[Из песочницы] Псевдо-бесконечная протяженность мироздания или от «бытия» к «небытию»

Все мы с младших классов школы знаем, что на ноль делить нельзя. Однако позже, при дальнейшем изучении математики, вдруг выясняется, что выражение a⁄0 (где a ∈ R) вполне имеет право на существование и, якобы, результат подобно вычисления будет равен плюс/минус бесконечности. И тут, познакомившись с понятием бесконечности, нам объясняют, что a⁄∞=0. Но можно ли утверждать, что на самом деле a⁄∞=0? Скорее всего, это будет не совсем «точное» утверждение, а математика как раз любит «точность», хотя для некоторых случаев и делает кое-какие исключения. Однако, при решении определенных задач, вполне может возникнуть необходимость привести подобное выражение к вполне «определенному» значению. Для этой цели была придумана такая уловка как пределы. Т.е. можно с «математической точность» утверждать, чтоlim (при x→∞)[a/x]=0.Для дальнейшего рассуждения этого нам должно вполне хватить.

Существование насДля того чтобы произошло какое-либо событие (любое) вероятность происхождения этого события должна быть больше нуля. Очевидно, что «невероятное» событие (с вероятностью равной нулю) произойти не может.За основу возьмем то утверждение, что мы с вами существуем. И существуем именно с такими характеристиками как есть сейчас. Т.о. факт наступления данного события (нашего существования) налицо. Соответственно, вероятность нашего существования (как «возможного» и «наступившего» события) обязана быть больше нуля. У «вероятности», как математического понятия, есть несколько определений (зачастую в зависимости от поставленной задачи). Но в принципе, все они исходят из классического определения: Вероятностью случайного события A называется отношение числа n несовместимых равновероятных элементарных событий, составляющих событие A, к числу всех возможных элементарных событий N (это и другие определения вероятности можно посмотреть, например, тут). Или в форме математического выражения: P (A)=n/N, где P (A) — вероятность наступления события, причем 0 ≤ Р (А) ≤ 1. Т.о. для вычисления вероятности существования нас с вами мы принимаем n = 1 (т.к. у нас с вами только одно реальное существование), а N должно равняться количеству всех возможных (мы можем говорить только о теоретических) вариантов существования бытия, что рассмотрено далее.

Варианты нас Представьте себе, что, допустим, монитор, который у Вас сейчас перед глазами, находился бы в данный момент времени на метр (миллиметр, километр, нанометр — не суть важно) в стороне от того конкретного места, что он сейчас занимает. По-видимому, это была бы уже другая вселенная. Ваш монитор имеет в конкретный момент времени конкретные, в частности, пространственные характеристики. Та вселенная, где ваш монитор сам гуляет по проспекту, вполне имеет право на существование (т.е. вероятность наступления такой вселенной тоже, скорее всего, больше нуля), но она не наступила (возможно, пока), так как монитор не где-то, а конкретно перед вами на «своем месте». Так, в принципе, можно рассуждать о любой частице нашей с вами «действительной» вселенной. Можно предположить, что в конкретный момент времени любая частица вселенной (большая или малая) находится на «своем месте», а могла бы, теоретически, находится в каком либо «другом месте» отличном от того где она находится сейчас при прочих равных условиях, т.е. иметь другие пространственные характеристики. И при наличии «других» таких характеристик, мы получаем другой вариант «возможной» вселенной. Вы можете себе вообразить, сколько частиц во вселенной и сколько возможных пространственных характеристик каждая из этих частиц может иметь? Насколько будет огромна такая «вероятностная» матрица возможных состояний? И это только пространственные характеристики, а ведь можно еще учесть, допустим, содержательные характеристики и т.п. Вряд ли кто-то может такое вообразить (говорят, что LSD может в этом помочь — не знаю, быть может). Но люди для подобного придумали термин — бесконечность.Хорошо. Допустим, мы говорим, что вариантов вселенной (хотя бы по пространственным характеристикам ее частиц) может быть «бесконечное» множество. Но тогда возникает одна маленькая трудность. Согласно, представленному выше определению вероятности, мы получим: P (существование нас)=1/∞.Ничего не напоминает? Можно записать так: P (существование нас)=lim (при N→∞)[1/N].В любом случае, с «математической точностью», можно утверждать, чтоP (существование нас)=0.Но мы ведь существуем! Но элементарный расчет показывает, что не должны, при условии, что «вариантов» вселенной может быть бесконечное количество, либо это количество стремится к нулю — оба варианта все равно конкретно не определены.Проблему можно решить, допустив, что количество «вариантов» вселенной N — какое-то вполне конкретное, «конечное» значение, пусть и очень-очень-очень и очень большое, настолько большое, что и вообразить себе невозможно, но, все же, не бесконечность и не неопределенное «стремящееся к бесконечности». В таком случае мы избавимся от неопределенности и получим вполне приемлемый результат: P (существование нас)=1/N=p, хотя р и будет очень-очень-очень и очень маленькое, но все же р > 0. Такое допущение дает нам шанс на существование — определенный вселенский джекпот, так сказать. И еще говорит о том, что ни одна из характеристик материи не может быть неопределенно-бесконечной — фактически, «бесконечности» не должно существовать в сущем (во всяком случае в нашем с вами).

Итак, основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что пространство конечно. Пространство имеет свойство быть заполненным. В нашем с вами случае — заполненным материей. Т.о. можно говорить о том, что сама материя конечна, тем более, что под материей мы понимаем сущее как таковое и соответственно наличие сущего-материи само по себе «порождает» что-то такое (кстати, так же существующее на самом деле) в чем эта материя могла бы находится, а именно — пространство. Выходит, что пространства не может существовать без материи, как и материя без пространства. Тогда, если материя «ограниченна» пространством, а пространство — материей, неизбежно возникает вопрос: что там, за этой «границей»? Скорее всего «ничего». Причем под этим «ничего» мы понимаем «ничто», «не сущее», «отсутствие бытия». Простите за каламбур, но в силу того, что человек никогда с подобным не сталкивался (и, по моему мнению, просто-напросто не может столкнуться в силу своего «бытия») — вряд ли найдутся такие лингвистические формы на Земле, которые бы достоверно описали это «запредельное» «небытие». Можно предположить, что на той «границе» пространство-материя как-то «сворачивается», образуя иллюзию бесконечности. Как именно? — позволим великим умам науки с этим разобраться.

«Бытие/сущее» v.s. «небытие/не сущее» И последнее на что хотелось бы обратить внимание. Мы говорим, о том, что что-то может существовать — входит в состав «сущего», и «есть» «небытие/не сущее» (сразу хотелось написать: «и есть что-то, что не существует» — каламбур на каламбуре). Если есть материя (а она есть), то есть и пространство и наоборот. Представим себе, что есть не одна, а две «воображаемые» вселенные (можно представить две отдельные точки материи в пустоте). Обе вполне себе материальны и пространственны. Если мы говорим, что их две, то это подразумевает, что они как-то отделены друг от друга, имеют «что-то» между ними лежащее. Но что это «что-то» из себя представляет? Если это что-то «сущее» — это материя, соответственно материя отделена материей от материи (мы сейчас не говорим, о том, что материя может иметь различные свойства на своей протяженности, а говорим о материи как таковой), что не имеет смысла. Выходит, что материя едина. Если это «что-то» представляет из себя «небытие/не сущее», то получается, что материя отделена «ничем/не сущим» от материи, т.е. попросту — никакого разделителя нет вообще. Опять же выходит, что материя едина и неразрывна. А те «границы», которые мы, якобы, можем воспринимать — скорее всего, характеризуются различными свойствами материи на своей протяженности.P.S. Вышеизложенное порождает огромное количество вопросов, требующих внимания, размышлений и ответов. Так непонятно, как материя-пространство может «сворачиваться» на своей границе? Как в таком случае существует движение и, соответственно, время? Не до конца понятен механизм динамики вселенной, в частности, ее, якобы «расширение», что опять же приводит к вопросу о «рождении» вселенной и бытия как такового.Вопросов уйма. Их можно задавать до «бесконечности», но главное — суметь найти ответы.

© Habrahabr.ru