Дайджест российских программ поддержки ИТ-стартапов #1

74aa83307e6e4ccea222e5862c98593d.jpgВ сегодняшнем и последующих выпусках нашего дайджеста мы будем рассказывать о разнообразных отечественных программах поддержки ИТ-стартапов. Подробный перечь таких программ мы приводили ранее. Для каждого выпуска дайджеста мы планируем подбирать программы, различные по своему фокусу и возможностям, но объединенные общей темой — сегодня, например, мы будем говорить о связи таких программ и классического образования.

На сегодняшний день в России программ поддержки молодых предпринимателей, работающих при ВУЗах или тесно связанных с темой образования в целом, достаточно много, поэтому в рамках первого дайджеста мы расскажем лишь о некоторых из них. Помимо, собственно, перечня подобных компаний, мы включили в дайджест их более подробное описание, а также несколько небольших интервью, в которых представители программ поддержки отвечают на наши вопросы о том, как связаны их организации с классическим образованием, как такие компании популяризуют стартап-культуру в стенах своих alma mater и можно ли совмещать учебу и, пусть маленький, но бизнес.

Между прочим, тема образования для сегодняшнего выпуска выбрана не случайно: во-первых, сами процессы поддержки, например инкубации и акселерации, предполагают обучение участников таких программ, во-вторых, среди студентов институтов и университетов наблюдается повышенный интерес к созданию стартапов и изучению процессов ведения бизнеса. Подтверждением тому является, к примеру, стэнфордский курс How to start a startup. В-третьих, существует не лишенное оснований представление, что большинство основателей ИТ-стартапов происходят именно из среды студентов (или недавних выпускников высших учебных заведений). Справедливо это или нет, но основателя бизнеса (в особенности, венчурного) принято ассоциировать с учебным заведением, которое этот человек окончил — отсюда и логическая связь между ВУЗами и программами поддержки ИТ-предпринимательства.

В этом выпуске: Консультирование и подготовка к участию в конкурсах и программах инноваций Организации, оказывающие образовательную поддержку молодым предпринимателям варьируются от крупных образовательных проектов (таких, как ОтУС) до сравнительно небольших инициатив, основной целью которых является подготовка проектов к участию в определенных конкурсах или программах поддержки инновационного предпринимательства. Могут оказывать как «точечную поддержку» и консалтинг, так и проводить масштабные обучающие программы сродни классическому ВУЗовскому курсу лекций.ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества» (ГБОУ «ИннАрт»). Центр создан под эгидой Департамента образования г. Москвы, работает с молодежью и оказывает консультационную поддержку и сопровождение молодых авторов и коллективов инновационных проектов по вопросам участия в конкурсах и инновационной деятельности. Проводит мероприятия, аккредитованные по программе «УМНИК», «СТАРТ» и др.

«Приемная инноватора» — проектный офис и координирующее подразделение программы «УМНИК», организующее семинары, конференции и консультирующее молодых предпринимателей по вопросам участия в инновационных конкурсах.

Открытый Университет Сколково (ОтУС). Открытый университет предлагает молодым предпринимателям сразу несколько образовательных программ, в том числе лекционную программу по изучению мировых технологических трендов и интерактивную программу, направленную на формирование малых команд с предпринимательскими компетенциями, а также помощь командам в поиске идей инновационных проектов. Кроме того, Открытый Университет помогает развивать бизнес-компетенции у участников проекта «Сколково» и помогает подготовить заявку соискателям статуса участника.

Бизнес-инкубаторы На конкурсной основе оказывают экспертную и финансовую поддержку предпринимательства (преимущественно небольших технологических проектов), коммерциализацию и запуск новых бизнесов. Предоставляют услуги менторов и экспертов, финансовые сервисы, сетевое взаимодействие с партнерами и клиентами, предоставление офисных площадей (ряд услуг варьируется в зависимости от конкретной программы бизнес-инкубации).Бизнес-инкубатор Финансового Университета при Правительстве РФ FUBI. Инкубатор (в рамках FUBI ведется также программа преинкубации) предоставляет резидентам офисные площади, консультирует проекты, проводит анализ ключевых показателей проекта и привлекает для них долевое и долговое финансирование.

Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ HSE Inc. Инкубатор помимо стандартных возможностей проводит Летнюю школу HSE {SUN}, конкурс бизнес-идей HSE {14K}, чемпионат по деловой игре «Железный предприниматель», организует семинары и практикумы для стартапов.

Технопарки Отличаются от бизнес-инкубаторов в первую очередь тем, что помимо консалтинга и предоставления офисных помещений часто дают резидентам возможность развернуть на своей территории собственное производство или проводить исследования (внутри технопарков могут быть запущены процессы бизнес-инкубации как отдельный тип программ или услуг).ОАО НПП «Сапфир». «Сапфир» — предприятие, работающее в сфере российской оборонной промышленности (поставляет микропроцессоры для Роскосмоса и Минатома РФ). Предприятие создало собственный технопарк, предоставляющий резидентам не только образовательные программы и офисные помещения, но и возможности по запуску собственного производства. Технопарк осуществляет технологический и финансовый менеджмент резидентов, предоставляет юридические и маркетинговые услуги, а также научно-техническую экспертизу проектов.

3ceec2d258dd433d86d0970b30de1429.jpg

Наши вопросы представителям программ: 1. Насколько высок процент учащихся ВУЗа среди резидентов инкубатора? Есть ли среди резидентов команды, не связанные напрямую с ВУЗом? Имеют ли учащиеся карт-бланш при решении вопроса о зачислении команды в программу инкубации? Дмитрий Шумихин, директор бизнес-инкубатора FUBI Учащиеся Финансового Университета при Правительстве РФ участвуют в образовательной программе Преинкубатора, в рамках которой пробуют свои силы в создании бизнеса или стажируются у резидентов. Среди резидентов порядка 25% выпускников и магистров нашего университета, остальные из других ВУЗов. Карт-бланш учащиеся получают на бесплатное участие в Преинкубаторе (с учащимися других ВУЗов я не работаю в настоящий момент). А при зачислении в программу инкубирования имеет значение только бизнес-проект, происхождение команды вторично.

Анастасия Тюрина, генеральный директор Инновационного центра «ВШЭ Инновации» Инкубатор ВШЭ открыт для любых команд, вне зависимости от принадлежности к НИУ ВШЭ. Практически все команды смешанные. Часто бывает так, что студенты или выпускники ВШЭ присоединяются к резидентам по ходу работы в инкубаторе, посещая его мероприятия и т.п. Карт-бланш у студентов ВШЭ нет. В инкубатор отбираются команды, которые действительно могут эффективно расти там: у них есть свой прототип, есть начальное понимание команды, а самое главное — готовность и желание работать на результат.

2. Как вы «пропагандируете» свою работу в стенах ВУЗов/учебных заведений: проводите ли вы какие-то занятия, тренинги, лекции для учащихся? Михаил Комаров, ГБОУ «ИннАрт» На базе Московского центра инноваций и научно-технического творчества (ГБОУ «ИннАрт») регулярно проводятся занятия для учащихся в области инновационной и научно-технической деятельности. На базе ГБОУ «ИннАрт» также регулярно проводятся занятия Московской школы изобретателя, а также проводятся городские конкурсы в сфере инженерно-технического творчества (например, «Я изобретатель», «От идеи к проекту»), которые способствуют популяризации научно-технического творчества, развитию инновационной составляющей дополнительного образования и формированию коллективов и авторов будущих инновационных проектов.

Дмитрий Шумихин, директор бизнес-инкубатора FUBI Периодически партнеры инкубатора проводят образовательные мероприятия для учащихся, раз в год проходит общеуниверситетский конкурс проектов. Основной продукт для учащихся — Преинкубатор.

Анастасия Тюрина, генеральный директор Инновационного центра «ВШЭ Инновации» Продвижение инкубатора — регулярная задача команды. 2 раза в год проводится День Вышки, а в начале сентября — День первокурсника. Каждая крупная программа (факультатив, программа акселерации, социальный трек и т.п.) всегда сопровождаются Днем открытых дверей. Самый активный канал продвижения — сайт ВШЭ и инкубатора. Все студенты и преподаватели ВШЭ также являются частью программы внутренней рассылки новостей Вышки, благодаря которой мы всегда имеем возможность оповестить аудиторию о новостях, значимых мероприятиях, конкурсах.Чем раньше студентов начать вовлекать в предпринимательство и знакомить с работой инкубатора, тем выше шансы, что они станут нашими резидентами. Все хорошие студенты работают, как правило, начиная с третьего курса, и им совсем не до стартапов. Зато самая высокая активность в разработке идей у ребят 1–2 курса. Именно для них есть Железный предприниматель — чемпионат по разработке бизнес-идей. Кроме того, мы проводим более 100 бесплатных мастер-классов в год. Как показывает опыт, практически все студенты ВШЭ как минимум несколько раз за время учебы принимали участие в мероприятиях инкубатора.

3. Насколько, на ваш взгляд, реально создавать свой стартап и параллельно учиться? Стартап и учеба мешают друг другу или все-таки можно извлечь пользу для себя и своего проекта, сочетая одно с другим? А.Ю. Сметанов, директор технопарка ОАО НПП «Сапфир», д.э.н., профессор На сегодняшний день в российском образовании внедряется проектный подход к обучению: если имеется возможность в рамках учебного процесса заниматься реализацией своего проекта на практике, то все реально. Например, на базе технопарка ОАО НПП «Сапфир» расположена Кафедра инновационного менеджмента Университета Машиностроения (МАМИ), что позволяет в рамках учебного процесса заниматься проектной деятельностью на базе технопарка ОАО НПП «Сапфир» и Молодежного инновационно-технологического центра ОАО НПП «Сапфир» и реализовывать собственный стартап, а также впоследствии уже после создания предприятия стать резидентом Технопарка. Это очень хороший опыт и подход в комплексной поддержке обучения, проектной деятельности и развития молодежного предпринимательства.

Дмитрий Шумихин, директор бизнес-инкубатора FUBI Я сам учился и создавал свой первый стартап с 4 го курса. У меня хорошо получилось совместить учебу и бизнес. В рамках предметов я переносил получаемые знания на свой проект, писал по нему курсовые, рефераты, лабораторные и т.д. Учебу можно хорошо совмещать с процессом планирования и подготовки бизнеса. Управлять бизнесом лучше после выпуска, чтобы уделять все время бизнесу, только так можно получить результат.

Евгения Русских, менеджер проектов фонда «Сколково» Если говорить о наукоемком бизнесе, то студенты инженерных специальностей могут в процессе учебы трансформировать свой НИР или НИОКР в предпринимательский проект. Более того, мне кажется это очень полезной практикой, так как это дает возможность столкнуться с «реальным миром» и понять, стоит ли вообще заниматься предпринимательством, или это «не твоё». Ну и помимо прочего, при написании НИРов в подавляющем большинстве российских вузов студенты либо работают на будущую кандидатскую, либо результаты их дипломной работы идут «в стол». А если уже на стадии написания НИРа принимать во внимание коммерческую составляющую проекта, то возрастет количество МИПов, созданных в соответствии с федеральным законом №217-ФЗ, что в целом положительно скажется на экономике страны.

4. Может ли создание стартапа при вашей поддержке стать естественным продолжением учебы в ВУЗе — есть ли у вас программы поддержки выпускников, ведет ли ваша организация активную работу со студентами последних курсов? Считаете ли вы такой подход эффективным? Анастасия Тюрина, генеральный директор Инновационного центра «ВШЭ Инновации» ВШЭ — научно-исследовательский ВУЗ гуманитарной направленности, здесь нет фокуса на подготовке предпринимателей: в ВШЭ готовят специалистов в экономике, менеджменте, социологии, госчиновников, финансистов. И это правда жизни. Создание стартапа в течение учебы в ВШЭ скорее является исключением. Кстати, в рейтинге ТОП 20 лучших стартапов России только 3 человека — выпускники ВШЭ. И, пожалуй, только Елена Масолова и Айнур Абдулнасыров сделали стартапы во время учебы.И это только подтверждает фокус Вышки на исследованиях и образовании людей не-предпринимательского склада. Кроме того, студенты ВШЭ выходят из ВУЗа с целью зарабатывать никак не менее 100 000 фиксированным окладом, чего не дает ни один стартап!

Есть, коненчо, и замечательные исключения: например, Саша Иванов, который создал свой стартап «Бюджет по СМС», познакомившись на занятиях инкубатора со своим партнером Рустемом Файзуллиным, получив грант НИУ ВШЭ (конкурс ФИП), пройдя мастер-классы и программу акселерации. Сейчас стартап является резидентом акселератора Киви Юниверс и получил следующий раунд инвестиций.

И еще раз повторю, вовлекать студентов в инкубатор на старших курсах слишком поздно. Вовлечение и первое знакомство должно произойти на 1–2 курсах, только тогда они придут, например, на программы стажировок в стартапах инкубатора или других наших партнеров, чтобы на 3–4 курсе пройти там практику, сделать кейсы (это программа СТАРТА). Такая практика позволяет ощутить вкус и драйв работы в стартапах.

Евгения Русских, менеджер проектов фонда «Сколково» Мы активно работаем со студентами старших курсов. Они амбициозны и целеустремлённы, поэтому у них большой потенциал создания собственного инновационного бизнеса. Также Открытый университет Сколково сейчас активно развивает направление стажировок, в рамках которого мы предлагаем студентам пройти стажировку в сколковских стартапах, в Фонде «Сколково» и компаниях-партнерах. Подробнее про стажировки можно посмотреть тут. А если студент желает продолжить обучение по окончании вуза, то Сколковский институт науки и технологий предлагает уникальные для России возможности: совмещение исследовательской деятельности с предпринимательским опытом (с возможностью проводить часть обучения за рубежом в ведущих мировых университетах).

5. Сотрудничаете ли вы с другими программами поддержки молодых предпринимателей? Какие это программы и как они помогают вам расширить пул ваших возможностей? Михаил Комаров, «Приемная инноватора» Проектный офис «Приемная инноватора» является центром мониторинга для проведения экспертной оценки, анализа реализации и консалтинговой поддержки проектов, выполняемых по программе «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Мы активно ведем сотрудничество с Фондом содействия, поскольку программа «УМНИК», на наш взгляд, уникальна: в ее рамках от государства финансирование получают более 1500 человек по всей России. На мой взгляд, более масштабных, открытых и эффективных программ поддержки молодых предпринимателей в России на сегодняшний день нет. Также мы активно сотрудничаем с другими институтами развития, венчурными фондами и технопарками, в том числе с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, в рамках которого также ведется поддержка молодых предпринимателей в Москве.

Евгения Русских, менеджер проектов фонда «Сколково» Один из основных форматов работы Открытого университета Сколково со студентами, аспирантами и молодыми учеными — это сезонные школы. Зимняя или летняя школа — своеобразный интенсив, в рамках которого ребята в течение 6 дней работают в Гиперкубе Сколково над проектами. В рамках подготовки программы сезонных школ мы активно взаимодействуем со всеми институтами развития РФ, а также с несколькими инкубаторами и акселерационными программами. Это взаимодействие позволяет нам собрать самый качественный контент и дать участникам школы полное представление об инновационной экосистеме России. А еще все наши подписчики пару раз в месяц получают newsletter Открытого университета Сколково, в котором мы собираем не только свои новости и анонсы, но и анонсы наших партнеров.

© Habrahabr.ru