А в это время

habr.png

— Нет, так дело не пойдет! — почти кричал взбешенный Анатолий Викторович. — Я не понимаю, за что плачу такие — заметьте, не малые — деньги! Чем программисты лучше других? Они что, какие-то особенные?

— У них высокая творческая составляющая в работе, как я понимаю. — как могла спокойнее произнесла Татьяна Владимировна. — Поэтому сложно измерять их работу, как процесс.

— Вот этими сказками я уже сыт по горло, про таинство творческих профессий! Слава Богу, у нас еще дизайнеров нет… Инженеры-конструкторы тоже постоянно на творчество ссылаются.

— Елена Анатольевна, вы, как HR, что можете сказать? — после минутной паузы, немного успокоившись, спросил Анатолий Викторович. — Неужели нет практик по измерению работы программистов? Что, весь мир мучается, платит огромные деньги и не понимает, за что? Неужели нет возможности программирование отехнологичить, нарисовать в виде процесса, измерить, установить критерии?

— Можно, конечно, Анатолий Викторович. — Чуть запинаясь и, кажется, краснея от волнения заговорила Елена Анатольевна. — Есть несколько методов, многие — довольно объективные. Например, измерение объемов программного кода.

— Отлично, как я рад это слышать! Вы не представляете, как давно я ждал этих слов! — Анатолий Викторович улыбался, не в силах скрывать эмоции.

— Погодите, а разве количество строк кода и сложность, да и трудозатраты, однозначно связаны? — спокойно, но с некоторой долей иронии проговорила Татьяна Владимировна.

— Конечно, для каждой конкретной задачи зависимость будет плавать. — сбивчиво затараторила Елена Анатольевна. — Но в целом, в среднем, в объеме — этим цифрам вполне можно доверять.

— Давайте пробовать! — энтузиазм Анатолия Викторовича был неудержим. — Как запустить такую систему? Какие нормативы?

— Я все сделаю, Анатолий Викторович! — с явно картинной решительностью, громко и четко произнесла Елена Анатольевна. — Принцип нормирования простой: смотрим количество строк кода за последние 3 месяца, смотрим сумму окладов, делим одно на другое — получаем расценку. Немного увеличиваем, чтобы было к чему стремиться — и вперед!

— Действуйте!


А в это время в ИТ-отделе

— Чего они там опять придумали? — тяжко вздохнув, спросил Колян.

— Измерять количество строк кода, и за них платить нам зарплату. — сказал Сергей.

— Блин, вот дебилы. Не понимают что ли — чем меньше кода, тем лучше?

— Ну поди им объясни. — недовольно процедил Сергей. — Я говорил с новой ХаРэ, ей пофиг, выслужиться хочет.

— А в чем выслужиться-то? Новую бессмысленную систему мотивации програмистов сделать? — не унимался Колян.

— Стать первой в мире теткой, обуздавшей программистов. — с улыбкой произнес Сергей.

— Вот корова блин. Не на тех напала! Мы ей столько строк кода выдадим, что считать запарится!

— Да тут и думать нечего, херачим по полной. Никакой оптимизации, повторного использования кода, абстракций и прочей ереси. Эх, не думал никогда, что такие вещи буду ересью называть…

— О, вот еще идея! Давай больше не будем зависимости использовать! -радостно вскрикнул Колян.

— Это как, без зависимостей-то? React выкинуть? Pouchdb? Alasql? С дуба рухнул? Навернется же система.

— Не, ты не понял. Использовать будем, только пусть они не в node_modules лежат, а в наших папках. Ну типа мы сами их пишем. Тупо код в свои модули копируем, аккуратно, чтобы все классы с методами на местах остались, и строки себе в зачет ставим!

— Шаришь, Колян! А если кто докопается, скажем, что это — форк с нашей оберткой, потому что в чистом виде для наших целей не годится.

— Ага, и весь прогрессивный мир будет на нашу зарплату пахать, сам того не зная!

— Ну, главное — не переборщить, чтобы в глаза не бросалось сильно.

— Само собой, мы ж не дураки.


А в это время в кабинете директора

— Наталья Геннадьевна, я уверен, что вы — профессионал высочайшего класса, и сможете создать эффективную систему измерения труда программистов. — устало начал Анатолий Викторович.

— Да, у Елены Анатольевны, вашей предшественницы, не очень получилось. — с пространной улыбкой сказала Татьяна Владимировна.

— НЕ ОЧЕНЬ ПОЛУЧИЛОСЬ? — мгновенно вспыхнув, вскочил со стула Анатолий Викторович. — За квартал использования системы я заплатил программистам вдвое больше денег! Притом, что меня спасло заложенное в систему ограничение — не более двух окладов!

— Ну да, и притом, что Елена Анатольевна каждый месяц вдвое увеличивала им нормы. — примирительным тоном сказала Татьяна Владимировна. Получается, наши программисты способны выдавать в шесть раз больше кода за те же деньги.

— А функциональность системы почти не меняется. Зачем тогда весь этот код? В разы, в десятки раз больше кода? Если толку для бизнеса — ноль.

— Да, вероятно, была ошибка в системе расчета. — продолжала Татьяна Владимировна.

— Это не ошибка, Таня, это ущербность. И системы, и специалиста, ее придумавшего. — немного успокоился Анатолий Викторович. — Ну ладно, дело прошлое. Слава Богу, мы вовремя одумались, остановили эту, с позволения сказать, мотивацию и расстались с Еленой Анатольевной.

— Теперь вся надежда на вас, Наталья Геннадьевна. — усевшись обратно за стол, продолжил Анатолий Викторович. — Как, кстати, правильно — Наталья или Наталия?

— Наталья. Но мне без разницы. — уверенно проговорила Наталья Геннадьевна.

— Ну ладно, а то у нас есть финансовый директор, всю плешь проела с тем, что она Наталия. Буквально перестала на письма отвечать, если мягкий знак ставят.

— Мне важно содержание, а не форма. — строго и четко начала Наталья Геннадьевна. — Количество строк кода — это форма. Решенная строками кода задача — это содержание. Значит, измерять и платить надо за задачи — решенные, отлаженные, принятые заказчиком, с понятной пользой для компании.

— Это распространенная практика? — На этот раз Анатолий Викторович решил не соглашаться сразу.

— Да, конечно. — все более уверенно и твердо продолжала Наталья Геннадьевна. — Распространенная, потому что простая и естественная. Проекты, процессы, цели — это все надстройки, в основе которых лежат атомарные сущности — задачи.

— Такое ощущение, что с программистом разговариваем. — засмеялась Татьяна Владимировна. — Атомарные, сущности. Они еще часто метрики упоминают.

— Само собой, метрики, только у нас это называется KPI, или КПЭ. — нисколько не смутившись, продолжила Наталья Геннадьевна. — Я не программист, но у меня большой опыт работы с этой категорией сотрудников.

— Не-не, я ничего плохого в виду не имела. — Татьяна Владимировна сделала вид, что смутилась. — Наоборот, ваше знание специфичной терминологии дает нам уверенность, что вы хорошо знаете специфику работы программистов.

— И сможете их, наконец, оцифровать! — хлопнув ладонями по столу, подытожил Анатолий Викторович.

— А что именно вы сделаете основой для расчета? — поинтересовалась Татьяна Владимировна.

— Количество решенных задач. Объем трудозатрат в задачах бывает разным, но всегда есть средний чек, как в ресторанах. Его и возьмем за основу. Хочешь получать больше — решай больше задач. Все.

— Действуйте!


А в это время в ИТ-отделе

— Чего они там опять придумали? — недовольно пробурчал Колян.

— Слушай, Колян, ты прям как корова, которая… — начал было Сергей.

— А в дыню? Какая еще корова. — возмутился Колян.

— Да погоди ты, бык театральный, дослушай сначала. — примирительно сказал Сергей. — Сказку помнишь, про Крошечку-Хаврошечку? Которая приходила к корове со своей бедой, та говорила типа влезь ко мне в ушко, вылезь в другое, и будет тебе счастье. Ну или как Конёк-Горбунок.

— Ладно, живи. Так чего там нового в оценке нашей, прошу прощения, работы?

— Будут считать количество задач, и на основе этого количества платить зарплату.

— Блин, это даже скучно. — Колян лениво почесал пузо. — А что, код теперь не надо генерировать?

— Нет, с этим все.

— Ну Слава Богу, наконец-то вернем зависимости. Я задолбался в диффы react«а пялиться.

— Что, у тебя и готовое решение есть? По задачам?

— Какое готовое решение, ты чего, как маленький. Эх, чему вас только в вашей Бауманке учат. Даже мне, ПТУшнику, понятно, что надо просто увеличить количество задач.

— Ну и как это сделать? Задачи-то пользователи ставят.

— А где написано, что только пользователи могут ставить задачи? — хитро прищурился Колян.

— А это мысль… Давай я в должностной инструкции и процессе гляну?

Сергей достал из стола бумаги и начал усиленно в них копаться. Колян, недолго думая, убежал покурить.

— Слушай, и правда, ничего не сказано о том, кто может ставить задачи. — продолжил Сергей после пятнадцатиминутного копания в бумагах. — Процесс согласования с начальником отдела-инициатора описан, а ограничений — нет.

— Ну и прекрасно! — сказал довольный Колян. — Только наглеть не надо, давай и через пользователей задач нафигачим.

— Это как? Мы со всеми переругались, пока код генерировали. — спросил Сергей.

— Мы-то со всеми, а один чувачок сохранил старые связи.

— Ты про кого? Про Бородатого что ли?

— Про кого же еще. Стасян! — громко позвал Колян.

— Ау! — отозвался Стас.

— Чего ау, в лесу заблудился что ли? Давай, чеши сюда. — взмахом руки подозвал Колян. — Давай, короче, выручай отдел, ты нам нужен, мы же команда, бла-бла-бла.

— Задолбал, говори, чего надо — недовольно пробормотал Стас.

— Поднимай старые связи, иди к девчонкам, посиди с ними, потыкайся в системе, собери все глюки, неудобности там, в интерфейсе, кнопки передвинуть может надо, или цвета поменять. И не вылезай от них, пока задачу не оформят от своего имени.

— Э… А им-то это нафига? Как я их убеждать буду?

— Блин, а как ты их убеждаешь прибегать по утрам и целовать тебя в щечку? — засмеялся Колян. — Пригрози лишить их этого… Ну как его… Чем ты их там наделяешь… Вот этого и пригрози лишить.

— Ну вы злые. — картинно возмутился Стас.

— Да, и это: одна хотелка — одна задача. Это всех касается. Не нужны нам портянки со списками требований.

— Это уже перебор, заметят, докопаются. — начал волноваться Сергей.

— Не, я недавно в блоге Лебедева читал, что это — крутой лайфхак, когда в одном сообщении или задаче — одна тема или проблема.

— А, ну ладно тогда. Ссылку кинь, я сохраню себе.

— Не вопрос.


А в это время в кабинете директора

— Ну, Галина Сергеевна, вы все знаете. — голос Анатолия Викторовича звучал очень устало. — Еще на собеседовании мы рассказали вам о проблеме с программистами, и о неудачных попытках, предпринятых предыдущими директорами по персоналу. Я, если честно, уже не верю в то, что задача измерения их работы может быть решена.

— Напрасно, Анатолий Викторович! — Галина Сергеевна выглядела (всегда) на редкость жизнерадостно. — Просто были использованы устаревшие практики. Очень устаревшие. Я прошу прощения, некрасиво осуждать своих предшественников, у нас есть негласный кодекс, как у врачей. Но, тем не менее…

— А можете поподробнее, Галина Сергеевна? — оживилась Татьяна Владимировна. — Я не с целью посплетничать, мне действительно интересно, как директору. Так сказать, в целях повышения образованности.

— О, да сколько угодно! Первый вариант, с количеством строк кода, устарел лет двадцать назад. В те времена почти весь код писал сам программист, не было заимствований, шаблонов, готовых модулей и библиотек. Строка кода была… Как это выразить… Ну короче, это была СТРОКА. Местами даже был построчный ввод, когда ее потом нельзя было редактировать. Еще какие-то перфокарты были, бумажки такие, которые уже не исправишь. Вот тогда строка была нормальной единицей измерения.

— А второй вариант, с задачами?

— Это неплохой вариант, но не для внутреннего ИТ-отдела большого производственного предприятия, а, например, для интегратора или чисто ИТшной компании, работающей с поддержкой в трекере. Там задачи, действительно, в среднем похожи, и на основе их количества можно понимать вклад каждого сотрудника. В случае же серьезного бизнеса, как наш, такой подход не годится.

— Еще как не годится! Как в песне, я прошу прощения, пахабной — «вдруг, откуда ни возьмись, появился в рот е*ись!». — возмутился Анатолий Викторович. — Оказалось, что наши сотрудники только и ждали возможности понаписать задач в ИТ-отдел! В три раза больше написали, чем когда-либо прежде!

— Да, это издержки позадачного подхода. Традиционная ошибка. — с улыбкой произнесла Галина Сергеевна.

— Хорошо, а вы что предлагаете? — спросила Татьяна Владимировна.

— Проектный подход. Нас, то есть бизнес, не интересует код, не интересуют задачи. Только результат, выраженный в достижении критериев успешности проекта. Сделал проект — получи премию. Не сделал проект, неважно, по какой причине — сиди ночами, в выходные, доделывай. Если хочешь премию, разумеется.

— Погодите, проекты же длинные, в месяц больше одного не уложишь. — засомневалась Татьяна Владимировна.

— Разумеется, нам придется изменить систему выплат. Каждый месяц программисты будут получать оклад, а премию — раз в квартал и по результатам выполнения проектов.

— Я боюсь опять ошибиться. — начал Анатолий Викторович. — Но проектный подход мне нравится. Он мне понятен. Есть конкретный руководитель, есть критерии, есть качественный скачок функциональности.

— Разумеется, это самый современный подход. — поддержала Галина Сергеевна. — Весь мир живет проектами, в том числе на государственном уровне. Не пристало бизнесу копаться в задачах и программном коде. Только результаты, только проекты.

— Мне нравится! Действуйте!


А в это время в ИТ-отделе

— Ну давай умник, придумывай, как теперь будем выкручиваться. — ехидно спросил Сергей.

— Чего, опять власть меняется? — недовольно спросил Колян.

— Да, теперь все серьезно. Нет задач, есть проекты. Да, и премия теперь квартальная, а не месячная.

— Блин, да что у них там с головой… Как будто сгноить нас тут хотят…

— Ну, а ты чего хотел… Может, п-р-о-с-т-о р-а-б-о-т-а-т-ь н-а-ч-а-т-ь? — нараспев проговорил Сергей.

— Просто работать — просто получать. Они ж нас замотивировать хотят, на какие-то, прошу прощения, достижения. Вот и получают достижения.

— Ладно, лирику в сторону. Делать что будем?

— Есть какие-то бумажки, регламенты, или чего там? Как будет работать новая система?

— Да, у меня в почте. Скинуть почитать?

— Да, давай. И отвали на полчаса, Чапай думать будет.

Через 15 минут диалог возобновился.

— Ну, пациент скорее жив, чем мертв. — с легкой ухмылкой проговорил Колян.

— Давай, рассказывай, я весь в нетерпении. — Сергей сказал правду.

— Ну, смотри, главное — критерии успешности определяет руководитель проекта.

— Это очевидно, на то он и руководитель.

— Погоди умничать, ботан. По должности руководителя проектов, опять же, нет ограничений — им может быть кто угодно, хоть уборщица тетя Валя.

— Ой, только давай не будем опять просить Бородатого, чтобы он превратил девочек-логисток в руководителей проектов. Такой номер точно не прокатит.

— Такой нет, а вот ты, засранец эдакий, с твоими степенями и дипломами, вполне на такую роль сгодишься.

— Сгодиться-то сгожусь, а толку-то? К нам сейчас очередь выстроится из хочунов проектов, в лице руководителей отделов. — уныло пробормотал Сергей.

— Пусть выстраиваются, жалко что ли. — усмехнулся Колян. — Возможно, нам придется поиграть в Гамбит — просрать один квартал премии, но отбить у них желание руководить проектами ИТ. Понимаешь?

— Пока нет, если честно…

— Ну ты дурья башка… Руководить проектом разработки и внедрения информационной системы — это не только почетно, но и адски трудно, если заниматься этим серьезно. Согласование требований одно чего стоит.

— А чего оно стоит? Если он сам требования написал.

— Это ему так кажется, что он для своего отдела написал. Вот кто придет? Служба снабжения? Личные кабинеты поставщиков попросит?

— Да, думаю придет, давно ноют про свои кабинеты.

— Так вот, сразу запускаем адский круг. В личном кабинете будут договоры — так? Типовые, шаблонные, но это пофиг. Пусть идет в юридический отдел согласовывать.

— Ну, допустим, сходит.

— Потом в бухгалтерию, потому что там будут счета на оплату и накладные. Так?

— Так.

— Половина, так сказать, заказчиков, сдастся на этом месте. Там ведь надо не только свой автограф поставить, но и реально согласовывать требования. А тот же начальник снабжения — ни в зуб ногой в тех же накладных и особенностях Российской Системы Бухгалтерского Учета.

— Ну, допустим, без нас он этого сделать не сможет. И что с того? Что дальше?

— Дальше — как в сказке. Надо согласовать процедуру проверки поставщиков со службой безопасности. А кто лучший друг службы безопасности?

— Не знаю, кто?

— Да что с тобой сегодня… Петрович их лучший друг.

— Петрович? Как сисадмин стал лучшим другом СБ?

— Как-как… Установил следилку на все компы, все логи им дает, уже пропарсенные, индексированные, чуть ли не классифицированные по вероятности угрозы. А кто начальник Петровича?

— Я.

— А больше похоже, что я. — уже немного агрессивно напирал Колян. — Ты пойми главное: надо создать ощущение невозможности управления проектом ИТ. Нет, не так… Ощущение невыносимости!

— Так он просто спрыгнет, и вместо него придет другой.

— А ты, Сережа, ворон-то не считай, будь рядом с человеком, подставь плечо, поддержи. Ну как эти, которые возле ГИБДД помогают за пару тысяч рублей договор купли-продажи оформить. Или как риелторы. Ну ты понял. Чтобы он всегда понимал обходной путь.

— А в чем он заключается-то? Что мы поможем бумажки оформить что ли?

— Слушай, не беси меня. Ты можешь сам руководить проектами ИТ. Это нормально, понятно и современно. А человеку дашь какую-нибудь почетную должность, я не знаю. Заказчик проекта, или куратор проекта — сам придумай.

— А, все, теперь понял.

— Ну Слава тебе, Господи. — удовлетворенно вздохнул Колян. — Только этого мало. Надо еще сами генерить проекты.

— Это как? Внутренние какие-то, технические что ли?

— Нет. Ты же знаешь, чего надо продавцам?

— Ну так, примерно… CRM надо.

— Так и инициируй проект по внедрению CRM. Пусть знают, что ИТ-отдел не только исполнять может, но и предлагать. Так сказать, проактивно улучшать деятельность компании.

— А в чем смысл?

— Кто первый встал, того и тапки. — раздраженно сказал Колян. — Кто инициировал проект, тот им и руководит. Особенно, если проявить настойчивость, задолбать начальника отдела продаж своими предложениями. Они ж все занятые, им некогда такой фигнёй заниматься, как руководство проектом. А тут ты, спаситель на белом коне — всю рутину и бумажки берешь на себя, декомпозицию делаешь, задачами управляешь, критерии пишешь, уставы там, и всю бюрократию. Они только результат получают.

— А, понял. Ладно, давай пробовать.

— Чего пробовать, делать давай. Поднимай процедуру инициации проекта, изучай, и вперед.

— Ладно, понял.


А в это время в кабинете директора

— Алексей, спасибо, что так быстро откликнулись. — бодро начал встречу Анатолий Викторович. — Вам удалось изучить материалы по системам мотивации, которые мы присылали?

— Да, почитал в самолете.

— Что скажете?

— Неплохие системы, если в целом. Но — морально устаревшие, если говорить про программистов.

— Я тоже так думаю, и реальность мои мысли только подтверждает. — стараясь выглядеть уверенно, сказал Анатолий Викторович. — К сожалению, мы слишком часто и много доверяли нашим специалистам по HR. Больше я такой ошибки совершать не хочу, потому и пригласил вас.

— Алексей, а можно в двух словах о вашем опыте работы с программистами? — вступила в диалог Татьяна Владимировна.

— В этом нет нужды, Таня. — осек ее Анатолий Викторович. — Алексей преподавал нам курс по системам мотивации в EMBA, в Сколково. У меня нет сомнений в его компетенциях.

— Нет, Анатолий Викторович, это не проблема. — несколько свысока проговорил Алексей. — Вот моя визитка, там указан мой сайт с большим количеством материалов — как по выполненным проектам, так и методических, по современным концепциям построения систем мотивации.

— О, спасибо, то, что нужно. — улыбнулась Татьяна Владимировна. — Обязательно изучу.

— Итак, Алексей, с чего думаете начать?

— С договора, разумеется. — с сухой улыбкой ответил Алексей. — Я высылал типовую форму вам на почту вчера, там же есть спецификация конкретно под ваш проект.

— Да, я получил. — ответил Анатолий Викторович. — Отдал на согласование в юридический отдел, это стандартная процедура. Тань, проследи, пожалуйста, чтобы не затягивали и не мудрили там. Я Алексею доверяю полностью.

— Если возражений по сумме нет, то я хотел бы сегодня начать. — деловито сказал Алексей.

— Нет, по сумме все понятно, я такого примерно и ожидал. Специалист такого уровня не может стоить дешево. Там, насколько я помню, 8 миллионов?

— Да, это за всю систему мотивации, на весь периметр компании.

— Хорошо. Только личная просьба — удели, пожалуйста, особое внимание программистам.

— Не вопрос. У меня, собственно, уже есть решение для них. Осталось только уточнить детали.

— Расскажешь, в двух словах? — оживился Анатолий Викторович. — Три варианта я уже видел, трех директоров по персоналу пришлось выгнать. Сейчас там Елена Борисовна, новый специалист, она полностью в твоем распоряжении.

— Ключевой ошибкой всех прошлых систем мотивации была ориентация на выработку, неважно, в какой единице измерения — проекты, задачи, код и т.д. — уверенно начал Алексей. — Так уже давно никто не работает. Слишком сложно, слишком затратно, слишком зыбкая это основа — выработка программистов.

— А как, в чем секрет, как их измеряют серьезные компании? — сгорал в нетерпении Анатолий Викторович.

— Грейды.

— Грейды?

— Да, грейды. Вспомните, на эту тему была одна из лекций в EMBA.

— Не припомню, если честно… — замялся Анатолий Викторович. — Некоторые занятия я пропустил, по объективным причинам.

— Анатолий Викторович… — протяжно произнесла Татьяна Владимировна. — Сто тысяч евро за курс, а вы пропускаете занятия.

— Ну, в конце концов, это мои деньги, Татьяна. — немного обиженно протянул Анатолий Викторович. — Хотя, конечно, каюсь, не безгрешен.

— Грейды — это современная система распределения оплаты в зависимости от квалификации сотрудника. — четко проговорил Алексей. — Каждый грейд — это набор компетенций, навыков, обязанностей и результатов, которые должен достигать сотрудник. Соответственно, каждый грейд — это отдельный уровень оплаты труда. Чем выше грейд, тем выше доход.

— Это как… Квалификация что ли? У инженеров-конструкторов наших. Первая там, вторая, третья вроде есть? — на первый взгляд невинно спросила Татьяна Владимировна.

— Определенное сходство есть, разумеется. Ничто не ново под этой луной. — на лице Алексея появилась не очень уверенная улыбка. — Но квалификации инженеров, в первую очередь, зависят от стажа работы на соответствующих должностях. Грейды же привязаны к квалификации, а не к стажу работы. Хотя, в определенных случаях, чтобы учесть опыт, вносится пункт о стаже.

— А, вон как… Примерно поняла разницу, спасибо.

— Окей, тогда, если нет возражений, я пойду поработаю с вашим HR. Думаю, в течение нескольких дней грейды будут готовы. Я лишь соберу некоторую информацию по вашим программистам, системам, фреймворкам и отдам ее для изучения своим аналитикам, чтобы те прикинули градацию компетенций.

— Возражений нет! — бодро выпалил Анатолий Викторович. — Действуй!


А в это время в ИТ-отделе

— О, по лицу вижу, чего-то нового тащит! Давай, заходи, садись, рассказывай. — Колян был в прекрасном расположении духа.

— Да пипец… Опять новая система мотивации… — с потухшим взглядом заговорил Сергей. — На этот раз не выкрутимся, по-серьезному за нас взялись.

— Это кто взялся? Тот хлыщ московский?

— Ты откуда знаешь?

— От верблюда. Петровича вызывали, вай-фай ему включал на маке. Акцент, говорит — мама не горюй!

— Понятно. Короче, теперь у нас грейды.

— Грейдер?

— Блин, колхоз восьмое марта. Грейды, от английского «grade», видимо. Поделят на классы, или квалификации, или грейды, и оклады поменяют.

— Бородатый, тащи свою жопу сюда! Щас тебя грейдить будем! Будешь из класса Паладинов — полупрограммист, полужиголо!

— Колян, хорош, давай серьезно! — Сергею было явно не до шуток. — Тут твои колхозные методы поиска лазеек не прокатят. Чувак серьезный.

— Чувак-то серьезный, только он из Москвы.

— И что?

— А мы — из Тагила.

— Не вижу связи.

— Много ты чуваков московских видел, которые в Тагиле зависают? Горящие путевки в Тагил где продают? Прямо в Шереметьево? Отбоя нет от желающих?

— Ты к чему клонишь? — чувствуя, что Колян уже знает решение, но боясь до конца в это поверить, спросил Сергей.

— К тому, что этот парень напишет тебе требования по… как их…

— Грейдам.

— Да, грейдам, и укатит. На это его контракт закончится, я уверен. Не будет же он тут сидеть и ждать результатов?

— Ну, допустим… Хотя нет, а почему не будет? Он же консультант.

— Много ты видел консультантов, которые НА РЕЗУЛЬТАТ подписываются?

— Да я вообще консультантов немного видел. — глядя в потолок пробормотал Сергей.

— Ну вот те засранцы 1Сники, которые до нас тут Битрикс поставили, и сказали, что это — ERP-система, а потом свалили и трубку не берут теперь — консультанты? — весело спросил Колян.

— Вроде да, так на сайте написано у них. Еще потом внедренное решение опубликовали, типа они для нас консалтерский проект выполнили. Я еще помогал юристам письмо составить, с требованием об удалении нашего названия из этого внедренного решения.

— Ну, а здесь почему будет иначе? Те, битриксоиды, тоже ведь из Москвы были?

— Ладно, я понял. Свалит он. Дальше что?

— А ничего. Немножко провалимся опять, через месяц-другой догоним. Ты видел бумажки эти? Ну, с требованиями.

— Он сказал, что еще не закончил, но кой-чего дал.

— Так, что тут у нас… Постоянное расширение компетенций в используемых и новых фреймворках… Использование коммуникативных навыков… Ответственность за потоки работ…

— Это ты чего читаешь? — удивился Сергей. — Там вроде меньше было текста.

— Самый дорогой грейд, чего же еще. Стрелять, так стрелять. — пропел свой любимый хит (или шлягер) Колян.

— Вот бы мне твой оптимизм…

— Учись, пока я жив. — с наигранным превосходством сказал Колян.

— Ладно, О Великий Учитель, что скажешь про грейды?

— Халява, проще чем с проектами. Вот смотри. Постоянное расширение компетенций… Так… В используемых фреймворках… О, не только в используемых, но и в новых!

— И чего, новые фреймворки будем изучать?

— Почему бы и нет? Я всегда хотел Angular раскурить. Вот и момент настал. Боже, мне за это еще и заплатят!

— Колян, ты говна поел? Какой Angular? У нас на react«е все крутится. Ты же мне все время про красоту react«а рассказываешь, а тут…

— Э, ты не путай разговор про технологии и про зарплату. Если для получения премии надо раскурить Angular, раскурим Angular. Черт побери, я даже найду и скачаю Delphi и сделаю тебе СУБД на Paradox 7, с отчетами на Fast Report. Или, прости Господи, за 1С засяду.

— А, вон ты про что… И как мы совместим react и angular в одном приложении?

— Хорошая, интересная, инженерная задача. Кстати, ее тоже можно впарить под соусом изучения новых фреймворков.

— Ладно, я понял тебя. Обсудим, когда чувак смоется в Москву, чтоб вопросов лишних не было. С остальным что?

— Ну тут вообще халява. Коммуникативные навыки, ответственность… Сколько у нас сейчас проектов в работе? Тех, которые еще со старой системы мотивации остались?

— Щас… Восемь вроде.

— Ну все. Три тебе, три мне, два Бородатому.

— В смысле? Что это значит?

— Ну ты тупой, а… Руководство проектами делегируй! Я буду руководить тремя проектами, Бородатому — два с лихвой, а тебе, красава наша, три самых вкусных отдадим.

— А в чем смысл-то? Мы итак эти проекты делаем, никто уже с нами связываться не хочет, «на ура» подписывают и требования, и акты.

— Смысл — в формальном руководстве проектом, суть которого — ответственность и коммуникации. Один в один — требования высшего грейда. Сразу станем высшими эльфами, без скакания по горам для развития Акробатики.

— И кто поверит, что Бородатый может руководить проектом?

— Хм…

— Э, вы чего, я вам лошара что ли какая-то? — возмутился Стас. — Отправьте меня на курсы, да и все.

— Какие тебе курсы нахрен… — задумчиво проговорил Колян. — А стой, это же идея! Серега, давай, садись, ищи!

— Чего искать?

— Блин, самые лоховские курсы по управлению проектами! Чтобы быстро, недорого и с какой-нибудь корочкой!

— Так не дадут же.

— Чего не дадут-то, ты положение забыл что ли? Начальник отдела может отправить на обучение любого сотрудника, с оплатой в пределах 10 т.р. — без согласования! Мы Петровича так на базу отдыха отправляли, их сисадминская тусовка это как курсы оформила.

— Ладно, я попробую… Блин, даже не знаю, с чего начать. В ВУЗах что ли посмотреть?

— Да какие ВУЗы, там по полгода мозги мурыжат! О, давай в 1Сных конторах посмотрим? Помнишь, эти вафлы нам свои сертификаты показывали, какие-то желтые, там было написано, что они все — руководители проекта.

— Ну да вроде… Блин, ты серьезно? У 1Сников учиться руководству проектами?

— Да я хоть у хабологов научусь, если быстро и в грейд. Ты давай это, понты свои Бауманские забудь, тут реальная жизнь. Все, расходимся по-одному. Ищи курсы, держи нос по ветру, посматривай за чуваком. Петрович поможет.

— Ладно, понял.


А вы это время в кабинете директора

— Анатолий Викторович, все уже давно придумано. Все системы мотивации, которые вы внедряли, имеют один существенный недостаток — они не из IT. Это — классическая попытка натянуть сову на глобус.

— Сову на глобус? — лениво поинтересовался Анатолий Викторович.

— Выражение такое есть, про использование неподходящих теоретических моделей для решения практических задач.

— А, понял. Ладно, Борис, давайте к делу. О каком решении вы говорите?

— Решение простое — ITIL. Это методика организации ИТ-служб. Там все написано, посчитано, автоматизировано. Просто берете и пользуетесь.

— Знаете, Борис, вы уже пятый, кто мне это говорит. — Анатолий Викторович не пытался скрыть своего скептицизма.

— Но я — первый, кто не «как-то там связан с ИТ», или «когда-то работал с ИТ». Я — человек из ИТ. И я знаю, как измерять труд программистов.

— Хорошо, я понял. Давайте суть.

— Суть — метрики. Измерение или результата работы, или отсутствия проблем. Если проблем нет и результат хорош — получаешь свою зарплату. Если простояла система полдня — извини, дружок, надо было принимать меры до наступления кризиса.

— Про простои понятно, можно обсудить. А работу измерять как?

— Классические метрики ITIL — это… Так, сейчас… Где это… А вот! Вам больше всего подойдет: количество закрытых проблем со статусом «решена», «количество нарядов», или даже «количество завершенных нарядов». Наряды — это вроде задач. «Количество изменений» еще можно… «Количество релизов».

— Борис, я прошу прощения, у меня срочный звонок. — Анатолий Викторович залез в карман, видимо за телефоном. Руку из кармана не доставал. Звука и вибрации, почему-то, слышно не было. — Вы не могли бы подождать нас в другой переговорной? Света вас проводит.

— Да, не вопрос, я все понимаю!

— Понимает он… — злобно сказал Анатолий Викторович, когда Борис вышел. — Тань, я не могу больше. Мы опять идем по кругу. Что он там мелет? Количество нарядов?

— Да, вроде так. Еще что-то про количество проблем и релизов.

— Ну это уже ни в какие ворота. — голос Анатолия Викторовича снова становился усталым. — Мы уже платили за строки кода, за задачи, за проекты, за хрен пойми что. А этот, прошу прошения, хер с горы нам рассказывает про какие-то метрики, которые суть — то же самое.

— Да, я тоже заметила

© Habrahabr.ru