[Перевод] История Google Maps

b6aead8c1a7a45428ec582f7137a5f4a.jpgНедавно мы писали о том, что, несмотря на обилие существующих картографических сервисов, нам пришлось создавать свой. Конечно, мы внимательно оценили функционал имеющихся в то время на рынке систем. Не обошли мы своим вниманием и самый популярный в мире картографический сервис, Google Maps. Оказалось, что ему в этом году исполнилось 10 лет. И мы хотим отдать дань уважения этому проекту, сделав для вас перевод рассказа об истории становления Google Maps.Когда сервис только запустился в феврале 2005 года, то смахивал просто на бумажный атлас, только без необходимости листать страницы. В отличие от печатаемого списка маршрутов, как это было сделано у тогдашнего картографического лидера MapQuest, здесь маршруты накладывались прямо поверх карты. Загрузка элементов изображения карты происходила в браузере без какого-либо специального ПО, поэтому можно было исследовать мир, не обновляя страницу. Это был невиданный по тем временам прорыв.

В 2005 году ещё никто не представлял, к чему приведёт развитие онлайновых картографических сервисов, какое неоценимое значение они станут играть в экосистеме интернета. Никто не предполагал, что Google заключит с Apple партнёрское соглашение о продвижение своего сервиса на мобильной платформе, но этот альянс распадётся. Никому пока и в голову не приходило, что Google Maps будет пользоваться свыше миллиарда человек, и сервис превратится во второй по величине проект после поисковой системы.

Всплеск посещаемостиСервис собирались открыть для общего доступа на следующий день. При этом авторы проекта планировали оставить его в статусе беты. Но один из пользователей вычислил точный адрес страницы и опубликовал его в одном из разделов на форуме Slashdot.Посетители были крайне удивлены новыми, невероятными возможностями, в том числе прокруткой карты с помощью курсора мыши. Ветка начала быстро наполняться восторженными отзывами. Однако пользователи сразу и указали и на важный недостаток сервиса: он содержал карту только США, даже Канада и Мексика были изображены схематично. Весь остальной мир представлял собой… бескрайний океан.

7d77766d12b24ab99744405ad1318a4c.jpg

Этот планетарный океан намекал на наглые и смехотворные амбиций Google по созданию карты мира. И эти амбиции ещё больше расширились после того, в сервис были добавлены спутниковые снимки и уличные фотографии. В конце концов компания избавилась от диктата поставщиков данных, разорвав прямые контракты со странами, штатами и даже городами по всему миру.

Практически бесполезный сервис С самого начала Google продвигал понятие «место» в интернете. Вам может не нравиться, как компания отображает некоторые спорные территории, или какие-то интерфейсные решения, но Google Maps фактически сформировал представление о современных картографических сервисах как с точки зрения интерфейса, так и функционала. Хотя надо сказать, Google не был первооткрывателем. Фактически, их сервис поздно вышел на рынок, конкуренты к тому времени ушли достаточно далеко.Началось всё в начале 2000-х годов. В сентябре 2003 был запущен продукт с немудрёным названием «Поиск по месторасположению», он являлся частью экспериментального проекта Google Labs. Именно этот сервис можно считать первой попыткой компании в сфере картографии. Можно было ввести какое-то ключевое слово, адрес или почтовый индекс, а Google находил сайты, где упоминалась эта информация. Правда, сервис был практически бесполезен по мнению самих разработчиков.

В подтверждение этого приводится такой пример: допустим, вам нужно было найти кофейные магазины в Пало Альто. Но компания Sun Microsystems, например, помещала свой адрес в конце каждой своей веб-страницы, а её названия её продуктов были связаны с кофе (самый известный — Java). И это порушило всю идею сервиса. Посещаемость была нулевая. Несмотря на то, что информация из базы данных была лицензирована у Yellow Pages, проект не оправдал ожиданий многих сотрудников Google, в том числе и Ларри Пейджа.

Поэтому компания начала искать вдохновение и таланты на стороне. Незадолго до того, как Google вышел на биржу в 2004 году, были приобретены три небольшие компании: Keyhole, Where2 и Zipdash. Первая была самой крупной из них, хотя стоимость сделки так и не была озвучена. К тому времени Keyhole существовала 3 года, состояла из 30 сотрудников и продавала за $69,95 приложение под Windows, содержавшее спутниковые снимки. Ключевая идея заключалась в том, что сначала снимки «склеивались» друг с другом для получения сплошной карты мира, а затем она разрезалась на миллионы квадратиков. Поэтому пользователи могли начать просмотр с больших масштабов, а потом «приближаться» к выбранным местам на поверхности планеты. Как раз эта возможность настолько впечатлила топ-менеджмент Google во главе с Сергеем Брином, что они решили купить Keyhole.

Правда, это оказалось непросто, у компании было достаточно финансовых возможностей, чтобы сохранить независимость. Однако в результате перевесила перспектива создать масштабный бесплатный картографический сервис, который можно использовать в самых разных ситуациях. Руководство Keyhole заинтересовала возможность дать бесплатный и мощный инструмент многим профессионалам, нуждающимся в точных и актуальных картах. Также не забывайте, что это был апрель 2003 года, США вторгались в Ирак, и потому обсуждалось использование картографического сервиса военными.

Едва успели Where2 Technologies был маленьким стартапом, который почти обанкротился незадолго до того, как был приобретён Google. В то время видение картографических сервисов формировалось проектом MapQuest, который, грубо говоря, представлял собой список направлений с маленькими кусочками карты для каждого поворота и перекрёстка. У основателей Where2, братьев Рассмуссен, датчан, была идея создания полноценной онлайн-карты с возможностью перемещения и масштабирования. Но никто не хотел покупать такой продукт. Как вспоминает один из братьев, многие считали, что обычному человеку карта понадобится от силы несколько раз в неделю. А сегодня множество людей в буквальном смысле потеряются, если не будут пользоваться онлайн-картами по несколько раз в день.99bb25886f464e1691ee0d17dcf23b38.jpgЛарс Расмуссен (Lars Rasmussen).

Ситуация для Where2 стала критической, когда одна из венчурных инвестиционных компаний, Sequoia, неожиданно отказалась финансировать стартап после того, как Yahoo Maps интегрировал в свой сервис базу данных Yellow Pages. Информация об этом быстро распространилась по ранку, и датчанам стали массово отказывать все подряд. Это было как раз в то время, когда наступило сдулся пузырь доткомов.

Братья оказались сломлены. Из-за визовых ограничений, компания создавалась ими вместе с двумя инженерами в Австралии, и без финансирования стартап был обречён. Однако Расмуссенам несказанно повезло. Sequoia познакомила их с Ларри Пейджем. У Google ещё не было своего картографического сервиса, но Пейдж считал, что будущее за интернетом. Поэтому через три недели после знакомства, Where2 предложила концепцию трансформации своего приложения в веб-сервис, который подгружал данные в фоновом режиме и не требовал обновления страницы.

«Мы были очень сильно мотивированы, либо пан, либо пропал. В течение трёх недель мы работали день и ночь, и в результате создали сайт специально для того, чтобы впечатлить Ларри и его команду», — рассказывает Ларс Расмуссен, который сегодня работает в Facebook. «Мы даже разместили на нём логотип Google. А в качестве маркеров на карте использовали лавовые лампы, потому что они тогда нравились Google».

Любопытно, что в то же самое время команда разработчиков внутри Google реализовывала точно такую же концепцию для первой версии Gmail. Однако они не были знакомы с идеями Where2, и в результате создали фундаментальную веб-технологию, которая сегодня известна под названием AJAX.

Третий мушкетёр В 2004 году маленький стартап Zipdash, состоящий из трёх человек (даже и не стартап вовсе, потому что они не зарегистрировали юридическое лицо), разрабатывал мобильное приложение для получения информации о загруженности дорог. По сути, работа была только начата, первая версия продукта была сделана для телефонов Nextel. Основатель Zipdash, Марк Крэди, вложил тысячи долларов из своих средств в лицензирование информации о передвижениях такси в окрестностях залива Сан-Франциско. Это позволяло делать базовую оценку текущей загруженности дорог, а с увеличением числа пользователей Zipdash можно было бы повышать точность оценки.Идея была похожа на Waze, пиринговое картографическое приложение, которое Google приобрёл в 2013 году за один миллиард долларов. А Zipdash был куплен всего за два миллиона. Правда, и Google в то время был далеко не богат, поскольку ещё не провёл IPO.Тем не менее, масштабы двух компаний были несопоставимы: на момент приобретения Zipdash имел клиентскую базу в размере… 200–300 человек.

cde8c72fff4b43b0979cb5d277a3affe.jpgМарк Крэди (Mark Crady).

Итак, Zipdash влился в состав Google, а его команда начала работать над продуктом, который позднее превратился в мобильную версию Google Maps. И, естественно, никто не предполагал, что по сравнению с онлайновым Google Maps (Where2) и Google Earth (Keyhole), мобильная версия сервиса от крохотной Zipdash превратится в один из крупнейших проектов компании. В 2009 году Крейди покинул Google и сейчас работает над своим новым проектом.

Жизнь в Google Когда три вышеописанные компании вошли в состав Google, их сотрудники продолжили работу над своими продуктами, но уже в рамках видения своего нового работодателя. Им разрешили переманивать новых участников внутри компании. Например, братья Расмуссены в качестве одного из преимуществ работы в их команде называли… датское печенье.Итак, работа началась. Команда Where2 набила к себе в комнату кучу компьютеров, на которых рендерились «плитки», из которых состоит карта. Дженс Расмуссен (Jens Rasmussen) предложил идею внедрения знаменитых гугловских булавок (пинов) в противовес красным звёздам в Yahoo Maps. Преимущество этого варианта обозначения заключался в том, что пин своим острым уголком указывал место на карте, не перекрывая его собой. Дженс хотел добиться эффекта трёхмерности пинов, хотя на самом деле они не трёхмерные.

В то же время, Джон Ханке (John Hanke) из Keyhole начала тщательно прорабатывать запрос на увеличение разрешения спутниковых снимков, поскольку это было весьма недёшево. Джон хотел начать с больших городов. Подготовил большую презентацию по структуре расходов для Пейджа, Брина и Эрика Шмидта. В конце презентации Брин спросил: «Почему мы просто не делаем всё это?» Ханке говорит, что он был потрясён в тот момент, но Брин говорил серьёзно. Повышение разрешения снимков обошлось Google во много миллионов долларов, а для получения таких объёмов трафика от поставщика из Колорадо компания специально создала высокоскоростной канал связи. Но пока что уровень амбиций Google превышал интерес, проявляемый пользователями к их сервису.

Рост Первоначально у сервисов Google Maps и Google Maps Mobile была низкая посещаемость. Это тем более удивительно на фоне их текущей востребованности. Когда ссылка на Google Maps была размещена на Slashdot, трафик просто зашкаливал. В эти первые дни он достигал 10 миллионов просмотров.Однако затем трафик быстро упал. И прошёл почти год, прежде чем он снова достиг первоначального уровня. Команда разработчиков была уверена, что их продукт лучший на рынке, и пользователи соглашались с ними, но почему-то не спешили пользоваться сервисом.

В конце концов, добиться небывалого роста посещаемости удалось благодаря двум вещам. Во-первых, в Google Maps были добавлены спутниковые снимки от Keyhole, и теперь любой желающий мог увидеть свой дом с высоты птичьего полёта. А во-вторых, клиентская часть была полностью переписана с целью увеличения производительности, да к тому же был выпущен пакет инструментов для разработчиков, что позволило сторонним компаниям использовать сервис Google в основе своих продуктов, тем самым пропагандируя его.

С той поры рост трафика не прекращался. К концу 2006, менее чем через два года после запуска, Google Maps превратился в крупнейший картографический сервис в мире. А вскоре по объёму трафика он стал вторым проектом Google после www.google.com.

dea44d4a02fb4050b30424c21344de3a.jpg

Нечто подобное произошло и с Google Maps Mobile. Первая версия была доступна лишь для нескольких моделей телефонов и не позволяла увидеть текущую загруженность дорог. Количество установок было мало, а те, кто установил программу, не слишком-то пользовались ею. Ситуация изменилась к лучшему только после того, как была добавлена поддержка телефонов BlackBerry.

Но даже тогда в Google находились люди, не видевшие потенциала у этого проекта. Конечно, это уже давно в прошлом.

В январе 2006 года Yahoo запустила продукт под названием Yahoo Go, в котором были совмещены многие ранее разрозненные сервисы компании: поисковик, новостной ресурс, почтовый сервис, прогноз погоды и информация о загруженности дорог. Крэди договаривается со Шмидтом о том, что команда разработчиков мобильной версии GM создаст достойный ответный продукт. С этого дня только и было разговоров о том, что нужно создать совершенно убойное приложение.

Сделка с AppleСегодня очевидно всем и каждому, что мобильные карты — самое что ни на есть убойное приложение. Раз твой смартфон знает, где он находится, то ты можешь поехать куда глаза глядят, найти поблизости какое-нибудь заведение, объехать пробку и наплевать на таксистов.

И дело уже не только в Google Maps. За последнее десятилетие появилось несколько сравнимых по качеству и функциональности продуктов от Baidu, Microsoft, Yahoo и Apple. Но 10 лет назад ничего подобного не существовало.

Договорённость об установке по умолчанию на все iPhone была огромной удачей для GM. Однако трудные взаимоотношения двух компаний начались задолго до того, как Apple запустила свой картографический сервис в 2012 году.

Ещё до запуска первого iPhone в 2007, Apple в тайне договорилась о сотрудничестве с Google. Яблочники хотели поставлять свои телефоны с предустановленным приложением, и для этого им нужна была помощь купертиновцев. Но Apple не разрешила Google самостоятельно разработать интерфейс, они соглашались только подгружать их данные. В условиях высочайшей секретности компании совместными усилиями разработали приложение для первого смартфона Apple.

C самого начала две корпоративные культуры имели мало общего. Но больше всего Apple был недоволен работой Google над Android. Джобс начал выдвигать различные требования, включая запрет на использование двойного тапа для изменения масштаба карты. Кроме того, Apple отказывалась делиться с Google статистикой о пользовательской активности, в результате компания вынуждена была генерировать карту дорожной активности без участия огромной доли пользователей.

Список требований становился всё длиннее. Изначально планировалось, что Google будет эксклюзивным поставщиком карт для iPhone. Однако потом Apple решила передоговориться, чтобы допустить третьи компании. Google снова запросил статистику пользовательской активности, и опять получил отказ.По мнению Марка Крэди, оглядываясь назад становится ясно, что даже Стив Джобс, несмотря на его невероятное чутьё, не смог предугадать будущее развитие мобильной картографии. Справедливости ради надо сказать, что, учитывая столь длительные трения между компаниями, Google стоило давно подготовить план Б на случай отказа Apple от сотрудничества. Но когда это наконец произошло в 2012 году, компания была застигнута врасплох и целых три месяца думала, что делать дальше.

Взгляд с улицы В 2007 году Google наняла исследовательскую команду из Стэнфорда, которая занималась трёхмерным сканированием статуи Давида работы Микеланджело. Кроме того, был приобретён стартап VuTool, основанный профессором того же университета, Себастьяном Траном (Sebastian Thrun). Стартап занимался проблемой визуализации данных, снятых с помощью внешних камер, установленных на автомобилях. Новых сотрудников объединили с теми, кто добровольно вызвался потратить свои «экспериментальные 20% времени» на проект, который со временем стал частью GM — Street View.174df6f01ae64f5985af7a52616357a7.jpgЛюк Винсент (Luc Vincent).

Одним из «добровольцев» был Люк Винсент, технический директор Google. В то время он работал в компании уже более десяти лет и входил в группу разработчиков Google Books. По словам Люка, в начале работы над Street View команда разработчиков купила несколько подержанных Chevy Astrovan, примерно по $5000 каждый.

6c82baab56904d80abfdb61f8f1c95f8.jpg

Машины были заполнены оборудованием и курсировали по Маунтин Вью и Пало Альто, снимая улицы. Ехали очень медленно, чтобы снизить влияние вибрации. Помимо прочего, машины были снабжены лазерными установками, на которых красовался яркий бренд SICK.

Шутки шутками, но благодаря Street View проект Google Maps регулярно подвергался нападкам со стороны защитников приватности. Годы спустя будет обнаружено, что один из инженеров Google использовал машины Street View для перехвата Wi-Fi-трафика и перенаправления на серверы Google. За это компания подверглась жёсткой критике в ряде стран.

Кроме того, многие люди не хотели, чтобы их дома были изображены на спутниковых снимках. А тут теперь их ещё и на улице фотографируют. Под давлением общественности Google ввела практику размытия всех автомобильных номеров и лиц пешеходов на снимках Street View. А из-за того инцидента с Wi-Fi сервис подвергся запрету в ряде стран, включая Германию.

Но всё же Street View выдержал все удары, и сейчас он доступен версиях Google Maps в 65 странах. Снимки, сделанные машинами, периодически помогают создавать и исправлять карты GM. C помощью машинного обучения Google теперь может весьма точно показывать на снимках строения, дорожные знаки, особенности движения и номера зданий.

Ground Truth Последний эпизод из биографии Google Maps хранился в тайне многие годы. В 2007 году состоялись два многомиллиардных приобретения: TomTom купила компанию Tele Atlas, а Nokia купила Navteq. Неожиданно для Google, два крупнейших поставщика картографической информации сменили хозяев. И не факт, что новые владельцы окажутся дружелюбными. Компания решила, что нужно что-то делать.Специально созданная группа разработчиков начала изучать, какие именно данные могут понадобиться новым владельцам для создания собственных картографических сервисов, кто владеет подобными данными и, что ещё важнее, кто готов будет их продать. Во многих случаях Google приходилось анализировать ситуации в масштабах отдельных городов. Они называли это Ground Truth (наземная проверка).

За время работы этой аналитической группы удалось выяснить, что проект Ground Truth может помочь Google не только освободиться от архаических лицензионных соглашений, когда-то созданных для CD-ROM и встроенных автонавигаторов, но и разрабатывать новые сервисы, вроде карт велосипедных и пешеходных маршрутов.

И в Google решили этим заняться. Это было хорошо обдуманное решение. Если ты начинаешь создавать карту мира, то уже не можешь никогда остановиться. Ведь мир постоянно меняется, и в ряде случаев это становится настоящим вызовом для компании, поскольку в этом деле нельзя просто попробовать и передумать.

Международная команда из 20 специалистов работала над сбором картографических данных. Себастьян Тран руководил созданием инструментов и сервисов, предназначенных для интеграции всех видов данных. Большая группа программистов из Индии помогала в этой работе.Когда закончена первая очередь и создана карта США, сотрудникам Google были разосланы письма с просьбой протестировать карту там, где они живут, особенно в тех местах, где они сами выросли.

Эпилог На этом заканчивается ранняя история Google Maps. Сегодня многие из тех, кто создавали основные компоненты этого сервиса, либо не работают в Google, либо перешли в другие проекты. Например, Люк Винсент продолжает заниматься обработкой изображений, однако это уже данные с двух спутников, которые Google получил после приобретения компании Skybox за $500 миллионов в июне 2014.Сегодня дивизион геоинформационных сервисов является одним из ключевых подразделений Google. Проект Ground Truth всё ещё работает над поддержанием актуальности карт компании. Приобретаются новые сторонние компании и стартапы, вроде Zagat, Waze и Skybox. Street View пополнился снимками Большого Каньона и каналов Венеции. А карты Google Maps легли в основу одного из самых амбициозных проектов корпорации — робоавтомобилей.

© Habrahabr.ru