Facebook тайно выпустила приложение в Китае через подставную компанию

530a0e7065904afeb9dde667e8549296.jpg
Марк Цукерберг совершает пробежку по площади Тяньаньмэнь в центре Пекина в 2016 году. Фото: Facebook, via Agence France-Presse — Getty Images

Сайт Facebook и многие приложения этой компании давно заблокированы на территории Китая. Сама социальная сеть заблокирована в 2009 году, Instagram — в 2014-м, а WatsApp частично заблокировали в июле 2017-го. Чтобы изменить ситуацию, Марк Цукерберг встречался с китайским президентом, главным чиновником по вопросам Интернета и другими политиками, демонстративно читал китайскую коммунистическую пропаганду, изучал путунхуа (китайский язык) и даже 22 минуты публично выступал на этом языке.

Ничего не помогло.

Теперь Facebook пробует хитрый путь в обход Великого китайского файрвола.
В мае 2017 года Facebook одобрил запуск на территории Китая мобильного приложения Colorful Balloons, которое является практически точной копией фирменного приложения Facebook Moments для обмена фотографиями со смартфона. Но если во всём мире Moments соединяет пользователей через Facebook, то Colorful Balloons работает через китайскую крупнейшую соцсеть WeChat с применением QR-кодов.

Приложение выпущено через местную подставную компанию, которая формально никак не связана с Facebook, сообщил газете The New York Times источник, осведомлённый о планах компании, но пожелавший остаться анонимным в связи с конфеденциальным характером информации.

Судя по описанию в китайском App Store, разработчиком приложения является компания Youge Internet Technology с юридическим адресом в восточной части Пекина, на четвёртом этаже одного из офисных зданий (редакции NYT не удалось найти в офисном здании номер офиса, указанный в регистрационных документах фирмы). Исполнительным директором указана женщина по имени Чжан Цзинмей, которую недавно видели на важной встрече между представителями Facebook и администрацией Шанхая (на фото она сидит рядом с Ван-Ли Мозер, топ-менеджером Facebook по связям с китайским правительством). Это указывает на высокий статус Чжан Цзинмей и доверие к ней со стороны руководства Facebook.

Тайный и анонимный выпуск приложения в Китае крупной американской технологической компанией — это беспрецедентный случай, пишет NYT. По мнению издания, это «показывает уровень отчаяния и разочарования» западных IT-компаний, которые безуспешно пытаются пробиться на крупнейший в мире интернет-рынок с 700 млн пользователей и оборотом электронной коммерции $750 млрд в год. Постепенно все понимают, что Китай — особенное место, и здесь не получится работать общепринятыми цивилизованными методами.

e3fb49599901d11979a0e5eced9896a3.jpg
Сравнение программ Colorful Balloons app (слева) и Moments (справа)

173ecb087331fd8467ff1e2cabaf3a7a.jpg
Сравнение программ Colorful Balloons app (слева) и Moments (справа)

В мае 2017 года в Китае вступил в силу новый закон о кибербезопасности, направленный против иностранных интернет-компаний. Закон требует компаний хранить данные на территории Китая и предусматривает «проверки безопасности» среди компаний в ряде секторов. Пользователи интернет-мессенджеров обязаны регистрироваться под своими настоящими именами. Всё это делается под предлогом защиты от кибератак и терроризма. Закон декларирует намерение контролировать и защищать «критическую информационную инфраструктуру», хотя чётко не прописаны меры защиты и субъекты этой инфраструктуры. Во многом репрессивное китайское законодательство дублируется с последними законами, принятыми в России, которые тоже декларируют борьбу с сервисами анонимизиации, требуют хранения данных на территории РФ и декларируют намерение защищать «критическую информационную инфраструктуру».

Возможно, «троянский» выпуск приложения Colorful Balloons в Китае — это пробный камень, своеобразный эксперимент Facebook. Компания хочет проверить новые методы работы на рынке с драконовским охранным законодательством, если уж цивилизованными методами работать не получается.

До настоящего времени было неизвестно, осведомлены ли китайские регулирующие органы и цензура о выходе приложения Facebook через подставную компанию (после статьи в NYT они уж точно осведомлены). Но вполне возможно, что они могли закрыть на это глаза, если китайская компания-разработчик действительно формально никак не связана с Facebook. Вообще, в App Store и Google Play, а также китайских каталогах приложений очень много китайских поделок, которые клонируют известные и популярные западные пориложения. Эта программа внешне похожа на один из таких клонов — и кто докажет обратное?

С другой стороны, после таких обманных манёвров у Facebook могут возникнуть новые осложнения в переговорах с китайской стороной по всем вопросам. Это уже не столько вопрос бизнеса, сколько политический вопрос. Выпустив троянское приложение через подставную фирму, Facebook поступил очень рискованно, и это рискует подорвать доверие к компании со стороны руководства Коммунистической партии Китая, если такое доверие вообще существовало. А если его не было, то Facebook ничем не рискует. В конце концов, пусть китайцы теперь попробуют найти обоснование для блокировки этого приложения или попробуют доказать причастность Facebook.

© Geektimes