[recovery mode] Обучаем сотрудников английскому: опыт Edison

«Moving from the one-room schoolhouse to the one-world schoolhouse is now a reality» (Cisco Systems)


«One-room schoolhouse» — это американская сельская школа времен Марка Твена; в такой учился ещё Том Сойер — формат обучения, который до сих пор знаком каждому, кто ходил на какие-либо курсы, включая обучение английскому. Не слишком-то прогрессивно для мира облачных сервисов и глобальных видеоконференций?

e88395d114434d309e5da8b2bde3128d.png
Мы учились английскому у этого парня
Английский язык — точка доступа ко всем возможностям, которые есть у современных айтишников: от повышения квалификации до работы на западных заказчиков за крепкую валюту и трудоустройства в западные компании (независимо от того, планируете ли вы остаться в России или работать за рубежом). Выход на зарубежные рынки и зарубежных заказчиков стал рубежным моментом в истории нашей компании — и в этом посте слово возьмёт руководитель школы OTUK Алекс Джуд (на фото), которой расскажет, как учил английскому сотрудников «Эдисона».

Подавляющее большинство современных айтишников знакомились с английским языком в школах, в основном до 2000-х. Российская/советская школьная система обучения была плохо сбалансирована, давая отличную грамматику и чтение с одной стороны, и нулевые понимание разговорной речи и способность говорить — с другой. Это влияет на то, как русские люди говорят на английском сейчас, живя с таким наследием прошлого.

Логично, что вы будете плохо владеть английским, если вы никогда не жили в UK/USA, никогда не имели контакта с носителем английского, никогда реально не интересовались изучением языка (возможно, в результате негативного опыта в школе). Это становится реальным препятствием, когда ты стремишься быть ahead of the game: расширить наше бизнес-портфолио и привлечь больше международных клиентов.

Как в Эдисон справлялись с проблемой


Сделав английский своим приоритетом, в EDISON начали с традиционного подхода, того самого one-room schoolhouse: местные русские учителя, смешанные по способностям группы, учебники и так далее. Отсутствие носителей языка, смешанные уровни (некоторые студенты попросту тянули назад), сотрудники заняты на работе в разное время и не всегда могут посещать класс вместе, некоторое отсутствие интереса в классе и так далее быстро показали неэффективность этой затеи.

Однако найти квалифицированных преподавателей-носителей английского в Кемерово, Томске, Красноярске почти нереально, так что решение перейти на дистанционное обучение было очевидным. Так и состоялось наше знакомство, когда «Эдисон» выбрал для своего эксперимента британскую школу OTUK (Online Teachers UK).

В компании была поставлена задача: мотивация сотрудников в достижении определенного уровня владения английским, и только после этого — полное финансирование языковых курсов для них. Критерий — завершение курса Реймонда Мёрфи Intermediate English Grammar in Use. Это гарантирует то, что только самые целеустремленные и мотивированные сотрудники получат доступ к бесплатным тренингам (такой бонус или привилегия). Большинство обучающихся завершило этот курс за полгода и улучшило свои языковые навыки до уровня upper-intermediate (выше среднего).

Это означало улучшение глобальных достижений компании, потому что открывало доступ к международным тендерам. При этом инвестиции в персонал в течение полугода по стандартному пакету на одного сотрудника не выше стоимости среднего игрового ноутбука).

Уроки английского по Skype c OTUK


Занятия сфокусированы на подходе «один-на-один», основанном на индивидуальных потребностях ученика (в данном случае IT-специалиста). То есть учебная программа была адаптирована для удовлетворения требований именно этого бизнеса, поэтому готовила учащихся к использованию английского языка в конкретных ситуациях, связанных с работой: требования к разработке ПО, продажи по телефону, переписка, встречи, презентации. Курсы распределены по уровням и расположены в удобное время для ученика, так, чтобы его работа не была прервана. Занятия проводили квалифицированные преподаватели британского английского языка через Skype с помощью веб-камеры и гарнитуры. Все скачанные уроки сохраняются, а прогресс изучения отслеживается, о чём периодически докладывается главе компании. Персонал был заинтересован и высоко мотивирован к обучению, поскольку курсы были актуальными, использовался современный естественный английский язык.

«Эдисон» выбрал стандартный пакет: 2 урока в неделю по 45 минут + самостоятельное решение задач между классами. Срок обучения для каждого студента был около 6-8 месяцев. Цели курса были весьма специфичны и направлены на улучшение разговорных навыков в рабочих ситуациях, а также в некоторых формальных (например, переписка по электронной почте).

Специально для этой статьи сотрудники Edison поделились своими впечатлениях от обучения:

Сразу покорило радушное отношение преподавателя, открытость и внимание к моим интересам. Это просто развязало мне язык. Меня невозможно было остановить — так хотелось поделиться с ним своими мыслями. Именно этого, на мой взгляд, не хватает многим учителям, в том числе школьным и ВУЗовским — человеческого, не формального отношения. Это самое яркое впечатление, которое у меня осталось от обучения.
— Антон, разработчик «Эдисона».


Понравилось что преподаватель, будучи англичанином, хорошо знает русский язык. Во-первых, иногда бывало необходимо что-нибудь обсудить, на что текущих на тот момент знаний английского языка не хватало, и тогда можно было переходить на русский — это некоторое послабление, но оно просто немного экономило время. Во-вторых, можно было обсудить некоторые детали семантики, на которые обычный русский преподаватель мог бы вообще не обращать внимание, а нерусскоговорящий нейтив не уделял бы должного внимания переводу на русский язык.

Преподаватель дал понять, как англичане реагируют на часто распространённые ошибки русских студентов. Например, ошибки в употреблении времён, из-за чего так часто беспокоятся русские, не настолько критичны, как можно было подумать: англичане всё же могут понять (особенно если это какой-нибудь экзотический почти не употребляемый на практике Future Perfect Continuous). Зато, к примеру, неправильно употреблённый предлог может вызвать реальное недопонимание. Это помогает сконцентрироваться на важном.

Я узнал интересные вещи об английском языке в целом. Например, английский состоит как бы из двух слоёв языка: это в своём роде два языка в одном. Первый — это староанглийский протогерманский слой, древняя основа английского. Это простые, как пять копеек, слова типа take, get и прочее. Второй слой — пришедший из Франции, вероятно, с норманнским завоеванием; это сильное влияние французского языка и латыни: всякие слова типа coalesce, acquire и т.п. Первый слой — это, в основном, разговорный язык, фразовые глаголы относятся сюда же. Второй слой — литературный. Таким образом, для многих слов английского языка можно найти два варианта из каждого «слоя». Например, для слова «кладбище» могут быть два разных слова — graveyard (из двух староанглийских слов grave и yard) и cemetery (французского cimetiere, корни которого идут из латыни). Подобные знания дают большее понимание языка и возбуждают дополнительный интерес к его изучению.
— Михаил, разработчик «Эдисона».


OTUK от других онлайн-школ отличает отсутствие заготовленных программ. Мы не пишем курсы заранее, а начинаем с уровня и потребностей студента и строим каждый курс вокруг них. У нас есть учебники и самодельный материал, который мы часто используем, но не один курс не похож на другой, потому что каждый студент отличается. Давайте предположим, что у нас есть коллекция строительных блоков… каждый курс может быть создан с помощью этих блоков с добавлением других элементов, которые мы ранее не использовали. Традиционные методы ESL-класса похожи на жёсткую манеру образования в советской школе. Это то, что ведёт к угасанию интереса студентов к языку. У меня был такой же опыт, когда я учил французский и немецкий в школе в Великобритании. Вот почему я не говорю на этих языках в настоящее время. Наш подход отличается тем, что наши «один на один» курсы дают нам возможность специально сосредоточиться на потребностях и интересах личности. В течение долгого времени курс развивается на основе обратной связи от обучающегося (или от их босса). Учебники стареют и теряют свою ценность, а наш материал всегда современный и значимый, поскольку мы используем реальное содержание из интернета и других источников. Например, мы могли бы использовать ИТ-учебник, написанный в 2001 году с таким словарным запасом, как «диск», или мы могли бы прочитать статью с веб-сайта, написанную 5 дней назад, о новейших технологиях, которые заменят флэш-память. Какой материал бы заинтересовал вас больше?

Два слова об альтернативах


Другие Skype-школы английского в России обычно приглашают дешёвых русских учителей английского языка из провинции, чтобы сократить свои расходы и максимизировать прибыль, либо ищут американских преподавателей из глубинки, которые возьмут меньше, чем британцы, но часто буду соответственно менее квалифицированы. Скажем, большинство тех, у кого английский родной, являются одноязычными и не знают грамматику даже их родного языка. Мы используем репетиторов из Великобритании, которые имеют собственный опыт обучения иностранным языкам. Поэтому они находятся «на той же странице», что и наши учащиеся. У нас есть несколько учителей, которые имеют сейчас хороший опыт работы с ИТ-ребятами, так что у всех нас большой интерес в этой нише. Ещё одно отличие в том, что мы по-прежнему относительно небольшая школа, поэтому можем себе позволить индивидуальный персонализированный подход. Крупные игроки в России часто больше заинтересованы в количестве, чем в качестве, чтобы иметь больше трафика (финансового и органического). В нашем случае, если мы потеряем студентов, то бизнес закроется. Поэтому высокий уровень преподавания должен поддерживается постоянно.

Краткое резюме для тех, кто не хочет читать всё


Если максимально кратко резюмировать опыт обучения сотрудников Edison английскому, то получится следующее:

  • Электронное обучение для айтишников естественно и комфортно;
  • Индивидуальные занятия более продуктивны, чем групповые занятия;
  • Обучение ориентировано на личные потребности, а не на необходимый компромисс, как в группе;
  • Большинство айтишников — интроверты. Онлайн обучение «один на один» — это идеальный способ для них;
  • Курсы OTUK заточены под IT-сферу;
  • Быстрее прогресс, а значит лучше соотношение потраченных времени/денег;
  • Более широкий выбор онлайн-преподавателей (особенно носителей английского языка) по сравнению с местными в российском городе;
  • Гибче график, позволяя проводить уроки в свободное время;
  • Нет привязки к местности: уроки проходят регулярно и даже командировки не мешают обучению, поэтому всегда виден прогресс.


И последнее: уроки по скайпу — это всего лишь уроки по скайпу. Главное в изучении нового языка перестать относиться к этому процессу как к учёбе, сделав его частью своей жизни, видеть языка как «мост» к вашим целям, а не как саму цель. Читайте на английском статьи и книги, слушайте подкасты, смотрите фильмы и сериалы и, главное, общайтесь с носителями языка — по работе, для знакомства и так далее. С таким подходом любые уроки станут по-настоящему полезной и эффективной опорой в коммуникации. Задача школы здесь просто предложить более удобный формат.

P.S. Пара полезных материалов с сайта OTUK, пока на русском (для начинающих ;-)


Есть замечания по нашей методологии или вы хотите поделиться своим опытом? Рады будем пообщаться в комментариях, в нашей группе в Фейсбуке или во Вконтакте.

0d29f5c4eb324393af460af6a50bc5d1.jpg

© Habrahabr.ru