Финские школы: мифы в международной прессе, особенности контекста и новые технологии

Вместо предисловия: Электронная промышленность, леса, машиностроение — ключевые статьи экспорта Финляндии. Тем не менее образование — еще одна сфера, которая, пожалуй, даже шире известна простым смертным, в силу своей B2C направленности и благодаря многочисленным публикация в прессе, электронных медиа и упоминаниям в родительских чатах, сопровождающихся обычно чем-то в духе «и когда у нас все так будет» или «наши-то так точно не сделают» — в зависимости от степени оптимистичности родителя. В статье, расскажу о том, что по факту происходит в школах Финляндии и с системой среднего образования. Без деталей и постараюсь по делу.

image

Ключевые выводы:

1. Для таких стран, как Казахстан или Россия, экспорт образовательной системы общеобразовательных школ практически невозможен и нерелевантен на национальном уровне, хотя возможна реаппликация отдельных программ и элементов в рамках как государственных, так и частных инициатив.

2. Наиболее экспортабелен и универсален финский опыт в сфере развития «кросс-предметных навыков» детей и наделения школ полномочиями в модификации программы.

3. На протяжении последнего десятка лет наблюдается постепенное падение уровня финских школьников относительно международных конкурентов, что признает финское руководство. Новые учебные программы, призванные вернуть Финляндии статус «лидера в образовании» запущены только во второй половине 2016 года, поэтому говорить о их результативности еще очень и очень рано.

Про Финляндию, которая не Казахстан. Да и не Россия.

Начинайте с географии и демографии. Говоря о том, насколько переносим опыт чего бы то ни было — один из первых вопросов, который стоит себе задать –, а чем отличаются страны, города, люди — те, чей опыт мы берем и те, кто его использует. Специфика Финляндии, как страны, весьма примечательна:

— Маленькое население. Всего в стране 5.5 миллионов человек, причем живут они концентированно на юге, на очень небольшой территории.
 — Крайне гомогенное население. 89% населения — это этнические финны, 5.5% — шведы. Проблемы с различными религиозными течениями и верованиями тоже по сути нет.
 — Незначительная разница в доходах населения.
 — По статистике 2008 года, ⅓ школ — меньше чем на 50 учеников; всего 4% — это школы на 500 и более.

А теперь сравните это со средним количеством в 336 учеников на школу в Казахстане, разнообразным по этническому составу населением, которое значительно разнится в зависимости от области и существенно отличается по уровню дохода.

Вполне резонно предположить, что уже это одно ограничивает возможность полного переноса финской системы в наши реалии, хотя и не говорит о том, что нельзя использовать отдельные ее элементы в изоляции, встраивая в национальные планы.

image

Откуда растут ноги «финской системы образования» периода лидерства в PISA

Из 1980–1990-ых годов, по большей части. Основные изменения, привнесенные в тот момент:

— Одинаковая школьная программа и бесплатные для всех школы.
 — Качественно обученные преподаватели в начальной школе.
 — Степень «преподавателя» открывала двери не только для работы в школе, но и в государственном и частном секторе, что снимала лимиты профессии и позволяла расти дальше.
 — Развитие культуры доверия преподавателям.

Результатом этого периода стало лидерство Финляндии в рейтинге PISA — сначала в 2000, потом 2003, 2006 и позиции в топ 5 в другие периоды. В 2013 году в Business Insider появилась другая статья. Про то, что сейчас Финляндия — только 12-ая в списке. И про то, что с этим делать.

Сложности финских школ

«Неожиданное положение в качестве глобального образовательного лидера и образца для подражания отвлекли Финляндию от фокуса на постоянном совершенствовании и обновлении. Некоторые утверждают, что сосредоточенность на объяснении прошлых успехов для тысяч туристов и сферы образовании отвлекли финов от разработки собственной системы. Другие говорят, что популярность PISA стимулировала другие страны изменить свои учебные программы. Эти страны взяли вопросы PISA и начали формировать уроки на основе этих вопросов, что подняло средний уровень ответов» — так объяснил ситуацию Паси Салберг на презентации результатов PISA.

image

Если кратко, основными сложностями текущей системы являются:

— Низкий интерес к науке у школьников. 65% учеников показали плохие результаты по этому направлению. 2/3 из них — мальчики.
 — Большая разница в успехах мальчиков и девочек. Девочки, в целом, показывают значительно лучшие результаты (примечание автора: долго пыталась понять — почему и чем грозит –, но не поняла.
 — Минимальная в абсолютах, но растущая, относительно прошлых лет, разница между школами.
 — Отсутствие мотивации у успевающих детей. В Финляндии — своя уравниловка и большой фокус на то, чтобы никто не остался позади. К сожалению, это приводит к тому, что талантливым ребятам в школе может быть очень и очень скучно.

Свежие реформы. Совсем свежие.

«Я все еще верю в нашу систему образования» — говорит министр образования и культуры Финляндии и готовит план реформ. Те, что касаются 1–6 классов — были представлены в августе 2016. Программы для 7–9 классов — по плану в 2017, 2018, 2019.

Что в них сохраняется:

— равный доступ к образованию для всех
 — значительный фокус на обучение педагогов
 — ответственность и свобода на уровне отдельных школ и районов

image

Что меняется:

— Добавление кросс-дисциплинарного модуля в обязательную программу. В рамках него ребята решают задачи, которые не относятся исключительно в одному предмету, а дают возможность применить разные знания. Интересно, что именно по этому поводу министерство образования и культуры даже выпустило отдельный релиз, полностью посвященный мысли «нет, мы не отказываемся от предметов в школе, мы просто добавляем кросс-дисциплинарный модуль. Медиа-ресурсы, которые говорят про отмену предметов в финских школах — неправы».
 — Введение тьютора для каждой школы. Задача тьютора — помогать с использованием новых педагогических практик и продвигать использование новых цифровых технологий.
 — LUMA-программа, с задачей стимулирования изучения математики и естественных наук, начиная с детского сада и до университетского уровня. Фокус в программе делается на обучение на конкретных жизненных примерах и в естественной среде (природа, предприятие и тп).
 — Multiliteracy (знание нескольких языков) для возможности изучения предметов на этих языках

Вместо послесловия:

Финская система, однозначно входит в топ и я ни в коей степени не хочу преуменьшать ее значимость, однако, пытаясь переложить ее на местные реалии — всегда стоит задавать себе 2 вопроса:

1. А на сколько эти вещи релевантны в моей среде?
2. А те ли это вещи, которые вывели Финляндию в лидеры?

Ибо –, а вдруг вы не то реапплицируете?

Комментарии (61)

  • 19 февраля 2017 в 15:16 (комментарий был изменён)

    +8

    У одного из моих преподавателей была замечательная система уравниловки. Почти все получали 4ки и 5ки. Только совсем уж пропащие и принципиально не желающие учиться могли получить 2 или 3. Вот только мне, и ещё одному человеку из группы, чтобы получить 5ку, пришлось сделать раз в пять больше чем всем остальным отличникам. Потому что преподаватель прекрасно видел уровень учеников и оценки ставил не в абсолютной шкале —, а относительно вложенного старания. Скучно не было.
    • 20 февраля 2017 в 00:22

      0

      Грустно, наверное, было тем, чьи родители спрашивали, а как же Вася сдал, и удивлялись-ругались, что глупый Вася получил 5, а ты — 4.

  • 19 февраля 2017 в 18:13

    +1

    Спасибо за статью.
    Из текста статьи совершенно непонятно откуда вы брали информацию. Кроме того, после прочтения, особых минусов в текущей системе обучения в Финляндии я не увидел. Только то, что другие страны вдруг стали больше интересоваться качеством обучения.
    По сути, когда я учился в российской школе был некий вариант уравниловки — людей тянули до последнего. Некоторые закончившие умели читать только по слогам. Признаюсь было очень скучно, только дело совсем не в одинаковой для всех учеников школьной системы. Кроме того, школы были совершенно различными по качеству обучения, что на мой взгляд — абсурд. Кажется, что ситуация улучшилась с того времени, но не сильно. Из общения с родителями абитуриентов сложилось впечатление, что для подготовки к вузу повсеместно используются услуги репетиторов. Т.е. текущий уровень школьных учителей не позволяет подготовить к ЕГЭ в должной мере.
    По поводу демографии —
    Средняя плотность населения в Казахстане 6,51 человек на км²
    в Финляндии 17 человек на км²
    в России 8,6 чел/км²
    При том, что в Москве — 4910 чел/км², Санкт-Петербурге — 3725 чел/км² школы в этих городах очень даже отличные по сравнению с другими субъектами федерации и вполне могут соперничать с финскими.
    По поводу разного населения дело скорее в культуре, так например другие лидеры Pisa совсем уж разнородны по составу. В России, на мой взгляд, люди не слишком сильно отличаются по культурным и религиозным признакам.
    По зарплате соглашусь, но тут скорее в целом, образование совершенно не в приоритете у государства/населения. По другим пунктам аргументировать лень.
    • 19 февраля 2017 в 18:24 (комментарий был изменён)

      +2

      И спасибо за комментарии.)
      Показать минусы и не было задачей, показать то, что попытки говорить «а давайте сделаем как Финляндии» — это не очень рабочая схема и что нужно учитывать ряд факторов — было.
      Информация отсюда по большей части:
       — http://www.minedu.fi/OPM/? lang=en
       — http://www.oph.fi/english
       — http://epub.lib.aalto.fi/en/ethesis/pdf/14170/hse_ethesis_14170.pdf
       — https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/75524/okm12.pdf? sequence=1
       — http://www.businessinsider.com/why-finland-fell-in-the-pisa-rankings-2013–12
      • 19 февраля 2017 в 23:10

        +2

        Не, ну когда видишь «качественно обученные преподаватели в начальной школе» — понятно, что это хорошо, и в этом вопросе «давайте сделаем, как в Финляндии» заведомо сработает. Вот только сделать это крайне непросто…

  • 19 февраля 2017 в 18:39 (комментарий был изменён)

    +4

    Проживаю в Финляндии уже давно. Дочь учится в четвертом классе обычной финской школы (а до школы посещала самы обычный финский детский садик). За финской системой образования слежу очень пристально, особенно за реформой образования которая у нас сейчас идет.

    Так вот точка зрения изложенная в статье выглядит… скажем так — очень и очень необычно…, а кое где с откровенными передергиваниями (впрочем ничего принципиального — просто эмоциональное восприятие не более того)

    И да, действительно результаты международных тестов заставляют финские власти беспокоиться, но вовсе не по тем причинам, которые изложила автор — главной причиной является безпокойство за будующие доходы от экспорта финской системы образования — это одно из стратегических направлений экономики Финляндии. Ну, а чисто практически… Финляндиия по прежнему в пятерке лидеров, а наметившееся ухудшение рейтингов, как верно выразилась автор — относительное… т.е. обусловлено главным образом улучшением результатов других стран. Также необходимо помнить о том, что исследования PISA, которые проводятся раз в три года кажется, так вот они не являются стандартным тестом — они каждый раз разные — т.е. результатом исследования является именно сравнительный рейтинг, а не абсолютное значение какой-то итоговой величины (т.е. сравнивать рейтинги одной страны за разные годы особого смысла не имеет)

    Что касается гендерной ситуации — те результы которые есть в Финляндии они ничем не грозят — ни хорощим не плохим — просто эта ситуация является уникальной, потому, о ней и говорят все. Наверное у нее есть какие-то причины… ну скажем высокие показатели гендерного равенства в Финляндии (т.е. у нас почти нет рахделения на мужские и женские професии… Ну как нет — никому не приходит в голову делить професии по половому признаку. Причем именно почти… т.е. не сто процентов) —, но это лишь гипотеза, причем из тех, что первыми приходят в голову

    Также могу абсолютно точно сказать — финская система образования абсолютно маштабируема — т.е. без проблем работает как в малых школах, так и в больших — она просто напросто изначально такой создавалась, и масштабируемость одна из основных тем которые изучаются при освоении профессии педагога, а также один из центральных элементов научно исследователькой деятельности

    Ну и самое главное чем отличается финская школа от… советской (прошу прощения — про российскую школу не знаю практически ничего, кроме того, что она деградирует. Про казахстанскую школу не знаю даже этого)… Главное отличие состоит в том, что финская система образования направлена на то, чтобы школьную программу усвоили 100% учеников — это наиглавнейшая цель, и в школе все подчинено этой цели. Советская школа заточена под обучение 20% наиболее способных учеников — все прочие обучаются по остаточному принципу. Данный подход ведет к культивированию показухи — в советсой школе вам обязательно продемонстируют юные дарования, а в финской… в финской вам вообще не будут ничего демонстрировать… От слова совсем…

    Ну в обзем если интересно что — спрашивайте… если смогу отвечу…

    • 19 февраля 2017 в 18:55 (комментарий был изменён)

      +4

      Советская школа заточена под обучение 20% наиболее способных учеников — все прочие обучаются по остаточному принципу.

      Сам закончил советскую школу. Может лично в вашей школе такое практиковалось, но у нас такого не было. От вас первого такое слышу. Скорее наоборот «тащили всех».
      • 19 февраля 2017 в 19:02

        –2

        Ну рах «у вас такого не было», то стало быть ни у кого не было :)
        • 19 февраля 2017 в 19:03

          +5

          Ну раз «у вас такое было», значит было у всех. Аргумент того же уровня.
          • 19 февраля 2017 в 19:15 (комментарий был изменён)

            –2

            Если вы попробуете перечитать мой коментарий, то вы не увидите в нем текста типа «у меня такое было» — это вы батенька мне приписываете свои сокровенные мысли
            • 19 февраля 2017 в 19:19 (комментарий был изменён)

              +1

              Софистика.
              Главное отличие состоит в том, что финская система образования направлена на то, чтобы школьную программу усвоили 100% учеников — это наиглавнейшая цель, и в школе все подчинено этой цели. Советская школа заточена под обучение 20% наиболее способных учеников — все прочие обучаются по остаточному принципу. Данный подход ведет к культивированию показухи — в советсой школе вам обязательно продемонстируют юные дарования, а в финской… в финской вам вообще не будут ничего демонстрировать… От слова совсем…

              Вы говорите про все советские школы.
              Я вам говорю, что у нас такого не было.
              И не знал людей в городе, кто бы говорил, что был этот принцип.
              Т.е. возможно в неких школах это было, но говорить про систему нельзя.
              Так, как вы не приводите никаких других данных (например на результаты исследований), я делаю вывод, что ваши слова основаны на вашем личном опыте.
              Мои сокровенные мысли тут ни при чем.
              • 19 февраля 2017 в 19:48 (комментарий был изменён)

                –2

                >>Софистика.
                Ну софистика, так софистика… Хотя приведенная вами цитата этого не подтверждает… Но… таково ваше персональное восприятие — пусть будет так…

                >>Я вам говорю, что у нас такого не было.

                Если вы что-то говорите, то это есть истина в последней инстанции, да? Или все-таки ваше мнение, которое ничем не лучге и не хуже моего мнения?

                Вообще я таки позволю себе заметить простой факт, который как бы ускользнул от вашего внимания — я сравниваю советскую и финскую системы образования, имея очень разнообразную информацию об обоих…, а вы про финскую систему образования явно не имеете никакой информации — вам просто «за державу обидно» и все… Но вот когда вы говорите, то «не было никого, никого не было», В смысле, что у вас ТАКОГО не было, почему вы тут-же, не сходя с места заявляете «Скорее наоборот «тащили всех»? Это вот оно самое — 20% учат, а остальных «тащат» — в смысле школу заканчивают все…

                Вы просто воспринимаете ОЦЕНКИ как критерий уровня знаний… дескать школу заканчивали все, стало быть знания получили все… Вам даже невдомек, что в финской школе до определенного года обучений оценки вобще не ставят, а когда начинают ставить, они играют вспомоательную роль. В Финской школе оценивают именно знания (путем тестирования… Причем тестирование это рядовой и рутинный процесс, которые на потяжение ученого года производится десятки раз).

                И если вдруг выясняется, что у какого нибудь ученика есть проблемы с тем или иным предметом, то такого ученика никто не «тащит», к нему прикрепляют учителя-предметника, который занимается с этим учеником индивидуально или в мини-группах по 2–4 человека (предметники есть в каждой школе, но если не оказалось свободного — приглашают из других школ). Занятия идут пока ученик не выправит свои знания по данному предмету до уровня сверстников.

                • 19 февраля 2017 в 19:59

                  0

                  Я вообще не сравнивал советскую и финскую школы.
                  Это уже ваши сокровенные мысли.
                  Я не имею ничего против финской школы.
                  Я лишь указал вам, на ошибочность вашего высказывания насчет советской школы обучения, что вы очень лично воспринимаете.
                  По поводу:
                  И если вдруг выясняется, что у какого нибудь ученика есть проблемы с тем или иным предметом, то такого ученика никто не «тащит», к нему прикрепляют учителя-предметника, который занимается с этим учеником индивидуально или в мини-группах по 2–4 человека (предметники есть в каждой школе, но если не оказалось свободного — приглашают из других школ). Занятия идут пока ученик не выправит свои знания по данному предмету до уровня сверстников.

                  Хорошо ли это, вопрос спорный на мой взгляд.
                  Были в школе (и в институте, если уж обобщать), которые мне, например, никуда ни упирались. И я соответственно работал по ним, вполне осознанно на минимальные оценки с минимальной потерей времени.
                  А тут меня хоп, и тащат в дополнительные уроки.
                  Но это мое личное мнение.
                  • 19 февраля 2017 в 20:15

                    0

                    >>Я вообще не сравнивал советскую и финскую школы.

                    Зато я ее сравнивал!

                    >>Я лишь указал вам, на ошибочность вашего высказывания насчет советской школы обучения, что вы очень лично воспринимаете.

                    Вы высказали СВОЕ МНЕНИЕ, абсолютно бездоказательное. Причем сразу же сами себя опровергли… А ткперь вы пытаетесь искать отмазки что вам стоило учить, а что не стоило…

                    >>Были в школе (и в институте, если уж обобщать), которые мне, например, никуда ни упирались. И я соответственно работал по ним, вполне осознанно на минимальные оценки с минимальной потерей времени.

                    Вот-вот… это яркое свидетельство того, что система образования не обеспечивает равномерного усвоения знаний учениками… Понимаете — есть государственная программа обучения — и в общем-то не вам решать, что вам нужно учить, а что не нужно. В даном случае это просто крайне сомнительное оправдание (слив фактически) тому, что в советской школе, ученик имел все шансы полностью или частично забить на учебу. И тот факт, что ученик успевающий по математике забивает на литературу скажем (мой случай кстати), опять же яркая демонстрация тому самому факту, который вы яростно опровергаете по причине своего очень личного отношения к нему :)

                    • 19 февраля 2017 в 20:23

                      0

                      Мое мнение, такое же бездоказательное как и ваше.
                      Вы адвокат, что ли.
                      Начинаете смешивать в кучу совершенно разные вопросы, подменять предмет.
                      Зачем это все?
                      Считаете, что финская система отличная. Прекрасно.
                      Мне вполне нравилась советская система. Это мое мнение.
                      А много лишних букв, не стоит оно того.
                      • 19 февраля 2017 в 20:38

                        0

                        >>Начинаете смешивать в кучу совершенно разные вопросы, подменять предмет.

                        Я бы сказал, что вы не воспринимаете никаких доводов… вообще… если что-то вам не нравится, вы просто объявляете это «смешением в кучу», «подменой предмета» итп… Оно и понятно — возразить нечего…

                        • 19 февраля 2017 в 20:47

                          0

                          Да нет.
                          Похоже для вас это мега личный вопрос и вы готовы биться за него до последнего патрона (может не я один высказывал сомнения в вашем мнении).
                          А для меня этот вопрос совершенно проходной.
                          Считаете, что финская система отличная. Прекрасно.
                          Мне вполне нравилась советская система. Это мое мнение.

                          За сим заканчиваю.
                          • 19 февраля 2017 в 20:56

                            0

                            >>А для меня этот вопрос совершенно проходной.

                            Но при этом спорите до посинения….С единственным аргументом — «ничего не видел, ничего не 

                            >>Мне вполне нравилась советская система.
                            И похоже для вас это мега личный вопрос и вы готовы биться за него до последнего

                            >>Это мое мнение

                            Вот именно этот постой факт я и пытался до вас донести… Это ваше мнение и ничего более… И обоснования этого мнения лежат как раз в сфере «нравится/не нравится»

                            >>За сим заканчиваю.
                            Вот это правильно — если аргументов нет, то и начинать не стоило

                            • 19 февраля 2017 в 20:58

                              0

                              Мое мнение, против вашего.
                              И ничего более тут не прозвучало.
                              • 19 февраля 2017 в 21:31

                                +1

                                >>Мое мнение, против вашего:
                                Точно! Вот образец вашего мнения:

                                >>Я лишь указал вам, на ошибочность вашего высказывания

                                >>И ничего более тут не прозвучало.
                                Точно — вы в принципе не замечаете ничего, чему возразить не можете…

                                Кстати я все ждал когда вы спросите, на чем основано мое утверждение насчет обучения 20% таланливых… Я изволите ли видеть не сам его придумал… Но да ладно — вам то не надо :)

                                • 19 февраля 2017 в 22:11

                                  0

                                  Имеет смысл сравнивать советское, российское, финское и иное образования исходя из декларируемых законами об образовании принципов, и их реальное исполнение (желательно, зафиксированное документально), а не просто по личным воспоминаниям.
                                  (Хорошо бы было, если бы автор поста добавил бы в него ссылку на финский закон об образовании в официальном переводе на английский или русский).

                                  • 19 февраля 2017 в 22:18 (комментарий был изменён)

                                    0

                                    хм… финский закон об образовании… эк вы…

                                    Ну знаю как автор, но я лично не уверен, что таковой существует в природе… Вы если скажете, что именно вас интересует, я может найду соответсвующие законы либо правила…, но переводить я точно не буду — увольте

                                    А… Яуть не забыл… были всякие брощюры для иммигрантов… могу поискать если хотите… Но во первых это точно не закон, а во вторых там собственно ничего нового…

                                    • 19 февраля 2017 в 22:25 (комментарий был изменён)

                                      0

                                      вот можете полюбопытствовать:

                                      http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1998/en19980628.pdf

                                      http://www.minedu.fi/export/sites/default/OPM/Koulutus/yleissivistaevae_koulutus/Liitetiedostoja/basicedu_decree.pdf

                                      http://www.minedu.fi/export/sites/default/OPM/Koulutus/perusopetus/perusopetus/tuntijakotaulukko/Distribution_of_lesson_hours_in_basic_education_2012.pdf

                                      http://www.oph.fi/english/education_system

                                      http://www.infopankki.fi/ru/living-in-finland/education/child-education/comprehensive-education

                    • 20 февраля 2017 в 00:29

                      0

                      Понимаете — есть государственная программа обучения — и в общем-то не вам решать, что вам нужно учить, а что не нужно.

                      Именно мне и решать. В рамках приличия, конечно (см. слова про минимальные оценки).


                      И тот факт, что ученик успевающий по математике забивает на литературу

                      Мой случай тоже, поэтому я таки спрошу:, а это плохо?


                      Препод литературы в старших классах спросила, кто куда собирается поступать, кто собирался в Физтех — она их вообще не парила что литературой, что сочинениями, что чем хочешь, потому что нет в Физтехе вступительного сочинения (а когда оно было 30 лет назад, было для галочки, и ничего, один из топовых вузов, если не топовый).

    • 19 февраля 2017 в 18:59 (комментарий был изменён)

      0

      интересно, каков доход от экспорта образования. искала в несколько заходов, но ничего конкретного не нашла.
      • 19 февраля 2017 в 19:10

        0

        нету никакого дохода в настоящее время. Все на уровне идей… Из того что есть:

        1) контракты заключенные с несколькими странами на развертывание пилотных программ обучения по финским стандартам (разумеется речь никогда и ни при каких условиях не идет о заимствовании системы как таковой — всегда разрабатывается специализированная версия. Да и адаптация отнюдь не мгновенная)

        2) Финансирование исследовательских программ по данной тематике со стороны ЕС

        Экспорт образования это на данном этапе более похожи мечты. Могу сказать, что системы образования в других государствах сев. европы в целом не хуже финской… Просто Финляндия чуть больше подсуетилась, вложилась в рекламу… Не поймите меня неправильно — мне ОЧЕНЬ нравится финская система образования — мне есть что сравнивать… Но в целом… ничего особенного

        • 19 февраля 2017 в 19:18

          0

          не соглашусь, что совсем нет) деньги в системе есть уже точно. не скажу, каково там участие государства, но есть вполне себе коммерческие агентства, которые организуют туры по финским школам и прочим учебным заведениям за деньги. Кроме того, знаю про ряд коммерческих школ в Эмиратах, которые работают по финской модели и строятся под чутким руководством. Естественно, тоже за деньги.
          Вот посчитать хотя бы примерно — сколько их, это уже задачка посложнее)
          • 19 февраля 2017 в 19:54

            0

            >>есть вполне себе коммерческие агентства, которые организуют туры по финским школам и прочим учебным заведениям за деньги.

            Есть конечно… и были…, но это примерно тоже самое, что и «российский процессор» — он как бы есть, но пользы от него…

            >>Кроме того, знаю про ряд коммерческих школ в Эмиратах, которые работают по финской модели и строятся под чутким руководством.

            Это те самые контракты указаные в пп1 — ихняя прибыльность не то чтобы нулевая — они убыточны… пока разумеется… Просто это пилотные проекты — главные вложения сделаны финским государством

            Так что никаких доходов пока нет… и в ближайшее время не предвидится. Это проект на десятилетия… Перспективы конечно есть но… что если какая нибудь Новрегия или Дания скажут «а у нас круче»? А ведь могут, ибо степень крутости это просто количество денег закачанных в рекламу…

    • 19 февраля 2017 в 19:19

      0

      Советская школа заточена на обучения всех до уровня ПТУ минимум. Обучение лучших — это уже последствия конкурсов и олимпиад, время перестройки.
      • 19 февраля 2017 в 19:36

        0

        Ну… у вас такое вот мнение… дело в том, что я не знаю что такое «уровень ПТУ»… Но олимпиады точно были задолго до перестройки — я в них участвовал класса с пятого. ну тоесть года с 80-го… А моя сестра, которая старше меня на семь лет участвовала в них с восбмого класса (только у меня была математика и физика, а у нее — английский) Собственно олимпиады это и есть одно из проявлений такого подхода — направленность на обучение 20% самых талантливых

        Другое проявление — специализированные школы с углубленными программами обучения (в Финляндии тоже есть специализированные школы, но это в принипе самые обычные школы — программа образования в них ничем не отличается от про

        © Habrahabr.ru