[Перевод] Преимущества метода интервального запоминания

Представьте, что вы могли бы ускорить свой процесс обучения и улучшить запоминание основ, техник и команд программирования.

Сегодня я расскажу вам, как это сделать с помощью интервального запоминания и бесплатного open-source инструмента под названием Anki.

2eca6486d68148fe998c09b3ecdff256.jpeg

Многие люди отмечают преимущества интервального запоминания:

  • Чемпион игры Jeopardy! («Своя игра» по-американски) Роберт Крэйг говорит, что своими успехами обязан, среди прочего, программе Anki, которую он использует для запоминания фактов.
  • Джон Вошэм, ведущий блог под ником Googley as Heck, где рассказывает о том, как он активно обучался в течение 8 месяцев, чтобы пройти собеседование в Google, говорит: «Интервальные повторения — это ключ к запоминанию… Периодически возвращаясь к заученному материалу и повторяя его, со временем вы станете экспертом… Применяя эту методику, вы дойдете до уровня, когда просто не сможете забыть детали».
  • А Дерек Сиверс, основатель CDBaby, пишет, что метод интервального запоминания — «самая полезная техника, которая ему встречалась за 14 лет компьютерного программирования».

Лично для меня Anki cтала неотъемлемой частью процесса обучения работе с кодом. Я использую этот метод, чтобы запоминать важные идеи из HTML, CSS, JavaScript и команды из Git и Bash.

В данный момент я в очереди на зачисление на юридический фаультет Калифорнийского университета в Беркли, и Anki однозначно будет фигурировать в моей стратегии по изучению права.

В это статье мы коснемся следующих тем:

  • Что такое интервальное запоминание
  • Как Anki с ним помогает
  • И как это может ускорить ваше образование и способствовать запоминанию понятий, связанных с разработкой.

Что такое интервальные повторения?


Интервальные повторения призваны решить проблему забывания. Согласно этой методике, лучше всего новая информация запоминается в тот самый момент, когда ты вот-вот ее забудешь.

Например, представьте, что вы не знаете, какой город является столицей Колумбии. И представьте еще, что я прямо сейчас говорю вам, как она называется.

Столица Колумбии — Богота́.

Давайте предположим, что возможности вашей памяти позволят вам помнить этот новый факт — что столица Колумбии называется Богота́ — ровно 20 минут после того, как вы его узнали. Потом вы это забудете.

Но если через 19 минут 59 секунд за чашечкой кофе, я напомню вам…

Столица Колумбии — Богота́.

… теория интервального запоминания утверждает, что теперь вы будете помнить эту информацию уже 40 минут. А потом забудете.

Но если через 39 минут и 59 секунд я снова напомню вам, что…

Столица Колумбии — Богота́.

…вы сможете удержать в памяти этот факт из географии уже на более долгий период, скажем, на один час.

И если мы продолжим в том же духе, то есть я буду напоминать вам, что столица Колумбии — Богота́ точно в тот момент, когда вы вот-вот забудете, время между «провалами» в памяти будет расти в геометрической прогрессии, от часов к дням, затем к месяцам и годам.

И постепенно, как уверят методика, знание того, что Богота́ — столица Колумбии, более-менее прочно засядет в вашей памяти.

Это явление — ослабление памяти с течением времени — известно как кривая забывания. Оно было открыто Германом Эббингаузом в 1885 году.

84f9fc69b2244a428e38857200ec111c.jpeg

Stahl et al 2010; CNS Spectr

Идея о том, что более действенно и эффективно разбивать учебный процесс на разделенные промежутками этапы, а не просто зазубривать материал в один прием, известна под названием «интервальные повторения».

Вместе кривая забывания и интервальные повторения составляют основу методики интервального запоминания.

В зависимости от вашей кривой забывания, вы определяете оптимальный интервал для напоминания себе объекта заучивания (то есть любого кванта информации) и соответственно этому задаете промежутки для закрепления того или иного факта.

Петр Возняк, пионер в области исследования памяти, обобщил эти идеи следующим образом:

Оптимальные интервалы рассчитываются на основе двух противоречивых критериев:
  1. Интервалы должны быть как можно больше, чтобы получить минимальную частоту повторений и наилучшим образом использовать так называемый эффект распределения, согласно которому более длинные интервалы между повторами, до определенного предела, помогают закрепить воспоминания.
  2. Интервалы должны быть достаточно короткими, чтобы гарантировать, что знания до сих хранятся в памяти.

Теперь логично задаться вопросом: «Но как понять, когда именно факт про столицу Колумбии начнет забываться? Как узнать, какой интервал времени будет оптимальным?»

Конечно, было бы сложно рассчитать интервал до секунды без долгой череды проб и ошибок, а также скрупулезного внимания к деталям, достойного Дарвина. Но, к счастью, такая дотошность не нужна, ведь нам может помочь старый добрый друг — софт. (Вы также можете использовать неавтоматизированную методику под названием Система Лейтнера).

Программное обеспечение, созданное на базе на колоссальных исследований памяти, может помочь вам определить оптимальное время для закрепления воспоминаний. В частности, существует софт, разработанный специально для интервальных повторений.

Так что такое Anki?


Anki — это open-source инструмент для интервального запоминания, созданный и поддерживаемый Дамиеном Элмесом. Вы можете воспринимать его как своего рода «программу с умными флэш-карточками», которая использует интервальные повторения и делает процесс запоминания более эффективным.

В основе Anki лежит предположение, что знания лучше всего сохраняются в памяти при периодических, статегически разнесенных во времени напоминаниях. Иными словами, она выполнена с учетом всех требований и возможностей теории интервального запоминания.

523c0a2899f74dbab7e29e4311d1af11.jpeg

Источник

Вы можете использовать Anki, чтобы запоминать практически все, что требуется запомнить.
Заметьте, однако, что Аnki не заменит учебный процесс. Вы должны сначала уяснить материал, который изучаете, а затем уже загрузить его в программу, которая отлично поможет вам сохранить приобретенные знания. То есть Anki — это часть учебного процесса, которая следует за пониманием.

6cdce95782a94a98a64d7b558b77a9ac.png

Источник

Существуют и другие подобные программы, например, SuperMemo, созданное вышеупомянутым Петром Возняком. Anki по сути повторяет версию алгоритма, реализованного в SuperMemo.

В статье я так подробно рассказываю именно про Anki по трем причинам: во-первых, я привык к нему, во-вторых, он работает без сбоев, а в-третьих, он бесплатный и имеет открытый исходный код. Если вы использовали SuperMemo или другой инструмент с теми же функциями, пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях.

Если же вы тоже захотите использовать Anki, я, тем не менее, советую вам почитать о Возняке и ознакомиться с его точными и проницательными наблюдениями о памяти, процессе обучения и креативности.

Что касается девайсов, которые поддерживают программу, у Anki есть версия для десктопа, и именно с нее рекомендуется начать, если раньше вы не пользовались подобными программами. Но имеются и другие варианты:

  • Бесплатное веб-приложение AnkiWeb.
  • Бесплатное Android-приложение, синхронизированное с десктопной и веб-версиями.
  • Для пользователей iPhone на AppStore есть платное приложение AnkiMobile

Как работает Anki


Имейте в виду, что при желании можно изучить программу значительно глубже и настроить ее так, как вам нужно. Я лишь предлагаю вам беглый обзор, чтобы раскрыть суть.

1. Вы создаете «колоды», которые состоят из группы карточек определенной тематики. Темой колоды может быть, например, JavaScript» или Столицы.

Вот пример колоды в десктопном приложении (не беспокойтесь, позже я объяню, что значит New, Learning или To Review):

73afe4dccdd54260863dc3a7a4a36ad5.png

Пример колоды

2. Вы добавляете «карты» в свои колоды, которые кастоматизируются с помощью HTML и CSS.
Карта может быть стандартной двусторонней флэш-карточкой. В таком случае программа сначала покажет вам ее лицевую сторону.

8f82444aafeb431ab00d3d8f8859ad46.png

Пример карты стандартного типа — лицевая сторона

Вы же, когда будете готовы ответить, нажмете на кнопку Show answer, чтобы увидеть обратную сторону карточки. Вот пример карточки из колоды с темой «Столицы»:

02392528fcf84a8295a83217d05011fb.png

Пример карты стандартного типа — лицевая и обратная стороны

Совет: там есть и другие виды карт, помимо двусторонних — например обучающий тест, в котором некоторые слова заменены пробелами. Этот тип карточек очень удобен, я сам его постоянно использую, так как он прост и эффективен в плане организации информации.

Еще один совет: создание карточек в Anki — целое искусство. Чем больше вы практикуетесь — тем лучше у вас будет получаться. В общем и целом, старайтесь следовать приниципу минимума информации. Или, если проще, приницпу ТП — Тупому Понятно. Нужно делать свои карточки макимально простыми, так как простое легче запоминать.

3. Когда закончите добавлять карточки, приступайте к практике.

Давайте вернемся к карте Колумбия-Богота́, чтобы посмотреть, как работает этот процесс.

ba9ba9e2a9254b65821a5ee82af87991.png

Выберите, когда вы бы хотели, чтобы вам напомнили о повторении

После того, как вы нажмете Show Answer и перейдете на другую сторону карты, спросите себя:

Насколько трудно мне было ответить?

Если вы вообще не смогли вспомнить ответ, вам следует выбрать кнопку Again — и программа покажет вам эту же карточку меньше чем через минуту.

Если вы ответили не сразу, напрягая память, вам нужно выбрать кнопку Good, тогда вы в следующий раз увидите карточку меньше чем через 10 минут.

А если ответили без всяких затруднений, то выбирайте Easy, и вы не увидите эту карточку в течение 4 дней.

Anki отслеживает ваш прогресс, чтобы определить какие карточки показывать и когда. Это значит, что программа берет утомительную работу по вычислению кривой забывания для каждой карты на себя. Вот что дает автоматизация интервальных повторений с помощью ПО.

Следует заметить, что вы можете менять некоторые из переменных интервального повторения в алгоритме программы. Это можно сделать, перейдя в настройки вашей колоды и изменив те параметры, которые вы бы хотели поменять (например, сколько карт показывается в день, длина временных интервалов и так далее).

d219b8aaeef94c7c851dc5827b5a61dc.png

Изменение настроек колоды

Однако, возможно, на первых порах не стоит трогать настройки, лучше просто оставить все по умолчанию. А уже позже, когда подружитесь с программой, можете подойти к выбору настроек колоды более творчески.

Теперь вернемся к нашей колоде JavaScript:

987ec34b8b534ce998e5bd3ea40ffd56.png

Пример колоды в Anki

New значит, что вы добавили 4 новые карты в свою колоду JavaScript и их уже можно использовать в процессе обучения.

Learning следует понимать так: если вы в процессе работы с выбранной колодой, нажмете Good (менее 10 минут), программа добавит эту карточку в очередь в категорию Learning и покажет ее через 10 минут. Подробнее тут.

To Review отображает количество карт в очереди на изучение.

Чем больше вы используете Anki, тем понятнее становится вся эта система.

C чего начать


Что касается туториалов и инструкций, документация на сайте — просто космос, она наверняка ответит на большую часть ваших вопросов. И вот еще несколько полезных видео-туториалов.

Тем не менее, я предлагаю вам пошаговую инструкцию, как начать работу с Anki, потому что пошаговые инструкции — полезная штука.

1) Прочитайте статью Дерека Сивера об интервальном повторении: она подкрепляет те данные, которые я изложил.

2) Интервью с Петром Возняком даст вам целостный взгляд на интервальное повторение, обучение и исследования памяти.

3) 20 правил формирования знаний, от Петра Возняка помогут вам разобраться с техниками формулировки и структурирования карточек Anki.

Важно помнить, что метод интервального повторения не является заменой обучения. Очень важно сначала хорошо понять материал, прежде чем вы начнете использовать метод. Сначала усвойте, а затем уже закрепляйте с помощью Anki. Не забывайте использовать метод ТП для создания карточек, а также добавлять на них изображения, когда это возможно.

4) Создавайте собственные колоды.

5) Помните, что тематику для колоды следует задавать широкую и довольно общую. Например, если вы учите JavaScript, не создавайте колоду под названием «Замыкания» и другую под названием «Прототипное наследование». Вместо этого создайте одну колоду «JavaScript». Обратитесь к разделу Using Decks Appropriately в документации за дополнительной информацией.

6) Заводите карточки с контекстом, в котором отдельные ключевые слова заменены пробелами — это очень мощный инструмент обучения.

7) Разберитесь с недостатками.

У интервального повторения есть несколько недостатков. Один из них — смешение воспоминаний.

К примеру, легко себе представить, что вы будете путать столицы Мавритании и Маврикия — ведь у этих стран очень похожие названия. Совсем устранить смешение воспоминаний трудно, однако вы можете свести его к минимуму, соблюдая принцип ТП.

Больше информации о недостатках вы можете найти здесь (пролистайте до раздела Downsides) и здесь (пролистайте до раздела Combat interference).

8) Не забывайте синхронизовать свои карточки и колоды. Выберите одну «исходную версию», например, десктопную версию, и далее синхронизируйте ее с веб-версией Anki и мобильными приложениями каждый раз, когда вносите изменения. Вы прикладываете усилия, создавая карточки и колоды. Оградите себя от мук переделывания своей же работы заново.

9) Введите работу с Anki в привычку. Чтобы оценить всю магию этой программы, нужно собрать волю в кулак и прогонять все свои карточки день за днем. Можно даже ассоциировать Anki с чашкой кофе. Или с утром. Или с обедом. Или с чем-то еще приятным. Найдите способ сделать Anki привычкой.

Комментарии (2)

  • 21 февраля 2017 в 14:24

    0

    Использую Анки каждый день по 5 минут. Работает, даже самые незапоминаемые штуки, «личи» в терминах программы, начинают потихоньку запоминаться через несколько месяцев.
  • 21 февраля 2017 в 14:39

    0

    Интервальное повторение удобная вещь, сейчас как раз экспериментирую на себе, слова учу. Приложения использовать не хотелось, решил использовать web-приложение. Но web-anki не понравился, а аналоги было искать лень, поэтому написал собственный велосипед))

© Habrahabr.ru