Аудиобубен лейтенанта Шмидта: бредогенерация с частотой 432 Гц

«Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа в неё верит!»
П.Й. Геббельс

Как и у большинства моих постов — у этого есть причина. Сравнительно недавно один из моих случайных собеседников решил впечатлить меня знанием истории музыки и поведал много «интересного» о эталоне настройки ноты «ля» первой октавы. К слову, по первому впечатлению человеком он был не глупым (пока не начал рассказывать про частоту 432 Гц) и, по его словам, являлся выпускником Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Рассказ собеседника изобиловал массой псевдоисторических «отступлений» и апелляцией к исследованиям математика Фибоначчи и наследию Джузеппе Верди.

59ec7b7339e40131081112.jpeg

С верующими спорить бессмысленно, поэтому я решил узнать о частотном мифе побольше у гугла и столкнулся чудовищной картиной. Оказалось, что рунет изобилует антинаучными и эзотерическими рассуждениями относительно эталонных частот для музыкального строя. Количество желтого конспирологического контента просто поражает. Разумных и адекватных публикаций на эту тему сравнительно не много, а их посещаемость значительно ниже чем у откровенной чуши.

Уровень аргументации большинства оккультно-мракобесных источников едва ли может впечатлить мало-мальски грамотного школьника. Несмотря на это я решил добавить ещё одну ложку правдивого дегтя в море приторно сладкой и ядовитой для здравого смысла эзотерической медовухи.

В принципе, абсурдность утверждений моего собеседника вряд ли требует подробного анализа и доказательства — бред очевиден. Миф основательно развенчан, но для тех, кто случайно повёлся и не утратил при этом трезвость мысли я приведу несколько наиболее веских аргументов под катом. Мне интереснее другое, по какой причине такого рода чушь приобретает популярность, чему будет посвящен отдельный раздел сего опуса.

Геббельс и Рокфеллер украли «правильную» ноту «ля»


Сторонники теории «музыкального заговора» буквально убеждены в том, что существующий сегодня эталонный стандарт для настройки ноты «ля» первой октавы (440 Гц) — «неправильный», «вредный» и способствует «превращению людей в больных рабов». При этом утверждается, что нота «ля» 432 Гц и музыкальный строй, созданный на её основе, воспринимается человеком лучше, так как эта частота «соответствует биоритмам», «резонирует с водой», «связана с числами Фибоначчи», «гармонирует с ритмами вселенной», «исцеляет от страшных недугов» и просто поднимает настроение.

59ec7a05de463396923453.jpeg

Господа конспирологи также утверждают, что частота 432 Гц для ноты «ля» применялась с незапамятных античных времен, в частности, была ходовой для древних Греции и Египта. Позже её якобы очень ценили Вольфганг Амадей Моцарт и Джузеппе Верди. Именем последнего эта частота названа сегодня.

Самое интересное то, как описывают смену этой частоты. Тут мнения конспирологов расходятся. Одни утверждают, что «наезд» на «истинную » частоту начался ещё в 19-м веке и обвиняют Гельмгольца (по всей видимости потому, что тот действительно много думал о стандартизации музыкального строя, и, вероятно, создал-таки камертон с «демонической» частотой 440 Гц).

Другие грешат на Рокфеллеров, заявляя, что без изменения музыкального строя эти видные финансисты не смогли бы получить тотальный контроль над человечеством и фондовыми рынками. Третьи традиционно спихивают все на национал-социалистическую рабочую партию Германии, утверждая, что именно геноссе Геббельс обладал тайным знанием о «не правоверности» частоты 440 и ее пагубном влиянии на людей.

59ec7a06478b7572445693.jpeg

Преследуя тайную цель порабощения народов, нацисты внедрили в практику новый музыкальный строй на всей территории Рейха, а применение частоты 432 Гц для ноты «ля» 1-й октавы запретили под страхом мучительной смерти в безэховой газовой камере концлагеря Заксенхаузен. Иными словами, всё самое ужасное в мире связано с демоническим звуком ноты «ля» на частоте 440 Гц и музыкальном строе, созданном на её основе.

Пару слов о том, как всё обстоит на самом деле


Начну, пожалуй, с античных инструментов. По заявлению таких видных историков как Sifakis G. Μ. («The Function and Significance of Music in Tragedy», London, 2001.) и Скржинской М.В. («Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье / — СПб. 2010), античные музыкальные инструменты археологи находят в небольшом количестве и подавляющем большинстве в виде фрагментов. Камертоны для настройки античных музыкальных инструментов не использовались, строили на слух, ориентируясь на собственный голос.

Далее про Верди и Моцарта. Моцарт использовал камертон, созданный Йоханом Андреасу Штайном, известным венским настройщиком. Измерения показали, что камертон Штайна настроен на частоту 421,6 Гц. Кроме того, услугами Штайна пользовались Гайдн, Сальери и Бетховен. Это может свидетельствовать о том, что они также использовали частоту 421,6 Гц для ноты «ля» первой октавы. Сравнительно недавно был обнаружен камертон Генделя для настройки рояля. Измерения показали, что «ля» Генделя было немного выше чем у Моцарта, частота составляла 422,5 Гц.

59ec7a05de27f779347630.jpeg

На протяжении 18-го и почти всего 19-го столетия не существовало никакой эталонной частоты. Для разных залов, оперных театров и церквей (в случаях с органами) диапазон частот для ноты «ля» варьировался в пределах от 400 до 460 Гц. Впервые общепризнанный стандарт для ноты «ля» первой октавы был введен в Европе в 1859-м году, идею о стандартизации предложили концертные площадки Франции. В соответствии с этим стандартом нота «ля» настраивалась на 435 Гц.

Верди единственный композитор, который упомянул строй и частоту 432 Гц в 1900-м году, так как сначала завещал потомкам исполнять его реквием с «ля» частотой 435 Гц в соответствии с французским стандартом 1959 года, а позже сделал упоминание о том, что имеет смысл снизить частоту на 3 Гц (т.е. до 432-х). Причиной были не духовные особенности частоты и не ее якобы эстетическая ценность, а желание композитора сохранить аутентичность произведения и его поддержка единого французского стандарта.

К слову, о самих измерениях и Герцах, как единицах. Возможность сравнительно точно измерить частоту появилось в 1834 году, благодаря таким приборам как зубчатое колесо Савара и тонометра Шейблера. В качестве единицы измерения частоты были выбраны циклы в секунду, которым в 1930-м году было присвоено имя великого Герца.

Первое международное соглашение о принятии в качестве стандарта для ноты «ля» первой октавы частоты 440 Гц было принято на конференции в Британском институте стандартов в Лондоне в 1939 году. Немецкая делегация и тем более Геббельс при всём желании не могли участвовать в этой конференции, в связи с началом Второй мировой войны. В Германии этот стандарт был принят только в 1955-м году вместе со стандартом ISO 16.

Также рекомендую к просмотру и прочтению следующие материалы на эту тему:


virtualmind.ru/2014/07/07/432-vs-440
ask.audio/articles/music-theory-432-hz-tuning-separating-fact-from-fiction

Неиссякаемый фонтан человеческой глупости


Говоря совсем откровенно, мне было сложно поверить, что такое внушительное количество людей в России легко покупается на глупость о «всеблагой» ноте «ля». Уверен, что предыдущий раздел в этом посте не открыл Америки для подавляющего большинства читателей. Интересно другое, каким образом вполне адекватных людей, знакомых со школьным курсом физики, а также с основами музыкальной теории, убеждают в откровенной ахинее? Почему многие люди, часто молодые, склонны верить этому и другим мифам?…

Механизм убеждения достаточно прост. К бредовым умозаключениям примешивают мнение авторитетов, как в данном случае произошло с Джузеппе Верди. Крошечную фразу Верди (вырванную из контекста) про «ля» такой-то частоты, «великие гуру современности» превращают в доказательство своих маргинальных взглядов на стандарт. Первоисточник вряд ли доступен в сети и проверить будет достаточно сложно.

Далее, для пущей убедительности выдумывается история про античные инструменты, о которых даже археологи знают сравнительно не много (многие существуют только в качестве продуктов исторического моделирования, созданных на базе откопанных запчастей и изображений на амфорах). И тут же к «всеблагой» частоте примазывают имена античных мыслителей, сделавших первые шаги в теории музыки, в данном случае Пифагора. Исторический базис уже есть, становится ещё правдоподобнее.

Следующий шаг убеждающего мифотворчества — создание мировоззренческого конфликта. Цель конфликта — противопоставить продвигаемую ахинею чему-то страшному и демоническому, например Геббельсу или Рокфеллеру (тут в зависимости от целевой аудитории). Это автоматически превратит альтернативные точки зрения, во вражескую пропаганду, а, соответственно, в нечто недостойное внимания истинного адепта «частоты света и добра».

Для создания иллюзии научности всего изложенного числовое значение частоты, путем нумерологической спекуляции подгоняется под что-нибудь, связанное с человеческой физиологией, теоретической физикой, математикой или астрономией (биотоки мозга, частота сердечных сокращений, частота земли, солнца, воды, резонанс Шумана, числа Фибоначчи, ряды Фурье и т.п.). Обилие числовых значений в этих науках даёт туфтологам богатый выбор. Достаточно даже не прямых, а косвенных совпадений, например, частота одного из колебаний резонанса Шумана около 8 Гц (7,83 Гц), если умножить 8 на «правильную» цифру 54, то получится 432, а если на «неправильную» 55 — 440.

59ec7a063a8a2559189781.jpeg

Реальные частоты даже косвенно не связаны с числом 432, конспиролухи обычно подгоняют даже сами числовые значения

Для особо впечатлительных людей с визуальным типом восприятия записываются «эксперименты» с песком или мукой, наподобие представленного ниже:

На самом деле фокус доказывает лишь то, что материал резонирует на на нужной «исследователю» частоте. При этом заявляется, что правильные геометрические формы — суть неизученные наукой явления связанные с «божественной частотой».

О причинах, по которым технология внедрения мифа в массовое сознание хорошо работает, можно писать книгу. Я усматриваю несколько причин, которые особенно хорошо подходят для России. Снижение уровня школьного и прочего образования, на фоне массовой потери интереса к обучению. Практически всё для того, чтобы распознать чушь, есть в школьной программе, но у учащихся нет мотивации к запоминанию, а у преподавателей инструментов для развития мотивации.

Коммерческая раскрутка оккультных и эзотерических верований через СМИ, обилие контента в сети. Сюда легко отнести многочисленные «реалити»-шоу и даже целые телеканалы в кабельном вещании, которые пропагандируют псевдонауку и эзотерическое мракобесие. Деньги не пахнут, и ради рейтингов на благодатную почву атавизмов русского языческого мировосприятия падают зерна «тайных оккультных парадигм». Аналогичная ситуация эхом развивается в рунете, где каждый 10-й видеоблоггер скоро станет «просветленным», «всевидящим», «святым», достигшим нирваны через постижение таинств «великой и всеблагой» частоты 432 Гц.

Недоверие к науке и сомнение в научных авторитетах. Сложность современных научных открытий и разработок, неспособность их понять без достаточного уровня знаний, вызывают массовое недоверие к науке, снижая авторитет ученых в глазах широкой общественности. В поисках доступных и понятных мировоззренческих ориентиров, многие люди начинают смотреть на реальность через розовые оккультно-эзотерические призмы.

Итог


Предлагаю читателям самим подвести статистическую черту под моими рассуждениями и принять участие опросе, который размещен ниже.

Немного корпоративной джинсы.
В нашем каталоге есть музыкальные инструменты и аппаратура для создания музыки. Почти все инструменты можно настраивать, используя в качестве эталона любую из понравившихся вам частот, в том числе 421,6 Гц, 422,5 Гц, 435 Гц, и, конечно, святые 432 Гц и зловещий стандарт 440 Гц.

В материале использован фотоконтент ask.audio

© Geektimes