Blame Canada: Google и Кембриджский университет создают «вакцину от дезинформации»

ce8e3ad3862c21df8d80c7186cae6ced.jpg

Исследовательский центр Кембриджского университета опубликовал результаты эксперимента, целью которого были разработка и испытания «вакцины от дезинформации и манипулирования в Интернете». 

Команда психологов из университетов Кембриджа и Бристоля объединилась со специалистами из Jigsaw, подразделения Google, одна из заявленных целей которого — создание «открытого общества». Вместе они спродюсировали и показали разным группам людей 90-секундные анимационные ролики, раскрывающие основные методы манипулирования — такие как поиск козла отпущения или преднамеренное нарушение последовательности. Например, практику поиска козла отпущения проиллюстрировали знаменитым эпизодом из South Park.

Используя «стратегию предупреждения», авторы эксперимента заранее знакомили людей с образами, лежащими в основе манипуляций, чтобы те могли лучше распознавать ложь в Интернете. Исследователи сравнивают такой подход с вакцинацией: давая людям «микродозу» дезинформации, они хотят предотвратить манипулирование их сознанием в будущем.

В статье из журнала Science Advances, посвящённой итогам эксперимента, учёные пишут, что их выводы основаны на шести контролируемых экспериментах с участием 6464 человек и «полевом исследовании в реальном мире» в YouTube, охватившем около 5,4 млн человек.

Несмотря на интенсивный «шум» и отвлекающие факторы YouTube, способность распознавать приёмы манипулирования, лежащие в основе дезинформации, у посмотревших ролики зрителей увеличилась в среднем на 5%. А видео с ложной дилеммой «привитые» участники распознавали в 1,95 раза лучше, чем контрольная группа. В случае с видео о нарушении последовательности изложения «привитые» участники были более чем в два раза лучше (в 2,14 раза). Эффект прививки был одинаковым как для либералов, так и для консерваторов, и распространялся на людей с разным уровнем образования и разными типами личности.

Google уже использует полученные данные. В конце августа Jigsaw развернёт предварительную кампанию по борьбе с манипуляциями на нескольких платформах в Польше, Словакии и Чехии.

© Habrahabr.ru