Biz Breeze #1. Субъективно — о новостях CRM и ИТ-бизнеса

На Хабре публикуются много интересных и разных дайджестов, которые мы читаем каждую неделю: о событиях, мобильной разработке, дизайне, программировании и т.д. Нам показалось странным, что нет историй об IT в бизнесе. А между тем, всё больше банков, магазинов, страховщиков, производств относят себя не к своим отраслям, а к IT-компаниям, потому что используют (и, что важно, создают!) программы, приложения, сложные решения, интеграции. Тема нам максимально близка, поэтому мы решили создать свой дайджест по своим правилам — без сотен ссылок, списков и формализации — неформальное чтиво об интересных событиях CRM и не только. Попробуйте — вдруг понравится.

18ee1a2b937380ca8e8239890b4d7428.png


Несколько оговорок в первом выпуске


Нам самим не всё нравится в существующих дайджестах, поэтому мы решили работать по-своему. Поясним основные принципы выпусков нашего Biz Breeze — всего того, что нанесло лёгким ветром новостей в сторону команды RegionSoft.

  • Мы будем выбирать наиболее интересные на наш взгляд новости об IT-проектах и CRM-системах, рассказывать о них и немного комментировать.
  • Мы не обещаем еженедельные выпуски (во всяком случае, пока), но обещаем интересные — поэтому подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
  • Мы хотим слышать ваше мнение и готовы обсуждать материалы выпуска в комментариях.
  • Мы никогда не расскажем о криптовалютах и ICO. Ну если только какой-нибудь вендор из числа магического квадранта Gartner не выйдет на ICO.
  • Скорее всего, мы будем рассказывать исключительно о зарубежных проектах — о русских все и так способны прочитать на нашем родном языке. Хотя… поживём-увидим.
  • Мы делаем дайджест для того, чтобы читатели Хабра получили чуть больше информации об ИТ в бизнесе и, может, вдохновившись, создали свои крутые проекты. А почему бы и нет?
  • И да, мы открываем одноименный канал в Телеграм t.me/bizbreeze, в который будем закидывать новости, суждения и что-то ещё. Причём каждый день.  Заходите на огонёк.


Ждём откликов, оценок, пожеланий по выпуску — всё примем к сведению.

Поехали!


О CRM


CRM для знакомств инвесторов и стартапов


Венчурный фонд Dorm Room Fund зарелизил  VCWiz, инструмент, с помощью которого стартаперы и владельцы бизнеса смогут найти инвестора, готового вложиться в компанию. По сути, это своеобразная онлайн CRM-система, в которой можно ввести информацию о стартапе, прописать свою отрасль и даже указать некоторые пожелания к инвестору. Там же можно найти проект самому инвестору или же подсмотреть, с какими конкурентами вам предстоит соперничать, прочитать отзывы. Определённым группам пользователей доступна информация о недавних инвестициях, соинвесторах, сделках и т.д. Механизм этой CRM предполагает возможность перемещения по этапам сделки: от переговоров до закрытия. Система работает с внешними источниками, социальными сетями и использует машинное обучение, чтобы рекомендовать стартапы инвесторам. Кстати, эта система была разработана как часть магистерской диссертации студента MIT.

Наш комментарий: Задумка удачная, реализация на высоте. Такие базы делают отношения между сторонами открытыми и прозрачными, исключают влияние человеческого фактора и ускоряют бизнес-процессы внутри порядка инвестирования. К тому же, такая вот интерактивность даёт дополнительный контакт в спокойной обстановке вне звонков и переписки, а значит у всех есть время на подумать и проанализировать.

Конечно, это не CRM-система в том понимании, в котором её привык видеть российский бизнес, но это CRM в плане управления взаимоотношениями с клиентом. Было бы неплохо, если бы подобные решения были внедрены и для B2C-сектора, например, в страховании.

CRM приведёт пациента к врачу


Технологическая компания, работающая над решениями для автоматизации маркетинга в сфере здравоохранения Trilliant Health, выпустила систему класса iCRM — интеллектуальной CRM. Компания видит своей миссией дать больницам и иным медицинским учреждениям инструмент, который позволит сэкономить на маркетинге и сделать воздействие более точечным. Система собирает данные из разных источников и позволяет понять самые тонкие потребности человека в сфере здравоохранения и делает это на уровне лучших CRM для бизнеса. CRM анализирует данные о претензиях потребителей, об их работодателях и идентифицирует каждого потенциального пациента (мы-то помним, что здоровых нет, есть недообследованные). Основываясь на массиве информации, система предлагает канал связи  (причём именно тот, на который человек скорее всего среагирует) и индивидуально подобранный контент, который должен точечно и успешно привлечь клиента (простите, пациента).

Наш комментарий: Решение крутое, правда, цены на него и на другое ПО той же компании нам разведать так и не удалось. Можно пошутить про то, какие у нас системы автоматизации здравоохранения и какие у них, но это глупая шутка, потому что у нас сама система здравоохранения и частных клиник иная (не хуже и не лучше — просто другая). Что касается того, что они анонсировали в плане функциональности, это очень добротный и продуманный подход, основанный на данных. И это прекрасное применение данных в бизнесе.

Безусловно, персонификация сегодня решает практически всё, так что система обречена на успех. Думаем, что эта CRM-система несёт важную социальную функцию: подобный подход однозначно поспособствует ранней диагностике заболеваний, которые ещё не начали тревожить человека.

Но нам, между делом, вспомнилась старая байка про автоматизацию нашей жизни. Кстати, CRM в чистом виде.
Клиент:
 — Привет, я хочу сделать срочный заказ.
Оператор:
 — Продиктуйте пожалуйста ваш номер персональной идентификации.
Клиент:
 — 73650283–74–6253–08
Оператор:
 — Спасибо, господин Василий Петрович Иванов. Вы проживаете в Москве по ул. Шахтостроителей, д. 5, корп.13 кв. 84, а работаете в компании ITCoolUnion по адресу… Дома у вас номер телефона 6587428, на работе — 3154875, а номер сотового — 3854625. Вы позвонили с домашнего телефона, поэтому хотите заказать пиццу домой?
Клиент:
 — Да, я сейчас дома. А откуда вы знаете все эти телефонные номера?
Оператор:
 — Мы подключены к Государственной справочной системе
Клиент:
 — Ладно, есть у вас мясная пицца с грибами?
Оператор:
 — Hам кажется, вам она не подойдет.
Клиент:
 — Почему?
Оператор:
 — По данным Министерства здравоохранения, у вас высокое кровяное давление и повышенный уровень холестерина в крови
Клиент:
 — Ладно, а что мне можно?
Оператор:
 — Мы уверены, что вам понравится соево-йогуртная пицца
Клиент:
 — С чего бы это вдруг?
Оператор:
 — Hа прошлой неделе вы заказали в Интернет-магазине книгу рецептов соевой диеты, а в прошлом месяце купили йогуртницу.
Клиент:
 — Ладно, и сколько стоит эта пицца?
Оператор:
 — Вы сейчас дома вместе с женой и двумя детьми, поэтому нужно заказать две большие пиццы, которые будут стоить 600 руб.
Клиент:
 — Идет, плачу по кредитке, запишите номер
Оператор:
 — По информации от вашего банка у вас перерасход счета, поэтому нужно заплатить наличными
Клиент:
 — Хорошо, что успел снять немного денег в банкомате
Оператор:
 — По сведениям из банкомата и данным о ваших предыдущих покупках, вы не сможете оплатить доставку пиццы на дом, но вы можете сами забрать свой заказ.
Клиент:
 — Идет, продиктуйте адрес, и я подъеду на машине через полчаса.
Оператор:
 — Лучше воспользоваться велосипедом, ведь вы не продлили полис обязательного страхования, поэтому не имеете права водить свой автомобиль.
Клиент:
 — @#%/$@ ?#! Совсем забыл.
Оператор:
 — Вам нужно следить за своей речью, ведь еще не закончился срок административного взыскания за нецензурную брань в метро, которую зафиксировала система слежения.
Клиент:
(сопит в трубку)
Оператор:
 — Прекрасно, ваш заказ принят и будет готов через полчаса. Что-нибудь еще?
Клиент:
 — Hичего, но ваша реклама обещала к каждой пицце бесплатную бутылку Пепси.
Оператор:
 — Сожалеем, но инструкция Пенсионного фонда запрещает предоставление этого напитка диабетикам…

(Версия с Pikabu).


По мотивам рассуждений Manash Chaudhuri, ConvergeHub о блокчейн в CRM


Вы уже успели привыкнуть к backend-as-a-service (BaaS)? Теперь BaaS — это blockchain-as-a-service. Искушенные ребята уже успели заметить вот эту страницу Microsoft (кто-то уже использовал подобное в работе, поделитесь?), но в скором времени BaaS  предложат и другие корпорации. И, кстати, ожидается, что блокчейн найдёт своё место и в CRM-системах. Одна из самых больших проблем CRM-систем — это неправильные или дублирующиеся данные о клиентах. Блокчейн позволит реализовать принцип «один клиент — один блок», и таким образом информация будет унифицированная и точная, и все транзакции будут также относиться к этому блоку. Таким образом, продажи, маркетинг и саппорт избавятся от ненавистных дублей в системах. Ну и конечно, продвинутые клиенты и бизнес-клиенты будут более доверять, например, покупкам в вашем интернет-магазине, если в CRM используется блокчейн. Плюс ко всему, блокчейн поможет делать исключительно персонифицированные предложения и уникальные программы лояльности.

Наш комментарий: К сожалению, пока блокчейн у большинства населения ассоциируется (а иногда и путается) с биткойном. Между тем, это перспективная технология для ситуаций, когда совершаются потенциально небезопасные транзакции. Блокчейн в CRM-системах представить пока сложно, но в банковском деле и интернет-ритейле — вполне. Главное, чтобы использование не было номинальным — мы уже видели несколько примеров того, как вендоры ПО заявляли о нейронных сетях на борту их разработки, а по сути, всё это оказалось не особо востребованным бизнесом. Пока у российского малого и среднего бизнеса не очень высокая культура автоматизации, слова «блокчейн, бигдата, нейронная сеть» будут наводить его лишь на мысль о том, что он покупает дорогое решение и переплачивает за ненужный функционал. Так что до технической реализации блокчейна в CRM пока далеко, а превращение технологий в маркетинговую фишку без реальной имплементации — рытьё могилы самим себе. Впрочем, не исключаем экспериментов у того же Salesforce.

ИТ-компании


Выборы, выборы, кандидаты — лидеры


Популярный сайт обзоров и рейтингов ПО G2 Crowd выпустил рейтинг ТОП-100 компаний-разработчиков. Подробности по категориям вы можете посмотреть на самом сайте, а мы приведём 10 самых-самых, уже с нашими субъективными комментариями:

  1. Slack Technologies, Inc. — мессенджер, который занял своё место абсолютно заслуженно. Отличная функциональность, чат-комнаты, удобное управление задачами, файлами, статусами, возможность совершать звонки и т.д. — годное решение для бизнеса, конференций, семинаров и т.д.
  2. Shopify — разработчик систем для онлайн и оффлайн ритейла, создают удобные и полезные приложения. Безусловный лидер, к тому же в выигрышной отрасли — ритейл наращивает мускулы, и в условиях общества бесконечного потребления сдуваться не собирается.
  3. Google — ну крутые ребята, кто поспорит. Даже этот текст мы пишем и согласуем в Google Docs.
  4. Mailchimp — качественный сервис рассылок, удобный, с хорошей аналитикой, с тонкими настройками. Мы неоднократно оценили его по достоинству — и это при том, что у нас в RegionSoft CRM есть встроенный почтовый клиент собственной разработки.
  5. Salesforce — есть икона стиля, а это икона CRM и SFA. Качественный, сложный, умный продукт с продуманной экосистемой. У них есть чему поучиться всем CRM-щикам мира.
  6. WordPress Foundation — без комментариев, каждый из нас знает ценность этой блоговой платформы.
  7. SurveyMonkey — сервис опросов. В принципе, хороший, но мы в своё время предпочли Typeform. Хотя не исключаем, что посмотрим в сторону приложения ещё раз.
  8. Adobe — тоже не нуждается в комментариях. Говоря коротко, компания покрывает все медиа-нужды любого бизнеса.
  9. Zoom Video Communications — сервис видеоконференций. Мы его не использовали и сказать ничего не можем, но в наше время удалённых сотрудников, распределённых команд и онлайн-торговли значение видеосвязи трудно переоценить.
  10. HubSpot — сервис, охватывающий все задачи интернет-маркетинга на 360 градусов, включая SEO и социальные сети. Мы как-то в стороне от таких вещей, но очевидно, что это сверхпопулярный сервис.


Азия доверяет «цифре», а «цифра» ищет безопасников и аналитиков


Не менее интересная статистика вышла у Economist Intelligence Unit (EIU), оценивающего в том числе города по степени приятия цифровой среды (доверия цифровой среде).  Показательно, что в топ-10 «доверяющих цифре» городов вошли 8 азиатских центров, таких как Шанхай, Бангалор (1 место), Пекин, Нью Дели и т.д.

Кстати, в том же отчёте есть список наиболее востребованных  ИТ-навыков. В принципе, всё довольно очевидно — и конечно, спрос бизнеса на специалистов в сфере разработки и технологий крайне высок, а вот рынок кандидатов так же крайне печален. Увы, найти хорошего разработчика даже на хорошие деньги сложно, особенно в регионах. Советуем обратить внимание на этот график студентам — через 5–6 лет вы сможете войти в эти сферы профессионалами.

d699778cdfeda5cf84f893d56737580d.png

Двумя абзацами


Amazon прижимает


Walmart сокращает до 1000 рабочих мест в штаб-квартире. Оптимизация вызвана нарастающей угрозой со стороны Amazon. Первая волна сокращений в начале 2018 года составила 500 человек, и в неё попали маркетологи, HR-специалисты, мерчендайзеры, специалисты по управлению объектами недвижимости и прочие. Вторые 500 человек из ожидаемой 1000 будут сокращены в 2019 году. Тогда же будут проведены операции по сокращению пула недвижимости для формирования новой штаб-квартиры.

Наш комментарий: Amazon суждено сокрушить ещё не одного гиганта и в корне изменить ещё не одно правило бизнеса и технологий. Противостоять ему на американском и европейском рынке крайне сложно. Буквально в середине января на CES-2018 можно было наблюдать, как Amazon Alexa внедрена едва ли не в каждый утюг и холодильник, как упорно она борется с голосовым ассистентом от Google. И Amazon ещё несколько лет будет определять, каким станет ритейл.

Что касается структуры сокращений в Walmart, то она отражает рынок в целом: менеджеров, маркетологов и HR во многом способна заменить автоматизация, компаниям лучше сосредоточиться на инвестициях в ИТ-инфраструктуру.

WhatsApp, man?


WhatsApp запустил отдельное приложение для владельцев малого бизнеса под названием WhatsApp Business. Приложение помогает малым предприятиям легко подключаться к клиентам и имеет такие функции, как интеллектуальные средства обмена сообщениями. Дополнительно в карточках компаний будут содержаться все контакты, информация о бизнесе будет верифицироваться. WhatsApp Business также совместим с веб-сайтом WhatsApp и является бесплатным и доступен для пользователей Android.

Наш комментарий: 1 февраля число пользователей WhatsApp превысило 1,5 млрд. человек. Каждый день через приложение пользователи пересылают около 60 млрд. сообщений. Через этот мессенджер с пользователями общаются сотни тысяч небольших компаний по всему миру. Поэтому важно, чтобы компании были верифицированы и имели аккаунты с подробной информацией — так вырастет и доверие, и лояльность. Мессенджер работает для людей и для малого бизнеса, это правильный и грамотный вектор.

Вот такая вот вышла наша первая ИТ-мозаика. Подписывайтесь на наш Telegram и блог на Хабре. Будет по делу.

© Habrahabr.ru