Apple блокирует законы о свободном ремонте электроники
Компания прикладывает все усилия, чтобы затруднить ремонт техники неавторизованными мастерскими
Планшет iPad Pro в разобранном виде. Фото: iFixit
На Geektimes неоднократно обсуждалась тема абсурдных цен на ремонт техники Apple: замена треснувшего стекла в iPhone стоит $149, в iPad Pro — $599 (плюс доставка), замена аккумулятора в телефоне — $79, замена материнской платы в MacBook Air — $750 и так далее.
Например, если вы достали где-то дешёвое стекло от стороннего производителя, то в авторизованном центре Apple откажутся его устанавливать. Произвести ремонт своими силами тоже не у каждого получится: чтобы отделить старое стекло от экрана, нужно очень аккуратно нагреть его до конкретной температуры, когда клей на стыках расплавится.
Процедура разбора iPad Pro. Источник: iFixit
Ясно, что большинству обывателей такая процедура не под силу: они просто обратятся в фирменный центр или купят новый iPad.
Apple немало зарабатывает на продаже услуги AppleCare+, а также на продаже фирменных комплектующих ($599 за стекло к планшету даёт неплохую маржу). Компания сохраняет замкнутую экосистему по ремонту и обслуживанию ноутбуков, смартфонов и планшетов и эффективно выжимает сверхприбыль из потребителей, которые привыкли тратить на технику Apple и услуги Apple крупные денежные суммы каждый год.
Отдельные инженеры пытаются ремонтировать технику Apple самостоятельно, используя метод тыка и здравый смысл, но Apple настоятельно рекомендует пользователям воздержаться от обращения в «неавторизованные центры».
Инженер из компании Rossmann Repair Group проверяет сопротивление сгоревшего резистора на материнской плате ноутбука MacBook Air перед его заменой
Более того, компания Apple может специально вывести из строя гаджет, который подвергся ремонту в неавторизованном центре. Так, недавнее обновление iOS 9 превращало в «кирпич» смартфон iPhone 6, если в нём была установлена неоригинальная кнопка Home с датчиком отпечатка пальцев Touch ID. В этом случае послед обновления системы возникала «Ошибка 53» (Error 53).
Если пользователь ремонтировал устройство с заменой комплектующих не в фирменном центре, а где-то в другом месте по дешёвке, то его смартфон становился неработоспособным после программного обновления.
Компания позже объяснила, что Ошибка 53 является результатом проверки безопасности, призванной защитить пользователей:
«Система iOS проверяет, что сенсор Touch ID на вашем iPhone или iPad точно соответствует другим компонентам устройства. Если iOS находит несоответствие, проверка заканчивается неудачей и Touch ID, в том числе сервис Apple Pay, отключаются. Эта мера безопасности необходима для защиты вашего устройства и чтобы предотвратить использование мошеннических сенсоров Touch ID».
Когда началась кампания по организации коллективного иска против Apple, компания принесла извинения, выпустила быстрый фикс и согласилась выплатить компенсации пострадавшим. Юристы считают, что выплата компенсаций со стороны Apple объясняется только угрозой коллективного иска, ничем больше. «Они никогда не раскрывали раньше, что телефон может быть выведен из строя после обычного ремонта. Apple собиралась ничего не говорить об этом и заставить пользователей купить новые продукты просто потому что они обратились в ремонтную мастерскую, — говорит Даррелл Кохран (Darrell Cochran), адвокат, представляющий интересы истцов. — Они поняли, что их подловили».
Cуществующий статус-кво полностью устраивает Apple, поэтому она сопротивляется принятию новых законов в США, которые угрожают закрытой экосистеме Apple. Пока что ей удаётся успешно лоббировать свои интересы («подкуп» чиновников в США легализован в рамках процедуры лоббирования).
Расходы на лоббирование своих интересов по данному вопросу в Apple гораздо меньше прибыли, которая она получает от сохранения замкнутой экосистемы и монопольно завышенных цен на ремонт, поэтому инвестиции в лоббирование вполне оправданы. В результате, закон неоднократно тормозился в нескольких штатах.
Поскольку лоббирование легализовано, информация о финансировании чиновников указана в официальных правительственных документах. Журналисты издания The Huffington Post побеседовали с инициаторами таких законопроектов в двух штатах, и те показали официальные государственные записи, которые указывают на финансирование противников законопроекта со стороны Apple.
Законопроекты о «праве на ремонт» пытались провести в четырёх штатах — Миннесоте, Небраске, Массачусетсе и Нью-Йорке. Законопроекты предлагают внести поправки в действующее законодательство относительно продажи электронной техники. Поправки упрощают ремонт техники в сторонних мастерских: производитель обязан предоставлять всю необходимую документацию для проведения такого ремонта в независимых мастерских, а также предоставить независимым ремонтным мастерским и индивидуальным лицам те же самые программные инструменты и обновления программного обеспечения, необходимые для ремонта, которые производитель предоставляет своим избранным партнёрам.
Поправки также призваны уменьшить количество «электронного мусора», который обычно подвергается опасной и дорогостоящей процедуре измельчения в промышленном шредере и вывозится на утилизацию в страны третьего мира. Именно такой процедуре подвергается техника Apple, несмотря распространённое PR-видео про робота, который разбирает «айфоны».
Электронный мусор на свалке перед загрузкой в промышленный шредер. Фото: Ken Christensen, KCTS9/EarthFix
Сторонники изменений в законодательстве уверены, что «право на ремонт» сэкономит много денег простым людям, а также поможет защитить окружающую среду от токсичных отходов. Миллионы старых ноутбуков, планшетов и смартфонов получат вторую жизнь и будут работать ещё много лет вместо того, чтобы пополнить гору «электронного мусора», загрязнять почву и стимулировать пагубное потребительство.
На это неделе законопроект будет выставлен на голосование в Сенате и Ассамблее, двух палатах парламента штата Нью-Йорк (текст законопроекта Senate Bill S3998A). Таким образом, Нью-Йорк может стать первым штатом, который всё-таки примет эти поправки. Впрочем, Apple успешно удавалось лоббировать свои интересы в прошлые годы, так что принятие законопроекта находится под большим вопросом. Это уже вторая попытка, в прошлом году лоббисты Apple сумели заблокировать первую версию законопроекта.
Законопроекту о «праве на ремонт», конечно же, противостоят и другие производители электроники, которые тоже хотят продолжить зарабатывать на продаже фирменных комплектующих и услуг сервисных центров. Например, китайская Huawei по примеру Apple недавно начала использовать проприетарные болты и отвёртки, чтобы затруднить ремонт своих смартфонов (и дополнительно заработать на продаже отвёрток?).
Болты Pentalobe для задней крышки iPhone 4, 4S
Но никто из других производителей не сравнится по финансовому могуществу и политическому влиянию с корпорацией Apple.
У сторонников законопроекта о ремонте электроники из ассоциации The Repair Association есть козырь: точно такая аргументация помогла провести аналогичный закон о праве на ремонт автомобилей в независимых мастерских в штате Массачусетс в 2014 году.
Исход лоббистского противостояния в Нью-Йорке станет известен на этой неделе. Наверняка финансовую поддержку лоббистам окажет не только Apple. Например, в Небраске законопроект о праве на ремонт помогла блокировать Verizon. Финансовые ресурсы могут предоставить и другие компании.
Инструкции по самостоятельному ремонту iPhone на сайте iFixit, которая является одним из основателей The Repair Association
Компания Apple никак не комментирует законопроект в штате Нью-Йорк и своё участие в финансировании лоббистов. Судя по всему, официальная позиция юристов компании, если такая появится, будет основана на праве защиты своей интеллектуальной собственности, а не на сохранении маржи прибыли. По крайней мере, Ассоциация потребительской электроники, которая выражает интересы производителей и в которой состоит Apple, уже заявила, что эти законопроекты подвергают риску «проприетарную информацию, которая принадлежит производителям». Во время рассмотрения законопроекта в Миннесоте, который в итоге заблокировали, представитель Ассоциации потребительской электроники сказал: «Например, это предложение может позволить кому угодно выдать себя за ремонтную мастерскую, чтобы произвести обратный инжиниринг такого устройства и выпустить контрафактные товары. Более того, ничто не запрещает компании, которая производит утилизацию отходов, продавать их другим компаниям, которые не занимаются утилизацией отходов, за пределы штата Миннесота».
Проблемы с ремонтом техники Apple возникают не только в США, но и в России. Например, несколько дней назад Басманный суд Москвы зарегистрировал иск к ирландской компании Apple Distribution International, российскому представительству Apple «Эппл рус», реселлеру re: Store и компании «Эджастерс про». Истец оплатил при покупке услугу бесплатного негарантийного ремонта (10% стоимости). Когда он повредил дисплей iPhone, в службе поддержки Apple отказали в ремонте, сославшись на то, что в Россию оригинальные дисплеи не поставляются. Ему предложили заменить смартфон при условии доплаты 25 990 — 29 300 рублей. Юристы считают, что налицо явное нарушение закона о защите прав потребителей, потому что производитель должен нести ответственность за сервис.
Отметим, что в российском случае даже речи не идёт о ремонте iPhone в сторонней мастерской или использовании сторонних комплектующих, а ведь это было бы вполне уместно при обычной замене треснувшего стекла.