Идеология второго интернета

2000 год

Первый раз я зашёл в интернет в 2000 или 2001 году — точно не помню. Мне было около 18–19 лет и я был жуткий фанат творчества группы «Гражданская Оборона». За последующих примерно 2–3 года количество сайтов, посвящённых этой рок‑группе, в Рунете того времени было примерно с пару десятков (наверно много больше, чем всяких живых ВК‑групп «Обороны» на сегодняшний день).

Как? Почему? Как так получалось, что творчество Летова, неоднозначного и крайне специфического рок-певца, на момент существования HTML4, породило с пару десятков статических сайтов на заре Рунета? Кто делал эти сайты? Почему так много? И я однозначно, как свидетель того времени, отвечу: Интернет того времени делали люди и для людей. Делали искренне, бесплатно, ради идеи распространения информации. Не было ни Яндекс-директа, ни всплывающей на весь экран рекламы. Просто люди искренне делились информацией, а у руля сайтостоений стояла лучшая на тот момент часть общества. Интернет того времени был источником получения и представления информации, а не средством заработка денег. Поэтому, даже такой специфический информационный материал, как информация об омской панк-группе, без проблем находил своего читателя.

2024 год

Я с ужасом смотрю на сегодняшний Интернет, на его поисковую выдачу. Меня не покидает ощущение, что очень скоро всё это должно закончиться и должна быть альтернатива. Ибо до скончания дней это продолжаться не может. Теперь, тезисно:

Первая раковая опухоль Интернета — ИИ

Вебмастера в открытую говорят, что наполняют сайты ИИ-генерацией с соответствующим результатом, что бы продвинуть сайты в выдаче и зарабатывать на рекламе. И пока это работает:

d0c6635b6fe181898e7ff608ad2ef074.png

ИИ появился относительно недавно, но уже заменяет и копирайтеров и среднячковых художников, время генерации подобной картинки — 30 секунд:

Запрос

Запрос «черная кошка в деревне ест чипсы и пьёт квас»

С такими темпами получения «халявной» информации, через несколько лет от Интернета не останется нечего, кроме анархичного «гуляй-поля». Но картинки с котиками не так страшны, как сгенерированные ИИ тексты, на обработку которых ПС будут вынуждены тратить свои ресурсы. А поскольку ресурсы ИИ несопоставимо неисчислимы в возможностями ПС, то возникает вопрос -, а как ПС собираются отделять «мух от котлет»? Как бороться с ИИ-генерацией? Алгоритмы? А если копирайтер поработает над генерацией? А что будет с сайтами для людей? Какова вероятность, что алгоритмы не застрянут контент, который писали люди?

Вторая раковая опухоль Интернета — бизнес

Поисковая выдача забита площадками, которые содержат юридические лица. Запрос «как создать сайт» содержит ссылки на топ-ресурсов страны, такие как habr.com, hjournal.tinkoff.ru, vc.ru, profi.ru, skillbox.ru.

Сайт от профессионального вебмастера-программиста, который мог бы рассказать «как создать сайт» не имеет никакого шанса на просмотр, потому что над вышеприведенными площадками работает целый штат сотрудников, начиная с команды разработчиков и кончая профессиональными копирайтерами. Бюджеты на рекламу исчисляются сотнями тысяч рублей. Полнейшая монополия.

Третья раковая опухоль — алгоритмы ПС

Например, Яндекс оперирует в выдаче результатами на основе Поведенческих Факторов, чем умело оперируют накрутчики. В поисковой выдаче появляются англоязычные переведённые ресурсы. Алгоритмы «совершенствуются», а значит у вебмастеров нет чёткого понимания, как делать «правильно», стандартов нет, а советы «делать сайты для людей» уже не особо и работают, не зря на searchengines тема «Яндекс колбасит» состоит из почти 400 страниц гневных возмущений.

Четвёртая раковая опухоль — интернет в духе веб 2.0

Я сегодня удали свой аккаунт из самой популярной российской социальной сети, ибо это стало просто невозможно терпеть: да, я по привычке заходил в приложение на своём смартфоне и мне в буквальном смысле подсовывали весь этот мусорный контент, начиная с идиотских видео-роликов и кончая новостями двухнедельной свежести из всяких «Подслушано в [городе]». Обществу дали в руки максимально-возможные средства генерации контента в промышленных масштабах и общество этим активно пользуется — копипастный мусор в WWW растёт и приумножается.

Как должен выглядеть Интернет 2.0?

Он должен выглядеть примерно так:

Спецификация HTTP/1.0

Спецификация HTTP/1.0

Да, как выглядят всем известные вам, техническим специалистам, спецификации — сухой текст на белом фоне! Без всплывающих JavaScript-окон, падающих снежинок и взрывающихся свистоперделок, с белым фоном и чёрным текстом. Для реализации этого нужно:

  • Добавить новый тип документа, например, DOCTYPE INET, свидетельствующий о том, что ресурс лежит в зоне Интернета версии 2.0.

  • Добавить свой собственный прокол для Интернета версии 2.0, допустим, inet.

  • Браузеры, определяющие DOCTYPE INET, не должны создавать активную гиперссылку на привычные документы http (s) — таким образом. будет сохраняться гарантия невозврата пользователя в рамках его посещения Интернета 2.0 в привычный Интернет, а так же предотвращение любых возможных рекламных переходов.

  • Любые попытки представить невалидный HTML-документ как DOCTYPE INET должны неминуемо приводить к краху документа (как это было с XHTML).

  • Использовать базу HTML4 (или, слегка кастрированный HTML5).

  • Никакой излишней стилизации через CSS (ограничить цвета, стилизацию блоков, background и т.п.)

  • Никакого JS и т.п.

  • Убрать из спецификации новой разметки любые теги, которые будут способствовать распространению маркетинговой заразы (вроде img, audio, video), все медиа открываются только в новом окне как самостоятельные ресурсы, не способные быть частью документа.

Что это даст?

  • В первую очередь — сюда не будет лезть бизнес, блогеры и реклама. Им станет это экономически не выгодно и технически нереализуемо.

  • Социальные сети тут если и появятся, то качество материала будет на голову выше, чем в привычном Интернете с котиками, видюшками и одноклассниками. Типичному обывателю вариться в «скучной» сугубо текстовой информации будет не интересно.

  • Новый Интернет станет исключительно прерогативой той части общества, которая делится информацией, а не создаёт контент ради посещаемости или заработка.

  • Новый Интернет стает кладезю полезной и актуальной информации, а не скопищем информационного мусора. Последний будет просто бессмысленно создавать в виду неприменимости его использования.

  • Поисковые системы будут информировать пользователя, что ресурс лежит в рамках Интернета версии 2.0, а в настройках ПС можно будет ограничивать поиск только по этой части Интернета.

Заключение

Как только люди создадут WWW-систему, где во главе угла будут стоять альтруистические начала и принцип открытости информации, мир изменится к лучшему. Концепция веб 2.0 порождает чудовищные горы бессмысленного контента, а бизнес всеми силами пытается занять главенствующие позиции по любым запросам, не оставляя остальным шанса.

Человечество должно сделать шаг к созданию качественной базы знаний. Сегодняшний Интернет — это уже история и самонаполняющееся помойное ведро.

© Habrahabr.ru