранья-глупости. По молодости я думал, что подобная субстанция есть абсолютное зло, мешающее компании развиваться. Но с возрастом понял, что такая квинтэссенция и есть тот самый болтик, который лучше не трогать.

В моей истории я нарвался на «темную сторону» «системы». Конкретней — на ее ошибочность, косность и формализм. И вместо того, чтобы понять это и промолчать, начал искренне пытаться выполнить поставленное мне задание (усвоить учебный материал по полученным правилам). Меня в ВУЗе не готовили к привычному в «системах» проблемах.

Подводя итог

Что же было тем знанием, что у меня отсутствовало? Я бы его сейчас сформулировал так — новичок должен молчать, и вначале вести себя как Штирлиц на задании. Понимая, что любое сказанное им слово может быть использовано против него же. Нужно вначале идентифицировать тип организационной субкультуры. Понять, о чем и как можно говорить, а чего нельзя ни в коем случае. И все время считывать и прогнозировать восприятие себя со стороны коллег. То самое пресловутое «как ты выглядишь в глазах окружающих»? В моей истории я нечаянно поставил себя как неграмотного специалиста, хотя реально лучше всех разбирался в теме вопроса. Не повторяйте мои ошибки!

© Habrahabr.ru