Финская провинция: иммиграция и жизнь

Расскажу о профессиональной эмиграции разработчика в Финляндию. У меня никогда не получалось писать кратко, а тема очень большая, но попробую :)

uq5yv6ocb_efviwlckxbmzddzz8.jpeg

Я переехал в Финляндию полгода назад, причем не в Хельсинки, как большинство, а в небольшой город Вааса на западном побережье — население 65 тыс. Финляндию я до этого давно и прочно любил, жил в Питере и последние несколько лет постоянно туда катался и изучал страну — примерно 35 въездов в нее туристом было.

Зачем НЕ нужно переезжать в Финляндию


Финляндия — несмотря на благополучие, страна не для каждого.

Во-первых, здесь НЕ стоит ждать очень высоких зарплат, не в IT по крайней мере. ЗП разработчиков хорошие, значительно выше среднего по стране, но далеко не огромные. После налогов они сравнимы с обычными московскими или хорошими питерскими, при более высокой (хотя и не в разы) стоимости жизни. В некоторых странах Европы были бы больше, в Штатах — сильно больше. Зарплат вполне хватает для более чем достойной жизни (ипотека-машина-путешествия-хобби), но богатым тут стать трудно.
Во-вторых, Финляндия — это село. Большое и очень уютное, отлично приспособленное для жизни, но село. Не будет сильной натяжкой сказать, что город по сути один, Хельсинки (с пригородами). Здесь сельский и неторопливый уклад жизни, большие (для Европы) расстояния и так себе транспорт, скромный, хотя и достойный, набор развлечений и культурная жизнь. Кто-то (я) от этого в восторге, кто-то на стены будет лезть.

В целом хорошо воспринимать переезд в Финляндию как своего рода дауншифтинг.

Зачем нужно переезжать в Финляндию


n05pdff37dcfveouimn92lqbtum.jpeg

  • Очень спокойная и размеренная жизнь
  • Стабильность в хорошем смысле
  • Work-life balance, тут нет трудоголиков и никто от вас не ожидает, что вы будете трудоголиком
  • Рай для интроверта, сама нация — интроверты (местами почти социофобы), никто к тебе не лезет (если сам не захочешь, и то постараться надо)
  • Атмосфера доверия — люди доверяют друг другу, и, что удивительнее, доверяют власти, а она людям — не безоговорочно, но все же. Люди очень отзывчивые, хотя и закрытые
  • Полностью отсутствует любая коррупция на бытовом уровне
  • Очень удобная бюрократия, лишних бумажек никто от тебя нигде не требует, почти все можно делаеть онлайн, как с государством, так и с компаниями типа банков и коммунальных услуг
  • Социальная защищенность — что бы с тобой не случилось, ты не окажешься на улице и не будешь голодать или умирать без мед. помощи (если хотя бы до ПМЖ дотянешь тут). Бедных хватает, но нищих нет
  • Семьям с детьми хорошо. Почти бесплатное образование на всех уровнях, куча плюшек от государства
  • Почти идеальная экология
  • Очень красивая природа (хотя несколько однообразная). Походы, охота, рыбалка, сплавы, лыжи, для этого всего тут идеальные условия
  • Мало людей. Мало многоэтажек, большая часть страны вообще одноэтажная. Если жить не в центре города, то природа будет под боком или где-то недалеко


Зарплаты разработчиков


В целом по стране 3500–4000€ хорошая сеньорская зарплата. После налогов это ориентировочно 2500–2700€. В Хельсинки будет ближе к 4500€ (3000€ нетто). 5000€ (3200€ нетто) и больше — уровень тимлида/архитектора.

Зарплаты между компаниями обычно примерно одинаковы. Слишком мало или слишком много никто не платит.

Как переехать


t3pmbi2jrgpotvgzwnj4kgtus1g.jpeg

Есть много видов ВНЖ, в принципе стандартно для Европы.

  • работа (обычный рабочий ВНЖ, ВНЖ специалиста, и некоторые экзотические)
  • учеба (дает меньше прав, чем рабочий ВНЖ, и автоматически не дает права остаться в стране по окончанию, но дает время найти после учебы работу по упрощенной процедуре)
  • бизнес (нужен реальный бизнес-план, могут легко забраковать, но в принципе возможно; нужно, чтобы бизнес реально требовал вашего присутствия именно в Финляндии; только что появилась какая-то упрощенная разновидность для стартапов)
  • семья (жениться на финке/замуж за финна)
  • корни (если у вас среди предков были граждане Финляндии)
  • беженец (из России 99+% не пускают)
  • не являются основаниями ВНЖ: владение недвижимостью и любой другой собственностью в Финляндии; ингерманландские корни (и любые другие финно-угорские, кроме собственно финских); бизнес, который объективно можно вести удаленно

Наиболее реальное — ВНЖ специалиста. Все, что я пишу, касается жизни именно с таким ВНЖ. Он оформляется на удивление просто и быстро. Нужно:

  • найти работу в Финляндии (приехав на собеседование по туристической визе при необходимости) и подписать трудовой договор
  • зарплата должна быть не менее чем 3000€ (разработчики, кроме джуниоров, обычно укладываются)
  • оплатить пошлину 450€ (может оплатить работодатель)
  • как-нибудь подтвердить опыт (обычно дипломом, но у меня нет ВО, так что я принес трудовую книжку с 8 годами работы по специальности — прокатило)
  • работодатель должен со своей стороны одну или две каких-то очень простых бумажки отправить в миграционную службу

Не требуется справки о несудимости, каких-либо медицинских справок, подтверждения аренды жилья в Финляндии, знания финского языка, собеседования с консулом (посещение консульства — чисто техническая процедура), прочих флюорографий и анализов мочи.

Для документов на русском нужен заверенный перевод (можно на английский). Заявление подается онлайн со сканами документов, затем нужно посетить посольство/консульство (в России — в Москве, СПб, Петрозаводске или Мурманске) в любое удобное время без записи, предъявить оригиналы и сдать отпечатки пальцев и фотографию.

jd3hhdf2fowy5ltykatpyz722f0.jpeg

ВНЖ специалиста выдается официально порядка месяца, мне выдали за три рабочих дня (!). Плюс какое-то время (в моем случае неделю) идет в то консульство, где его нужно забрать. Обычный рабочий ВНЖ делается намного дольше и муторнее, т. к. по нему вакансия должна повисеть на бирже труда + получить одобрение министерства труда.

По ВНЖ специалиста можно свободно менять работу в пределах вашей сферы, привязки к работодателю нет. (Честно говоря, я не знаю, как определяются границы сферы. На самом ВНЖ ничего не написано. В любом случае по любым вопросам можно по e-mail консультироваться в миграционной службе.)

Первый ВНЖ выдается на год, дальше обычно на 4 года. После 4 лет в стране можно подать на ПМЖ, после этого вы можете жить уже как угодно и заниматься чем угодно, хоть на пособии сидеть. После 5 лет в стране можно подать на гражданство. Нужно сдать экзамен по финскому (или шведскому), не сильно сложный, и не иметь проблем с законом или задолженностей перед государством. Отказываться от первоначального гражданства не требуется.

Поиск работы


LinkedIn, Monster.fi — большая часть интересных вакансий будет охвачена этими источниками. Часто там будет работодателем написана рекрутинговая компания, а не та, куда человек ищется в реальности. Рекрутеры сами пишут редко, но, по ощущениям, хотя бы читают твое резюме, а не бомбят всех подряд :) Ну это уже когда живешь тут, из-за границы вряд ли будут хантить.

Часто требуется финский язык, но не всегда. Обычно если вакансия на финском, то и работа на финском, а если вакансия на английском — обычно на английском, но не всегда, финский все же может быть нужен.

Зарплату в вакансиях не принято писать, обсуждается на собеседовании. Между компаниями они редко сильно отличаются. Зарплата всегда обсуждается брутто (до налогов).

Нанять иностранного специалиста компании просто, необходимость получения вами ВНЖ не должна сильно отпугивать работодателя. В моем случае я устроился в маленькую контору на 15 человек, они раньше не нанимали из-за границы и много тупили, но все получилось.

Работы не очень много. Все-таки вся страна по населению как один Питер. 80% вакансий сконцентрировано в Хельсинки, еще 15–18% в мало-мальски крупных городах Тампере, Турку и Оулу, в остальных городах единичные. Мне повезло найти в Ваасе. Я специально хотел по возможности в небольшой город.

seegjd3zcowfwqgvz5gmmmsq4s8.jpeg

Отправляйте резюме (и cover letter — что-нибудь от себя) на английском. Не ждите быстрого ответа. На многих вакансиях сначала собирают резюме до какого-то срока, потом выбирают кандидата. Даже если срок не указан, все равно не ждите быстрого ответа. Даже если ответ отрицательный, обычно это сообщают.

Вначале вам могут предложить небольшой тест или тестовое задание (реально небольшое, на час), если компания крупная и у них много кандидатов. Далее ожидайте одного или нескольких собеседований по скайпу, и, если все хорошо, приглашения в офис (уважающая себя компания оплатит билеты и проживание). В моем случае мне сразу после часового общения в скайпе — даже не собеседования толком, просто за жизнь — уже через несколько дней прислали оффер :) Но все равно, конечно, сначала съездил пообщаться-посмотреть.

Уважающая себя компания также как-нибудь поможет с переездом. За меня заплатили пошлину 450€ и пустили бесплатно пожить в пустующем домике на ферме семьи моего начальника (в 40 км от города), пока не найду свое жилье:)

Переезд


Из России, особенно из Питера, переезжать удобно — недалеко. Можно вещи перевезти. Есть компании, которые этим занимаются. Мелкие вещи (а мебель и т. п. тащить смысла нет) можно ввезти на своей машине.

Как сказано выше, жилье на первое время мне предоставили. На ферме в 40 км от города, впрочем, это всего полчаса на машине. Свое жилье нашел через две недели. Если с жильем вам не помогут, снимите на первое время AirBnB или апартаменты в компании Forenom (специализируется на среднесрочном проживании). Правда, прописаться там не получится, а без прописки будет неудобно.

После переезда можно начать работать сразу же, но из обязательных процедур надо параллельно сделать следующее:

  • Сходить в магистрат (~= паспортный стол) зарегистрироваться как житель Финляндии, если возможно — прописаться по вашему временному адресу
  • Получить в полиции карточку удостоверения личности. Это платно и формально необязательно, но это единственное удостоверение личности, которое будут принимать везде
  • Открыть счет в банке. Очень желательно иметь удостоверение личности (ID) из предыдущего пункта, по российскому загранпаспорту вам почти наверняка не подключат интернет-банк, а без него плохо. Зарплата перечисляется на счет в банке. Банковскую карточку могут делать довольно долго, пару недель
  • Найти арендное жилье, переехать туда и прописаться там (можно онлайн или с помощью бланка заявления, которое можно взять на почтамте и кинуть в почтовый ящик)
  • Получить карточку социального страхования (Кела-карточка). Можно онлайн
  • Получить т. н. налоговую карту с процентом налога и отдать ее работодателю. Можно онлайн, но не уверен, можно ли сразу первый раз онлайн, я лично ходил в налоговую. Главное до первой зарплаты успеть

smzmxarappzxzlpmuiv7hpiupz4.jpeg

Все это, кроме поиска жилья, очень простые процедуры с минимумом бюрократии. Во все личные кабинеты, как гос. учреждений, так и компаний типа банков или страховых, логинишься через интернет-банк (если интересны технические подробности, гуглите протокол TUPAS), с двухфакторной аутентификацией — обычно по карточке с кодами. Вот поэтому без интернет-банка плохо. Кстати, интернет-банки сами по себе отличные (по крайней мере мой, OP), хотя слышал, что в Европе обычно намного хуже, чем в России. Только интерфейс обычно только на финском и шведском.

География и климат


Столичный регион — Хельсинки + пригороды Эспоо и Вантаа (+ внешние мелкие спальные пригороды). Другие крупные города (населением больше 100 тыс.) — Тампере, Турку, Оулу, Ювяскюля, Лахти. Вааса не очень большой город (65 тыс.), но старый и являющийся региональной столицей.

В мелких городах скучно (даже для меня), плохо с работой (в IT точно искать нечего) и живут одни пенсионеры в основном. Хороший город — это где есть университет. В Ваасе их три.

f-ulvvlxp8jzjgn2me7gx9bofgu.jpeg

Страна делится на регионы (19 штук), а они на муниципалитеты (более 300). Вааса — столица региона Остроботния. Страна унитарная, регионы нарисованы только для удобства, хотя скоро будет реформа, и они получат свое правительство. Муниципалитет (город или сельский район) — очень важная единица. Большая часть ваших налогов обычно идет в ваш муниципалитет (процент может немного отличаться между разными). Дошкольное и школьное образование, здравоохранение и социальная служба, ремонт и уборка улиц — все это работает на уровне муниципалитета. Для финна муниципалитет — малая родина.

Климат похож на Питер в первом приближении. Есть нюансы. В Хельсинки чуть теплее, в Турку на крайнем юго-востоке страны еще чуть теплее. В Ваасе примерно как в Питере, но намного больше солнца. На широте Ваасы белые ночи намного светлее, чем в Питере, но и зимой день длится всего несколько часов. Оулу и севернее в Лапландии — там уже прилично холоднее и континентальней, ближе к моему родному Уралу.

Страна вся целиком покрыта лесами. Местами — полями (в Остроботнии особенно), но лесов намного больше. Много больших и маленьких озер, чем она и знаменита. На побережье моря многочисленные архипелаги, тут хорошо иметь яхту или хоть какую-то лодку. Море замерзает. Южное побережье — не сильно и ненадолго и иногда не все. Западное побережье от Ваасы и севернее — намного серьезнее. В Ваасе тает позже, чем в Питере. Летом суровые финны в нем купаются, по мне так нафиг-нафиг.

У многих людей есть дача в лесу на озере/на море/на острове. Мёкки (mökki) называется. Традиционно — с сауной, но без воды и электричества. Стоят разрозненно, вокруг гектар леса минимум, соседей не видишь. Все хорошие места давно застроены, участок для новой дачи нормальный не купить, а готовые дачи в хорошем месте стоят как крыло от самолета. Но можно просто арендовать на недельку-другую, многие так и делают.

m5ksfgc7hv5rwntdfsatav_g9zw.jpeg

Много живности. Птицы все время поют. В городах живут зайцы, нередко можно встретить даже почти в центре. Лосей много. В автомобильной страховке лоси всегда отдельным пунктом идут. Этой зимой было много волков, заходили в города. Но на людей не нападают, только на собак. На севере разводят северных оленей, безумно прекрасные животные. Там их огромные стада бродят.

Почти везде много живописных скал. Горы есть только на севере в Лапландии и то не особо крупные. Но все равно в Лапландии безумно красиво. А за серьезными горами можно в Швецию или в Норвегию в принципе ездить.

Везде по стране, даже по частным территориям (если нет явных запрещающих знаков и не вплотную к чужому жилью), можно ходить, собирать ягоды и грибы, ставить палатку, в море — рыбачить без ограничения, в реках и озерах надо недорогую лицензию. Охота тоже популярна. Мне на работе рассказывали, как на лося охотятся. Раньше всем селом ходили, сейчас только отдельные энтузиасты.

uctjqfd-4ge17axav8kkdqrqax0.jpeg

Остроботния, регион, где я живу, знаменита сельским хозяйством. Тут меньше скал и обширные поля по долинам рек, но лесов все равно много :) Российские туристы до этих краев добираются редко, русских тут вообще многие в глаза не видели и относятся с любопытством.

В Ваасе, городе населением 65 тыс. человек есть штук пять гипермаркетов типа Призмы, с десяток-другой специализированных (строительные, мебель и т. п. — Икеи разве что нет :(), кинотеатр, два театра, пара десятков музеев, аэропорт, аквапарк, стадион, ледовая арена, три упоминавшихся университета. Я бы сравнил по набору развлечений и услуг с российским городом размерами в десять раз больше. Из достопримечательностей — очень красивый Кваркенский архипелаг, руины Старой Ваасы (сгоревшей в середине 19 века), но в целом ничего сильно удивительного. Вообще на крупные достопримечательности страна небогата, зато всяких краеведческого уровня великое множество, и чуть ли не в каждом селе есть какой-нибудь мелкий специализированный музейчик, например, скобяных изделий или жадности.

Жилье


qkxg01khkru-3ffred0zakltmkw.jpeg

Жилье снять не сильно проблематично, особенно в маленьком городе. Можно у частника или у компании, сдающей собственное жилье. Частнику надо понравиться и они часто требуют залог больше (по закону до двух квартплат можно). Компании пофиг :) Но там не такие интересные варианты обычно и текучка жильцов больше со всеми вытекающими. Поначалу можно у компании (Пикипруукки ваасанская местная называется), будет вполне ОК. По стране можно посмотреть предложения и уровень цен на Vuokraovi — тут английский интерфейс есть. Убитых в хлам квартир не бывает, с каким-то страшным старым ремонтом — тоже не видел.

Я снимаю двушку 57 кв. м в 3 км от работы за 630€/мес. Сверх этого плачу только за электричество (15–20€/мес. по счетчику). Вода, парковка, интернет, пользование сауной и прачечной у меня включены, но могут быть отдельно. Дом — кирпичная трехэтажка 1999 г. постройки. Много чернокожих/ближнеазиатских иммигрантов, но они ничем не отличаются от небогатых финнов. Работают, учатся, не бузят.

Можно снять квартиру и ближе к центру (будет не сильно дороже), и дальше. У меня неплохой баланс, как я считаю. Под окнами уже маленькие участки леса, а до работы и магазинов все еще не сильно далеко. До пары продуктовых 5 мин ходьбы, до большой «Призмы» или «Минимани» 5 мин на машине. До работы от дверей до дверей полчаса пешком, 15 мин. на автобусе, 20 мин. на машине, если бесплатно парковаться в километре, 10 мин. — если платно под центральной площадью прямо у работы. (Такая парковка стоит 10€ день, 80€ месяц; в двух кварталах от центральной — 40€ месяц.)

ix7mef7i9nk0lzd6bnqoxvkb-v4.jpeg

Общий диапазон цен для города типа Ваасы — 350–550€ однушка, 500–800€ двушка, 600–950€ трешка. В столичном региона будет прилично дороже, в Хельсинки раза в полтора минимум. Там, впрочем, можно и в пригородах жить прекрасно.

Самые высокие дома в городе семиэтажные. За пределами центра многоэтажек мало, а те, что есть, в основном этажа на три. Обширные районы частных домов и таунхаусов.

Ипотеку дают под какой-то символический процент (1–2%? я не пробовал пока), максимальный срок в норме вроде 25 лет. Первый взнос минимум 10%. В банках есть специальные сберегательные счета, чтоб копить на первый взнос, там побольше процент, чем на обычный вклад. Средняя двушка в Ваасе типа моей стоит порядка 100 тыс. €. Но покупают чаще отдельный дом или таунхаус, чем квартиру. Это не обязательно сильно дороже. Платить ипотеку не сильно дороже, чем снимать такую же квартиру, а может быть и дешевле. Фиксированная часть коммуналки в многоэтажке порядка 200€, плюс по счетчикам за воду и электричество, плюс собственно платишь саму ипотеку.

Многие покупают дома за городом, иногда прилично за городом (в нескольких десятках километров) и ездят на машине на работу. У нас в конторе только 2 из 6 разработчиков (один из которых я) живут собственно в Ваасе, остальные все совсем в селах. Фотки показывают, как лоси у них под окнами стоят.

Квартиры — возвращаясь к аренде — сдаются без мебели, кроме кухонной, встроенных шкафов и сантехники. С нуля переезжать в страну в этом плане сложно, нужно мало-мальски обставиться. У меня порядка 3000€ ушло на скромную мебель в двушку (а также посуду и тому подобное). Впрочем, если заморочиться, можно по объявлениям и барахолкам за копейки все купить. Если переезжаешь внутри страны, есть куча компаний, помогающих с перевозкой вещей.

rfadp5xcoz0uulbonpffr16audq.jpeg

В многоэтажках стандартно есть кладовка в подвале или отдельном сарае (для вещей типа зимних шин), помещение для велосипедов и колясок, сауна (или в каждой квартире своя, или общая по записи — в моем доме общая, неудобно), зачастую прачечная (удобно, когда только переехал, но большинство покупает свою стиральную машину).

Парковочные места распределяются. Если жить не совсем в центре, то будет обязательно свое парковочное место, бесплатное или за символическую плату. В центре на них может быть очередь. В многоэтажках ближе к центру могут быть гаражи на первом этаже, а в новых домах подземные парковки. Наземные парковочные места обычно оснащаются розетками для обогрева двигателя зимой (стандартная опция, которую на любую машину поставят в любом сервисе). Гости и т. п. обычно могут припарковаться на улице или на выделенных местах. Парковка может быть прямо под окнами, а может в 150 метрах. В любом случае к дверям подъезда всегда можно подъехать для погрузки-разгрузки.

ykpq6r-tyfpegzqznm2quod5bga.jpeg

Отопление в многоэтажках обычно центральное, включенное в арендную плату/коммуналку для собственников жилья. На отоплении не экономят, батареи горячие. В частных домах с типом отопления возможны варианты. Самый дорогой — чисто электрическое, 200+€ будет счет за электричество. В целом про стоимость содержания своего дома я пока не очень в курсе. Дорого и муторно, конечно.

Газовой сети нет (на юге только есть, и то там вроде только на электростанции, а не обычным потребителям). Все плиты электрические. От пожара принято вешать датчики. Почти все также страхуют свое жилье (иногда по условиям аренды это требуется). Страховка в числе прочего покрывает ущерб вещам в квартире (компьютеру, например) и ответственность перед соседями, если зальешь. Стоит что-то порядка 200€ в год вроде.

Семья и образование


Можно переехать с женой/мужем, им автоматом ВНЖ за компанию выдадут. Можно даже не расписываясь переехать. Партнер имеет право работать на любой работе, или не работать и получать свои 700€, вроде бы, пособия. Но вне IT работу без знания финского найти крайне сложно.

Можно завести семью и тут, конечно :) Познакомиться с кем-то местным иммигранту сложнее, особенно не зная языка; впрочем, все реально. Тиндер, бары, студенческая жизнь и прочая учеба, клубы по интересам, работа — все как и везде. Завести длительные отношения — тем более непросто; финны, как мужчины, так и женщины — весьма независимые люди и обычно не горят желанием бежать в загс и рожать детей побыстрее. Внешне типичный финн/финка зачастую крупные (больше именно крупные, чем толстые) люди с грубоватыми чертами лица. На западном побережье больше похожи на шведов, посимпатичнее.

Муниципальный детский сад конкретно в Ваасе стоит до 290€. Все остальное образование, включая университетское, бесплатно. (Исключение: если вы переезжаете в Финляндии на основании учебы (не работы или другого) И переезжаете из-за пределов ЕС И учитесь в университете не на государственном (финском или шведском) языке, тогда платно.) Школа делится на две ступени, средняя школа и лицей. Лицей — по смыслу как 10–11 классы в России, готовит к университету, только это полностью отдельное от средней школы учреждение.

znkg-4ykcapdbejz3wgewwqlxsw.jpeg

Среди студентов, конечно, принято жить отдельно от родителей. Живут небогато. Им платится небольшая стипендия от государства, и они могут снять жилье на льготных условиях, но стоит оно все равно немало (но и жилье приличное). Часто берут студенческий кредит. Это именно на жизнь, а не на учебу как таковую. Выплачивают уже потом, когда работают. (Но это для своих, если вы ВНЖ на основании учебы получаете — надо показать, что деньги на жизнь у вас уже есть.)

Медицина


d8w29elfd71lylkgdq-etlcmqd4.jpeg

Тут у меня тоже пока мало опыта. Сразу после переезда вы покрываетесь государственной медицинской страховкой и имеете все те же права, что и финн, только Кела-карточку (~=страховой полис) получить надо. Государственная медицина работает типично для Европы. Очереди, особенно к специалистам, и лечить все что можно будут ибупрофеном, зато в критической сиутации будут действительно делать все что можно — если надо, вертолет пришлют или химиотерапию оплатят или еще что. За поход в поликлинику с вас возьмут символическую сумму, но если достигнете определенного не очень высокого уровня (несколько сот евро) годовых расходов на медицину, дальше все будет бесплатно. Это же касается покупки лекарств по рецептам и пребывания в больнице.

Можно купить ДМС, с ним можно ходить в частные клиники, где нет очередей и вам гораздо охотнее улыбаются. Это не очень дорого, несколько сот евро в год. Но чем-либо серьезным частники не занимаются, операции не делают, в тяжелых случаях отправят в обычную государственную больницу на общих правах.

gtikf_uwfbncwbcuwq-rion33xe.jpeg

Работодатель обязан заботиться о гигиене труда, так что при устройстве на работу отправит вас на медосмотр за свой счет, и обычно даст минимальную ДМС, по которой можно ходить к терапевту.

Зубы только вставлять нереально дорого, старайтесь избегать этого :(

Транспорт


В Хельсинки и столичном регионе шикарный общественный транспорт. Автобусы, электрички, многострадальную ветку метро наконец-то расширили на запад (никто уже не верил), трамваи в центре. В других городах на общественный транспорт лучше не надеяться. Он как бы есть и в принципе выжить, пользуясь только им, можно, но жизнь выйдет так себе. Автобусы ходят в лучшем случае раз в 20–30 минут, любят опаздывать, в выходные могут ходить раз в пару часов или не ходить вообще. По ценам в Ваасе — 1.33€ за поездку в пределах города (по автобусной карточке, наличными дороже) или 35€ месячный проездной. За городом все очень плохо, из пригородного поселка может быть пара рейсов утром и пара вечером и все. Электричек за пределами столичного региона не существует.

ikzabnyxrecikjcrl0hpy861v9i.jpeg

Поэтому надо машину. В Ваасе в 85% домохозяйств есть машина. Новые машины стоят дорого, так как в цену включен обширный акциз (несколько десятков процентов от стоимость машины). Но на самом деле новые не так уж много кто покупает, большинство ездит на старых. Это тут абсолютно социально приемлемо и всем пофиг, на чем вы ездите.

Если кроме как на работу и по магазинам вы никуда не ездите, то любая развалюха за 2000€ или дешевле даже подойдет. Можете посмотреть варианты на Autotie (на финском, но суть должна быть и так понятна). Средний возраст машины в Финляндии — 12 лет. Дороги и водители тут получше, пробег скручивать не принято (хотя встречается), утопленников и т. п. продавать тоже, так что вероятность нарваться на совсем уж хлам ниже, но все же, покупка подержанной машины есть покупка подержанной машины. Можно купить в салоне. Будет дороже, но дадут гарантию.

Можно ввезти машину из России. Полгода можно вообще ездить на российских номерах и ничего не делать (ну, зеленую карту только оформите на весь срок), дальше или официально ввозить, или продавать на родине. Официально ввозить муторно, нужно на таможне бумажки получить, техосмотр финский пройти, выбросы CO2 отдельно замерить и получить сертификат, налоги заплатить, на учет поставить, страховку купить. Вам придется заплатить такой же акциз на машину, как был бы в Финляндии. Он считается для бензиновых машин от выбросов CO2, а для дизельных — от мощности вроде. Это может быть порядка 2000–3000€ уже для малолитражки. Не очень выгодно. (Раньше можно было ввезти машину без налога при иммиграции, сейчас уже невозможно.)

Я лично выбрал вариант — купить новую машину в Финляндии. Это очень просто, вся процедура — два визита в салон (один заказать машину, второй получить) по 40 минут, и все, сел и поехал. В салоне оформят кредит (при необходимости), страховку, поставят на учет и прикрутят номера. Чтобы получить кредит, пришлось ответить на десяток вопросов, показать удостоверение личности (больше никаких документов) и подождать пять минут кофе попить, пока банк (удаленно) не одобрит. То, что вы иммигрант и без финского кредитного рейтинга, никому не важно; главное, чтоб этот кредитный рейтинг отрицательным не был, а у новоприбывшего он нулевой. Первый взнос обычно нужен (хотя бы 10%), но вроде возможны варианты. Кредит дали под 2.98% на пять лет.

В целом покупка машины — забавный опыт. Когда я сказал, что хочу тест-драйв, мне просто дали ключи и показали «вон та машина, катайся сколько хочешь». На этом этапе меня даже еще не спросили, как зовут. За страховку в салоне ничего платить не надо, ее оформляют и она уже действительна с этого момента, но счет за нее тебе потом присылает страховая на дом этак через неделю.

oidzb5rroeqc2xhqhxwooygloys.jpeg

Страховка на машину обошлась в 1000€ с небольшим за год (можно платить частями, стоить будет так же). Из этого половина — ОСАГО (его условия всегда одинаковые: покрытие материального ущерба — до 5 млн. евро, ущерба здоровью — неограниченно вплоть до пожизненной пенсии по инвалидности (причем ущерб здоровью компенсируется даже виновнику), покрытие во всех странах ЕС и других, где действует система зеленой карты), половина — полное КАСКО с франшизой 150€. Это, понятное дело, для нового клиента, без бонусов.

Транспортный налог считается от выбросов CO2 для бензиновых машин, от мощности для дизельных. У меня вышло 220€/год с мотором 1.2 л турбо на новой машине с довольно низкими выбросами по всем евросоюзовским стандартам. На дизеле раза в два-три больше бы было. Но дизельное топливо существенно дешевле. Дизель выгоднее, если очень много ездить. 95-й бензин стоит 1.45€/л. Для типичной малолитражки с реальным расходом по трассе 6.5–7.5 л/100 км удобно считать: проехать 10 км по трассе стоит 1 €.

Российские права можно обменять на финские, если прожили полгода (но не более 2 лет) в стране. Нужно получить только мед. справку, пересдавать экзамен не надо. До этого можно ездить по российским правам, обычным, не международным.

ery3y7pbyuirthvu78_vlwkmhqq.jpeg

Дороги хорошие, но в основном не автобаны (кроме нескольких расходящихся от Хельсинки, и объездов некоторых городов). Потоки машин в основном не очень большие, за исключением нескольких основных меридиональных дорог обгонять приходится очень редко. Сеть дорог весьма обширная, дороги в глубинке могут быть похуже, но в любую дыру, куда есть официальная дорога, вы всегда сможете без проблем доехать на любой машине, не пробив и не оторвав колес. Разве что весной грунтовки размокают и ездить не очень, но все равно не фатально. В городах ограничение скорости 50 км/ч (кроме транзитных дорог), а на практике часто и 40 и даже 30, езда очень спокойная и размеренная. Зимой в городах реагентом ничего не поливают, на дорогах просто укатанный снег, а тротуары и дворы посыпают каменной крошкой. Так что, не считая трасс, зимой везде намного, НАМНОГО чище, чем в России.

Для перемещений на дальние расстояния есть автобусы, поезда и самолеты. Автобусами пользовался мало. Поезда очень удобные и быстрые, только опаздывают постоянно. Из Ваасы до Хельсинки на поезде 3.5 часов (стоит 41€ полная цена, и вдвое меньше, если заранее брать), на машине 5 часов. В Питер можно ездить на поезде, пересаживаясь под Хельсинки; на машине выезжать в Россию вообще больше не собираюсь (там с этим заморочки есть, если финские номера). Во всех приличных городах есть аэропорт, летают в Хельсинки, иногда еще куда-нибудь, например из Ваасы еще можно в Стокгольм, а из Оулу — в Лулео и Тромсё.

Есть еще морской транспорт. Из Турку есть паромы на Аландские острова и в Стокгольм, из Хельсинки — в Стокгольм, Таллин, СПб и вроде какие-то есть в Германию. Из Ваасы есть гораздо менее известный паром в шведский город Умео, пересекает Ботнический залив в самом узком его месте. Турку-Стокгольм и Хельсинки-Таллин самые популярные и дешевые, на втором все ездят в Эстонию за дешевым бухлом, а на первом просто бухают. (В Финляндии алкоголь дорогой, пиво от 2€, вино от 9€, это если массовые марки для непритязательных людей, хорошее прилично дороже; крепкое я даже не помню почем; кроме пива, все продается только в специализированных магазинах.) На все паромы можно с машиной, на то они и паромы.

Налоги


Налоги считаются сложно. Основная часть — это два налога — государственный и муниципальный НДФЛ. Государственный прогрессивный, а муниципальный плоский. Но на оба даются автоматические вычеты, так что муниципальный тоже как бы прогрессивный. Плюс фиксированные (без вычетов) ставки пенсионных и социальных взносов. Чем больше зарабатываете, тем ближе общая ставка налога будет асимптотически приближаться где-то к 55%. Но это надо ОЧЕНЬ много

© Habrahabr.ru