32-битные процессоры Intel: от 3 до 4 — Бесполезный пятничный лонгрид

rp0qo6bhahhvd4fh1fr2d-nar-o.jpeg

Современные процессоры для ПК великолепны. Это чудо инженерной мысли, кусочек сплавленного песка, на котором расположены миллиарды миниатюрных транзисторов и их межсоединений. Но, мне кажется, они скучноваты. Нет в них искры революции. Нет стремительных перемен. Соревнования в индустрии процессоров между гигантами, Intel и AMD, мне сейчас напоминают гонки «Формула-1». Следить интересно, но они слишком рафинированы, всегда есть явно доминирующая команда, прорывы и смены лидера случаются не слишком часто, а технический регламент — очень сложный. И любителям в гонку дорога заказана.

А вот раньше и трава была зеленее, и вода мокрее, и процессорные гонки больше напоминали любительское ралли. Да, процессорная индустрия всегда была крайне наукоемкой, но новички часто появлялись и нередко исчезали.

Я хотел рассмотреть историю 32х разрядной части линейки х86-совместимых процессоров через призму производительности. Именно 32х разрядных потому что, в принципе, эта архитектура, хотя и находится уже даже не на закате, а за терминатором, но все еще применима с относительно современными ОС, в отличие от 16 разрядной, и достаточно стара и интересна, по сравнению с 64х разрядной. Чего не стоит искать в этой статье, так это какого-либо смысла. Статья сугубо развлекательная, с ностальгическими картинками.

Хочу сразу сказать, что рассматривать я буду только основную настольную линейку производства Intel, без Celeron (SX), Xeon (Pentium Pro) и Overdrive (RapidCAD, i487) линеек, которые сами по себе также очень интересны, но материала и так слишком много для развлекательного обзора.


3


fatmn7ckpehrpezolfisu9yepsm.png

Итак, началось все в 1985 году с процессора Intel 80386. Для фирмы Intel этот процессор был прорывным сразу в нескольких направлениях. Кроме того, что было очевидно, а именно перехода архитектуры х86 на 32 разряда, и всех сопутствующих этому улучшений, это был первый процессор х86, лицензию на производство которого не получил ни один из производителей процессоров-клонов. Если кто-то не знал, или не помнит, когда IBM выбрала Intel поставщиком процессоров для IBM PC, одним из условий сделки было лицензирование процессора нескольким произыводителям. IBM не хотела зависеть от одного поставщика. Intel раздала довольно много лицензий, и клоны процессоров с 8088 по 80286 производили множество компаний, от AMD до Siemens. Несмотря на то, что разработчиком процессора была Intel, и основные затраты на создание процессора также несла Intel, доля компании на рынке была далеко не самой большой. В старых компьютерах IBM, например, гораздо проще найти процессор AMD, чем процессор Intel. Это сказывалось на финансовом состоянии комании, и руководству необходимо было что-то предпринять. Так было принято решение не лицензировать 386й процессор. Теперь производители процессоров-клонов должны были сами вкладывать деньги и время в разработку своих чипов. Многие компании отказались от этого рынка, какое-то время производя ускоренные 286 (Harris выпустила 286й процессор, работавший на частоте 25 МГц, в то время, как Intel остановилась на 12.5 МГц), а некоторые решили все же не уходить с рынка, и разрабатывать свой дизайн. Однако теперь у Intel появилось преимущество во времени, какое-то время 32-разрядный х86 процессор был только у Intel (довольно солидное время, так например, AMD Am386, из-за судебных тяжб с Intel, вышел лишь в 1991 году, почти через 5 лет после дебюта 80386 и более, чем через год после Intel 80486!).

А что же с требованием IBM о нескольких производителях? Да, в Intel опасались того, что IBM откажется от использования 80386, но игра стоила свеч, ведь к тому времени IBM PC-совместимые компьютеры производились огромным количеством фирм. И производители PC-клонов сиграли на руку Интел. Воспользовавшись задержкой со стороны IBM, фирма Compaq выпустила первый в мире 32х разрядный IBM PC-совместимый компьютер. Теперь тон на рынке стала задавать не IBM, а Intel. Так что 386 — действительно очень важный для самой компании процессор. Революционный во многих смыслах. Революционный настолько, что поставщик комплектующих стал диктовать свою политику производителям конечных устройств.

Что же представлял из себя процессор 80386?

Если верить Википедии, процессор был представлен в октябре 1985 года, и представлял из себя 275 тыс транзисторов, размещенных на подложке, площадью приблизительно в 104 кв. мм. Процессор изготавливался по технологии сначала 1,5 мкм, затем 1 мкм. Изначально Intel планировала дебют процессора на частоте 16 МГц, однако, из-за проблем с производством, процессор дебютировал на частоте 12 МГц. Процессор 80386 не содержал никакого кэша для команд или данных, общий кэш первого уровня располагался непосредственно на материнской плате. Процессор не содержал блока операций с плавающей точкой, для этого использовался отдельный сопроцессор 80387, выпущенный несколько позднее, из-за чего тот самый первый Compaq имел гнездо для сопроцессора предыдущего поколения, 80287, работавшего асинхронно на более низкой частоте и имевшего более низкую производительность на такт. Процессор не умножал частоту и работал всегда на частоте шины, от 12 до 33 МГц. Процессор 80386 выпускался в нескольких упаковках, однако самой распространенной в ПК того времени была, пожалуй, 132х выводная упаковка PGA в керамическом корпусе коричневого цвета.


Немного поиграем с 386–12

386/387DX-12, 16 МБ FPM ОЗУ, 128 KB L1 cache on board S3 P86C801 1M ISA

Конечно, найти сейчас плату с 386 м процессором номиналом в 12 МГц довольно сложно. Это вообще был крайне редкий чип, он не был запланирован, а явился результатом не особо удачного производственного процесса, который не позволил 386 дебютировать на 16 МГц. Поэтому для тестов я использовал процессор в 33 МГц, затормозив его частоту. Материнская плата, которую я использовал для тестов, сама по себе тоже очень интересна. Она содержит шину OPTi BUS, являющуюся неким аналогом (предшественником) VESA Local Bus. Для этой шины было выпущено очень мало устройств, ее очень быстро вытеснила VLB. Я достоверно знаю только о графических ускорителях на базе чипа TSENG LABS под эту шину, но у меня таких нет, поэтому я использовал обыкновенную карту ISA. Плата рассчитана на 386 или 486 процессоры. В случае использования 386 в сокет для 486 можно установить сопроцессор 387 (его «ноги» умещаются внутрь 486 го сокета), что я и сделал. Кроме того, плата содержит синтезатор частоты, вместо съемных кварцев, использовавшихся на более ранних платах, и этот синтезатор не позволяет установить частоту в 12 МГц. Самое меньшее, на что он способен, это 20 МГц. Мне пришлось отпаять одну ногу микросхемы (всю ее выпаять не получится, так как она генерирует еще несколько частот, необходимых плате), и поставить активный осциллятор на 24 МГц (386 делит внешнюю частоту на 2), чтобы получить 12 МГц на процессоре. При загрузке BIOS все равно пишет о 16 МГц процессоре, однако все бенчмарки определяют его как 11.9 МГц.


ri9feoga2mt6w_agezxz5dysbto.png

Плата содержит BIOS от AMI, довольно распространенный на 386 и ранних 486 компьютерах. Лично у меня экран настройки этого BIOS setup прочно ассоциируется с 386 процессором. 286, обычно, имели BIOS setup попроще, а 486 мне попадались, в основном, либо с AWARD, который позже перекочевал на Pentium и шел далее через Pentium 3 и 4 к более сложным системам на UEFI, либо с графическим BIOS AMI, который внешне имитировал Windows.

BIOS компьютера содержит баг 2000 года, так как при нормальном течении времени с 31 декабря 1999 23:59:59 при переходе на следующую секунду дата меняется на 1900 год. Однако, если вручную выставить год после 2000, все работает хорошо и никаких проблем в дальнейшем не возникает.

BIOS может видеть винчестеры размером до 8ГБ, оверлей я использовать не стал и просто разбил 20ГБ диск на 1 раздел, объемом 504 МБ: максимум, на что способна ОС MS-DOS 6.22.

На плате отсутствуют контроллеры периферии, такой как последовательные и параллельные порты, контроллеры флоппи и жестких дисков, поэтому я использовал мультикарту с интерфейсом ISA. Плата не содержит контроллера мыши PS/2, а разъем клавиатуры — стандарта AT, что, впрочем, легко исправить на PS/2.

Установка Windows 95 заняла 2 часа 33 минуты. Работает Windows крайне медленно, несмотря на 16 МБ ОЗУ. Видеокарта S3 с 1 МБ на борту позволила установить разрешение 800×600 при 16 бит цвете, или 1024×768 при 256 цветах. Окна открываются довольно медленно, все дисковые операции занимают значительное время, разархивация — это боль. В общем, Windows 95 — это, конечно, не про 386 на 12 МГц, но обратного никто и не ожидал. Думаю, установка даже очень старого Linux или FreeBSD займет вечность.

Мне не удалось найти программу-кодировщик MP3, которая работает под Windows 95. Однако Audacity может конвертировать wav в ogg vorbis. Этим и займемся.
Трек длительностью 5 минут и размером 50,4 МБ
Импорт трека с CD-диска идет со скорость 0.35х (CD audio), на довольно современном высокоскоростном ATAPI приводе
Открываем файл в Audacity. Импорт файла занимает 14 минут. Конвертация трека занимает 17,5 часов. Явно не самая удачная машина, для организации коллекции сжатой музыки.

Бенчмарки под MS-DOS:
Superscape 3D bench: 4.8 FPS
Chris 3D bench VGA 2,4 fps; SVGA 0,7 fps
cachechk: (в процессоре кэша нет, на плате — 128КБ SRAM) read 8,3 MB/sec
Main memory: 2,9 MB/sec
Landmark 2.0: 19 MHz AT with 39 MHz 287
Landmark 6.0: 21 MHz AT with 31 MHz 287
Memspeed: 4Mх1 write: 8.3, read: 7.5, move: 6.8
Sysinfo 6.0: CPU: 13
DOOM -timedemo demo3 high detail: 2 fps
Quake timedemo demo1 320×200: 0.5 fps

Бенчмарки Windows:
Quake 2 timedemo1, map demo1.dm2: software 640×480, full screen, NO stripe alpha: Сама игра запустилась, но бенчмарк не заработал.
SuperPI 8M digits, 22 iterations: 3 h 25 min 2.327 s


Немного поиграем с 386–33

386/387DX-33, 20МБ FPM ОЗУ, 256KB L1 cache on board CL GD 5428 1MB VLB

Процессор работал на частоте шины, 33 МГц. Не содержал встроенной кэш-памяти. Имел шину адреса и данных шириной 32 бит.

Плата весьма интересная (картинка в заголовке). Это поздняя плата под 386DX и 486 процессоры, на чипсете OPTi 82C495SX/82C206. При установке 386 го, гнездо 486 можно использовать для установки математического сопроцессора 387DX. Плата попала ко мне в рабочем, хотя и немного печальном состоянии. Пришлось удалить протекший аккумулятор RTC, очистить плату от протекшего электролита и восстановить 2 дорожки.

Плата содержит BIOS от AMI, довольно распространенный на 386 и ранних 486 компьютерах.

BIOS компьютера содержит баг 2000 года, так как при нормальном течении времени с 31 декабря 1999 23:59:59 при переходе на следующую секунду дата меняется на 1900 год. Однако, если вручную выставить год после 2000 го, все работает хорошо и никаких проблем в дальнейшем не возникает.

BIOS может видеть винчестеры размером до 8ГБ, однако я использовал оверлей для работы с полной емкостью диска в 20ГБ. Оверлей прекрасно работает с Windows 9х, а для NT и *nix он в общем и не нужен.

На плате отсутствуют контроллеры периферии, такой как последовательные и параллельные порты, контроллеры флоппи и жестких дисков, поэтому я использовал мультикарту с интерфейсом ISA (за неимением VLB). Плата не содержит контроллера мыши PS/2, а разъем клавиатуры — стандарта AT, что, впрочем, легко исправить на PS/2.

Плата содержит разъемы расширения шин ISA и VLB. Строго говоря, VLB появилась с 486 ми процессорами, и являлась «продолжением» их локальной шины. Однако внешние шины у 386 и 486 процессоров практически идентичны, так что в такой гибридной плате 386й процессор может работать с устройствами VLB.

Установка 95 заняла 1 час 12 минут. Загрузка длится недолго, 1–2 минуты
Компьютер постоянно подлагивает в винде, разархивирование — все еще не про него. Все очень долго. Многие программы распространялись в самораспаковывающихся архивах, и они самораспаковываются вечно.

Трек длительностью 5 минут и размером 50,4 МБ
Импорт трека с диска идет со скорость 1.1х (CD audio), на довольно современном высокоскоростном ATAPI приводе
Открываем файл в Audacity. 16 минут. Конвертация трека занимает 5 часов 10 минут.

Бенчмарки под MS-DOS:
Superscape 3D bench: 14.7 FPS
Chris 3D bench VGA 6.9 fps; SVGA 2.2 fps
cachechk: (в процессоре кэша нет, на плате — 256КБ SRAM) read 23.3 MB/sec
Main memory: 7.7 MB/sec
Landmark 2.0: 50MHz AT with 105 MHz 287
Landmark 6.0: 58 MHz AT with 86 MHz 287
Memspeed: 4Mх1 write: 20.4, read: 20.9, move: 15.2
Sysinfo 6.0: CPU: 34.6
DOOM -timedemo demo3 high detail: 6.52 fps.
Quake timedemo demo1 320×200: 1.5 fps

Бенчмарки Windows:
Quake 2 timedemo1, map demo1.dm2: software 640×480, full screen, NO stripe alpha: 0.3 fps
SuperPI 8M digits, 22 iterations: 1h 13 min 06.761s

Интернет под Windows 95 работает условно. Сеть с TCP/IP поднимается, можно поставить немного несвежую оперу, однако современные сайты посмотреть все равно не удастся: 20 МБ памяти, по современным меркам — это ничто. Не стоит также забывать о проблемах безопасности — Windows 95 давно не обновляется и дыр в системе очень много.

Для чего можно использовать эту систему сегодня? Ну, как печатная машинка она работает. К ftp серверам подключиться можно, да и в локальной сети, теоретически, можно ее использовать, особенно, если вместо windows поставить freeBSD или Linux (хотя последние версии ядра 386 не поддерживают). Можно играть в старые DOS-игры. В общем, все. Но сама машина прикольная.

Конечно, 80386DX-33 не был самым производительным процессором в семействе. Так, AMD продавала версию на 40 МГц, успешно конкурировавшую с младшими 486 (особенно 486SX, без встроенного сопроцессора) в бюджетном сегменте. Cyrix (и, по лицензии, несколько других производителей) выпустила 386 с кэшем, назвав его 486DLC/SLC, IBM выпускала 386 с умножением частоты (до 100 МГц) и кэшем в 16 КиБ, а Intel представила рынку набор для «апгрейда» RapidCad, состоявший из двух чипов, в гнездо 386 устанавливался RapidCad-1, который на самом деле был 486DX-33 процессором корпусе 386, а в разъем 387 — RapidCad-2, по факту, просто заглушка для сокета, обеспечивающая сигнальную совместимость для платы. Но для основной линейки 386 процессоров Intel 80386DX-33 был последней и самой быстрой версией.


4


huf3yxcl9vc5sirgem5pdily-y0.png

Процессор Intel 80486 не принес таких революционных изменений в индустрию, как 80386, однако он все равно был действительно прорывным устройством. Во-первых, Intel отказалась от внешнего математического сопроцессора. Сопроцессор 486 го был интегрирован непосредственно на кристалл процессора и, в том числе благодаря этому, работал существенно быстрее предшественника. Процессор получил втроенный низколатентный кэш объемом 8 (позже — 16) КиБ, и конвеер, позволивший значительно сократить среднее время выполнения инструкций, хотя до показателя 1 инструкция на такт было все еще далеко. Все это привело к тому, что процессор «разросся» до 1,1 млн транзисторов. При технологии 1 мкм кристалл процессора занимал площадь в 81 кв. мм., против 39 кв. мм. у 1 мкм версии 386 го. Также из-за сложности кристалла, процессор дебютировал в версиях на 20 и 25 МГц, примерно в то же время, когда появилась 33 МГц версия 80386. Версия процессора 486, рассчитанная на частоту 33 МГц, появилась на год позже, еще через год дебютировал 50 МГц монстр, который стабильно работал далеко не во всех платах, из-за высокой частоты шины (процессоры все еще работали на частоте шины), что заствило Intel применить умножение частоты в последующих версиях, и еще через год появились версии в 66, 50 и 40 МГц с внутренним удвоением частоты.

Заключительные версии с утроением частоты, под маркой IntelDX4 (без упоминания »486»), рассчитанные на частоту 75 или 100 МГц, а также имевшие 16 КиБ кэша, в версиях write through и write back, дебютировали в 1994 году, уже в эпоху Pentium, и были в основном рассчитаны на мобильное применение (чипы Pentium имели напряжение питания 5В, и потребляли сумасшедшую по тем временам мощность, 15 Ватт, в то время как 3.3В IntelDX4 потребляли 5 Ватт, хотя и имели более скромную производительность).


Поиграем с 486–20

486DX-20 16MB FPM ОЗУ, no onboard cache, Intel Classic E Expandable/VLB, CL GD 5428 1MB VLB

Процессор 486, позднее переименованный в 486DX из-за появления «Celeron» 486SX, дебютировал на частоте 20 МГц. У меня такого процессора нет, однако есть плата со впаянным 486SX-25, которая «умеет» 20 МГц, и «сопроцессор» 487SX для нее. 487SX — замечательное изделие. Так как 486SX отличался от 486DX только отсутствием математического сопроцессора на кристалле, то для апгрейда систем с 486SX использовался «сопроцессор» 487SX. На самом деле, 487SX не был сопроцессором. При установке 487SX на плату, старый 486SX отключался полностью и не выполнял более никакой работы, а 487SX являлся просто перемаркированным 486DX, и работал полностью аналогично. Так что все по-честному. Итак, процессор работает на частоте шины, 20 МГц. Содержит 8КиБ объединенной кэш-памяти для инструкций и данных, однако на материнской плате можно установить дополнительную кэш-память второго уровня. На данной конфигурации такой памяти нет, что было весьма типично для бюджетных систем того времени. Процессор имеет шины адреса и данных шириной в 32 бит.

image
Изображение процессора взято из Википедии

Плата произведена фирмой Intel, однако здесь установлен чипсет фирмы OPTi: 82C495B1/82C392/82C206, в отличие от платы 386/486, рассматриваемой выше, чипсет содержит дополнительный чип, выполняющий функции мультиконтроллера, поэтому на плате распаяны разъемы IDE, Floppy, COM, LPT. Плата поддерживает только память с контролем четности.

Как уже упоминалось, процессор 487SX ничем не отличался от 486DX, за исключением одного дополнительного пина, который служит сигналом для отключения впаянного на плату процессора 486SX. Фактически, это один из прародителей процессоров Intel Overdrive. Часть 486 Overdrive, выпущенных позже, имели точно такую же распиновку, хотя уже не назывались 487. Такие процессоры, в отличие от оригинальных высокочастотных 486, могли быть установлены на старые платы, не поддерживавшие высокочастотные 486.

Плата содержит BIOS от Phoenix, довольно характерный для плат Intel.

BIOS компьютера содержит баг 2000 года, так как при нормальном течении времени с 31 декабря 1999 23:59:59 при переходе на следующую секунду дата меняется на 1900 год. Однако, если вручную выставить год после 2000 го, все работает хорошо и никаких проблем в дальнейшем не возникает.

BIOS НЕ может видеть винчестеры размером свыше 1ГБ, однако я использовал оверлей для работы с полной емкостью диска в 20ГБ. Оверлей прекрасно работает с Windows 9х, а для NT и *nix он в общем и не нужен.

Плата содержит интегрированные контроллеры последовательных и параллельного портов, флоппи и жестких дисков, а также клавиатуры и мыши PS/2.

Так же как и плата для 386DX-33, данная плата содержит шины ISA и VLB. VLB здесь работает значительно медленнее (эта шина всегда работает на «внешней» частоте профессора, то есть, если в случае с 386DX-33 шина работала на частоте 33 МГц, то в данном случае она работает лишь на 20 МГц).

Установка 95 заняла 1 час 16 минут. Загрузка длится недолго: 1–2 минуты.
Разархивирование — все еще боль, но в целом, компьютер работает отзывчивее, чем 386–33.

Итак, конвертирование wav в ogg.
Тот же трек длительностью 5 минут и размером 50,4 МБ
Импорт трека с диска идет со скорость 1.05х (CD audio), на довольно современном высокоскоростном ATAPI приводе. Что немного странно, так как, даже учитывая, что 386DX работал на шине 33 МГц, а наш 487SX работает на шине 20 МГц, контроллер дисков 386 все равно был подключен к шине ISA, а она работала на частоте 8 МГц. Вообще, низкая производительность дисковой подсистемы этой платы для меня — загадка. Но факты — вещь упрямая. Все дисковые операции на этой машине занимают больше времени, чем на 386DX, однако в целом ощущения от производительности более положительные.
Открываем файл в Audacity.
Импорт файла занимает 4 минуты 46 сек. Конвертация трека занимает 3 часа 9 минут.

Бенчмарки под MS-DOS:
Superscape 3D bench: 11.9 FPS
Chris 3D bench VGA 7.5 fps; SVGA 2.4 fps
cachechk: (в процессоре 8КБ кэша для инструкций и данных, на плате кэша нет) read 16.4 MB/sec
Main memory: 9.8 MB/sec
Landmark 2.0: 54MHz AT with 142 MHz 287
Landmark 6.0: 76 MHz AT with 109 MHz 287
Memspeed: 4Mх1 write: 14.4, read: 15.1, move: 14.3
Sysinfo 6.0: CPU: 34.7
DOOM -timedemo demo3 high detail: 6,75 fps
Quake timedemo demo1 320×200: 1.9 fps

Бенчмарки Windows:
Quake 2 timedemo1, map demo1.dm2: software 640×480, full screen, NO stripe alpha: 0.4 fps
SuperPI 8M digits, 22 iterations: 0 h 48 min 47.407s

Итого, несмотря на проигрыш в скорости операций с памятью, полагаю, что из-за отсутствия кэша на плате, и дисковых операций (что, наверное, может быть связано), в целом, 486DX-20 быстрее, чем 386/7DX-33, особенно на операциях с плавающей точкой. Получается, 486й процессор делал 2–2,5 раза больше работы за такт, благодаря конвейерной архитектуре и интегрированному сопроцессору. Однако, на сегодняшний день, даже такой впечатляющий прирост не сможет изменить ничего: машина абсолютно бесполезна, хотя и прикольна.


Поиграем с 486–100

486DX4–100 WT cache 32MB FPM ОЗУ, intel Сlassic/PCI Expandable Desktop (Ninja), i420EX, 256K L2 Cache, S3 Savage4 64 bit 8MB, PCI
486DX4–100 WT cache 64MB FPM ОЗУ, Soyo SiS 496/497, 256K L2 Cache, nVidia RIVA 128 PCI 4MB

Это уже процессор с внутренним умножением частоты. Внешняя шина работала на частоте 33 МГц, а ядро процессора — на частоте 100 (33×3) МГц. Также, существовало 2 модификации процессора: с поддержкой кэш-памяти типа write through, не кэширующей запись в ОЗУ, и типа write back, обеспечивавшую несколько более высокую производительность за счет кэширования операций записи. Процессор требовал напряжения питания в 3.3 Вольт, что выгодно отличало его от вышедших ранее Pentium 60 и 66 МГц, которые требовали 5 Вольт и потребляли очень много энергии, при этом выделяя очень много тепла (по тем меркам).

Плата содержит кэш второго уровня размером 256КБ.
Плата содержит разъемы расширения шин ISA и PCI. Шина PCI соответствует спецификации 2.0.
Плата содержит BIOS от AMI, что, на мой взгляд, несколько нехарактерно для плат Intel, но, возможно, это OEM версия для какого-то производителя ПК, на них (например, Dell) AMI встречается чаще. А может, и нет.

Windows 95 я решил не устанавливать, тем более у меня не так много лицензий на эту систему (их уже довольно сложно найти). Установка Windows 98SE заняла 53 минуты. Неплохо.
Система не летает, из-за встроенного интернет экспортера окошки проводника подтормаживают при открытии, однако в целом все шустренько, разархивация идет вполне бодро.
nVidia RIVA 128 не завелась с чипсетом Intel, при этом прекрасно работала на другой плате с чипсетом SiS, поэтому Windows бенчмарки я выполнял на плате с чипсетом SiS. По результатам DOS-бенчмарков, разницы в производительности между чипсетами i420EX и SiS 496/497 замечено не было.

Windows 2000 отказалась устанавливаться на плату Intel, но прекрасно заработала на плате SiS. При этом установка Windows 2000 продолжается ужасно долго, загрузка занимает приличное время, но, что интересно, после загрузки компьютер работает несколько быстрее, чем под Windows 98SE. И значительно стабильнее. Конечно, Windows 2000 позволяет пользоваться более современным софтом, чем Windows 98SE, но она все равно безнадежно устарела.

Итак, конвертирование wav в ogg.
Тот же трек длительностью 5 минут и размером 50,4 МБ
Импорт трека с диска идет со скорость 4.8х (CD audio), на довольно современном высокоскоростном ATAPI приводе.
Открываем файл в Audacity. Импорт файла занимает 2 минуты 16 секунд. Конвертация трека занимает 45 минут.

Бенчмарки под MS-DOS:
Superscape 3D bench: 66,6 FPS
Chris 3D bench VGA 46.0 fps; SVGA не заработал.
cachechk: (в процессоре 8КБ кэша для инструкций и данных, на плате 256 КБ кэша) L1 read 102,7 MB/sec, L2 read 40.0 MB/sec
Main memory: 28.8 MB/sec
Landmark 2.0: 360 MHz AT with 881 MHz 287
Landmark 6.0: 435 MHz AT with 682 MHz 287
Memspeed: 4Mх1 write: 30.9, read: 94.2, move: 30.9
Sysinfo 6.0: CPU: 216.7
DOOM -timedemo demo3 high detail: 40,75 fps
Quake timedemo demo1 320×200: 10.7 fps

Бенчмарки Windows:
Quake 2 timedemo1, map demo1.dm2: software 640×480, full screen, NO stripe alpha: 1.6 fps
SuperPI 8M digits, 22 iterations: 0 h 8 min 38.553s

Prime95:
под 98 заработала версия 25.9
786К: 17084.311 мс
896К: 20767.006 мс
1024К: 22809.029 мс
1280К: 32255.364 мс
1536К: 51413.929 мс
1792К: 90053.033 мс

IntelDX4–100 не был самым быстрым процессором 486, как и 386DX-33 не был самым быстрым 386. AMD выпускала Am486DX5–133 (позднее переименованный в Am5×86-P75 и в AMD-X5–133), Cyrix/IBM выпускали 5×86 на 100, 120 и 133 МГц, по сути являвшийся немного урезанной версией процессора Cyrix 6×86, конкурировавшего с Intel Pentium, а Интел предложила Pentium Overdrive, работавший на частотах 62 и 83 МГц. Все эти процессоры были быстрее, чем IntelDX4–100, но среди основной настольной линейки Intel, это был самый быстрый процессор поколения 486.


P


nmrfpax089x1fd7kwfzxbrva090.png

Следующему после 486 процессору в Intel решили дать имя. Торговую марку, которую никто из производителей совместимых чипов не смог бы наносить на свои продукты. Так что Pentium-ов от конкурентов не было, им приходилось самим выдумывать названия чипов, и самим инвестировать в маркетинг. Сам чип имел индекс 80501, позднее — 80502 (3.3В версия для Сокета 7) и 80503 (MMX-версия). Но продавались и рекламировались все процессоры исключительно под торговой маркой Pentium.

Платформа Pentium была последней «открытой» платформой Intel. Конечно, для Socket 370 (платформа Pentium III) VIA также выпускала процессоры, получив лицензию в наследство от Cyrix, однако такого ассортимента производителей процессоров для одной платформы в дальнейшем не встречалось. Однако, первый настоящий конкурент Pentium, Nx586 от NexGen, работал со своим сокетом, не совместимым более ни с чем (и имел отдельный сопроцессор для операций с плавающей точкой).

Pentium дебютировал на частотах 60 и 66 МГц в 1993 году, за год до появления 3.3В версий 80486, работавших на частотах 75 и 100 МГц, и значительно превосходил в производительности появившийся в то же время 80486DX2–66, однако и стоил гораздо дороже, и потреблял значительно больше энергии. Кристалл первого Pentium содержал 3,1 млн транзисторов, имел площадь в 294 кв. мм. и выпускался по технологии 0,8 мкм. Последние версии Pentium выпускались по технологии 0,35 мкм. Это был первый суперскалярный процессор х86, он содержал 2 конвейера исполнения инструкций, что существенно увеличивало его производительность на такт по сравнению с 80486, работавшим на той же частоте. Версии процессора на 60 и 66 МГц не стали массовыми, так как не допускали «апгрейда». Более скоростные чипы использовали другой сокет, 3.3В напряжение питания (2.8В для MMX-версий, дебютировавших позднее), и, соответственно, требовали других плат. Поэтому, даже когда цены на Pentium упали до приемлемого уровня, 60 и 66 МГц версии покупатели обходили стороной. Кроме того, именно в этих версиях вероятнее всего найти FDIV-баг, ошибку в сопроцессоре, из-за которой репутация Интел была основательно подмочена (компания долго не хотела менять проданные дефектные процессоры на нормальные, утверждая, что обычный пользователь с ошибкой не столкнется). Этот баг встречается и в ранних процессорах для Socket 5 (3.3В версиях Pentium), однако гораздо реже. Также, процессор Pentium был лишен версии Overdrive, которая позволила бы «проапгрейдиться» до Pentium II, хотя внутри платформы были версии овердрайв, позволявшие владельцам медленных вариантов Pentium получить более быстрые версии, а также владельцам плат, не поддерживавших MMX-версии, установить такие. Что интересно, первый «Xeon», процессор Pentium Pro, родоначальник длинного семейства P6, вышедший после Pentium, имел Overdrive в виде процессора Pentium II с ядром Deschutes на 333 МГц и кристалла 333 МГц кэш-памяти. Pentium II стал наследником обеих платформ, заменив и оригинальный Pentium, и Pentium Pro (версией Xeon). Процессор Pentium не имел «Celeron»-версии, в отличие от предшественников (8088 был «облегченной» версией 8086, 386SX и 486SX были «Celeron«ами для 386DX и 486DX соответственно, а 286, также как и Pentium, не имел облегченной версии).

Pentium 60 и 66 МГц появились значительно раньше, чем 100 МГц 486й процессор, примерно во время 486DX2–66. И производились они по той же старой технологии, требовавшей 5 Вольт напряжения питания, и имели довольно большой и дорогой кристалл процессора. Однако, они были весьма и весьма быстрыми процессорами.

Строго говоря, продукт этот был довольно короткоживущий. В материнскую плату с Socket 4, предназначенную для Pentium 60 и 66 МГц, для повышения производительности можно было установить только лишь процессор Pentium Overdrive, с частотой 120 МГц (для 60 МГц варианта) или 133 МГц (для 66 МГц варианта).

Последующие процессоры семейства Pentium переключились на Socket 5, физически не совместимый с Socket 4, и поддерживающий 3.3 Вольт для питания процессоров. В дальнейшем же, процессоры Pentium MMX переключились на Socket 7, который хотя и был совместим с Socket 5 физически, но поддерживал раздельные напряжения для питания ядра (2.8 Вольт для Pentium MMX и вплоть до 2.0 Вольт для поздних AMD K6–2+/III) и для питания ввода-вывода процессора (3.3 Вольт).


Поиграем с Pentium-60

Pentium 60, 32MB FPM ОЗУ, Intel Premier/PCI (Batman), i430LX, nVidia Riva 128 8 MB PCI


qwoe6pbh9lwknbudghnmtc0xfdy.png

Процессор работал на частоте шины (в отличие от 486DX2, вышедшего ранее и имевшего внутреннее умножение частоты) и содержал 16 КБ кэша, по 8 КБ для инструкций и для данных.

Плата содержит 256 КБ асинхронной кэш-памяти второго уровня.
Плата содержит разъемы расширения для шин ISA и PCI. PCI соответствует спецификации 2.0
Плата произведена фирмой Intel для фирмы Dell и содержит проприетарный BIOS Dell на базе AMI.

Установка Windows 98SE заняла 50 минут. Неплохо. Все же, тут много IO, так что все не намного быстрее, чем на 486–100
Система не летает, из-за встроенного интернет экспортера окошки проводника подтормаживают при открытии, однако в целом все шустренько, разархивации идет вполне бодро. Хотя копирование больших файлов, конечно, тормозное.
nVidia RIVA 128 завелась с первого раза

Итак, конвертирование wav в ogg.
Тот же трек длительностью 5 минут и размером 50,4 МБ
Импорт трека с диска идет со скорость 2.8х (CD audio), на довольно современном высокоскоростном ATAPI приводе.
Открываем файл в Audacity.
Импорт файла занимает 2 минуты 26 секунд. Конвертация трека занимает 29 минут.

Бенчмарки под MS-DOS:
Superscape 3D bench: 62.5 FPS
Chris 3D bench VGA 49.6 fps; SVGA 15.0 fps
cachechk: (в процессоре 8 КБ кэша для инструкций и 8 КБ для данных, на плате 256 КБ асинхронного кэша) L1 read 82.8 MB/sec, L2 read 59.2 МБ/сек
Main memory: 44.2 MB/sec
Landmark 2.0: 347 MHz AT with 1169 MHz 287
Landmark 6.0: 626 MHz AT with 1002 MHz 287
Memspeed: 4Mх1 write: 28.1, read: 75.3, move: 28.1
Sysinfo 6.0: CPU: 190.3
DOOM -timedemo demo3 high detail: 39,51 fps
Quake timedemo demo1 320×200: 16.6 fps

Бенчмарки Windows:
Quake 2 timedemo1, map demo1.dm2: software 640×480, full screen, NO stripe alpha: 3.7 fps
SuperPI 8M digits, 22 iterations: 0 h 7 min 33.547s

Prime95:
под 98 заработала версия 25.9
786К: 4579.911 мс
896К: 5400.328 мс
1024К: 6126.222 мс
1280К: 7912.804 мс
1536К: 9606.480 мс
1792К: 11466.055 мс

Как можно использовать эту систему сегодня? Ответ не сильно отличается от предыдущих: никак. Это все такая же старая и медленная система. На ней все также нельзя смотреть видео в нормальном качестве и лазить по интернету, а перекодирование аудио все еще занимает вечность, как и копирование сколько-нибудь современных объемов данных. И, да, эта система уже не настолько и прикольная. И плата и процессор во время работы выделяют огромное количество тепла (да, чипсет тут работает на частоте 60 МГц и жутко греется), соответственно, пассивным охлаждением, как в случае с предыдущими системами, тут не обойтись, и компьютер становится старым, медленным и шумным.


Поиграем с Pentium-233MMX

Pentium 233MMX, 128МБ SDRAM ОЗУ, 1024 KB L2 cache on board, Ali Aladdin V Chipset, S3 Savage4 64bit 8MB PCI

Материнская плата производства Chaintech содержит BIOS AWARD. Память типа SDRAM работала на частоте 66 МГц, синхронно с шиной процессора. Чипсет произведен фирмой Acer Labs, и поддерживает все десктопные процессоры Socket 7 и даже шину AGP 2x. Правда, далеко не все AGP платы заработают с этим чипсетом, но мне этого и не нужно, я использую PCI.

Установка Windows 98SE заняла менее 20 минут.

Конвертирование wav в ogg.
Тот же трек длительностью 5 минут и размером 50,4 МБ
Импорт файла занимает 1 минуту 19 секунд. Конвертация трека занимает 12,5 минут.

Бенчмарки под MS-DOS:
Superscape 3D bench: Слишком высокое значение
Chris 3D bench VGA 131.8 fps; SVGA 34.4 fps
cachechk: (в процессоре 16 КБ кэша для инструкций и 16 КБ для данных, на плате 1024 КБ синхронного pipeline burst кэша) L1 read 323.1 MB/sec, L2 read 186.8 МБ/сек
Main memory: 137.3 MB/sec
Landmark 2.0: 1530 MHz AT with 4679 MHz 287
Landmark 6.0: 2439 MHz AT with 3927 MHz 287
Memspeed: 4Mх1 write: 84,9, read: 293,8, move: 84.9
Sysinfo 6.0: CPU: 794,6
DOOM -timedemo demo3 high detail: 79,71 fps
Quake timedemo demo1 320×200: 54.9 fps

Бенчмарки Windows:
Quake 2 timedemo1, map demo1.dm2: software 640×480, full screen, NO stripe alpha: 8.7 fps. Но с аппаратным ускорением OpenGL результат был уже вполне играбельный — 30,5 fps.
SuperPI 8M digits, 22 iterations: 0 h 2 min 23.189s

Prime95:
под 98 заработала версия 25.9
786К: 1366.171 мс
896К: 1621.092 мс
1024К: 1842.669 мс
1280К: 2244.453 мс
1536К: 2730.737 мс
1792К: 3308.046 мс

В целом, этот компьютер уже оставляет более интересное впечатление. И Windows XP на него поставить можно (зачем?), а под FreeBSD/Linux можно найти и какое-то применение ему. Хотя, Raspberry Pi, кажется, будет все равно сильно быстрее и гораздо дешевле, а уж энергии-то жрать будет в десятки раз меньше. И тем не менее, мне очень понравилось возиться с этой железкой. Она интересная.

Классический Pentium закончился на частоте 200 МГц во многом потому, что даже эта версия практически не отличалась по производительности от 166 МГц версии. В версии MMX Intel увеличила кэш первого уровня и добавила новый набор SIMD инструкций, что позволило заметно поднять производительность, и процессор в версии MMX добрался до частоты 233 МГц в десктопной версии.

Pentium 233MMX был последним и самым быстрым настольным процессором Intel для этой платформы. Мобильные версии достигли частоты 300 МГц, но, хотя некоторые из них можно установить в обычные десктопные материнские платы, максимальную производительность они там не покажут, так как настольные платы не поддерживают управление кэшем второго уровня для мобильных Pentium MMX.

Однако конкуренты выпустили много замечательных чипов для этой платформы, после того, как ее покинула Intel. AMD продавала K6-III, имевшие 256 КиБ кэша второго уровня на кристалле, работавшего на полной частоте процессора, до 550 МГц. Cyrix MII впускался вплоть до частоты 285 МГц (Р-рейтинг 400), Rise MP6 работал на частотах вплоть до 250 МГц (Р-рейтинг 366), IDT WinChip 2 также разогнался до 250 МГц (Р-рейтинг 300), мог быть установлен в старые платы, не поддерживавшие процессоры MMX, однако, даже на частоте 250 МГц, обладал весьма скромной производительностью.


2

image
И

© Habrahabr.ru