ID: способы аутентификации сегодня, их преимущества, недостатки и перспективы развития

Аутентификация сегодня как технологический процесс

Для начала определимся с терминами и уточним, с какими именно процессами мы имеем дело. Итак:

  • Аутентификация — это доказательство системе того, что пользователь именно тот, кем он пытается себя идентифицировать. 

При этом,

  • Идентификация — предоставление пользователем системе своих данных, таких как почта, номер телефона или другой контакт.

  • Авторизация — проверка доступа к запрашиваемому ресурсу.

Задача бизнеса — аутентифицировать пользователей, имеющих отношение к системе, например, партнерской программе, пулу клиентов магазина. Чтобы каждый клиент получил должный уровень сервиса, а компания направляла ресурсы исключительно в нужное русло, важна правильная аутентификация.

Раньше процесс заключался только во вводе пары логин/пароль, но без доказательств невозможно сказать точно, что данную пару вводит именно тот человек, с которым у организации заключены отношения. 

Для однозначной аутентификации необходим уникальный признак человека, доступ к которому не смогут просто так получить злоумышленники. Поэтому номер телефона сегодня становится базовым способом распознать того или иного клиента. Технологии идут дальше и начинают работать с куда более личными данными, такими как лицо или отпечаток пальца. Поэтому приступим к обзору работающих в 2024 году методов аутентификации. 

Популярные способы аутентификации пользователей  

Мы уже говорили о паре логин/пароль. Этот способ относится к однофакторной аутентификации: после правильного ввода пользователь сразу получает доступ к системе. 

К методам однофакторной аутентификации относится и биометрия.

Биометрическая аутентификация

Набирающий обороты способ, заключающийся в определении пользователя за счет уникальных параметров его тела — глаза, отпечатки пальцев, голос, лицо. Системы распознавания этих параметров сегодня есть не только в сложных комплексах, но и в обычных смартфонах. 

Но, что просто для клиента, сложно для бизнеса, и в случае биометрии мы имеем дело как раз с таким случаем. Эта методика сложна и трудоемка в реализации со стороны системы, позволить ее себе могут пока только крупные федеральные сети, банки и другие организации. 

Несмотря на предлагаемые возможности, биометрическая аутентификация пока что не дает 100% вероятности на точное распознавание данных, кроме того не исключены риски безопасности: мошенники имеют возможность похитить биометрические данные пользователя и использовать в своих целях.

Одной из главных проблем также остается недоверие общества к биометрическим системам. Учитывать стоит и сферу применения метода — в случае если речь идет о программе лояльности, может быть сложно уговорить клиента сделать скан лица. 

В России законом регулируется методика аутентификации через ЕБС — Единую систему биометрии, подчиняющуюся государству. Лицензирование подключения к этой системе также вносит дополнительные затраты в бюджет реализации методики. 

Двухфакторная аутентификация по SMS

Отличие многофакторной аутентификации в том, что кроме постоянного пароля пользователь использует еще и временный, генерируемый для него системой. Одним из первых способов такого распознавания стала передача пароля по SMS.

Сегодня это базовый метод, основанный на генерации строки, чаще всего из цифр, которые в течение определенного времени пользователь должен ввести в поле. 

Преимуществами метода является использование номера телефона как идентификатора — он уникален для каждого клиента. При этом нет необходимости иметь подключение к интернету, пароль приходит по сотовой связи. 

Основным недостатком, который сегодня заставляет бизнес искать другие способы аутентификации, становится дороговизна SMS. Ниже представлены тарифные планы для бизнес-сообщений и разных операторов России с учетом 2 млн отправок SMS в месяц.

Тарифные планы для бизнес-сообщений операторов России с учетом 2 млн отправок SMS в месяц.

Тарифные планы для бизнес-сообщений операторов России с учетом 2 млн отправок SMS в месяц.

В среднем в данном случае каждое сообщение обойдется компании в 2 рубля, с учетом двух миллионов отправок — 4 000 000 р. в месяц. 

Аутентификация через звонок абоненту

Аналогично предыдущему, способ позволяет передать клиенту одноразовый код в виде входящего звонка. Кодом является часть номера — как правило, это последние цифры номера, с которого вам поступил звонок. Данный метод передачи кода очень хорошо себя зарекомендовал в 2019–2022 гг. Многие компании перешли именно на данную механику.

Но в 2022 г. сотовые операторы из-за потерь доходов от верификационных SMS стали расценивать вызовы с передачей кода как «нежелательные» в своей сети. Номера, используемые в данной механике, попадали в черный список, а вызовы просто не доставлялись до абонентов. Сотовые операторы искусственно ухудшили качество данного способа передачи кода с целью вернуть бизнес на верификационные SMS. 

TOTP (одноразовый пароль на основе времени) для аутентификации пользователей

Метод заключается в генерации паролей на стороне устройства клиента, где установлено специальное приложение с генератором. После того как клиент регистрируется в системе, она отправляет на приложение секретный ключ, который затем используется для создания строки кода, уникальной для пользователя в текущий момент времени.

Проще говоря, выбирая аутентификацию по TOTP, клиент получает запрос на приложение в смартфоне, которое генерирует пароль. Вводя его в систему, пользователь подтверждает, что это именно он. При этом код действует непродолжительное время и создается заново каждые 30 секунд — злоумышленникам просто не хватит времени его перехватить. 

Также метод дешев по сравнению с аналогами, т. к. пароль отправляет сам пользователь через интернет, и даже не обязательно разрабатывать свой генератор — существуют стандартные приложения, например от Google. Нужно только встроить их в систему. 

Казалось бы, TOTP будет панацеей от всех проблем предыдущих способов, но нет — использование метода требует привыкания, сам процесс сложнее и требует постоянного наличия стабильного интернета на устройстве клиента. Все это приводит к ориентации способа на специфические сферы, где предъявляются высочайшие требования к безопасности соединения и аутентификации. 

Call Password ID — аутентификация по звонку, но уже со стороны клиента

По той причине, что верификационные SMS значительно бьют по карману бизнеса, а звонки, где кодом является часть номера, не всегда доставляются до абонентского номера, нужно было искать альтернативные способы авторизации пользователей — так появился CallPassword ID. 

Суть новой механики — в тот в момент подтверждения телефонного номера пользователя ему показывается уникальный номер, на который он должен сделать звонок. Сама процедура не сложна, пользователю нужно лишь нажать на кнопку «позвонить» или отсканировать QR-код, звонок произойдёт в автоматическом режиме. Для данной механики стоимость верификации значительно ниже, а вызовы не блокируются со стороны сотовых операторов. 

Преимущества:

  • Звонок для клиента бесплатный, соединение с конечной стороной не осуществляется.

  • Если запрос на верификацию запрашивал не сам пользователь, то ему не будут приходить SMS и звонки (данная механика «не интересна» SMSBomber/CallBomber).

  • Бизнес производит оплату только за успешные верификации, а не за запрос на передачу кода. 

По стоимости CallPassword ID значительно дешевле SMS: тариф компании New-Tel составляет 50 копеек за прием одного звонка, т. е. аутентификация удешевляется как минимум в 4 раза (без учета необходимости повторных сообщений/дозвонов).

На сегодняшний день компании с опаской относятся к новой механике, но это понятно: все новое требует проверки. Аналогичная ситуация была и с передачей кода в номере телефона. При этом нужно отметить, что государство помогает повысить достоверность и безопасность в интернет-торговле и коммуникациях. Система Антифрод, запущенная в сетях телефонных операторов, блокирует подмену номеров телефонов при совершение звонка, тем самым делая CallPassword ID безопасным способом верификации. 

Перспективы аутентификации в применении к бизнесу

Мы описали наиболее ходовые способы аутентифицировать пользователей и клиентов на сегодняшний день. Есть и другие методы, их число постоянно растет и бизнесу есть из чего выбрать. Чтобы подобрать подходящую методику, важно понимать:

  • Цель бизнеса, конечной системы работы с клиентом или кампании.

  • Бюджет на контакт с клиентской базой.

  • Частоту и объем предположительной аутентификации.

  • Портреты клиентов.

Очевидно, что новую формацию людей, активно использующую высокие технологии, больше привлекают технологичные решения, такие как TOTP, более консервативная аудитория предпочитает более легкую верификацию, которую можно пройти с помощью подтверждения своего номера телефона. 

Всегда проще использовать более доступные методы, позволяющие к тому же удешевить процесс аутентификации. Если же клиенты не обладают к ним достаточным уровнем доверия, то нужно оставить и альтернативные способы, которыми человек может воспользоваться, если что-то не получилось с первого раза.

© Habrahabr.ru