Фигак-фигак и в продакшн. Мы выпустили RegionSoft CRM 7.0

Правда, этап «фигак-фигак» оказался растянутым и обстоятельным, 2,5 года с хвостиком. То есть тут скорее даже, мы строили, строили и наконец построили — выпустили большой и продуманный релиз RegionSoft CRM 7.0. Примерно то же самое время мы ведём блог на Хабре, в основном, о CRM, но бывает разное — от проблем «необразованной» молодёжи до вопросов управления командой и разработки ТЗ. В общем, заводя блог на Хабре, мы не надеялись изменить мир, но хотели несколько просветить аудиторию в плане CRM-систем. Одновременно с этим мы заложили ветку 7.0 и меняли свою CRM, чтобы создать АК-47 надёжный и мощный софт. Время подвести промежуточные итоги.

3b30f1fb80dfce190ad739272c4875c5.png

Любой разработчик RegionSoft Developer Studio за неделю до релиза выглядел примерно так же. Только компьютеры и мыши чуть современнее:)
Итак, главная новость — наша команда выпустила новый релиз нашей флагманской RegionSoft CRM 7.0. Это отрефакторенное, ещё более быстрое и полезное программное обеспечение. Это не веб-интерфейс с пестрыми дашбордами и всякими разными живыми и полуживыми лентами — это десктопное приложение для компаний, ценящих безопасность, скорость работы и функциональность. Это не просто «программа для продаж» и вообще не программа для продаж — это решение для сквозной автоматизации: от управления контактами до склада, бизнес-процессов и многопередельного производства.

Если вам неохота читать дальнейший текст об особенностях русского сурового CRM, то вот вам две волшебные прямые ссылки на скачивание:

Качайте, читайте, тестируйте, пишите-звоните с вопросами, замечаниями, предложениями и т.д.

Ну, а кто любит почитать и подискутировать — поехали дальше.

Почему мы продолжаем упорно писать о CRM?


Писать на Хабр — дело непростое и местами занятное. Во-первых, здесь много отличных и продуктивных комментаторов, во-вторых, не меньше тех, кто мимо шёл и решил испортить настроение, в-третьих, публикации активно расходятся по профильным и не очень сообществам, где не всем нравится наша экспертиза (а у нас пишут опытные сотрудники, которые отвечают за базар) по душе. Дело в том, что обычно вендоры корпоративного ПО предпочитают ограничиваться рекламными буклетами и выверенными материалами — для того, чтобы продать, а не разъяснить.

Мы пошли другим путём и поставили перед собой задачу — писать об автоматизации человеческим языком так, чтобы было понятно не только CTO и CIO, но и владельцам небольших компаний, далёким от вопросов разработки и внедрения ПО. Не всем это понравилось — мы затрагивали неудобные вопросы и открывали карты, которые не принято трогать. Это принесло свои издержки: например, наши материалы стали использовать для рекламы чужих решений, тренеры и консалтеры взяли тексты на вооружение, чтобы продвигать опять же не нашу, а совсем другие CRM. Было и приятное: с просьбой использовать материалы обращались вузы, а в одном из вузов весь курс автоматизации и управления проектами был построен на основе нашей CRM — и что особенно приятно, мы не принимали в этом прямого участия, работа была проведена самостоятельно. Конечно, благодарили и бизнес-пользователи, которые выбирали нашу или другую CRM, но всё же решались и делали свой бизнес современнее и эффективнее. Значит, цель достигнута.

Другие компании пишут о цифрах и показателях на Хабре, о просмотрах и рейтингах. Конечно, мы волнуемся, жмём F5, иногда даже горячие головы из числа сотрудников пишут несколько несдержанные комментарии. Но мы пишем не ради рейтинга, а ради вас — рейтинг для нас оценка того, на правильном ли мы пути. Поэтому не будем хвастаться пузомерками. Будем хвастаться новой CRM:-)

Зачем бизнесу, причём любому, нужна CRM-система? И почему он её боится?


Это вопрос, который звучит отовсюду и висит над всем рынком CRM-систем:, а что если это всё навязывание софта, а на самом деле бизнес и так обойдётся? На самом деле нет, CRM реально нужна бизнесу и приносит экономическую и управленческую пользу за счёт автоматизации, сокращения рутины и относительно безопасного упорядоченного хранения данных.

  • CRM организует бизнес даже в том случае, если он не готов использовать бизнес-процессы. Всё прекрасно управляется в одной системе: сделки, контакты, переписка с клиентами (да-да, у нас в RegionSoft CRM 7.0 новый почтовый клиент и мы им гордимся), отчёты, воронки и проч. Таким образом, руководство и сотрудники компании получают общую картину бизнеса, основанную на актуальной и полной информации.
  • CRM — это краеугольный камень экономической и информационной безопасности компании. Когда данные хранятся в единой базе данных на вашем сервере, то вероятность их потерять (с уходом сотрудника или в результате взлома) снижается. Зная о проблеме, мы предусмотрели в RegionSoft CRM несколько механизмов защиты данных, в том числе разграничение прав доступа, групповые политики и использование USB-ключа для доступа в систему.
  • CRM сближает клиента и бизнес, поскольку на основе данных CRM-системы можно делать классные промо-акции, рассылки, программы лояльности, работать с дисконтными картами — в общем, творить настоящий маркетинг, а не те стандартные мероприятия, которые не приносят эффекта.
  • CRM вносит порядок в документооборот, поскольку в интерфейсе системы (в частности, RegionSoft CRM) можно формировать всю первичную документацию: счета, накладные, акты, договоры, КП, и даже ТКП (технико-коммерческие предложения). Все документы прикреплены к карточке соответствующего клиента, а значит, они не потеряются.
  • Бизнес не теряет данные — CRM-система накапливает и хранит данные, а любое извлечение информации не остаётся незамеченным: фиксируются факты формирования отчётов, выгрузки данных, загрузки данных и т. д. Разграничение прав пользователей позволяет установить кредит доверия для каждого сотрудника и парой кликов ограничить его права в случае выявления нежелательного инцидента.
  • CRM обеспечивает ровно ту меру управления сотрудниками и оперативного контроля, которая должна быть в развитой и продуктивной компании. Сегодня нам нередко приходится слышать или читать о диких инструментах контроля — камерах, таймтрекерах, браслетах, смартфонах в ящичке на входе и т.д. Тотальный контроль — печальный удел неэффективного HR, поскольку компания набирает сотрудников, которым не может доверять. CRM-система даёт тот контроль, который необходим: мотивационная система KPI (в RegionSoft CRM настраивается тонко и по многим критериям), контроль выполненных задач, контроль итогов дня (при выходе из нашей CRM-системы сотрудник может заполнить дневной отчёт), групповое и персональное планирование.


Между тем тенденция такова, что бизнес… боится CRM-систему. И эти страхи имеют весьма очевидные и объяснимые причины и последствия.

  • Недостаток знаний. Бизнес, как правило, крайне смутно представляет себе, что такое CRM (например, бывают вопросы — а где всё хранится, это как в эксельке, а я могу в ней рисовать, а она заражена вирусами и т.д.) и тем более, как её внедрять. Собственно, бизнес и не должен этого знать — все вопросы можно задать вендору, ни один адекватный сотрудник над ними не посмеётся. Хотя, если представители компании почитают тот же Хабр или другие ресурсы, это только добавит квалификации общению.
  • Опасения за реализацию проекта CRM. Говоря простым языком, это страх того, что изменится существующий уклад. Причём исходить он может как от руководителя (а как внедрить, обучить, не испортить отношения, контролировать…), так и от сотрудников (меня будут контролировать, я больше не смогу левачить с клиентами, у меня не будет своей клиентской базы, я не смогу намухлевать с продажами, а если я не разберусь, а вдруг я стану не нужен…). Консерватизм в большинстве случаев просто в природе человека — новое пугает. Но если вам предложат отказаться от маршрутки и пересесть за руль, например, Mazda или Honda, разве вы откажетесь? Может, конечно, откажетесь, если уже ездите на BMW… Это же удобно, и мы все платим за такое удобство. Точно так же CRM-система — это удобно и, что должно дополнительно мотивировать руководителей, это выгодно.
  • Бойкот со стороны сотрудников — следствие перечисленных страхов. Мы подробно писали о том, как бороться с таким поведением, не будем повторяться.


Часть опасений можно развеять, если поговорить с вендором. Важно это делать с позиций диалога и обсуждения, а не давления «ну вы там скорее купите, вот вам скидка, а там разберёмся».

  • Не бойтесь задавать жёсткие, простые, наивные, развёрнутые — самые разные вопросы. Вы должны получить на них ответы.
  • Обязательно запросите обучение у вендора, научитесь быстро настраивать и сформируйте внутреннего эксперта.
  • Узнайте, какие опции технической поддержки есть у вендора, что входит в платный и бесплатный пакеты.
  • Автоматизируйте бизнес-процессы (хотя бы часть) вместе с вендором. Конечно, это платно, но так вы сможете быстро и безошибочно стартовать, а заодно получить хорошую практику.


Ну и в целом работайте с разработчиком CRM-системы в тандеме, на основе взаимоуважения и профессиональной заинтересованности. Вы знаете свой бизнес, разработчик провёл множество внедрений (мы, например, несколько тысяч) — обеим сторонам есть о чём поговорить.
Опять же, если вам нужна самая полная техническая информация и минимум обсуждения, вот вам ссылка, по которой вы можете скачать полный список произошедших изменений. В статье мы расскажем только о части изменений, которую стоит прокомментировать.

  • Появилось управление валютами. Добавлен справочник валют и свойство номенклатуры «Цена в валюте». Добавлен журнал курсов валют. Создан механизм массового пересчета цен в основной валюте реализации на основании курсов валют и валютной цены номенклатуры.


Текущие курсы валют регистрируются в журнале валют. Это функция востребована многими компаниями, в том числе работающими с зарубежными клиентами, когда стоимость товаров выражена в валюте. Механизм ценообразования имеет возможность централизованно производить перерасчет цен реализации через валютные курсы. Таким образом, прайс-лист таких компаний может каждый день быть обновленным и максимально точным.

e1fc961bc66ff141e3b652bca0a4e5cc.png
Можно просмотреть дату установки валюты, значение, автора и время изменений

  • Внедрен механизм проверки критериев занесения информации в карточке клиента, с помощью которого теперь возможно настраивать правила заполнения карточки и проверять их фактическое выполнение в момент сохранения данных.


Карточка клиента в RegionSoft CRM включает в себя максимум характеристик и параметров — фактически из неё можно получить доступ к любой сущности, связанной с клиентом. Плюс ко всему, пользователи могут создавать свои контейнеры и поля в них. Таким образом, никакая информация не теряется.

598a5e2fab180703c517e1af8dded145.png
Карточка клиента в RegionSoft CRM (кликабельно)

  • Учет и манипуляции с НДС (налог на добавленную стоимость) в документах стали удобнее. Система подготовлена к работе в условиях изменения налогового законодательства в отношении ставки НДС (критично для РФ с 1 января 2019 г.).
  • Теперь система поддерживает региональные константы (реквизиты) для Украины, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Киргизии, Израиля и других государств.


  • Создан новый механизм пользовательских журналов, позволяющий создавать собственные журналы сведений и объектов, в том числе документов с детализацией (табличной частью) и журналов-наследников.
  • Создан конструктор пользовательского журнала с поименованными переменными-объектами, открытым программным кодом, дизайнером карточки объекта и обработчиками событий, в совокупности представляющий мощный инструментарий для доработки и конфигурирования системы силами самого пользователя.
  • В конструктор внедрен механизм управления доступом к объектам журнала, отслеживанием монопольного доступа и контролем удаления записей. Также в механизм интегрирован доступ к FTP.


Многим клиентам крайне важно решить проблему с дублями в клиентской базе — записями с одинаковыми параметрами. На основе своего опыта мы поработали с дублями:

  • Проведен рефакторинг механизма поиска дублей клиентов при сохранении карточки клиента.
  • Создан механизм полуавтоматического поиска дублей с выборкой по сегментам базы, внедрен анализ с учетом холдингов.


Если вы работали с CRM-системами, то наверняка могли заметить, что с почтой часто возникают проблемы: то она работает в одну сторону, то не переваривает вёрстку в HTML, то сервер отваливается. При этом зачастую в CRM нет своего почтового клиента — работа строится на интеграции, например, с Gmail, — и это не вполне удобно (а иногда и не вполне безопасно). Поэтому мы создали свой почтовый клиент в RegionSoft CRM и реализовали в нём всё то, что нужно для нормальной бизнес-переписки.

  • Почтовый клиент претерпел глубокий общий рефакторинг. Работа почтового клиента стала намного стабильнее и удобнее.
  • Внедрен редактор HTML, предназначенный для создания красивых и функциональных писем прямо внутри RegionSoft CRM, в том числе с возможностью добавления изображений в текст письма. Внедрены новые шаблоны писем в HTML-формате (в том числе шапки и подвалы) с поддержкой набора переменных с данными пользователей, контрагентов и контактных лиц.
  • Разработан и внедрен механизм автоматизированного приема почты с помощью RegionSoft Application Server без участия пользователей по протоколам POP3 и IMAP. Это позволяет получать почту централизованно для всех пользователей системы, даже если часть пользователей находятся в режиме offline.
  • Внедрена возможность дублировать отправленные письма на почтовом сервере.
  • Внедрены режимы приема почты с предварительным просмотром заголовков писем и без такового.
  • Внедрено автоматическое определение настроек почтового клиента по адресу электронной почты, в том числе требования к SSL-соединению.
  • Внедрена проверка тестового соединения с почтовым ящиком по протоколам POP3, IMAP, SMTP.
  • Добавлена возможность отправки писем адресатам в «Копии» и «Скрытой копии», а также возможность пересылки.
  • Добавлен механизм, позволяющий автоматически создавать событие при отправке пользователем email-сообщения.
  • В журнале email добавлена возможность печати реестра писем.


a1d65fc7ac1b389e1cc9fefadbf544ef.png
Наш почтовый клиент

Наши клиенты нередко что-то строят, пилят, конструируют и т.д., а значит, нужно снимать габариты и быстро рассчитывать стоимость объекта (двери, окна, кузова, объёма посылки и т.д.). Теперь в RegionSoft CRM существует возможность создать свой калькулятор любой сложности, который поможет менеджеру «прикинуть» стоимость или точно её рассчитать и выставить счёт.

  • Разработан и внедрен новый механизм расчетов (калькуляторов), предназначенный для пользовательских расчетов любой сложности, которые выполняются благодаря использованию программных сценариев на открытом коде. Конструктор интерфейсной формы калькулятора может быть спроектирован самим пользователем под конкретную задачу.


  • Механизм калькуляторов распространен на интерфейсные формы счетов на оплату и карточку проекта. Например, теперь при выставлении счета на дверь, менеджер может указать всего несколько параметров: модель двери, ширину и высоту дверного проема, тип наличника. Система сама рассчитает количество и характеристики необходимых комплектующих и заполнит счет.


8b43d875836a27bb04e5232ae8929ad5.png
Пример настраиваемого калькулятора

Мы уже писали о том, как мы создавали KPI и почему механизм получился рабочим и в целом адекватным. Но мы всё же поработали и с в этом направлении — модуль KPI стал ещё удобнее.

  • Механизм KPI претерпел новый глубокий рефакторинг. Пересмотрена модель KPI. Его возможности и гибкость значительно увеличены. Разработан и внедрен механизм периодов KPI. Теперь можно задавать разные плановые значения для профилей KPI на разные периоды и измерять их отдельно. Например, для тихого и высокого сезонов можно настроить свои планы.
  • Внедрен механизм экспорта/импорта настроек KPI в разрезе периодов в формат XML.


6edb72af2bc164fd95a09e5577da9bc8.png

Также мы поработали над безопасностью и немного облегчили участь системных администраторов и администраторов RegionSoft CRM в компаниях. Кстати, внизу — журнал ошибок системы — администратор не упустит ничего.

  • Внедрен механизм шаблонов прав. Теперь не требуется назначать права для каждого пользователя. Достаточно создать один шаблон и назначить его для целой группы пользователей.


6098fe51cf5ea9573f10908b3c2c32ce.png
Окно настройки шаблона прав

  • Внедрена доменная авторизация. Теперь пользователь может не вводить пароль при запуске системы. Он будет автоматически авторизован исходя из учетной записи Windows, под которой он работает в операционной системе.
  • Проведен глубокий рефакторинг распределения пользователей по рабочим группам. Расширены возможности роли «Руководитель группы». Внедрено полное разграничение прав в журналах карточки клиента в разрезе рабочих групп (при включенном режиме распределения по рабочим группам).


VoIP-телефония — крайне востребованная бизнесом штука. Мы постарались сделать так, чтобы ни малый бизнес, ни гигантское предприятие, ни колл-центр не испытывали проблем с телефонией, используя RegionSoft CRM. Всё просто, удобно, интеллектуально и без доплат и «лоченых» тарифов — вы можете выбрать провайдера сами.

  • Была проведена большая работа по расширению возможностей работы RegionSoft CRM с телефонией. Сегодня система поддерживает работу с большинством популярных IP-АТС, а также позволяет настраивать более сложные схемы работы, основанные на умной маршрутизации звонков. Фактически нами разработана серия продуктов, которые тесно интегрируются друг с другом, позволяя создать настоящий Call-центр.
  • Внедрена поддержка бесшовной интеграции с RegionSoft VoIP Connector, позволяющим работать с IP-АТС Asterisk и большинством популярных облачных IP-АТС: Mango office, Megafon, Zadarma, Virgin Connect, АТС на платформе ITooLabs.
  • Внедрена поддержка бесшовной интеграции с RegionSoft VoIP Agent — новым инструментом оператора Call-центра, позволяющим существенно экономить время на занесение информации о текущем разговоре.
  • Теперь система в сочетании с RegionSoft VoIP Connector умеет определять источник информации для каждого вызова по номеру входящего канала и автоматически регистрировать его в карточке клиента при ее создании.
  • Добавлено настраиваемое право на прослушивание чужих записей разговоров в журнале звонков.


А вот это уже очень крутая штука — расчёт технико-коммерческого предложения. Если вы работаете с заводами, производственными предприятиями, крупными холдингами и любыми компаниями, которым поставляете сложные и/или дорогостоящие решения, вам  необходимо не просто отправить красочный буклет или мотивирующее письмо, но и предоставить детальный расчет всех товаров, работ, услуг. При этом нужно учесть массу информации о комплектующих, оборудовании и т.д. Для этого и существует сложная форма документа — ТКП.

  • Создан новый тип документа — ТКП (Технико-коммерческое предложение), предназначенный для подготовки сложных коммерческих предложений, использующихся для работы с промышленными предприятиями и предприятиями, где требуется комплектация сложного оборудования. Создание ТКП основано на принципах совместимости и взаимозаменяемости оборудования и комплектующих и их технических характеристиках. ТКП может быть автоматически наполнено необходимыми рекламными материалами поставляемого оборудования. При расчете итоговой стоимости ТКП учитывается стоимость стандартных и выбранных пользователем дополнительных комплектующих, список скидок и наценок. На основании ТКП можно автоматически ввести расходную накладную, счет на оплату, акт и счет-фактуру.
  • Добавлен отдельный сквозной журнал ТКП.


49f63c55f520a2c2cd6afbe25ed43f22.png
Интерфейс расчёта ТКП (кликабельно)

43ce4c9a6c527fc463c7d82b9db9202a.png
Печатная форма ТКП (кликабельно)

А ещё у нас есть отраслевая версия RegionSoft CRM Media для телерадиохолдингов, и её мы тоже изменили. Теперь она умеет учитывать объекты уличной рекламы, работает с бронированием мест, с согласованиями. То есть её функциональность идеально подойдёт многопрофильным рекламным агентствам, работающим с разными форматами. Кстати, RegionSoft CRM Media обкатана не на одном медиахолдинге, все довольны. Думаем, новые возможности расширят скромную группировку поклонников нашей Media.

  • Добавлен механизм учета объектов уличной и интернет-рекламы (билбордов, баннеров, перетяжек, призматронов и т.д.), значительно расширяющий возможности отраслевой редакции RegionSoft CRM Media. Механизм содержит журнал бронирования размещения, а контроль занятости объектов осуществляется с помощью визуальной диаграммы Гантта.
  • Изменен механизм согласования медиапланов: аннулировать согласование теперь может только пользователь с правами администратора.
  • Добавлен справочник «Типы спонсорства».
  • Добавлен отчет «Объем проданного эфирного времени».


RegionSoft CRM — десктопная CRM-система, то есть она работает не в браузере, а является отдельной программой на ПК пользователя. И, естественно, как любой десктопный софт она должна работать максимально быстро, чтобы пользователь не испытывал дискомфорта. В процессе разработки мы всегда акцентировали свое внимание на достижении высокой скорости работы приложения. Новая версия RegionSoft CRM 7.0 не стала исключением.

  • Запуск системы с большими данными ускорен более, чем в 5 раз!
  • Значительно снижены требования к объему оперативной памяти, что наиболее востребовано для крупных массивов данных с количеством контрагентов более 50 000.
  • Внедрен механизм фонового апгрейда с предыдущих версий систем. Теперь не требуется выполнять дополнительные процедуры перехода.
  • Скорость загрузки системы увеличилась примерно в 5!!! раз по сравнению с версией 6.0
    Ролики о быстром и расширенном запуске нашей CRM
    Оценить скорость запуска и частично интерфейс можно в ролике о быстром запуске системы:


    Ролик о расширенном запуске с пояснениями также доступен:


А чё почём?


Благодаря оптимизации внутренних бизнес-процессов и затрат мы стараемся держать низкие цены на наш софт. Механизм ценообразования простой и максимально понятный:

  • вы платите один раз и лицензии становятся вашими (то есть вы не платите абонентскую плату)
  • чем больше лицензий вы покупаете, тем меньше стоимость места
  • вы не платите за СУБД
  • все лицензии конкурентные — то есть вы не переплачиваете за сотрудников, работающих «в полях»  предусмотрена рассрочка и аренда для тех, кому удобны именно эти формы оплаты.


Давайте сравним базовую стоимость владения самой популярной редакции RegionSoft CRM Professional и абстрактной популярной CRM в примерно такой же комплектации для небольшой компании на 20 человек:

RegionSoft CRM Professional
Популярная CRM
Цена лицензии на пользователя в месяц
1 лиц. — 11 700 р.
2–10 лиц. — 10 300 р.
11–20 лиц. — 9 100 р.
1499 р./пользователь/в месяц
Первый год использования CRM (за лицензии) 20 польз.
Единовременная оплата:
195 400 р.
Ежегодная плата:
359 760 р.
Первый год использования CRM (за лицензии) 20 польз.
0 р., вы же оплатили лицензии
Ежегодная плата:
359 760 р.
Итого цена владения лицензиями за 2 года
195 400 р.
719 520 р.


Вот вам и разница. Конечно, CRM часто обходится дороже (подробная статья об этом), чем просто стоимость лицензий, однако порядок разницы при схожей стоимости работ сохранится. Наш полный прайс здесь, а ещё есть калькулятор без регистрации и СМС.

CRM-система давно перестала быть эксклюзивом. И мы даже не будем сравнивать её с инструментом или компьютером рядом с деревянными счётами. CRM-система — это второе дыхание бизнеса, который решился на её внедрение. Если вы не испытывали этого ощущения, вы много потеряли, если не испытает бизнес — вы снова много потеряете, но уже в рублях (евро, долларах, гривнах).


Ну и прекрасное видео (18+) в ритм нашему заголовку — что надо в середине рабочей недели


© Habrahabr.ru