iFixit: Apple еще не активировала блокирование отремонтированных MacBook

f7ded8039390f358042e8b5711b5d47f.jpg
Тот самый чип Т2, который требует проприетарного ПО Apple Service Toolkit 2 для активации MacBook 2018 после ремонта

На днях на Хабре публиковалась новость о том, что Apple запрещает ремонтировать новые макбуки как их владельцам, так и неавторизованным сервисным центрам. Запрещение это не законодательное (пока что), а чисто техническое — после замены, например, экрана, ноутбук нужно обработать специальным софтом, который доступен лишь сотрудникам компании или сертифицированному партнеру.

Все это стало известно после того, как в руки журналистов попала техническая документация Apple. Сейчас команда iFixit решила проверить, все ли так, как описали СМИ. Как оказалось — нет, пока что Apple не активировала упомянутую выше возможность. Тем не менее, компании ничего не стоит реализовать ее в любой момент.
По мнению представителей iFixit (а основатель сообщества активнее многих выступает за «право на ремонт» чего бы то ни было, будь то трактор или телефон) компьютеры от Apple с течением времени стали менее ремонтопригодны, но умельцы все равно научились их восстанавливать в случае поломки. Теперь же все эти умения могут стать просто бесполезными: если функция «запрета на ремонт» будет активирована, то ноутбук необходимо будет диагностировать проприетарным ПО не только после сложного ремонта, но даже после замены тачпада (хорошо, хоть не шлейфа для него).

Как всегда, в iFixit решили провести тесты, разобрав очередной ноутбук. Для тестов взяли новенький 2018 13» MacBook Pro Touch Bar. Его разобрали, сняли дисплей и поставили другой. К вящему удивлению ремонтной бригады, ноутбук работал. После этого ОС обновили до Mojave, и заменили платы. Результат тот же — все работает без проблем.

По словам представителей iFixit, все это радует, но все же неясно, когда именно радости свободного ремонта будет положен конце стараниями компании. На мнение сообщества ремонтников или даже мнение собственных клиентов компания Apple не обращает особого внимания — здесь можно вспомнить Error 53 для айфонов, которые подвергались ремонту, временные проблемы с неработоспособностью «неродных» дисплеев тех же iPhone и ряд других инцидентов.

07f7c775fd7a81ff11566f2e65061a33.jpg

Что касается текущей ситуации, то если компания реализует задуманное, для активации ноутбука проприетарное ПО будет каждый раз проводить проверку как материнской платы, так и многих других элементов системы, отправляя в «облако» Apple данные о ноутбуке и компонентах. Это будет означать, буквально, что владельцем MacBook является его производитель, а не человек или компания, купившие устройство.

По мнению iFixit, все это делается для того, чтобы только компания имела возможность провести сервисный ремонт, который весьма недешев. Так, для владельцев iPhone 7/8 с разбитой кнопкой Home ее замена в Apple или авторизованном центре с перепрошивкой под неродную материнскую плату обойдется в сотни долларов. И это лишь одна кнопка — далеко не самое «слабое звено» телефона.

Стоит отметить, что если компания введет в действие проприетарный механизм, то даже ранее отремонтированные (и работоспособные) ноутбуки превратятся в «кирпич». А если вспомнить то, что в последних устройствах весьма слабая клавиатура, которая часто ломается, то можно только представить себе, что случится после активации функции «убить неоригинальные устройства». И хуже всего то, что все это делает компания, которая много говорит о своем внимании к клиентам и заботу о них.

Не только Apple старается прибрать экосистему ремонтов собственных устройств в свои же руки. Может показаться неожиданным то, что компания Tesla — такая современная и открытая — делает примерно то же. Официально она не выступает против ремонта своих электромобилей, но частным лицам отремонтировать Tesla любой модели сложно из-за отсутствия деталей и программного обеспечения.

Умелец, который научился ремонтировать электромобили, собирая один целый из нескольких разбитых, говорит, что хотел бы открыть сервисный центр, но это невозможно: «Я бы хотел сделать это, но я знаю, чем все закончилось для тех, кто попытался открыть подобные центры. Они закрывались через несколько месяцев после открытия. И Tesla не давала им необходимые инструменты для работы».

Так что полку противников «права на ремонт» прибыло — теперь это не только Apple, John Deere, но и Tesla, а также другие компании. И всем им противостоит iFixit с другими организациями, которые выступают за свободный ремонт техники и электроники. Пока что побеждают корпорации.

© Habrahabr.ru