Астрономы нашли в газовом облаке необходимую для жизни аминокислоту

699c039bb722c49c3d1431acd40a2b3c.webp

Молекулярное облако Персея — скопление газа и пыли более 500 световых лет в поперечнике, содержащее множество молодых звёзд. Изображение было получено космическим телескопом НАСА «Спитцер» в 2019 году

Астрономы обнаружили большое количество аминокислоты «триптофан» в межзвёздном материале в близлежащей области космоса, где рождаются звезды. Триптофан — одна из 20 аминокислот, ответственных за формирование ключевых белков, необходимых для жизни на Земле. Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Следы этой аминокислоты в виде уникальных спектральных линий были обнаружены в данных, собранных космическим телескопом Спитцер, в инфракрасном свете от звёздной системы IC348. Это открытие может свидетельствовать о том, что аминокислоты, способствующие образованию белков, которые часто находят в метеоритах, могут присутствовать в газе и пыли, которые разрушаются при рождении планетных систем вокруг молодых звёзд.

«Доказательства наличия триптофана в молекулярном комплексе Персея должны стимулировать дополнительные усилия по выявлению других аминокислот в этом регионе и в других звездообразующих областях», — говорится в заявлении учёных, стоящих за открытием, исследователя Института астрофизики Канарских островов (IAC) Сюзанны Иглесиас-Грот. «Это захватывающая возможность того, что строительные блоки белков широко представлены в газе, из которого формируются звезды и планеты — это может быть ключом к загадке развития жизни в экзопланетных системах».

74a874a4c0ff05dd1e6e758cde6f2b16.png

Художественное представление обнаружения доказательств наличия триптофана в молекулярном комплексе Персея

IC348 — часть молекулярного комплекса Персея, огромного облака газа и пыли, которое содержит материал с массой, эквивалентной 10 000 солнц. По космическим оценкам, это газовое облако достаточно молодое — всего 2–3 миллиона лет, особенно по сравнению, скажем, с нашей Солнечной системой, которой уже 4,5 миллиарда лет.

IC348 находится на расстоянии около 1 000 световых лет от Земли, и это одна из ближайших к нашей планете областей звездообразования. Хотя IC348 обычно невидима невооружённым глазом, она ярко светится в инфракрасном свете. Анализируя инфракрасное излучение региона, Иглесиас-Грот обнаружила 20 эмиссионных линий молекулы триптофана. Учёные установили, что температура триптофана составляет 7 °С.

Иглесиас-Грот ранее использовала спектрографию и Спитцер для обнаружения других важных биологических предшественников жизни в звёздной системе IC348. В 2019 году она обнаружила сложные молекулы углерода, углерод-60 или «фуллерены», которые могут выступать в качестве строительных блоков для ключевых молекул жизни в этом регионе.

Ранее в этом году Иглесиас-Грот обнаружила в звёздном скоплении «суп» из сложных молекул, включая молекулярный водород (H2), гидроксил (OH), воду (H2O), углекислый газ (CO2) и аммиак (NH3). Это в дополнение к нескольким молекулам на основе углерода, которые могут играть роль в формировании более сложных углеводородов и пребиотических молекул, включая цианистый водород (HCN), этан (C2H6), гексатрин (C6H2) и бензол (C6H6).

«IC348 кажется очень богатым и разнообразным по своему молекулярному составу», — сказал Иглесиас-Горт в своём заявлении в начале этого года. «Новизна заключается в том, что мы видим молекулы в диффузном газе, из которого формируются звезды и протопланетные диски».

Молодые планеты по мере их формирования могут присоединять эти пребиотические молекулы к своему материалу на поверхности, что потенциально способно поддерживать развитие жизни. Или же, например, эти молекулы могут быть сохраниться в астероидах, которые образуются из материала, оставшегося после рождения планет, и затем упасть на поверхности «готовых» планет во время бурных первых лет существования планетных систем.

Каким бы ни был механизм доставки молекул, попав на поверхность планеты, они могут участвовать в химических процессах, которые образуют белки и в конечном итоге приводят к развитию жизни.