[Из песочницы] Пара способов отправить уведомления на смартфон со своего сервера

В этом туториале я рассмотрю пошагово, как отправлять со своего сервера уведомления на свой (или не свой) смартфон, какие средства для этого понадобятся. Эти способы универсальны и подойдут для любого языка программирования, т.к. напрямую используют API гугла, без использования библиотек. Отправить можно на смартфоны с Android, iOS и в браузеры с поддержкой Push API (на сегодня это Chrome, Firefox и их производные).

В общем всем тем, кто давно хотел отправлять уведомления со своего домашнего сервера на свой смартфон, но не знал с чего начать, посвящается.

Немного истории. В начале (с версии андроида 2.2) у гугла для доставки использовалась система C2DM (Android Cloud to Device Messaging), начиная с июня 2012 для этого стали предлагать использовать GCM (Google cloud messaging).

В настоящее время используется универсальная платформа Firebase, которая помимо доставки уведомлений имеет ещё много всяких других возможностей. Firebase тоже успела эволюционировать и протокол первого поколения уже считается устаревшим и для доставки сообщений рекомендуется использовать протокол второго поколения.

Технически, уведомления отправляются с сервера не напрямую в смартфон, а на некий промежуточный сервер, на котором при необходимости хранятся до 4-х недель (настраиваемо), и по возможности отправляются получателю. Т.е. если смартфон находится оффлайн, сервер ждёт. Как только появляется возможность — отправляет.

1. Регистрируемся в Firebase


Для регистрации в Firebase понадобится учётка гугла.

6fpeycrg-ifovp9edicahxt8l9a.png

Жмём «Перейти к консоли».

518pkvycwiazsvmnvyyz8j1bts8.png

Затем «Добавить проект».

imgej1_kyvqfsefsqetyxbcpcoi.png

Вводим название проекта. Рекомендую в диапазоне 8–16 символов.
Выбираем страну. Жмём «Создать проект».

2. Настраиваем Firebase


0fswpisfpmdbto5i2c_r-rk2y38.png

Прокручиваем до блока «Notifications», жмём «Начать».

Вам предложат выбрать приложение, для которого ваши уведомления будут отправляться.

g8zcoopkeqw-kthksdb5zfujah0.png

Шаги для Andriod-приложения:

asrxwwfw19ytfvhwhu80vdjqrba.png

Шаг 1 — Вводим название проекта на Andriod.
Жмём «Зарегистрировать приложение».

ahyriiuo1gecrwd4rji7vogxj7m.png

Шаг 2 — Жмём «Скачать google-services.com».
Добавляем скачанный файл конфигурации в проект, рядом с файлом build.gradle (тем, который персональный для приложения).
Жмём «Продолжить».

fkf9n87navfkq6uke4x4_9ivmni.png

Шаг 3 — Добавляем в проект зависимости.
в файл /build.gradle строчку
classpath 'com.google.gms: google-services:3.1.0'
в файл //build.gradle строчку
apply plugin: 'com.google.gms.google-services'
Тут всё, жмём «Готово».

После настройки приложения, можно сразу протестировать работает ли связь отправив тестовое сообщение (нет нельзя, у нас ещё нет ID клиента, куда слать).

3. Настройка приложения Android на приём уведомлений.


Важное примечание: некоторые оболочки, например MIUI, могут блокировать уведомления, если приложение не запущено или не висит в фоне. Делается это якобы для экономии заряда батареи.

Грубо говоря, отправлять можно два вида уведомлений:
 — уведомление по запросу,
 — уведомление с полезной нагрузкой.
У них разные способы взаимодействия с приложением.

Уведомление по запросу выведет уведомление в области уведомлений, но только в случае если приложение свёрнуто. При тапе пользователя оно откроет заранее выбранную (при отправке) активити приложения, и передаст бандлом экстра-параметры.

Уведомление с полезной нагрузкой требует наличия в приложении пары служб, в которые и передаётся управление, но на длительность не дольше 10 секунд.

Ниже приведён пример службы, которая отвечает за генерацию ID клиента.

package ru.pyur.loga;

import android.util.Log;

import com.google.firebase.iid.FirebaseInstanceId;
import com.google.firebase.iid.FirebaseInstanceIdService;



public class TestFirebaseInstanceIdService extends FirebaseInstanceIdService {
  public static final String TAG = "TestFbseInstIdSvc";

  @Override
  public void onTokenRefresh() {
    String refreshedToken = FirebaseInstanceId.getInstance().getToken();
    Log.d(TAG, "Refreshed token: " + refreshedToken);

    //~sendRegistrationToServer(refreshedToken);
  }

}

И пример кода службы, принимающей сообщения. Приложение должно быть запущено, или висеть в фоне, иначе не гарантируется приём сообщений. Некоторые оболочки, например MIUI, в целях экономии, режут всё подряд, в том числе привелегии фоновых служб.

package ru.pyur.loga;

import android.app.Notification;
import android.app.NotificationManager;
import android.content.Context;
import android.support.v4.app.NotificationCompat;
import android.util.Log;

import com.google.firebase.messaging.FirebaseMessagingService;
import com.google.firebase.messaging.RemoteMessage;

import static ru.pyur.loga.AcMain.context;



public class TestFirebaseMessagingService extends FirebaseMessagingService {
  public static final String TAG = "TestFbseMsgngSvc";

  @Override
  public void onMessageReceived(RemoteMessage remoteMessage) {
    Log.d(TAG, "From: " + remoteMessage.getFrom());

    if (remoteMessage.getData().size() > 0) {
      Log.d(TAG, "Message data payload: " + remoteMessage.getData());

      String val1 = remoteMessage.getData().get("val1");
      String val2 = remoteMessage.getData().get("val2");
      String val3 = remoteMessage.getData().get("val3");
      int color = (1<<16)|(1<<8)|(0);
      ShowNotification(val1, val2, color);
    }

    if (remoteMessage.getNotification() != null) {
      Log.d(TAG, "Message Notification Body: " + remoteMessage.getNotification().getBody());
    }
  }


  @Override
  public void onDeletedMessages() {
    // In some situations, FCM may not deliver a message. This occurs when there are too many messages (>100) pending for your app on a particular device
    // at the time it connects or if the device hasn't connected to FCM in more than one month. In these cases, you may receive a callback
    // to FirebaseMessagingService.onDeletedMessages() When the app instance receives this callback, it should perform a full sync with your app server.
    // If you haven't sent a message to the app on that device within the last 4 weeks, FCM won't call onDeletedMessages().
  }


  void ShowNotification(String title, String text, int color) {
    NotificationCompat.Builder mNotify = new NotificationCompat.Builder(context, "");
    mNotify.setLights(color, 100, 200);
    mNotify.setSmallIcon(R.drawable.service_icon);
    mNotify.setContentTitle(title);
    mNotify.setContentText(text);
    mNotify.setDefaults(Notification.DEFAULT_SOUND);

    NotificationManager mNotificationManager = (NotificationManager) getSystemService(Context.NOTIFICATION_SERVICE);

    int mId = 1001;
    try { mNotificationManager.notify(mId, mNotify.build()); }
    catch (Exception e) { e.printStackTrace(); }
  }


}

не забудьте прописать службы в манифесте.


  
    
  




  
    
  

ID клиента генерируется на устройстве, но вы сами выбираете способ доставки этого ID к себе на сервер.

Вот теперь можно протестировать, отправив тестовое сообщение из консоли.

el-n8_6axrzo61neipdeg2qyim8.png

ox8e-xzlwoasr0lp97z24qn87gy.png

4. Отправляем уведомление со своего сервера


Существует несколько способов обмена данными с сервером Firebase. Мы рассмотрим два способа обмена по протоколу HTTP.

Протокол первого поколения — Legacy HTTP


o7fugv3z-jdzjlogrrfrtlhghsi.png

Понадобится ключ. Жмём на гайку, выбираем «Настройки проекта».

ukrua-jjfwuwrmglv0wc63sp2hk.png

Вкладка «Cloud Messaging».
Копируем «Устаревший ключ сервера».

'.$receive.'
'; ?>


Здесь в поле «to» надо подставить ID клиента. В http заголовок «Authorization: key=» подставить «Устаревший ключ сервера».

Протокол второго поколения — (Modern) HTTP v1.


(источник: developers.google.com/identity/protocols/OAuth2ServiceAccount)
Не спрашивайте, почему вторая версия протокола называется V1, видимо первая считалась бетой и носила нулевой номер.
Я не углублялся в подробности, но так понимаю этот протокол более универсальный и имеет более широкие возможности, чем просто отправка уведомлений.

.iam.gserviceaccount.com",'.
 '"scope":"https://www.googleapis.com/auth/firebase.messaging",'.
 '"aud":"https://www.googleapis.com/oauth2/v4/token",'.
 '"exp":'.($issue_time + 3600).','.
 '"iat":'.$issue_time.'}');
  // см. примечание

$private_key = '
-----BEGIN PRIVATE KEY-----
MIIEvQIBADANBgkqhkiG9w0BAQEFAASCBKcwggSjAgEAAoIBAQCwR1biSUCv4J4W
****************************************************************
****************************************************************
...
****************************************************************
teTJImCT6sg7go7toh2ODfaPmeI0nA/LwSjzWs0b8gdIYPT5fAsvfQiND0vu/M3V
7C/z/SmIKeIcfOYrcbWQwTs=
-----END PRIVATE KEY-----
';

$data = $JWT_header.'.'.$JWT_claim_set;
$binary_signature = '';

openssl_sign($data, $binary_signature, $private_key, 'SHA256');

$JWT_signature = base64_encode($binary_signature);


$JWT = $JWT_header.'.'.$JWT_claim_set.'.'.$JWT_signature;



  // -- шаг 2. авторизируемся и получаем токен -- //

$socket = @fsockopen('ssl://www.googleapis.com', 443, $errno, $errstr, 10);

if (!$socket)  die('error: remote host is unreachable.');


$payload = 'grant_type=urn%3Aietf%3Aparams%3Aoauth%3Agrant-type%3Ajwt-bearer&assertion='.rawurlencode($JWT);

$send  = '';
$send .= 'POST /oauth2/v4/token HTTP/1.1'."\r\n";
$send .= 'Host: www.googleapis.com'."\r\n";
$send .= 'Connection: close'."\r\n";
$send .= 'Content-Type: application/x-www-form-urlencoded'."\r\n";
$send .= 'Content-Length: '.strlen($payload)."\r\n";
$send .= "\r\n";

$send .= $payload;


$result = fwrite($socket, $send);

$receive = '';
while (!feof($socket))  $receive .= fread($socket, 8192);

fclose($socket);

echo '
'.$receive.'
'; // — parse answer JSON (lame) — // $line = explode (»\r\n», $receive); if ($line[0] != 'HTTP/1.1 200 OK') die ($line[0]); $pos = FALSE; if (($pos = strpos ($receive,»\r\n\r\n», 0)) !== FALSE) { if (($pos = strpos ($receive,»{», $pos+4)) !== FALSE) { if (($pose = strpos ($receive,»}», $pos+1)) !== FALSE) { $post = substr ($receive, $pos, ($pose — $pos+1)); $aw = json_decode ($post, TRUE); $access_token = $aw['access_token']; } else die ('} not found.'); } else die ('{ not found.'); } else die ('\r\n\r\n not found.'); // — шаг 3. отправляем запрос на Firebase сервер — // $socket = @fsockopen ('ssl://fcm.googleapis.com', 443, $errno, $errstr, 10); if (!$socket) die ('error: remote host is unreachable.'); $payload = '{ «message»:{ «token» : «cGAFgPJGf-s: APA91bF**…**aEVM17c9peqZ», «notification» : { «title» : «Заголовок сообщения», «body» :»(Modern API) Моё первое сообщение через Firebase!» } } }'; // или $payload = '{ «message»: { «token» : «cGAFgPJGf-s: APA91bF**…**aEVM17c9peqZ», «data»:{ «val1» : «Заголовок сообщения», «val2» :»(Modern API) Моё первое сообщение через Firebase!», «val3» : «дополнительные данные» } } }'; $send = ''; $send .= 'POST /v1/projects/pyur-test-id/messages: send HTTP/1.1'.»\r\n»; $send .= 'Host: fcm.googleapis.com'.»\r\n»; $send .= 'Connection: close'.»\r\n»; $send .= 'Content-Type: application/json'.»\r\n»; $send .= 'Authorization: Bearer '.$access_token.»\r\n»; $send .= 'Content-Length: '.strlen ($payload).»\r\n»; $send .= »\r\n»; $send .=$payload; $result = fwrite ($socket, $send); $receive = ''; while (! feof ($socket)) $receive .= fread ($socket, 8192); fclose ($socket); echo '
'.$receive.'
'; ?>

xnaegaihh7l5xxwsjakmatwdkio.png

по адресу console.firebase.google.com/project/poject-id/settings/serviceaccounts/adminsdk надо скопировать «Сервисный аккаунт Firebase» и подставить в переменную »$JWT_claim_set», в поле «iss».

Жмём «Создание закрытого ключа»

_brpxpidslvvkhxgc7dafpjrvgm.png

Создаём ключ, сохраняем, никому не показываем. В скачанном файле будет содержаться «Закрытый ключ», его подставляем в переменную »$private_key».

Хинт: токен, полученный в шагах 1 и 2 можно и нужно кешировать в локальном временном хранилище, например файле, или базе данных. И только по истечении времени (по умолчанию один час), запрашивать у сервера авторизации следующий токен.

la1dgypfdbovku0throlg1yj1ze.png

Важно! Перед использованием Modern Http API необходимо явно разрешить его использование здесь: console.developers.google.com/apis/library/fcm.googleapis.com/? project=your-project

Бонус, дополнительные параметры для уведомлений:


sound — либо «default», либо имя ресурса в приложении. Должен располагаться в »/res/raw/». Формат MP3, AAC или ещё чего подходящее.
icon — меняет иконку уведомления. Должна храниться в «drawable» приложения. Если отсутствует, FCM будет использовать иконку приложения (указанную как «launcher icon» в манифесте приложения).
tag — Следует использовать для группировки однотипных уведомлений. Новые уведомления будут выводиться поверх уже имеющихся с таким же тегом.
color — цвет иконки, задаётся как »#rrggbb» (у меня в MIUI не заработало)
click_action — запускаемое активити, при нажатии пользователем на уведомлении.

Заключение


В будущем API вероятно будет изменяться, объявляться depricated и т.п. Поэтому сегодня думаю стоит делать сразу на протоколе HTTP v1.

Мне будет интересно почитать в комментариях оригинальные способы применения уведомлений, помимо новых сообщений из вконтактика. К примеру у меня настроен мониторинг вентиляторов ардуиной, и если они остановятся, отправляется уведомление.

Да, я в курсе, что существует Zabbix и т.п., но тема статьи — домашние сервера, и прочие умные дома. Считаю системы корпоративного класса перебором в любительских поделках.

© Habrahabr.ru