ФАС раскрыла наценку российских ритейлеров на iPhone 6S и 6S Plus

image

Корпорация Apple уже несколько месяцев как выпустила на рынки разных стран свои смартфоны нового поколения, включая и рынок России. Пока что мнение многих любителей и противников продукции Apple сводится к мысли: «Дорого». Причем у разных продавцов цены на iPhone практически не отличаются. Ну, а почему так — попробовал объяснить ФАС. Регулятор больше года расследовал ценообразование на Apple iPhone 6S и 6s Plus. Сейчас сотрудники ФАС представили отчет о проделанной работе, пишут «Ведомости».

В решении Федеральной антимонопольной службы говорится о том, что торговая наценка ритейлеров на указанные модели телефонов при старте продаж составляла от 4 до 12,5% и от 5 до 12,5% соответственно для iPhone 6S и 6S Plus. В этом же решении ФАС признало ООО «Эппл рус», российскую «дочку» Apple виновной в незаконном управлении ценами на iPhone.
Расследование началось после того, как регулятор заметил, что большая часть ритейлеров на старте продаж «шестерки» в России установили и удерживали одинаковые цены: от 56 989 до 56 999 руб. Тогда закупочные цены на модель iPhone 6S Plus со 128 Гб памяти составляли от 73 491 до 79 790 руб., в рознице же телефоны продавались по цене от 83 989 до 83 999 руб.

Что касается «дочки» Apple, то ФАС признала эту компанию виновной в незаконной координации цен еще в начале марта 2016 года. Как оказалось, «Эппл рус» рекомендовала ритейлерам устанавливать определенные цены на iPhone 5S, 5C, 6 и 6 Plus, 6S и 6S Plus, что и было сделано компаниями-партнерами. Стоимость телефонов «Эппл рус» удалось координировать сразу для 16 российских ритейлеров, включая МТС, «М.видео», «Билайн», «Эльдорадо», «Евросеть», Ozon, Re: Store, «Связной», «Мегафон», «Юлмарт», Media Markt, «Ситилинк», «Холодильник.ру», DNS, «Ноу-хау», «Техносила».

В ФАС отмечают, что у всех названных организаций после старта продаж цена различных моделей iPhone отличалась не более, чем на 10 рублей. За период с 2014 по 2016 год в России было продано более 5 млн смартфонов модели iPhone разных версий.

Регулятору удалось доказать факт регулировки цены после изучения переписки менеджеров «Эппл рус» и компаний-ритейлеров. Так, 22 июля 2015 года с электронной почты с доменом apple.com было отправлено письмо с текстом «Это попадалово». В письме было приложение со скриншотом страницы веб-сайта этого ритейлера. На странице размещалось объявление о снижении цен на iPhone 6. Плюс ФАС удалось изучить еще одно письмо, на этот раз — со стороны менеджмента розницы в адрес Apple. Отправитель письма жаловался на ценообразование конкурентов: «Во вложении мониторинг цен конкурентов. Снова партнеры «шалят» с ценами. На последней встрече вы говорили, что будете рубить такие «шалости» на корню, так как сейчас в ваших руках есть очень действенный «топор» в виде поставок новой модели. Ваши слова в силе?».

Что касается ритейлеров, то они утверждают, что iPhone — это товар, который продается с минимальной наценкой, как правило — до 5%. И по этой причине различные ритейлеры не могут устанавливать цены значительно ниже, чем у конкурентов. Цены отличаются мало, и речь действительно идет о десятках рублей. По мнению гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, вполне вероятно, что отдельные ритейлеры за счет низких закупочных цен и соответствующими договоренностями с производителями добивались несколько большей маржи, чем их конкуренты. Но в целом, ритейлеры зарабатывают на продаже означенных устройств немного. Ритейлеры сообщили «Ведомостям», что договор на поставку смартфонов Apple не содержит никаких требований к ценообразованию.

© Geektimes