А как у них? Технический контроль за розницей в зарубежных странах
В обязанности любого государства входит контроль за торговыми операциями. В XIX веке это лучше делать с помощью современных технологий — так будет проще для всех. И пока у нас в стране идет массовый переход на онлайн-кассы, хотим познакомить вас с тем, какие подходы к учету продаж уже реализованы в некоторых других странах мира.
Бизнес стремится к увеличению прибыли. И иногда высокие финансовые показатели могут достигаться незаконным путем, в частности манипуляциями с налоговой отчетностью.
Теоретически налоговые органы могут проверять все сделки компании, но в условиях бумажного документооборота такой тотальный контроль превратится в кафкианский кошмар, который потребует колоссальных временных и финансовых затрат.
Гораздо лучше обстоит ситуация в странах, внедряющих новые технологии в кассовый сектор.
Россия с последними изменениями в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», вводящими обязательное повсеместное использование онлайн-касс с 1 июля 2018 года, — движется в том же направлении, но не является первопроходцем.
В 2005 году Южная Корея дала старт массовому внедрению онлайн-касс, и с тех пор целый ряд стран перенял эту практику. Типичные онлайн-кассы представляют собой комплект программного обеспечения или программно-аппаратный комплекс, состоят из нескольких модулей или содержат все необходимое в одном корпусе.
Они могут хранить данные в зашифрованном виде в «фискальном накопителе» или передавать их в налоговую службу по сети, непрерывно или периодически, по общим каналам связи или через инфраструктуру оператора фискальных данных. Нюансы работы новой контрольно-кассовой техники зависят от многих факторов. Предлагаем вам взглянуть на опыт некоторых зарубежных стран, где эти технические решения уже давно прижились.
Казахстан
С июля 2015 года для оформления покупок в Казахстане используются новые контрольно-кассовые машины, которые передают сведения о денежных расчетах в налоговые органы в режиме реального времени.
За взаимодействие продавца и налоговых органов в Республике отвечает оператор фискальных данных — «Казахтелеком». Информация о расчетах, в отличие от России, где она шифруется в фискальном модуле кассы и идет по открытым каналам, передается через VPN-туннель.
Информация уходит на сервера оператора. Он подтверждает получение данных и формирует чек, который продавец распечатывает и выдает покупателю.
«Казахтелеком» формирует ежедневные отчеты по работе каждой кассы и отправляет их на сервера Комитета государственных доходов Республики Казахстан. Налоговые органы имеют полный доступ к базе оператора через простой веб-интерфейс и отслеживают расчеты по каждой из касс.
Аргентина
В этой стране модернизация кассовых аппаратов началась в декабре 2013 года. Теперь все кассы снабжаются фискальным принтером-регистратором, который дополнительно ведет электронный журнал операций, удостоверяющийся электронной подписью.
Бизнес передает журнал в налоговые органы вместе с налоговой декларацией, причем зачастую на отдельном носителе, поскольку в стране немало районов с нестабильным или медленным подключением к интернету.
Королевство Швеция
В Швеции практически все продажи фиксирует сам кассовый аппарат, сохраняя в отдельном устройстве всю информацию по ним.
Сама касса должна соответствовать общепринятым стандартам, а местный вариант фискального накопителя сертифицируется и регистрируется государственными органами.
В накопителе хранятся сведения о квитанциях (общее число чеков и число чеков разных типов, общая сумма операций) и информация о каждой из продаж в отдельности (номер квитанции, дата, время, сумма НДС). Все данные зашифрованы. Ключи шифрования доступны налоговым органам королевства.
Накопители используют практически все — за исключением такси, онлайн-магазинов, правительственных и муниципальных организаций.
Налогоплательщики могут попытаться убедить государственные органы сделать индивидуальное исключение, но они должны доказать его целесообразность и гарантировать надежный финансовый контроль иными методами.
Венгрия
В этой стране онлайн-кассы появились в 2014 году. Венгерский Fiscal Control Unit (FCU) лицензирует только кассовые аппараты со встроенным блоком финансового контроля.
Данные о транзакции шифруются и регулярно поступают в налоговый орган. Интересно, что роль посредников — операторов фискальных данных, если пользоваться российской терминологией, в Венгрии исполняют основные сотовые операторы, имеющие покрытие по всей стране.
За счет мобильной сети можно отслеживать на карте местоположение кассовых аппаратов.
Для проверок используются переносные инспекционные терминалы с подключением к центральной базе данных. С их помощью налоговый инспектор на месте может проверить, совпадает ли количество и тип касс в магазине с данными в документах, а суммы в них — с финансовой отчетностью.
Словацкая Республика
В Словакии электронные кассы (electronic cash registers — ECR) появились в 2008 году, а с 1 января 2015 года заработали и виртуальные электронные кассы (virtual electronic cash register — vECR).
vECR — веб платформа, интегрированная в сайт Финансового ведомства республики. Она бесплатна и доступна каждому продавцу с персонального компьютера, смартфона или планшета.
В отличие от чека, выдаваемого ECR, кассовый чек vECR, содержит не только уникальный идентификационный код и QR-код со всей информацией о продаже, но и данные предпринимателя: название компании, платежный адрес, адрес пункта продаж, идентификационный налоговый номер.
QR-код на чеке предназначен для покупателей. Считав его при помощи приложения для смартфона и найдя несоответствия, покупатель вправе обратиться в налоговое органы с жалобой.
Все транзакции, осуществляемые продавцом, сохраняются на серверах налоговых органов.
С помощью ECR и vECR, проверяющие получают информацию обо всех кассах (расположение торговых точек, выпущенные чеки, сумма в кассовом аппарате).
Для выездных проверок вместо специальных терминалов, как в Венгрии, используется приложение для удаленного доступа к налоговым базам.
Предполагается, что оно будет предоставлять данные о «финансовом поведении» предпринимателя, выпущенных чеках и налоговых декларациях прямо «в поле» в режиме реального времени.
Австрийская Республика
Изменения в австрийский федеральный налоговый кодекс вносились в два этапа.
С 1 января 2016:
- Каждая торговая операция в стране требует печати чека;
- Компании с годовым оборотом более 15 000 евро при условии, что ежегодный наличный товарооборот превышает 7 500 евро, должны использовать электронные кассовые аппараты;
- Каждый кассовый аппарат обязан вести журнал (data collection log — DCL) для записи и хранения информации о каждой операции с наличностью;
- DCL должен передаваться налоговым органам по первому требованию.
С 1 апреля 2017 требования ужесточились:
- Каждый кассовый аппарат должен быть оснащен устройством для создания электронной подписи и фискальным накопителем;
- Все чеки подписываются;
- Кассовый аппарат должен ежемесячно печатать заключительный отчет «нулевой чек» и сохранять все данные в DCL;
- Компании должны приобретать кассовое оборудование только у сертифицированных поставщиков.
При этом программное обеспечение кассового аппарата не требует сертификации. В Австрии считается, что для защиты данных достаточно электронной подписи и аппаратного шифрования.
По требованию налоговых органов компания обязана сохранять все чеки, выпущенные кассовым аппаратом в бумажном или электронном виде для контроля, а также передать DCL на внешнем носителе за период, определенный налоговым органом. Носитель информации предоставляет компания.
Бельгия
В 2014 году Бельгия сильно модернизировала законодательство для борьбы с неуплатой НДС.
Кассовые аппараты должны обязательно проходить сертификацию Министерстве финансов, а специальные технические решения собирают данные о продажах.
«Registered Cash Register System» (RCRS) включает в себя три устройства:
- Электронный кассовый аппарат / торговая точка (ECR/POS) с возможностью настройки и отключения отдельных функций;
- Fiscal Data Module (FDM) — шифрованный фискальный накопитель;
- VAT Signing Card для цифровой подписи чека.
При регистрации сделки в ECR/POS информация о ней поступает в FDM, который фиксирует время и ставит электронную цифровую подпись. Часть информации пропечатана на чеке — чтобы сделать возможной его проверку.
Квебек — Канада
В провинции Квебек налоговая служба внедряет для баров, ресторанов и прочих подобных заведений еще один подход к регистрации продаж — Sales Recording Module — SRM.
Этот модуль имеет три основные функции.
Он получает, регистрирует и отсылает данные об операции из торговой точки/кассового аппарата на чековый принтер. Чек, формируемый SRM, содержит общую сумму причитающегося налога со сделки, дату и время выставления счета, информацию о заведении, штрих-код и индивидуальную цифровую подпись, которая гарантирует подлинность документа.
Данные SRM помогают стандартизировать бухгалтерский учет для всех баров и ресторанов. Установка SRM дает право претендовать на налоговые льготы.
SRM также формирует «перечень продаж», который можно направить налоговому органу по требованию.
Налоговый орган устанавливает технические требования к кассовым аппаратам для того, чтобы обеспечить совместимость с SRM, и выдает сертификаты соответствия.
Для проверок в заведениях с SRM используются портативные компьютеры.
Инспекторы посещают рестораны под видом обычных клиентов и проверяют, выдают ли им чек. После этого они считывают с него штрих-код и определяют, выставлен ли он с помощью SRM.
Что в целом?
Несмотря на сильные различия в технических аспектах контроля над уплатой налогов с розничных продаж, у всех описанных систем есть нечто общее.
Внедрив новые контрольно-кассовые технологии, власти неизменно оказываются впечатлены их способностью учитывать доходы, ранее скрытые и не облагавшиеся налогами. С другой стороны, эти же кассовые аппараты защищают от краж со стороны сотрудников, предотвращая манипуляции с отчетностью на местах, и уменьшают нагрузку, которую представляют собой налоговые проверки.
Например, в канадском Квебеке среднее время, необходимое для выездной проверки ресторана, составляло порядка 70 часов. После распространения современных контрольно-кассовых устройств оно сократилось до трех часов, а проверки куда чаще проходят удаленно.